Спортивные игры, доступные детям с врожденным недоразвитием или после ампутации конечностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивные игры, доступные детям с врожденным недоразвитием или после ампутации конечностей



Спортивные игры Дети с дефектами верхних конечностей Дети с дефектами нижних конечностей
  кисть пред­плечье плечо обе кисти или оба предплечья голень или бедро обе голени оба бедра или бедро и голень
Баскетбол д д д В В В
Волейбол д - - А2 В, Д2 В, Д2
Настольный теннис д, с д, с с С А, В А, В А, В
Большой теннис с с с А, В В В
Бадминтон с с с А2 А, В, Д2 В, Д2
Гандбол д д - А А, В В
Футбол д д д д Д1
Хоккей с с А А -
Бильярд с с А, В А, В В
Бейсбол с с А -
Гольф с с А А
Керлинг с, д с - - А А -

Обозначения: А - на протезах, В - в коляске, С - с использованием специальных технических средств и приспособлений; Д - без использова­ния средств протезной техники и специальных приспособлений; 1 - на костылях; 2 - сидя на полу.

Дети с дефектами верхних конечностей при использовании про­теза и специальных технических приспособлений также могут при­нимать участие в спортивных играх. Специальные приспособления обеспечивают удержание спортивных снарядов, например теннисной ракетки, хоккейной клюшки, ракетки для бадминтона и др. Эти при­способления имеют достаточно простую конструкцию, удобны в эк­сплуатации. Они состоят из приемной гильзы, выполненной индиви­дуально, к которой жестко или разъемно крепятся соответствующие спортивные снаряды. Наличие таких приспособлений, технических средств и протезной техники значительно расширяют двигательные возможности детей-инвалидов.

Учитывая многостороннее влияние спортивных игр на психофи­зическое состояние, их применение не ограничивается только реше­нием задач коррекции физического развития детей с врожденными или ампутационными дефектами конечностей. Внимание уделяется психологическим, социальным и биологическим разделам двигатель­ной реабилитации, что способствует достижению максимального ре­абилитационного эффекта. На рис. 9.4, 4чебник стр. 548 представлена блок-схема реше­ния задач двигательной реабилитации детей-инвалидов при помощи спортивных игр.

 

 

Практическая работа № 9

Цель – использование подвижных игр на занятиях с детьми, имеющими аномалии в развитии и после ампутации конечности.

 

План.

1. Подвижные игры с дефектами верхних конечностей.

2. Подвижные игры для детей с врожденными аномалиями и ампутациями нижних конечностей.

3. Использование подвижных игр в процессе двигательной реабилитации.

4. Методика занятий на тренажерах.

5. Особенности занятий плавание.

 

Задания.

1. Какие спортивные игры можно применять для детей с дефектами верхних и нижних конечностей.

2. Выделите, что необходимо учитывать при проведении игр.

3. Какие тренажеры доступны детям с дефектами верхних и нижних конечностей.

4. Биомеханические особенности плавания для детей после ампутации нижних и верхних конечностей.

5. В чем заключаются преимущества использования тренажеров.

Самостоятельная работа

Задачи двигательной реабилитации детей-инвалидов. Спортивные игры, доступные детям с врожденным недоразвитием или после ампутации конечностей. Особенности занятий на тренажерах детей дошкольного и школьного возраста.

Раздел 8. Просветительская работа с родителями детей-инвалидов.

(всего 10 часов: лекции – 2 часов, практическая работа – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов)

Характеристика семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Роль матери и отца в воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Обучение родителей формам и методам двигательной активности и оздоровления ребенка-инвалида.

Тема 1. Роль родителей в воспитании ребенка инвалида.

(всего 6 часов: практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

 

Практическая работа № 10

Цель – выявление роли родителей в воспитании ребенка-инвалида.

 

План.

1. Характеристика семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

2. Стили семейного воспитания.

3. Роль матери в семье.

4. Роль отца в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

5. Формы работы с семьей.

 

Задания.

1. В чем состоит сущность воспитания ребенка с отклонениями в развитии.

