Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спортивные игры, доступные детям с врожденным недоразвитием или после ампутации конечностей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Обозначения: А - на протезах, В - в коляске, С - с использованием специальных технических средств и приспособлений; Д - без использования средств протезной техники и специальных приспособлений; 1 - на костылях; 2 - сидя на полу. Дети с дефектами верхних конечностей при использовании протеза и специальных технических приспособлений также могут принимать участие в спортивных играх. Специальные приспособления обеспечивают удержание спортивных снарядов, например теннисной ракетки, хоккейной клюшки, ракетки для бадминтона и др. Эти приспособления имеют достаточно простую конструкцию, удобны в эксплуатации. Они состоят из приемной гильзы, выполненной индивидуально, к которой жестко или разъемно крепятся соответствующие спортивные снаряды. Наличие таких приспособлений, технических средств и протезной техники значительно расширяют двигательные возможности детей-инвалидов. Учитывая многостороннее влияние спортивных игр на психофизическое состояние, их применение не ограничивается только решением задач коррекции физического развития детей с врожденными или ампутационными дефектами конечностей. Внимание уделяется психологическим, социальным и биологическим разделам двигательной реабилитации, что способствует достижению максимального реабилитационного эффекта. На рис. 9.4, 4чебник стр. 548 представлена блок-схема решения задач двигательной реабилитации детей-инвалидов при помощи спортивных игр.
Практическая работа № 9 Цель – использование подвижных игр на занятиях с детьми, имеющими аномалии в развитии и после ампутации конечности.
План. 1. Подвижные игры с дефектами верхних конечностей. 2. Подвижные игры для детей с врожденными аномалиями и ампутациями нижних конечностей. 3. Использование подвижных игр в процессе двигательной реабилитации. 4. Методика занятий на тренажерах. 5. Особенности занятий плавание.
Задания. 1. Какие спортивные игры можно применять для детей с дефектами верхних и нижних конечностей. 2. Выделите, что необходимо учитывать при проведении игр. 3. Какие тренажеры доступны детям с дефектами верхних и нижних конечностей. 4. Биомеханические особенности плавания для детей после ампутации нижних и верхних конечностей. 5. В чем заключаются преимущества использования тренажеров. Самостоятельная работа Задачи двигательной реабилитации детей-инвалидов. Спортивные игры, доступные детям с врожденным недоразвитием или после ампутации конечностей. Особенности занятий на тренажерах детей дошкольного и школьного возраста. Раздел 8. Просветительская работа с родителями детей-инвалидов. (всего 10 часов: лекции – 2 часов, практическая работа – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов) Характеристика семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Роль матери и отца в воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Обучение родителей формам и методам двигательной активности и оздоровления ребенка-инвалида. Тема 1. Роль родителей в воспитании ребенка инвалида. (всего 6 часов: практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Практическая работа № 10 Цель – выявление роли родителей в воспитании ребенка-инвалида.
План. 1. Характеристика семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. 2. Стили семейного воспитания. 3. Роль матери в семье. 4. Роль отца в воспитании ребенка с ограниченными возможностями. 5. Формы работы с семьей.
Задания. 1. В чем состоит сущность воспитания ребенка с отклонениями в развитии. 2. Какие патологические реакции наблюдаются у родителей детей инвалидов. 3. Какие стили воспитания чаще всего используются родителями в семья. 4. Какова роль матери и отца в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. 5. Каковы способы помощи семье, воспитывающие ребенка-инвалида.
