Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, причины и формы умственной отсталости

Поиск

Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое выра­женное нарушение познавательной деятельности вследствие диффуз­ного (разлитого) органического поражения центральной нервной сис­темы (Рубинштейн С.Я., 1970; Дульнев Г.М., Лурия А.Р., 1973).

Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического дефекта является недораз­витие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически мо­лодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых (Певзнер М.С., 1959; Сухарева Г.Е., 1965).

Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и раз­личаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим прояатениям, времени возникновения и особенностям протекания. Од­нако объединяющим признаком для всех без исключения форм явля­ется тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития из-за необратимого поражения ЦНС ребенка до двухлетнего возраста с последующим прекращением заболевания (Лебединский В.В., 1985). Дальнейшее физическое и психическое развитие протекает на дефект­ной основе. Таким образом, умственная отсталость - не однородное состояние, она имеет множество проявлений, обусловленных врож­денными и приобретенными причинами, в том числе и неблагоприят­ными условиями воспитания, которые могут усилить дефект.

Этиологические факторы умственной отсталости делятся на эн­догенные (генетические) и экзогенные (внешнесредовые). Генетичес­ки обусловлены около 50-70% дифференцированных форм умствен­ной отсталости. Около 1500 нервных и психических заболеваний, в том числе и умственная отсталость, связаны с неблагоприятными генетическими мутациями и около 300 - с хромосомными мутация­ми (Шипицына Л.М. с соавт., 1995). Генетические факторы могут выступать самостоятельно и в сложном взаимодействии со средой.

К экзогенным факторам относятся прежде всего внутриутробные инфекции. Наиболее опасен в этом отношении вирус краснухи. Ано­малии физического и психического развития, часто сочетающиеся с врожденными аномалиями зрения и слуха, наблюдаются у 25% детей, матери которых перенесли краснуху в первые 12 недель беременно­сти. Почти также опасен вирус эпидемического паротита (свинки). У женщин, перенесших эпидемический паротит в первом триместре беременности, в 20-22% случаев рождается неполноценное потом­ство. На более поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и к возникновению у него внутриутробных энцефалитов.

Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной от­сталости как экзогенного, так и эндогенного характера. В первом слу­чае продукты распада алкоголя и наркотиков (токсины) из-за общей системы кровообращения матери и плода отравляют развивающийся плод. Во втором случае длительное употребление алкоголя и нарко­тиков (и их заменителей) вызывает необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка (Пузанов Б.П., Шаховская С.Н. и др., 1999).

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают хронические инфекционные болезни, заболевания сердечно-сосуди­стой системы, почек, печени, нарушения обмена веществ у матери, влияние радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клет­ки родителей и сам плод (Лебединский В.В., 1985).

Клиническая картина нарушений познавательной деятельности складывается из особенностей психопатологических, неврологичес­ких и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечаются четко очерченные специфические симптомы, позволяющие устано­вить диагноз, называются дифференцированными формами умствен­ной отсталости. Все остальные случаи умственной отсталости отно­сятся к группе клинически недифференцированных нарушений.

По клиническим проявлениям все случаи умственной отстало­сти делятся на неосложненные, осложненные и атипичные. Неосложненные формы характеризуются отсутствием дополнительных психо­патологических расстройств. Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, в част­ности, эмоционально-волевой сферы (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотиви­рованные колебания настроения). К атипичным формам относятся нарушения познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, эндокринными рас­стройствами, нарушениями зрения и слуха. Для педагогического про­гноза наиболее перспективны дети с неосложенными формами ум­ственной отсталости.

По времени воздействия этиологического фактора выделяют пренатальные, интернатальные и постнатальные поражения ЦНС. чем бли­же к моменту рождения реализуется действие патогенного фактора, тем разнороднее может быть картина психического дефекта. В период ро­дов патогенный фактор связан с травматизмом, асфиксиями, наруше­ниями внутриутробного кровообращения. Наиболее частой причиной нарушений постнатального генеза являются экзогенные вредности.

В соответствии с международной классификацией болезней, ум­ственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Категория детей с легкой умственной отсталостью составляет 70-80% от общего количества. Они отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овла­девать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не иссле­дуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника (Лап­шин В.А., Пузанов Б.П., 1990).