2. Какие патологические реакции наблюдаются у родителей детей инвалидов.

3. Какие стили воспитания чаще всего используются родителями в семья.

4. Какова роль матери и отца в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

5. Каковы способы помощи семье, воспитывающие ребенка-инвалида.

 

 

Самостоятельная работа

Сущность воспитания и обучения ребенка-инвалида в семье. Семейное благополучие – фактор развития ребенка с ограниченными возможностями. Методы и методические приемы в процессе воспитания.

Тема 2. Участие семьи в развитии двигательной активности ребенка-инвалида.

(всего 4 часа: лекции – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)

 

Лекция № 10

По мнению многих авторов, семья является первой инстанцией социализации ребенка. Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, полноценно войти в общество стать личностью - значит иметь перспективу устранения барье­ров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном раз­витии. Одно из основных условий социализации ребенка - это его здоровье, развитие всех систем жизнеобеспечения. Так как в младен­ческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от роди­телей, эта забота ложится на их плечи как самых заинтересованных в здоровье и физическом развитии своего ребенка лиц. В раннем возрасте ребенка семья различным образом может повлиять на его физическую активность - либо способствовать, либо препятствовать ей. Препятствующими факторами часто являются гиперопека, боязнь травм, простуды, переутомления, непонимание роли движения в жизни ребенка. Поэтому педагогическое просвещение является опосредован­ной подготовкой кадров в ранней реабилитации детей (Шапкова Л.В., 2002).

В двигательной активности нуждаются все дети - и больные, и здоровые, каждый ребенок испытывает потребность в движении, эмоциях, общении. Физическая культура предоставляет все возмож­ности для удовлетворения этих потребностей. В семье, где есть пони­мание, хорошие традиции, осознанное отношение к здоровью ребенка, родители сами создают условия для его развития. Это семейные и бытовые формы рекреации: упражнения утренней гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в усло­виях «домашнего стадиона», прогулки на свежем воздухе в любое время года, катание на велосипеде (трех- и двухколесном), на санках, лыжах и т.п.

Положительной, получивший одобрение в разных странах и бес­спорно полезной является практика совместного отдыха семей, име­ющих ребенка-инвалида, с семьями, имеющими здоровых детей. Дети с нарушениями в развитии, окруженные близкими людьми и здоро­выми сверстниками, имеют наилучшие условия и возможности об­щения, развития, интеграции (Hayden М., Lakin С, Hill В. et al., 1992; Mactovish J., Schleien, 2000).

Усилиями Специального олимпийского комитета, Федерации физической культуры и спорта инвалидов, фонда «Дети-инвалиды и спорт», Ассоциации родителей детей-инвалидов создаются комплекс­ные оздоровительные программы, включающие семейный отдых в летних и зимних оздоровительных лагерях. В этих организациях воспитываются не только дети, но и их родители. Объединенные вместе, они прилагают всю свою фантазию, чтобы создать для детей комфортный, полезный, интересный досуг. Спортивные, подвижные, театрализованные игры, плавание, походы побуждают детей к действию, переживанию новых ощущений, контактам с другими людьми. Опыт показывает, что в процессе таких занятий снимаются нервные стрессы, комплексы неверия в себя, забываются болезни. Однако столь оптимистические программы охватывают лишь небольшие промежут­ки летнего или зимнего отдыха, а ребенок с нарушениями в развитии нуждается в ежедневной помощи и участии родителей.

В самых неблагоприятных условиях оказываются семьи, где ре­бенок в силу тяжелой патологии вынужден получать образование в домашних условиях. Это так называемые дети надомного обучения, которые больше чем кто-либо нуждаются в двигательной активности, а родители, как правило, не имеют знаний и даже представлений о том, что она необходима ребенку. Только в Санкт-Петербурге таких детей более двух тысяч. Некоторые родители знают о пользе физи­ческих упражнений, но не знают, какие упражнения нужны их ребен­ку, и либо не занимаются физическими упражнениями, либо делают это крайне редко.