Самостоятельная работа Сущность воспитания и обучения ребенка-инвалида в семье. Семейное благополучие – фактор развития ребенка с ограниченными возможностями. Методы и методические приемы в процессе воспитания. Тема 2. Участие семьи в развитии двигательной активности ребенка-инвалида. (всего 4 часа: лекции – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)
Лекция № 10 По мнению многих авторов, семья является первой инстанцией социализации ребенка. Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, полноценно войти в общество стать личностью - значит иметь перспективу устранения барьеров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном развитии. Одно из основных условий социализации ребенка - это его здоровье, развитие всех систем жизнеобеспечения. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, эта забота ложится на их плечи как самых заинтересованных в здоровье и физическом развитии своего ребенка лиц. В раннем возрасте ребенка семья различным образом может повлиять на его физическую активность - либо способствовать, либо препятствовать ей. Препятствующими факторами часто являются гиперопека, боязнь травм, простуды, переутомления, непонимание роли движения в жизни ребенка. Поэтому педагогическое просвещение является опосредованной подготовкой кадров в ранней реабилитации детей (Шапкова Л.В., 2002). В двигательной активности нуждаются все дети - и больные, и здоровые, каждый ребенок испытывает потребность в движении, эмоциях, общении. Физическая культура предоставляет все возможности для удовлетворения этих потребностей. В семье, где есть понимание, хорошие традиции, осознанное отношение к здоровью ребенка, родители сами создают условия для его развития. Это семейные и бытовые формы рекреации: упражнения утренней гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», прогулки на свежем воздухе в любое время года, катание на велосипеде (трех- и двухколесном), на санках, лыжах и т.п. Положительной, получивший одобрение в разных странах и бесспорно полезной является практика совместного отдыха семей, имеющих ребенка-инвалида, с семьями, имеющими здоровых детей. Дети с нарушениями в развитии, окруженные близкими людьми и здоровыми сверстниками, имеют наилучшие условия и возможности общения, развития, интеграции (Hayden М., Lakin С, Hill В. et al., 1992; Mactovish J., Schleien, 2000). Усилиями Специального олимпийского комитета, Федерации физической культуры и спорта инвалидов, фонда «Дети-инвалиды и спорт», Ассоциации родителей детей-инвалидов создаются комплексные оздоровительные программы, включающие семейный отдых в летних и зимних оздоровительных лагерях. В этих организациях воспитываются не только дети, но и их родители. Объединенные вместе, они прилагают всю свою фантазию, чтобы создать для детей комфортный, полезный, интересный досуг. Спортивные, подвижные, театрализованные игры, плавание, походы побуждают детей к действию, переживанию новых ощущений, контактам с другими людьми. Опыт показывает, что в процессе таких занятий снимаются нервные стрессы, комплексы неверия в себя, забываются болезни. Однако столь оптимистические программы охватывают лишь небольшие промежутки летнего или зимнего отдыха, а ребенок с нарушениями в развитии нуждается в ежедневной помощи и участии родителей. В самых неблагоприятных условиях оказываются семьи, где ребенок в силу тяжелой патологии вынужден получать образование в домашних условиях. Это так называемые дети надомного обучения, которые больше чем кто-либо нуждаются в двигательной активности, а родители, как правило, не имеют знаний и даже представлений о том, что она необходима ребенку. Только в Санкт-Петербурге таких детей более двух тысяч. Некоторые родители знают о пользе физических упражнений, но не знают, какие упражнения нужны их ребенку, и либо не занимаются физическими упражнениями, либо делают это крайне редко. Т. А. Нилова с соавт. (1998) для непрерывности реабилитационного процесса предлагает обучать родителей основам медико-психологических и социальных знаний и практическим умениям для самостоятельного проведения занятий с ребенком в домашних условиях. При этом для достижения коррекционно-развивающего эффекта авторы советуют руководствоваться главными правилами - учитывать реальные возможности ребенка, заниматься понемногу, желательно несколько раз в день, двигательный режим согласовывать со специалистом. А.И. Маховой (1998) изучалась возможность привлечения родителей детей надомного обучения к просветительской работе, цель которой - формирование у них осознанного отношения к двигательной активности ребенка как важнейшему средству реабилитации. Особенность надомного обучения состоит в том, что учителя общеобразовательных предметов выезжают к ученику домой и проводят уроки персонально. К сожалению, в учебном плане обучения больных детей (ОВД) имеются не все предметы. Нет, например, уроков труда, рисования, музыки, физкультуры. Патологические нарушения детей, не способных к обучению в массовой школе, разнообразны: это поражения ЦНС, сенсорных систем, психики, хронические болезни внутренних органов, сочетанные формы отклонений в развитии, сопровождающиеся, как правило, частыми инфекционными и простудными заболеваниями. Гипокинезия оказывает отрицательное воздействие на все сферы жизнедеятельности ребенка, снижая не только двигательные, но и интеллектуальные способности. Дефицит общения как с детьми, так и со взрослыми отрицательно сказывается на психике ребенка, что проявляется в замкнутости, повышенном внимании к себе, неуравновешенности. Характерно недоразвитие речи: ограниченный словарный запас, неумение передавать свои мысли, ошибки в звукопроизношении, отсутствие коммуникативных навыков. Именно последнее больше всего беспокоит родителей и заставляет их обращаться к специалистам. Большинство детей надомного обучения при низком уровне физического развития, нарушениях осанки, макро- и микромоторики способны к самостоятельному передвижению, а значит, с ними реально организовать физкультурные занятия, используя все доступные формы, где активность и желание родителей имеет первостепенное значение. А.