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих, детей формируется только предметная деятельность. В млад­шем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками, к старшему дошкольному - появляются предметно-игро­вые действия (укачивание куклы, катание машины), не сопровожда­ющиеся эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра без специального коррекционного обучения не формируется (Ереми­на А.А., 2000).

Дети с легкой умственной отсталостью воспитываются в спе­циальных детских садах, специальных группах в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью ум-:твенной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверст­ников. Если ребенок не получил в детском саду специальной педаго­гической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, если их отставание выражено не ярко. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учеб­ных предметов, как математика, русский язык, чтение, остаются на второй год, но при повторном обучении не усваивают программный материал. После медико-психолого-педагогического обследования лет и переводятся в другие типы образовательных учреждений. С семи-восьми лет дети с легкой степенью умственной отсталости поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ве­дется по специальной программе. За 9 лет обучения они получают начальное образование.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвое­ния знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятель­ности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность (Еремина А.А., 2000).

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью ум­ственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психо­логическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраива­ются, вливаются в производственные коллективы, создают семьи, имеют детей.

При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голов­ку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачи­ваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практичес­ки отсутствуют гуление, лепет; речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы; часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с тру­дом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Ограничены школьные успехи, но часть детей осваивает основ­ные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образователь­ные программы могут дать им возможности для развития своего ог­раниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. Познавательные воз­можности резко снижены: грубо нарушены моторика, сенсорика, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, дети не способны к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющи­еся понятия носят преимущественно бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно (Малдуер А.Р., Цикото Г.В., 1988; Астапов В.М., 1994).

В дошкольном возрасте они посещают специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а с 7-8 лет - специальные (кор-рекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Дети с умеренной умственной отсталостью способны овла­деть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. Они доста­точно мобильны, физически активны и большинство из них обнару­живает признаки социального развития, что заключается в способно­сти к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

По окончании школы юноши и девушки живут в семье, они спо­собны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда. Практика показа­ла, что лица с умеренной степенью умственной отсталости справляют­ся с сельскохозяйственным трудом.

Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, на­личию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степе­нью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями частичного овладения речью, усвоения элементарных навыков само­обслуживания (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990).

Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышле­ния, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми (Аста­пов В.М., 1994). У большинства детей наблюдаются моторные наруше­ния, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (Лурье Н.Б., 1972). Движения детей замед­ленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости мотор­ная недостаточность отмечается в 90-100% случаев (Маллер А.Р., Ци-кото Г.В., 1988). Соматическая симптоматика у большинства боль­ных - часть клинической картины, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов.

В правовом отношении дети являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. До совершеннолетия они находятся в специализированных детских до­мах для глубоко умственно отсталых, а потом переводятся в учреж­дения социального обеспечения (Пузанов Б.П., Шаховская С.Н. и др., 1999). Эти дети также могут воспитываться в домашних условиях.

Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика гру­бых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам (Еремина А.А., 2000). Диагностика основыва­ется на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.

У больных резко нарушены процессы памяти, восприятия, внима­ния, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологи­ческих функций, неспособны или малоспособны заботиться об основ­ных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслу­живание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и над­зоре (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000).

Дети с глубокой умственной отсталостью не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых) системы Министерства социального обес­печения, где им оказывается необходимая медицинская помощь, наблю­дение и уход. По достижении 18-летнего возраста они переводятся в специальные интернаты. Государственная система помощи глубоко ум­ственно отсталым не исключает их воспитания в семье при установле­нии опеки (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; Астапов В.М., 1994).

Таким образом, умственная отсталость - это такая атипия разви­тия, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура аномального раз­вития обусловлена прежде всего первичным дефектом, непосредственно возникающим под болезнетворным влиянием, а затем уже вторичны­ми отклонениями. Первичным, дефектом умственной отсталости выс­тупает органическое поражение головного мозга. Недоразвитие мыш­ления, речи, высших форм памяти Л.С. Выготский (1983) рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднением усвоения соци­ального опыта вследствие биологической недостаточности мозга. Он также подчеркивал отрицательную роль социальной депривации, воз­никающей из-за выпадения умственно отсталого ребенка из коллекти­ва здоровых сверстников, и в значительной мере с этим связывал недоразвитие личности, проявляющееся в примитивных реакциях, ис­каженной самооценке, несформированности волевых качеств.

Самостоятельная работа

Причины умственной отсталости. Международный классификатор болезней 10 пересмотра (МКБ – 10). Состояние сохраненных функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.015 с.)