Т. А. Нилова с соавт. (1998) для непрерывности реабилитационно­го процесса предлагает обучать родителей основам медико-психологи­ческих и социальных знаний и практическим умениям для самостоя­тельного проведения занятий с ребенком в домашних условиях. При этом для достижения коррекционно-развивающего эффекта авторы советуют руководствоваться главными правилами - учитывать реаль­ные возможности ребенка, заниматься понемногу, желательно несколь­ко раз в день, двигательный режим согласовывать со специалистом.

А.И. Маховой (1998) изучалась возможность привлечения роди­телей детей надомного обучения к просветительской работе, цель ко­торой - формирование у них осознанного отношения к двигательной активности ребенка как важнейшему средству реабилитации.

Особенность надомного обучения состоит в том, что учителя общеобразовательных предметов выезжают к ученику домой и про­водят уроки персонально. К сожалению, в учебном плане обучения больных детей (ОВД) имеются не все предметы. Нет, например, уро­ков труда, рисования, музыки, физкультуры.

Патологические нарушения детей, не способных к обучению в массовой школе, разнообразны: это поражения ЦНС, сенсорных систем, психики, хронические болезни внутренних органов, сочетанные формы отклонений в развитии, сопровождающиеся, как правило, частыми инфекционными и простудными заболеваниями. Гипокине­зия оказывает отрицательное воздействие на все сферы жизнедея­тельности ребенка, снижая не только двигательные, но и интеллек­туальные способности. Дефицит общения как с детьми, так и со взрослыми отрицательно сказывается на психике ребенка, что проявляется в замкнутости, повышенном внимании к себе, неуравновешенности. Характерно недоразвитие речи: ограниченный словарный запас, не­умение передавать свои мысли, ошибки в звукопроизношении, отсут­ствие коммуникативных навыков. Именно последнее больше всего беспокоит родителей и заставляет их обращаться к специалистам. Большинство детей надомного обучения при низком уровне физичес­кого развития, нарушениях осанки, макро- и микромоторики способ­ны к самостоятельному передвижению, а значит, с ними реально орга­низовать физкультурные занятия, используя все доступные формы, где активность и желание родителей имеет первостепенное значение.

А.И. Маховой (1998) на базе средней общеобразовательной шко­лы № 594 Санкт-Петербурга для обучения больных детей 7-10-лет­него возраста (1-4-й класс) разработаны, апробированы и дали поло­жительные результаты различные формы обучения родителей.

Лекции. Это традиционная форма занятий с родителями. Она позволяет представить большой объем информации и очень эффек­тивна в начале работы.

Примерные темы лекционных занятий с родителями:

1. Особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями.

2. Причины травматизма на занятиях физическими упражнени­ями. Оказание помощи и сопровождение.

3. Роль физических упражнений в режиме дня. Формы физичес­кого воспитания в семье.

4. Особенности занятий пальчиковыми играми и роль родителей на занятиях и т.д.

5. Проведение занятий по развитию крупной и мелкой моторики в домашних условиях.

Беседы. Индивидуальные или групповые беседы могут прово­диться по инициативе специалиста и посвящаются расширению тема­тики лекционного курса. При групповых беседах комплектование групп носит системный характер и зависит от темы предстоящей беседы, желания родителей и наличия проблем в развитии ребенка. Также в ходе бесед родителям даются рекомендации по выполнению домаш­них заданий, повторению разученного материала, разъясняется на­правленность отдельных игр.

Консультации посвящаются вопросам родителей, которые могут у них возникать в ходе теоретического и практического курсов занятий, и проводятся по инициативе родителей. Для консультаций также могут быть приглашены и другие специалисты, например врач или психолог, это поможет составить правильную индивидуальную программу для ребенка и будет способствовать его психофизическому развитию.

Организация -«уголков для родителей», где они могут ознако­миться с рекомендациями, советами, медицинской, психологической, педагогической литературой и найти ответы специалистов на интере­сующие вопросы.