И. Маховой (1998) на базе средней общеобразовательной школы № 594 Санкт-Петербурга для обучения больных детей 7-10-летнего возраста (1-4-й класс) разработаны, апробированы и дали положительные результаты различные формы обучения родителей. Лекции. Это традиционная форма занятий с родителями. Она позволяет представить большой объем информации и очень эффективна в начале работы. Примерные темы лекционных занятий с родителями: 1. Особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями. 2. Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями. Оказание помощи и сопровождение. 3. Роль физических упражнений в режиме дня. Формы физического воспитания в семье. 4. Особенности занятий пальчиковыми играми и роль родителей на занятиях и т.д. 5. Проведение занятий по развитию крупной и мелкой моторики в домашних условиях. Беседы. Индивидуальные или групповые беседы могут проводиться по инициативе специалиста и посвящаются расширению тематики лекционного курса. При групповых беседах комплектование групп носит системный характер и зависит от темы предстоящей беседы, желания родителей и наличия проблем в развитии ребенка. Также в ходе бесед родителям даются рекомендации по выполнению домашних заданий, повторению разученного материала, разъясняется направленность отдельных игр. Консультации посвящаются вопросам родителей, которые могут у них возникать в ходе теоретического и практического курсов занятий, и проводятся по инициативе родителей. Для консультаций также могут быть приглашены и другие специалисты, например врач или психолог, это поможет составить правильную индивидуальную программу для ребенка и будет способствовать его психофизическому развитию. Организация -«уголков для родителей», где они могут ознакомиться с рекомендациями, советами, медицинской, психологической, педагогической литературой и найти ответы специалистов на интересующие вопросы. Открытые уроки как средство наглядной демонстрации, приобретения опыта и образца проведения коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком. Коррекционно -развивающие занятия физическими упражнениями и играми в малых группах (на базе школы) детей вместе с родителями (2 раза в неделю) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях. Обучение учителей общеобразовательных предметов малым формам физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы) для проведения их во время, до или после урока. Обучение родителей детей-инвалидов совместным играм и физическим упражнениям в условиях организованного семейного отдыха в оздоровительном лагере. Составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры, направленные на укрепление организма в целом, развитие мелкой моторики, активизацию речи и познавательной деятельности, исправление осанки, закаливание и т. п., соответственно двигательным и психическим возможностям ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний. Организация силами родителей и детей спортивных праздников, фестивалей и т.п., где дети смогут показать, какие навыки они приобрели в процессе занятий, привьют любовь и желание заниматься физической культурой, дадут возможность детям почувствовать себя членами коллектива. Педагогические исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40 - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60 - родительские собрания и 95% отдают предпочтение индивидуальным консультациям со специалистами (Кутузова И.А., 1998). Из предложенных форм работы центральное место занимают практические занятия детей вместе с родителями. Совместные занятия родителей и детей организуются таким образом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и чужие. Такое переключение внимания кардинально меняет психологию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помогать другим детям. При этом формируется новое - коллективное - мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, установлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмене опытом, знакомстве родителей и детей между собой. Неформальные отношения, совместные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые результаты этого процесса создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей. Таким образом, постепенно осваивая все новые и новые движения, родители самостоятельно приходят к осознанию того, что двигательная активность расширяет возможности ребенка, обогащает его двигательными умениями, играми, в которые можно играть дома и на улице с другими членами семьи, другими детьми. Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективным, педагогу на совместных занятиях детей и родителей необходимо: 1) сначала давать простые, доступные для всех упражнения -дети сидят или стоят в кругу, родители находятся сзади; 2) парные упражнения - родители со своими детьми; 3) то же, но родители передвигаются по часовой стрелке и выполняют упражнения с рядом стоящим в круге ребенком; 4) упражнения выполняются только родителями, а дети наблюдают и ведут подсчет; 5) упражнения выполняются в круге, где чередуются родители и дети. Упражнения могут выполняться с речитативами, считалками, загадками, имитациями движений и звуков насекомых или животных, с цветными мячами, мягкими игрушками, лентами, под музыку, с песней, элементами танцевальных движений: отдельные пары детей и родителей, смешанные пары - со своими детьми, с чужими детьми. Важно, чтобы каждое занятие было праздником для всех участников. Такие занятия надолго оставляют яркий след в памяти ребенка. Они демонстрируют дома чему научились и стремятся снова придти на занятия, где получают удовольствие, общаются, двигаются. Важной составляющей этих занятий является не только забава, развлечение, но и коррекционная направленность упражнений. Например, упражнения с малым мячом. Этот вид упражнений стимулирует развитие мелкой моторики кисти руки, а это в свою очередь стимулирует развитие речи, письма, бытового самообслуживания. Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее. Поиск средств, организационных форм занятий, осознанное отношение к ценностям физической культуры, творческий подход к этому процессу как важной составной части физической, психологической, социальной реабилитации касается не только детей, обучающихся индивидуально в домашних условиях, но и всех детей с ограниченными возможностями. Главными инициаторами и исполнителями являются родители, которые не меньше, чем их дети, нуждаются в реабилитации, абили-тации, адаптации в сложившейся жизненной ситуации, но их нужно к этому готовить, создавая специальные программы, потому что именно от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зависит его здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализация и интеграция в общество. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому ее роль огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушениями в развитии обусловлена степенью интегрированное™ в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща. Самостоятельная работа Организация просветительской работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида. Обучение родителей формам и методам двигательной активности и оздоровления ребенка-инвалида. 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу 1. Адаптивная физическая культура в системе образовательных (коррекционных) учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспитания. 2. Структура и содержание государственных программ по физической культуре в системе образовательных (коррекционных) учреждений. 3. Специфика комплектования учебных классов (групп) в коррекционных школах I-VIII вида. 4. Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьмиинвалидами в сфере адаптивной физической культуры. 5. Особенности реализации принципа дифференциации и индивидуализации в процессе адаптивного физического воспитания. 6. Особенности реализации принципа единства диагностики и коррекционной направленности педагогического процесса в работе с детьми с нарушениями в развитии. 7. Особенности реализации принципа адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвалидами. 8. Особенности реализации принципов обучения (сознательности, активности, наглядности, доступности, прочности) в разных нозологических группах школьников. 9. Причины и классификация нарушений зрения. 10. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах III-IV вида. 11. Особенности физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций незрячих и слабовидящих детей. 12. Содержание и особенности формирования знаний в процессе адаптивного физического воспитания незрячих и слабовидящих детей. 13. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих школьников. 14. Использование сохранных анализаторов при формировании навыков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения (остаточное зрение, обоняние, слух, осязание). 15. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со зрительной депривацией. 16. Особенности развития и коррекции координационных способностей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей со зрительной депривацией. 17. Подвижные игры для незрячих и слабовидящих детей (направленность, особенности организации и проведения). 18. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) у детей с нарушением зрения. 19. Противопоказания к отдельным видам физических упражнений, связанные с нарушением зрения. 20. Обеспечение безопасности на занятиях физическими упражнениями незрячих и слабовидящих детей. 21. Методика организации рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения. 22. Причины и классификация нарушений слуха. 23. Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха. 24. Особенности физического развития детей с нарушением слуха. 25. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах I-II вида. 26. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям глухих и слабослышащих школьников. 27. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физической культуры глухих и слабослышащих школьников. 