Методы пренатальной диагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы пренатальной диагностики.



Ультразвук. Применяют для установления точного срока беременности, с целью исключения смерти плода, для определения многоплодной беременности. Кроме того, этот метод позволяет распознать анэнцефалию, микроцефалию, гидроцефалию, некоторые случаи спинномозговых грыж, синдром Дауна.

Амниоцентез. Прямая пункция полости матки на сроке 15-16 недель беременности, совершаемая после УЗИ, с целью получения образца околоплодных вод. В амниотической жидкости выявляют альфа-фетопротеин, повышенный или пониженный уровень которого указывает на наличие грубых аномалий развития плода. Кроме того, с помощью данного метода диагностируется синдром Дауна и различные ферментопатии.

Фетоскопия (амниоскопия). Осмотр плода с целью выявления грубых аномалий развития на 18-20 неделях беременности.

Исследование крови плода. Для получения образца хромосом для генетического анализа.

Такое большое количество методов ранней диагностики способствует получению боле обширной информации о природе умственной отсталости и приводит к улучшению коррекционной работы с умственно отсталыми людьми. Информация о физическом и психическом развитии лиц с умственной отсталостью способствует более детальному изучению таких детей и помогает скоординировать деятельность врачей, педагогов и психологов, работающих с ними.

Существование психологических и педагогических показаний для абилитации отстающих в своем развитии детей привело к созданию специальной отрасли психологии и педагогики, которая изучает психические расстройства и аномалии развития с целью выработки путей их преодоления.

Такой отраслью является лечебная педагогика, т. е. педагогическое воздействие наличность отстающего в развитии или больного ребенка (подростка) с лечебной целью. Объект лечебной педагогики - все дети с отклонениями в развитии, имеющие трудности во время обучения в школе, при воспитании в семье и школе, дети, педагогически и социально запущенные. Эффективность усилий лечебной педагогики связана с использованием успехов возрастной физиологии, детской и подростковой психиатрии, медицинской и специальной психологии, патопсихологии, психогигиены, индивидуальной и семейной психотерапии. Так, например, коллективная психотерапия всегда является комбинацией психотерапевтических и лечебно-педагогических методов. Психотерапия всегда содержит элементы воспитания, а лечебная педагогика сопровождается психотерапевтическим воздействием.

Задачи лечебной педагогики - коррекция поведения, ликвидация связанной с отставанием в развитии педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться (педагогическая абилитация), или же приобретение профессиональных навыков. Задачей лечебной педагогики отстающих в развитии детей является стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка.

Основной принцип лечебной педагогики - единство лечебного и педагогического процессов. Разрабатывая коррекционную педагогическую программу, следует учитывать этиологию отставания развития, степень его выраженности, основные клинические проявления ведущего нарушения, форму психического недоразвития, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, степени социальной и педагогической дезадаптации, а также возраст ребенка. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий своеобразие развития, состояние как психического, так и соматического здоровья и особенности характера. Важно сочетать индивидуальную коррекционную воспитательную работу с оздоровлением окружающей микросоциальной среды.

Требования, предъявляемые отстающим в развитии детям и подросткам, должны соответствовать их психическим и физическим возможностям, что должно способствовать подъему настроения, повышению самооценки и веры в способности.

 

Вопросы и задания.

1. Общие принципы диагностики умственной отсталости.

2. Основные видя и методы диагностики умственной отсталости.

3. Медико-генетическое консультирование и пренатальная диагностика умственной отсталости.

4.Дайте определение понятий социальная адаптация, абилитация и реабилитация, коррекция и компенсация, интеграция.

5.Раскройте основные задачи и направления лечебной педагогики.

6.В чем заключается единство лечебного и педагогического процессов.

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Основная цель службы специальной психологической помощи в системе образования - выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся и воспитанников.

Эта основная цель реализуется в следующих видах деятельности специального психолога:

1. Дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития для подбора соответствующего образовательного учреждения.

2. Разработка индивидуальной психологической коррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка.

3. Оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка.

4. Формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем.

5. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с особыми образовательными потребностями, рекомендации в отношении учебной нагрузки, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе.

6. Консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами.

7. Обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих. Психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

8. Обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка.

9. Формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в социокультурную среду образовательного учреждения.

10. Формирование у педагогов, воспитателей образовательных учреждений родителей, а также детей и подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавая условия для полноценного личностного развития.

 

Вопросы и задания.

1. Назовите цель и задачи деятельности специального психолога.

2. Перечислите основные направления деятельности специального психолога.

 

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗНЫЕ ФОРМЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

 

Содержание коррекционной педагогической работы с детьми и подростками, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие им предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начать коррекционное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка, определить продолжительность этой работы, время ее завершения и выхода индивида с нарушениями развития в самостоятельную жизнь.

Одно из первых мест в этой коррекции развития занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и с взрослыми людьми.

Для разработки навыков общения используются программы, разработанные Л. М. Шипицыной (1994,2000), Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. А. Нисневич (2000), И. Н. Мамайчук (2003) и др.

Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению, положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности улучшит освоение не только школьной программы, но и сделает более эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни. Формирование адекватной самооценки вызовет у ребенка больше доверия к себе, уменьшит его страх перед любой активностью и облегчит ее выполнение. Для формирования самооценки ребенка (подростка) необходимо проводить упражнения и вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую реакцию на успех и неуспех, поощрять доверием, так как оно может стать дополнительным стимулом познавательной активности.

Специального внимания заслуживает тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира. Совершенствование грубой и особенно тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширят возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшат формирование речи и мышления. Развитию умственно отсталых детей может способствовать использование различных педагогических приемов, в том числе и один из наиболее эффективных - метод сравнения как конкурентная форма анализа и синтеза, повышающая их общую умственную активность в процессе коммуникативного обучения и воспитания. Этот метод - первоначальное средство, с помощью которого обеспечивается переход объективного "внешнего противоречия" во "внутреннее противоречие", стимулирующее развитие. Через сравнение умственно отсталые индивиды смогут воспринимать различие, подобие и сходство. Они смогут соотнести настоящее и реальное с будущим, рассматривая, таким образом, противоречие как источник развития. Сравнение как интеллектуальный процесс вызовет у индивида свойственные ему чувства и стремления, приобретая большое значение для становления личности.

Коррекционная педагогическая работа с умственно отсталыми детьми (подростками), страдающими церебрастенией, проводится с учетом имеющихся у них наряду с нарушениями в познавательной сфере психической слабости, утомляемости, истощаемости, нарушений памяти. В связи с этим приходится пользоваться приемами, облегчающими запоминание. Помочь может более широкое использование зрительных образов. Создание наглядных пособий самими учащимися также способствует лучшему усвоению материала. Облегчение преподаваемого материала и снижение требований, сочетающиеся с предоставлением дополнительного отдыха, - важные условия лечебной педагогики при этой форме психопатологии. При повышенной аффективной возбудимости, раздражительности и склонности к ссорам дети нуждаются в занятиях, соответствующих возможностям и к которым они проявляют склонность. Привлечение их общественным обязанностям облегчает адаптацию.

Лечебная педагогика умственно отсталых подростков (детей) с расстройствами личности (психопатией) направлена на коррекцию патологических личностных реакций, связанных с повышенной общей возбудимостью или же с заторможенностью, на ликвидацию педагогической и социальной запущенности и связанные с ней асоциальные тенденции и отрицательное отношение к учебе. Успеха в коррекционной воспитательной работе можно добиться лишь при согласованных действиях психологов, социальных работников, педагогов, медиков и членов семьи. Строгий режим, чередование учебы, труда и отдыха должны быть главным условием лечебно-педагогических мер. Среди разных форм трудового воспитания выделяют привлечение к полезной и интересной деятельности: ухаживанию за животными, работе в огороде и саду, в столярных, швейных мастерских, занятиям в художественных кружках и т. д. Большое значение для перевоспитания больных имеет участие в коллективной работе и общественной деятельности.

При преобладании повышенной аффективной возбудимости наиболее эффективными могут оказаться систематические занятия трудом и спортом, регулярные поручения, воздействие коллектива, обсуждающего поведение подростка (ребенка).

При наблюдающемся у умственно отсталых детей синдроме эмоционально-волевой неустойчивости необходимо выработать понимание чувств окружающих, положительную трудовую установку, ответственность за порученное дело, что может уменьшить несамостоятельность, пассивность и безответственность.

Умственно отсталым детям и подросткам с истероидными чертами личности требуется ровное, без всяких скидок отношение, интересное и посильное для них занятие, преодоление их представлений о собственной исключительности, обучение умению подчинять собственные интересы интересам семьи, коллектива, воспитание чувства товарищества.

Тормозимые, робкие, неинициативные отстающие в развитии дети смогут преодолеть эти черты вовлечением в коллективные формы деятельности с постоянным поощрением каждого даже малейшего успеха.

Организация коррекционной психолого-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (подростками), имеющими расстройства личности, должна учитывать, что они из-за предшествующего негативного опыта не имеют интереса к учебе. Весь учебный процесс должен быть стройным и четким. Материал следует излагать максимально доступно и разнообразно. Оценка знаний проводится в щадящей самолюбие форме. Для восстановления побуждений к учебе задания целесообразно давать в четкой форме, сопровождая их планом выполнения, гарантируя будущие успехи.

Лечебно-педагогические приемы, являющиеся основными в абилитации индивидов с отставанием в развитии, должны сочетаться с психотерапией. Сомнениям, касающимся отсутствия эффективности этого подхода в процессе социализации умственно отсталых индивидов, уже в 1911 году положил конец В. М. Бехтерев, сказавший в своем докладе на 1 -м педологическом конгрессе следующее: "В состояниях отсталости, зависящей от каких-либо индивидуальных условий, а также и в случаях каких-либо иных психических отклонений у детей одно простое воспитание оказывается почти всегда бессильным, и лишь психотерапия оказывается тем приемом, который исправляет иногда даже очень тяжелые и запущенные воспитанием случаи..."