Открытые уроки как средство наглядной демонстрации, приоб­ретения опыта и образца проведения коррекционно-оздоровительных занятий с ребенком.

Коррекционно -развивающие занятия физическими упражнени­ями и играми в малых группах (на базе школы) детей вместе с роди­телями (2 раза в неделю) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях.

Обучение учителей общеобразовательных предметов малым фор­мам физической культуры (физкультминутки, физкультпаузы) для проведения их во время, до или после урока.

Обучение родителей детей-инвалидов совместным играм и фи­зическим упражнениям в условиях организованного семейного отды­ха в оздоровительном лагере.

Составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры, направленные на укрепление организма в целом, развитие мелкой моторики, активизацию речи и познава­тельной деятельности, исправление осанки, закаливание и т. п., соот­ветственно двигательным и психическим возможностям ребенка с учетом медицинских показаний и противопоказаний.

Организация силами родителей и детей спортивных праздни­ков, фестивалей и т.п., где дети смогут показать, какие навыки они приобрели в процессе занятий, привьют любовь и желание занимать­ся физической культурой, дадут возможность детям почувствовать себя членами коллектива.

Педагогические исследования показывают избирательное отноше­ние родителей к различным формам просвещения. Так, по неко­торым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40 - изучение материалов в папках-передвижках и родительских угол­ках, 60 - родительские собрания и 95% отдают предпочтение ин­дивидуальным консультациям со специалистами (Кутузова И.А., 1998).

Из предложенных форм работы центральное место занимают практические занятия детей вместе с родителями.

Совместные занятия родителей и детей организуются таким об­разом, чтобы в поле зрения родителей были не только свои дети, но и чужие. Такое переключение внимания кардинально меняет психо­логию родителей. Они начинают понимать, сравнивать, участвовать, помогать другим детям. При этом формируется новое - коллектив­ное - мышление, основанное на общей цели, взаимопонимании, уста­новлении контактов между детьми, родителями, семьями, обмене опы­том, знакомстве родителей и детей между собой. Неформальные от­ношения, совместные физические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-композиции, сам процесс разучивания движений требуют активного участия, фантазии, творчества. Видимые резуль­таты этого процесса создают положительный эмоциональный сдвиг, заинтересованность, уверенность в полезности этой деятельности и для себя, и для детей. Таким образом, постепенно осваивая все новые и новые движения, родители самостоятельно приходят к осознанию того, что двигательная активность расширяет возможности ребенка, обогащает его двигательными умениями, играми, в которые можно играть дома и на улице с другими членами семьи, другими детьми.

Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективным, педа­гогу на совместных занятиях детей и родителей необходимо:

1) сначала давать простые, доступные для всех упражнения -дети сидят или стоят в кругу, родители находятся сзади;

2) парные упражнения - родители со своими детьми;

3) то же, но родители передвигаются по часовой стрелке и вы­полняют упражнения с рядом стоящим в круге ребенком;

4) упражнения выполняются только родителями, а дети наблю­дают и ведут подсчет;

5) упражнения выполняются в круге, где чередуются родители и дети.

Упражнения могут выполняться с речитативами, считалками, за­гадками, имитациями движений и звуков насекомых или животных, с цветными мячами, мягкими игрушками, лентами, под музыку, с песней, элементами танцевальных движений: отдельные пары детей и родителей, смешанные пары - со своими детьми, с чужими детьми. Важно, чтобы каждое занятие было праздником для всех участников. Такие занятия надолго оставляют яркий след в памяти ребенка. Они демонстрируют дома чему научились и стремятся снова придти на занятия, где получают удовольствие, общаются, двигаются.

Важной составляющей этих занятий является не только забава, развлечение, но и коррекционная направленность упражнений. На­пример, упражнения с малым мячом. Этот вид упражнений стиму­лирует развитие мелкой моторики кисти руки, а это в свою очередь стимулирует развитие речи, письма, бытового самообслуживания.

Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, сни­жается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Поиск средств, организационных форм занятий, осознанное от­ношение к ценностям физической культуры, творческий подход к этому процессу как важной составной части физической, психоло­гической, социальной реабилитации касается не только детей, обуча­ющихся индивидуально в домашних условиях, но и всех детей с ограниченными возможностями.

Главными инициаторами и исполнителями являются родители, которые не меньше, чем их дети, нуждаются в реабилитации, абили-тации, адаптации в сложившейся жизненной ситуации, но их нужно к этому готовить, создавая специальные программы, потому что имен­но от родителей, особенно на ранних этапах развития ребенка, зави­сит его здоровье, физическая и психическая подготовленность, соци­ализация и интеграция в общество.

Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию де­тей в социум, и поэтому ее роль огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушениями в развитии обу­словлена степенью интегрированное™ в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща.

Самостоятельная работа

Организация просветительской работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида. Обучение родителей формам и методам двигательной активности и оздоровления ребенка-инвалида.

5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу

1. Адаптивная физическая культура в системе образовательных (коррекционных) учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспита­ния.

2. Структура и содержание государственных программ по физической культуре в системе образовательных (коррекционных) учреждений.

3. Специфика комплектования учебных классов (групп) в коррекционных школах I-VIII вида.

4. Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьмиинвалидами в сфере адаптивной физической культуры.

5. Особенности реализации принципа дифференциации и индивидуализации в процессе адаптивного физического воспитания.

6. Особенности реализации принципа единства диагностики и коррекционной направленности педагогического процесса в работе с детьми с нару­шениями в развитии.

7. Особенности реализации принципа адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий в работе с детьми-инвалидами.

8. Особенности реализации принципов обучения (сознательности, активности, наглядности, доступности, прочности) в разных нозологических группах школьников.

9. Причины и классификация нарушений зрения.

10. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах III-IV вида.

11. Особенности физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций незрячих и слабовидящих детей.

12. Содержание и особенности формирования знаний в процессе адаптивного физического воспитания незрячих и слабовидящих детей.

13. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих школьников.

14. Использование сохранных анализаторов при формировании навы­ков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения (остаточное зрение, обоняние, слух, осязание).

15. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со зрительной депривацией.

16. Особенности развития и коррекции координационных способно­стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит­мичности движений у детей со зрительной депривацией.

17. Подвижные игры для незрячих и слабовидящих детей (направлен­ность, особенности организации и проведения).

18. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) у детей с нарушением зрения.

19. Противопоказания к отдельным видам физических упражнений, связанные с нарушением зрения.

20. Обеспечение безопасности на занятиях физическими упражнениями незрячих и слабовидящих детей.

21. Методика организации рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.

22. Причины и классификация нарушений слуха.

23. Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха.

24. Особенности физического развития детей с нарушением слуха.

25. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах I-II вида.

26. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям глухих и слабослышащих школьников.

27. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче­ской культуры глухих и слабослышащих школьников.

28. Методы активизации речевой и познавательной деятельности глу­хих и слабослышащих школьников. Специфика использования вербальных и невербальных методов.

29. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы­строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей со слухо­вой депривацией.

30. Коррекция и развитие статического и динамического равновесия у детей с нарушением слуха.

31. Развитие представлений о схеме тела у глухих и слабослышащих дошкольников и младших школьников.

32. Особенности развития внимания у глухих и слабослышащих до­школьников и младших школьников.

33. Особенности коммуникативной деятельности педагога с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры.

34. Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих де­тей, имеющих сочетанные нарушения (ЗПР, умственная отсталость, ДЦП и др.).

35. Понятие умственная отсталость, причины, классификация.

36. Особенности психических процессов детей с умственной отстало­стью (представлений, мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сферы).

37. Особенности физического развития, физической подготовленности, состояния сохранных функций у детей с нарушением интеллекта.

38. Задачи, содержание, особенности организации и методики адаптив­ного физического воспитания в коррекционных школах VII-VIII вида.

39. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче­ской культуры у школьников с нарушением интеллекта.

40. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям школьников с нарушением интеллекта.