28. Методы активизации речевой и познавательной деятельности глухих и слабослышащих школьников. Специфика использования вербальных и невербальных методов. 29. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со слуховой депривацией. 30. Коррекция и развитие статического и динамического равновесия у детей с нарушением слуха. 31. Развитие представлений о схеме тела у глухих и слабослышащих дошкольников и младших школьников. 32. Особенности развития внимания у глухих и слабослышащих дошкольников и младших школьников. 33. Особенности коммуникативной деятельности педагога с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры. 34. Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих детей, имеющих сочетанные нарушения (ЗПР, умственная отсталость, ДЦП и др.). 35. Понятие умственная отсталость, причины, классификация. 36. Особенности психических процессов детей с умственной отсталостью (представлений, мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы). 37. Особенности физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций у детей с нарушением интеллекта. 38. Задачи, содержание, особенности организации и методики адаптивного физического воспитания в коррекционных школах VII-VIII вида. 39. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физической культуры у школьников с нарушением интеллекта. 40. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям школьников с нарушением интеллекта. 41. Методы активизации речевой и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на уроке физической культуры. 42. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей с проблемами интеллекта. 43. Особенности развития и коррекции координационных способностей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей с проблемами интеллекта. 44. Особенности коммуникативной деятельности педагога на уроке физической культуры умственно отсталых школьников. Регулирование межличностных отношений, преодоление конфликтных ситуаций. 45. Подвижные игры, их направленность и особенности проведения с детьми, имеющими нарушения интеллекта. 46. Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. 47. Общая характеристика и классификация основных форм ДЦП. 48. Двигательный статус ребенка при ДЦП. 49. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения. 50. Методы восстановительного лечения детей с ДЦП (Бобата, Войта, Бортфельда, Семеновой). 51. Задачи, содержание, особенности организации и методики проведения уроков адаптивного физического воспитания школьников с последствиями ДЦП. 52. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при спастических формах ДЦП. 53. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при атонически-астатических формах ДЦП. 54. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при гиперкинетических формах ДЦП. 55. Формирование опорных функций рук, ног, вертикальной позы, ходьбы при ДЦП. 56. Коррекция контрактур, подвижности в суставах, мышечной атрофии при ДЦП. 57. Коррекция дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей с последствиями ДЦП. 58. Особенности развития и коррекции координационных способностей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у детей с последствиями ДЦП. 59. Методика лечебного плавания для детей с ДЦП. 60. Иппотерапия как средство двигательной и психической реабилитации детей с ДЦП. 61. Особенности использования коррекционных подвижных игр, песочной терапии, фитбол-гимнастики для детей с ДЦП. 62. Определение вертеброгенных миелопатий. Заболевания позвоночника, вызывающие поражение спинного мозга. Факторы, вызывающие миело-патию. Клинические проявления миелопатий (первичные и вторичные нарушения). Двигательные нарушения в зависимости от характера, полноты и уровня поражения СМ. 63. Общая характеристика позвоночно-спинномозговой травмы. Понятия механической и неврологической нестабильности позвоночника. Этапы травматической болезни спинного мозга. Лечебная гимнастика на разных этапах травматической болезни. 64. Неврологический и адаптационный статус пациента и способы их оценки при вертеброгенных миелопатиях. 65. Средства и методы реабилитационного лечения при вертеброгенных миелопатиях. 66. Методы развития силы мышц. Развитие силы с помощью блочной системы (по Дикулю, 1992). Развитие силы и силовой выносливости с помощью биологической обратной связи (БОС). Гимнастические упражнения силовой направленности. 67. Задачи и методика обучения поддержанию вертикальной позы детей с поражением спинного мозга. 68. Методики обучения ходьбе детей с поражением спинного мозга. Тредмил-терапия как средство двигательной реабилитации. 69. Использование методов электростимуляции в реабилитационном лечении пациентов с плегией. 70. Понятие о спинальной локомоторной активности. Способы инициации спинальной локомоторной активности. Тренировка спинальной локомоторной активности как основа восстановления ходьбы при миелопатиях. Соотношение методов активного, пассивного и вызванного воздействия на этапах двигательной реабилитации. 71. Классификация врожденных пороков развития верхних и нижних конечностей. 72. Анатомо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата детей с ампутационными и врожденными дефектами верхних конечностей. 73. Анатомо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата детей с ампутационными и врожденными дефектами нижних конечностей. 74. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампутации конечностей в условиях стационара. 75. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период подготовки к протезированию верхних и нижних конечностей. 76. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, пользования протезами верхних конечностей. 77. Методика лечебной гимнастики в воде после ампутации нижних конечностей. 78. Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конечностей. 79. Подвижные игры коррекционной направленности для детей дошкольного и школьного возраста с врожденными и приобретенными дефектами конечностей. 80. Особенности методики занятий на тренажерах и с отягощениями в условиях стационара и в процессе физической рекреации при врожденных и ампутационных дефектах конечностей. 81. Особенности построения лечебно-восстановительных занятий при ампутации конечностей, динамика физической нагрузки, способы ее регулирования и контроля. 82. Корригирующие и профилактические упражнения, направленные на сохранение вертикальной позы, осанки после ампутации верхних и нижних конечностей. 83. Коррекция координационных способностей: равновесия, точности движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики у детей с врожденными и ампутационными дефектами конечностей. 84. Использование спортивных игр (футбол на костылях, волейбол сидя на полу, баскетбол в колясках и др.) как средства физической и психической социальной адаптации подростков и юношей с дефектами конечностей. 85. Роль родителей в повышении двигательной активности и коррекции двигательных и психических нарушений детей-инвалидов. 86. Формы организации и методика совместных занятий физическими упражнениями родителей и детей-инвалидов. 87. Формы просветительской деятельности с родителями детей-инвалидов. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ 1. Формирование здорового образа жизни детей с нарушениями в развитии средствами адаптивной физической культуры. 2. Взаимовлияние моторного и интеллектуального развития в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 3. Коррекция и развитие познавательной деятельности детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 4. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 5. Психологический портрет общения педагога адаптивной физической культуры с детьми-инвалидами. 6. Методика развития творческого потенциала детей-инвалидов средствами адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 7. Методика эстетического воспитания средствами креативных видов адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 8. Нетрадиционные формы двигательной активности детей-инвалидов и их эффективность. 9. Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей детей-инвалидов (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 10. Формы интеграции здоровых детей и детей-инвалидов в рекреативных и спортивно-оздоровительных видах деятельности (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 11. Подготовка учащихся образовательных (коррекционных) учебных заведений к профессиональной деятельности средствами адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 12. Методы воспитания и стимуляция самовоспитания средствами адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбору студента). 13. Развитие физических способностей (силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости, ловкости) у детей с нарушением зрения (по выбору студента). 14. Развитие координационных способностей (равновесия, дифференцировки усилий, времени, пространства, реагирующей способности, расслабления) у детей с нарушением зрения (по выбору студента). 15. Методика обучения детей с нарушением зрения двигательным действиям (гимнастика, ритмика, легкая атлетика, передвижение на лыжах, плавание и др.) (по выбору студента). 16. Методика формирования навыка пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в процессе адаптивного физического воспитания. 17. Особенности развития зрительного восприятия у детей с остаточным зрением. 18. Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения, имеющих сочетанную патологию (нарушение интеллекта, ЗПР, ДЦП и др.). 19. Коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата у детей со зрительной депривацией. 20. Сочетание зрительного тренинга с физическими упражнениями как способ профилактики и улучшения зрительной функции у детей дошкольного и школьного возраста. 21. Развитие мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушением зрения. 22. Особенности коммуникативной деятельности педагога с незрячими детьми в процессе занятий физическими упражнениями. 23. Рекреативные формы занятий в режиме дня школьников с нарушением зрения. 24. Особенности организации, подготовки и проведения спортивных праздников, КВН, фестивалей, дней здоровья для незрячих и слабовидящих школьников. 25. Общие и специфические методы и приемы обучения двигательным действиям (гимнастике, ритмике, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, передвижению на лыжах, плаванию) учащихся с нарушением слуха (вид физических упражнений и возраст - по выбору студента). 26. Использование вербальных методов на уроках физической культуры глухих и слабослышащих детей. 27. Использование методов наглядности на уроках физической культуры глухих и слабослышащих детей. 28. Методы активизации <
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.85 (0.014 с.) |