Физическое развитие и двигательные нарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое развитие и двигательные нарушения



Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отме­чается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движени­ях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин: - расстройством функций зрения на основе органических нару­шений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;

- ограничением возможностей зрительного подражания, порожда­ющим искаженное представление об окружающей действительности;

- неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим раз­витие познавательной и двигательной активности;

- снижением иммунитета к инфекционным и простудным забо­леваниям и, как следствие, пропусками академических занятий, сни­жению успеваемости учащихся.

В ряде исследований (Земцова М.И., Каштан М.С., Певзнер М.С., 1967) представлена анатомо-физиологическая связь между зритель­ной сенсорной системой и вегетативными функциями, связь между зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем. Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и ги­пофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему. Поэтому реализация резервных возможностей организма ре­бенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.

Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов дея­тельности, формирования у школьников привычки к систематиче­ским занятиям физическими упражнениям, привития навыка здо­рового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов детей с нарушением зрения. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль выполнения движе­ний, совершенствуется координация между зрительными ощущения­ми и выполнением движений. И.М. Сеченов отмечал, что согласован­ность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз служить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нарушением зрения часто путают правую и левую стороны. Свое­образие развития сенсорных функций обусловливает выраженную степень асимметрии в развитии движений левой и правой руки. Г.Х. Кекгель, М.И. Земцова, И.С. Моргулис (1962) своими исследо­ваниями показали несогласованность движений рук, обосновывая функциональную асимметрию явлениями компенсаторного характе­ра. В процессе обучения в результате трудовой и игровой деятель­ности правая рука более совершенствуется в исполнительных функциях, а левая - в контрольных. В связи с этим точность движений правой руки по мере обучения повышается.

Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ равна 1600 куб. см, а у нормально видя­щих -'1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих пока­затели кистевой динамометрии на 28% ниже, чем у нормально видя­щих сверстников, в показателях гибкости они уступают последним в среднем на 12-15%. Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящи­ми наблюдается в 7-14 лет: отставание у мальчиков 3,5-5 кг, у дево­чек 1-1,5 кг.

У детей с недостаточностью зрения отмечается нарушение коор­динации движений. В возрасте 8-9 лет оно составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполне­нии согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7-9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности. Исследо­вание (Шмельков И.И., 1981) прыгучести (прыжок в высоту с места) у незрячих школьников выявило отставание от нормально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у маль­чиков ниже результатов нормально видящих на 16-24%. По данным А.Г. Сухарева (1975), слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зрячие дети - 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие - 6,8 км, а зрячие - 14,7 км; в старшем возрасте - соответственно 4,8 и 12,2 км. Эти данные свиде­тельствуют о низкой двигательной активности, а следовательно, мень­шей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения.

С возрастом показатели физического развития у детей со зри­тельной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравне­нию с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудис­той и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значитель­но ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабови­дящих продолжает развиваться до 17 лет.

Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения -в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5-5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, масса тела на 6-7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих (Касаткин Л.Ф., 1980). Мышечная сила значи­тельно ослабленна, движения угловаты, медленны и нерешительны, на­блюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обу­словленные нарушением зрения. По данным Е.И. Ливадо (1974), А.К. Акимовой (1973, 1977, 1979), Р.Н. Азаряна (1989), у слабовидя­щих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость - у 12%. Б.П. Ермаков (1989,1990) констатирует, что наруше­ние осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% де­вочек, тогда как у нормально видящих соответственно - у 20% и 14%; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интер­ната для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с ослабленным зре­нием поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круг­лой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижает­ся жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболе­ваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

По данным медико-психолого-педагогической оценки, все при­чины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) орга­нические нарушения, наследственные заболевания, врожденное сла-бовидение, обусловливающие трудности формирования гармониче­ски развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и пе­дагогических условий для гармоничного развития ребенка с депри­вацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нару­шением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, не­доразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического раз-зития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дис­функция (ММД).

ММД - часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождает­ся мышечной дистонией - неуклюжестью, неловкостью, скованнос­тью в движениях, трудностями в освоении письма, точности мотори­ки. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая*обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность, пери­одические вспышки гнева. Подобные дети сталкиваются с непонима­нием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпеливо прививать, умело направлять сверхактивность в русло продуктивных игр, физи­ческих упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10-11 годам отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адекватным в пове­денческих реакциях (Гарбузов В.И., 1982).

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профи­лактической и коррекционной работе, направленной на нормализа­цию двигательных функций. Эта работа должна носить комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизне­деятельности и развития.

 

Практическое занятие №1

Цель – изучение особенностей нарушения зрения, характеристика, функции, дисфункции, проанализировать особенности физического и психического развития детей.

План.

1. Понятие зрение.

2. Функции зрительного анализатора.

3. Зрительные дисфункции у детей.

4. Основные нарушения зрения.

5. Психическое развитие детей

6. Особенности физического развития детей с нарушением зрения.

Задания.

1. Дайте понятие «зрение»

2. Определите функции зрения.

3. Рассмотреть и в письменной форме представить особенности центрального, бинокулярного, периферического зрения.

4. В чем особенность цветового зрения.

5. Раскройте понятия «световая адаптация», «темновая адаптация»

6. Какие зрительные дисфункции наблюдаются у детей (опишите и изобразите схематично).

7. Раскройте особенности психического развития детей с депривацией зрения.

8. В чем заключается различие физического развития детей с нарушением зрения от здоровых сверстников.

 

Самостоятельная работа

Особенности развития психических процессов у детей с нарушением зрения. Особенности познавательной и коммуникативной деятельности у детей с депривацией зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.016 с.)