41. Методы активизации речевой и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на уроке физической культуры.

42. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы­строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей с про­блемами интеллекта.

43. Особенности развития и коррекции координационных способно­стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит­мичности движений у детей с проблемами интеллекта.

44. Особенности коммуникативной деятельности педагога на уроке фи­зической культуры умственно отсталых школьников. Регулирование межлич­ностных отношений, преодоление конфликтных ситуаций.

45. Подвижные игры, их направленность и особенности проведения с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

46. Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости.

47. Общая характеристика и классификация основных форм ДЦП.

48. Двигательный статус ребенка при ДЦП.

49. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения.

50. Методы восстановительного лечения детей с ДЦП (Бобата, Войта, Бортфельда, Семеновой).

51. Задачи, содержание, особенности организации и методики проведе­ния уроков адаптивного физического воспитания школьников с последствиями ДЦП.

52. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при спастических формах ДЦП.

53. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при атонически-астатических формах ДЦП.

54. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при ги­перкинетических формах ДЦП.

55. Формирование опорных функций рук, ног, вертикальной позы, ходьбы при ДЦП.

56. Коррекция контрактур, подвижности в суставах, мышечной атро­фии при ДЦП.

57. Коррекция дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей с последствиями ДЦП.

58. Особенности развития и коррекции координационных способно­стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит­мичности движений у детей с последствиями ДЦП.

59. Методика лечебного плавания для детей с ДЦП.

60. Иппотерапия как средство двигательной и психической реабилита­ции детей с ДЦП.

61. Особенности использования коррекционных подвижных игр, пе­сочной терапии, фитбол-гимнастики для детей с ДЦП.

62. Определение вертеброгенных миелопатий. Заболевания позвоноч­ника, вызывающие поражение спинного мозга. Факторы, вызывающие миело-патию. Клинические проявления миелопатий (первичные и вторичные наруше­ния). Двигательные нарушения в зависимости от характера, полноты и уровня поражения СМ.

63. Общая характеристика позвоночно-спинномозговой травмы. Поня­тия механической и неврологической нестабильности позвоночника. Этапы травматической болезни спинного мозга. Лечебная гимнастика на разных эта­пах травматической болезни.

64. Неврологический и адаптационный статус пациента и способы их оценки при вертеброгенных миелопатиях.

65. Средства и методы реабилитационного лечения при вертеброген­ных миелопатиях.

66. Методы развития силы мышц. Развитие силы с помощью блочной системы (по Дикулю, 1992). Развитие силы и силовой выносливости с помощью биологической обратной связи (БОС). Гимнастические упражнения силовой направленности.

67. Задачи и методика обучения поддержанию вертикальной позы де­тей с поражением спинного мозга.

68. Методики обучения ходьбе детей с поражением спинного мозга. Тредмил-терапия как средство двигательной реабилитации.

69. Использование методов электростимуляции в реабилитационном лечении пациентов с плегией.

70. Понятие о спинальной локомоторной активности. Способы инициа­ции спинальной локомоторной активности. Тренировка спинальной локомо­торной активности как основа восстановления ходьбы при миелопатиях. Соот­ношение методов активного, пассивного и вызванного воздействия на этапах двигательной реабилитации.

71. Классификация врожденных пороков развития верхних и нижних конечностей.

72. Анатомо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата детей с ампутационными и врожденными дефектами верхних конеч­ностей.

73. Анатомо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата детей с ампутационными и врожденными дефектами нижних конеч­ностей.

74. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампу­тации конечностей в условиях стационара.

75. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период под­готовки к протезированию верхних и нижних конечностей.

76. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, пользования протезами верхних конечностей.

77. Методика лечебной гимнастики в воде после ампутации нижних конечностей.

78. Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конеч­ностей.

79. Подвижные игры коррекционной направленности для детей дошко­льного и школьного возраста с врожденными и приобретенными дефектами ко­нечностей.

80. Особенности методики занятий на тренажерах и с отягощениями в условиях стационара и в процессе физической рекреации при врожденных и ампутационных дефектах конечностей.

