Глубокая степень умственной отсталости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глубокая степень умственной отсталости.



Глубокая умственная отсталость встречается в 1 % случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной глубокой умственной отсталости могут быть также наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Коэффициент умственного развития ориентировочно оценивается ниже, чем 20. Это означает, что глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Их психика – на низких ступенях развития.

Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самообслуживании. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие – злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. Часто имеются оказывающие влияние на подвижность больных тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха. Диагностика возможна на первом году жизни. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в появлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что лица с глубокой степенью умственной отсталости вынуждены вести лежачий образ жизни. Лица с глубокой степенью умственной отсталости в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты.

Вопросы и задания.

1. Дайте психолого-педагогическую характеристику лиц с незначительной степенью умственной отсталости.

2. Дайте психолого-педагогическую характеристику лиц с умеренной степенью умственной отсталости.

3. Дайте психолого-педагогическую характеристику лиц с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.

 

 

ГЛАВА 6.

СИСТЕМАТИКА ФОРМ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

 

С самого начала изучения умственной отсталости исследователи были убеждены в его многообразии.

Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.

Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Ф. Пинелем (1806) четырех видов идиотии, Ж.Э-Д. Эскироль (1838) стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия. Именно он сравнил идиотию с бедняком, который никогда не имел богатства, а приобретенную деменцию с состоянием постепенно разоряющегося богача. Отечественный ученый П.П. Малиновский (1847) различал врожденное и неврожденное слабоумие, подробно описал дефекты и уродства у больных с врожденным слабоумием и считал, что «врожденное слабоумие и бессмыслие никогда не излечиваются».Такой пессимистический подход долгие годы предопределял отношение клиницистов к детям с умственной отсталостью как бесперспективным в плане лечения. В новом определении Американской ассоциации специалистов по психической отсталости (1992) умственная отсталость обозначается как «значительное ограничение настоящего функционирования», при этом коэффициент интеллекта IQ имеет составляет 70 и ниже.

Наиболее распространенной классификацией является дифференциация умственной отсталости по степеням на идиотию, имбецильность, дебильность.

Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.

Разнообразие симптоматики умственной отсталости послужило причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Г.Я. Трошин (1915) выделяет апатичных, боязливых, сенситивных и т.д умственно отсталых индивидов. К. Шнайдер (1949), разделив умственно отсталых лиц на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно упрямого, инертно-пассивного, невольно показал всю несостоятельность такого подхода к систематизации.

Этиологические классификации.

С расширением знаний о причинах психического недоразвития, особенно после выявления того, что оно может быть результатом заболеваний и других вредностей, воздействующих на мозг плода и младенца, возникло много этиологических классификаций (Азбукин Д.Н., 1936;Озерецкий Н.И.,1938; Kohler C., 1963; Tredgold A., 1956).

Наиболее раннее и простое дихотомическое деление умственной отсталости основано на предполагаемом эндогенном происхождении одних форм и экзогенном других. Эндогенный синдром понимается как генетически обусловленное состояние психического недоразвития. Типичным для него считают отсутствие неврологических симптомов и грубых характерологических изменений (Исаев Д.Н.). Экзогенный синдром возникает при повреждениях или инфекционных поражениях мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Психическая неполноценность в этих случаях сочетается с расстройствами перцепции и нарушениями поведения. При всем многообразии положительных сторон, данные классификации в недостаточной степени отражают многообразие клинических проявлений умственной отсталости.

Этиопатогенетические классификации.

Систематика по этиологическому признаку получила развитие в этиопатогенетических классификациях. Одна из первых этиопатогенетических классификаций принадлежит W. Strohmayer (1926), который две основные группы психической отсталости делил на отдельные формы в зависимости от разных критериев (особенностей развития, времени поражения, этиологических факторов и др.). Отечественные ученые М.О. Гуревич (1932), С.Я. Рабинович (1940), дифференцируя различные группы олигофрении, стремились учитывать не только качество вредности, но и время ее действия, а также течение и интенсивность заболевания, нарушившего психическое развитие.

Наиболее известной является классификация Г.Е. Сухаревой (1965). В связи с концепцией автора о зависимости характера поражения от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести, выделяют три группы олигофрений. Внутри каждой группы проводится дифференциация по этиологии.

Первая группа обусловлена патологией генеративных клеток родителей – эндогенная олигофрения.

Вторая группа связана с вредностями, действовавшими в течение внутриутробного периода (эмбрио- и фетопатии) – эмбриопатическая олигофрения.

В третью группу входят формы, которые были обусловлены повреждением центральной нервной системы в натальном и раннем постнатальном (до трех лет жизни) периоде. Это так называемая экзогенная олигофрения.

Этиопатогенетические классификации вполне приемлемы для клинических исследований, лечения и профилактики, но для социального прогноза и для оценки обучаемости детей они недостаточны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)