Возможность использования психотерапии определяется внушаемостью индивидов с умственной отсталостью. Эффективность этого метода подтверждается экспериментально. Под влиянием внушения продуктивность выполнения заданий у подростков, подвергнувшихся психотерапии, увеличивается примерно на 20%. Под влиянием суггестии в сочетании с последующей психокоррекционной работой у умственно отсталых детей и подростков повышается психическая активность, работоспособность, а при нарушениях поведения (воровстве, лживости, грубой брани, побегах и др.) улучшается социальная адаптация, а также повышается личный статус (Вайзман Н. П., 1992). Гипнотерапия и лечебный сон показаны для лечения невротических реакций (энурез, фобии, двигательное возбуждение) у умственно отсталых детей.

Трудовое обучение - неотъемлемая часть коррекционно-педагоги-ческого процесса. Г. М. Дульнев (1969) выделяет его задачи: подготовка к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов, использование процесса трудового обучения для исправления существенных недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности отстающего индивида, облегчающих его включение в трудовые отношения людей в обычном коллективе на производстве.

Семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его лечении. Невозможно достигнуть значительного успеха в лечебном и коррекционном педагогическом процессе, абилитации больного, помочь ему реализовать потенциальные возможности и достичь максимума возможного развития без правильного и понимающего отношения к нему семьи.

Изучены требования жизни и само бремя, которое несут родители умственно отсталых детей, а не только их невротические реакции, как это делалось прежде (Olshansky S., 1966). Выявлены также знания родителей и их отношение к психическому недоразвитию и то, как эти отношения могут нарушить развивающуюся идентификацию семейных ролей. Оказалось, что семейный климат зависит от многих факторов: когда и как родители узнали о неполноценности ребенка, типов реакций на диагноз, от размеров семьи, ее социально-экономического положения, амбиций, морально-психологической атмосферы и здоровья ее членов.

Родители иногда немедленно отказываются от малыша или стремятся устроить его в стационар, не учитывая той большой пользы, которую ему принесет семейное воспитание. В это время семья нередко обращается к врачу за советом, следует ли отдать ребенка на воспитание в специальное учреждение, и если да, то когда лучше это сделать. Правильный совет может последовать лишь при хорошей ориентировке врача в психологическом состоянии матери и межперсональных отношениях в семье. Он должен указать, что основная ответственность за воспитание лежит на родителях и что для ребенка, в особенности отстающего в развитии, наилучшей средой, безусловно, является семья.

Завершить этот раздел можно словами Л. М. Шипицыной (2002), которая полагает, что программа переходного возраста от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью должна включать в себя: социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаимодействие, организацию досуга); профессиональную подготовку (подготовку для работы в сфере обслуживания); обеспечение равных возможностей проживания (развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних и школьных условий, умение независимого функционирования).

 

Вопросы и задания.

1. Перечислите основные направления деятельности педагога коррекционного учреждения.

2. В чем заключается специфика коррекционной работы с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости.

3. Какова роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации лиц с умственной отсталостью.

 

 

Библиография. Интернет-ресурс

Список используемой литературы

1. Основы специальной психологии: учеб. пособие: Доп. МО РФ / Под ред. Л.В. Кузнецовой.— 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009.

2. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского.— 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр "Академия", 2009.

Дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т.5: Основы дефектологии.– М., 1983.

2. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 2008.

3. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 30-35.

4. Красовский Т.В., Шармина С.Л. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального сиротства и медико-психолого-педагогическая реабилитация // Дефектология. – 2005. – № 1 – С. 78-85.

4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.

5. Мастюкова Е.М. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2005.

6. Метиева Л.А. Формирование саморегуляции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебной деятельности // Дефектология. – 2005. –№ 6. – С. 55-61.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2003.

8. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.

9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.

10. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2006.

11. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – 6-е издание. – М., 2006.

12. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Дефектология. – 2003. – № 6. – С. 18-25.

 

Интернет-ресурс

1. http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

2. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

3. http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия»

4. http://www.school.edu.ru – Российский образовательный портал

5. http://www.pedlib.ru. –электронная педагогическая библиотека

6. http://pedlib.ru/ - педагогическая библиотека

7. http://fcior.edu.ru – федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Предисловие с. 3-6

Раздел 1. Общие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью.

 

Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости. С. 6-14.

 

Глава 2. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. С. 14-18.

Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция). С. 18-20.

Глава 4. Причины умственной отсталости. С. 20-29.

Глава 5. Степени умственной отсталости. С. 30-34.

Глава 6. Систематика форм умственной отсталости. С. 34-57.

Глава 7. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. С. 57-61.

 

Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.

Глава 1. Особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью. С. 62-66.

Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью. С. 66-69.

 

Раздел 3. Особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.

Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью. С. 70-71.

Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц. С. 72-77.

Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью. С. 77-79.

Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью. С. 80-82.

Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью. С. 82-86.

Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью. С. 86-91.

Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью. С. 91-94.

 

Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.

Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью. С. 94-99.

Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью. С. 99-103.

 

Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.

Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью. С. 103-110.

Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков. С. 110-111.

Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости. С. 111-115.

Литература. С. 116-119.

Содержание. С. 120-121.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.057 с.)