81. Особенности построения лечебно-восстановительных занятий при ампутации конечностей, динамика физической нагрузки, способы ее регулиро­вания и контроля.

82. Корригирующие и профилактические упражнения, направленные на сохранение вертикальной позы, осанки после ампутации верхних и нижних конечностей.

83. Коррекция координационных способностей: равновесия, точности движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики у детей с врожден­ными и ампутационными дефектами конечностей.

84. Использование спортивных игр (футбол на костылях, волейбол си­дя на полу, баскетбол в колясках и др.) как средства физической и психической социальной адаптации подростков и юношей с дефектами конечностей.

85. Роль родителей в повышении двигательной активности и коррекции двигательных и психических нарушений детей-инвалидов.

86. Формы организации и методика совместных занятий физическими упражнениями родителей и детей-инвалидов.

87. Формы просветительской деятельности с родителями детей-инвалидов.

Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ

1. Формирование здорового образа жизни детей с нарушениями в раз­витии средствами адаптивной физической культуры.

2. Взаимовлияние моторного и интеллектуального развития в процес­се адаптивного физического воспитания детей-инвалидов (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

3. Коррекция и развитие познавательной деятельности детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов средст­вами адаптивного физического воспитания (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

5. Психологический портрет общения педагога адаптивной физиче­ской культуры с детьми-инвалидами.

6. Методика развития творческого потенциала детей-инвалидов сред­ствами адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

7. Методика эстетического воспитания средствами креативных видов адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбо­ру студента).

8. Нетрадиционные формы двигательной активности детей-инвалидов и их эффективность.

9. Влияние подвижных игр на развитие координационных способно­стей детей-инвалидов (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

10. Формы интеграции здоровых детей и детей-инвалидов в рекреатив­ных и спортивно-оздоровительных видах деятельности (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

11. Подготовка учащихся образовательных (коррекционных) учебных заведений к профессиональной деятельности средствами адаптивной физиче­ской культуры (нозологическая группа и возраст - по выбору студента).

12. Методы воспитания и стимуляция самовоспитания средствами адаптивной физической культуры (нозологическая группа и возраст - по выбо­ру студента).

13. Развитие физических способностей (силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости, ловкости) у детей с нарушением зрения (по выбору студента).

14. Развитие координационных способностей (равновесия, дифференцировки усилий, времени, пространства, реагирующей способности, расслабле­ния) у детей с нарушением зрения (по выбору студента).

15. Методика обучения детей с нарушением зрения двигательным дей­ствиям (гимнастика, ритмика, легкая атлетика, передвижение на лыжах, плава­ние и др.) (по выбору студента).

16. Методика формирования навыка пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в процессе адаптивного физического воспитания.

17. Особенности развития зрительного восприятия у детей с остаточ­ным зрением.

18. Особенности адаптивного физического воспитания детей с наруше­нием зрения, имеющих сочетанную патологию (нарушение интеллекта, ЗПР, ДЦП и др.).

19. Коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата у детей со зрительной депривацией.

20. Сочетание зрительного тренинга с физическими упражнениями как способ профилактики и улучшения зрительной функции у детей дошкольного и школьного возраста.

21. Развитие мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушением зрения.

22. Особенности коммуникативной деятельности педагога с незрячими детьми в процессе занятий физическими упражнениями.

23. Рекреативные формы занятий в режиме дня школьников с наруше­нием зрения.

24. Особенности организации, подготовки и проведения спортивных праздников, КВН, фестивалей, дней здоровья для незрячих и слабовидящих школьников.

25. Общие и специфические методы и приемы обучения двигательным действиям (гимнастике, ритмике, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, передвижению на лыжах, плаванию) учащихся с нарушением слуха (вид физических упражнений и возраст - по выбору студента).

26. Использование вербальных методов на уроках физической культу­ры глухих и слабослышащих детей.

27. Использование методов наглядности на уроках физической культу­ры глухих и слабослышащих детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.15 с.)