Тема 2. Характеристика детей с нарушением слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Характеристика детей с нарушением слуха.



Особенности психофизического развития и двигательные способности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

(всего 8 часов: лекции – 2 часа, практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

Лекции № 4

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, име­ющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, осно­ванной на всестороннем комплексном изучении особенностей его раз­вития, для этого необходимо знание обще теоретических закономер­ностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку обеспе­чить социальный, эмоциональным, интеллектуальным и физическим рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.

Но, как известно, изучение ребенка с: отклонениями в развитии не может ограничиться только установлением степени и тяжести недостатка, а непременно включает компенсаторный процесс (Носкова Л.П.,1993).

Все разнообразие нарушений в развитии неслышащего ребенка не является следствием только ограниченного доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие вытекаю! лишь нарушения в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Трофмова Г.В, 1972; Носкова Л.П.,1991).

Основная патология может вызвать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими. Выявлено, что потеря слуха у детей сопровождаем я дисгармоничным физическим развитием в 62% случаев, в 43,6% - дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и др.), в 80% случаев задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих детей. В ряде работ показано, что у детей с нарушением слуха отмечается задержка развития локомоторных статических функций, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство. Задержка в развитии «прямостояния» (овладение сидением, ходьбой и т.д.) приводит к нарушению ориентировки в пространстве и в предметном мире.

Неслышащие дошкольники отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной двигательной подвижностью. Установлено, что неслышащие дети дошкольного воз­раста отстают от своих сверстников в психофизическом развитии на 1- 3 года.

Нарушения двигательной сферы у детей проявляются:

1) в снижении уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качеств, скоростных качеств – от 12до 30%;

2) в трудности сохранения статического и динамического равно­весия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, дина­мическом до 21%;

3) в недостаточно точной координации и неуверенности движе­ний, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

4) в относительно низком уровне ориентировки в пространстве;

5) в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательнойдеятельности в целом, но сравнению со слышащими детьми.

Своеобразно идет развитие познавательной сферы неслышащих детей. У них не формируется с рождения слуховое внимание. Некоторая компенсация этого пробела зависит от степени нарушения слухового анализатора, активизация которого возможна только при длительной и систематической работе, но развитию слухового восприятия. У многих детей очень рано отмечается концентрация внимания на губах говорящего, что свидетельствует о поиске самим ребенком компенсаторных средств, роль которых берет на себя зрительное восприятие. Устойчивость внимания может меняться в зависимости от видов деятельности. Общим недостатком для всех детей являются трудности в переключении внимания.

Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, именно влияние на деятельность памяти. У детей доминирует зрительное восприятие, поэтому весь процесс запоминания в основном строится на зрительных образах, в то время как у слышащих этот процесс слухозрительный и опирается на активную звуковую речь.

Вместе с тем в исследованиях Ф.Ф. Рау и В.И. Бельтюкова было выявлено, что бисенсорное (слухозрительное) восприятие устной речи более эффективно по сравнению с моносенсорным (зрительным). Это позволило высказать предположение о том, что улучшение слухозрительного восприятия речи происходит за счет взаимной поддержки.

Отставание в сенсорном развитии неслышащих детей связано с вторичными дефектами: недоразвитием предметной деятельности, отставанием в развитии общения с взрослыми, как речевого, так и невербального. Этим детям недоступны самостоятельный анализ ситуации, выделение существенных для выполнения данной деятель­ности свойств и отношений объектов. Только на третьем году жизни в деятельности детей начинает складываться практическая ориенти­ровка в свойствах объектов, которая в основном проявляется в дей­ствиях с дидактическими игрушками. Предметная деятельность не становится ведущей у детей в раннем возрасте.

Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности не только сказывается на формировании чувственной основы, но и на­ходит свое отражение в уровне развития наглядного мышления у детей с нарушениями слуха. Изучение состояния наглядных форм мышления у детей свидетельствует об отставании не только в разви­тии наглядно-образного, но и наглядно-действенного мышления. Фор­мирование наглядно-действенного, практического мышления проте­кает у них со значительным отставанием во времени и с некоторыми количественными и качественными отличиями от его становления у нормально развивающихся детей, несмотря на наличие общих тенден­ций развития.

Значительно медленнее, чем у слышащих, идет переход к сверну­той ориентировке, ведущей к безошибочному выполнению задания. Большинство опирается на развернутую ориентировку. Свернутая ори­ентировка наблюдается в единичных случаях, тогда как у слышащих она становится преобладающей. Большинство детей с нарушением слуха остаются на низком уровне ориентировки на протяжении всего дошкольного возраста. Только небольшая часть детей к концу до­школьного возраста осваивает зрительную и свернутую ориентиров­ку, что находит отражение в решении наглядно-образных задач.

Таким образом, особенности развития наглядного мышления, как и развития восприятия, у детей с нарушением слуха свидетельствуют о своеобразии развития чувственного познания, практической ориен­тировки, осмысления закономерностей, существующих в предметном мире.

Существенным качественным отличием в действиях детей с нарушением слуха является то, что у них речь не участвует в процессе решения наглядных задач, отсутствует планирующая функция речи.

Процесс формирования речи тесно связан с развитием многих других способностей, которые выступают как предпосылки для ее возникновения и успешного развития. Например, надо специально развивать движение, способность к осознанному подражанию, осо­бенно в младшем дошкольном возрасте (Носкова Л.П., 1997), общую выносливость как базовое качество для выполнения большого объема учебной работы в старшем дошкольном возрасте и позднее.

Существует несколько причин для использования движений с целью стимуляции речи. Главная из них заключается в совпадении элементов речи и движения. Напряжение, интенсивность, ритм и про­странственная направленность представляют собой биологические компоненты человеческого существа, а содержатся они как в движе­нии, так и в речи. Организованное движение обостряет чувство ре­бенка к разным степеням напряжения, продолжительности, быстроты, акцентированию и развивает ощущение собственного тела, которыми можно потом легче управлять в макродвижениях, переходя к контро­лю микродвижений артикуляционной мускулатуры. Движения по­могают детскому воображению, доводят до аффективного состояния (в специально организованных играх), вызывая спонтанный голос и слуховое осознание своего голоса. Сама по себе речь также имеет комплексную структуру, т.е. включает в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет общую со всеми или свою особую основу для развития (Guberina R., 1972; Власова Т.М., Пфафенродт А.Н., 1996).

Речь включает в себя восприятие, понимание, смыслообразование, перекодирование, программирование высказываний, воспроиз­ведение (моторную реализацию). Восприятию и пониманию сопут­ствует прогнозирование, т.е. предугадывание содержания информации. Все это влияет на выбор речевых средств, на форму выражения.

Характерной особенностью нарушения слуха является зависи­мость от смены климатических условий, которая оказывает влияние на состояние здоровья, двигательную активность неслышащих детей в каждом биологическом ритме года. Установлено, что в начале и середине осени физическая работоспособность детей после летнего отдыха наилучшая, способствующая обучению новым движениям и развитию физических качеств. В переходный период от осени к зиме резко снижается физическая работоспособность, отмечается ухуд­шение самочувствия. После работы на выносливость наблюдается плохое восстановление, снижается ловкость, координация движений и глазомер. В зимний период стабилизируется физическая работо­способность - это наиболее благоприятный период для развития и совершенствования физических качеств и закрепления движений. Переходный весенний период отличается снижением двигательной активности и общего самочувствия неслышащих детей. В это время необходимо планировать больше игр и проводить занятия на основе игрового сюжета. Середина весны и весь летний период благоприят­ны для физического совершенствования. Таким образом, можно вы­делить пять периодов, в которые происходит изменение общего само­чувствия, состояния здоровья и характера двигательной активности неслышащих детей.

Практическое занятие № 4

Цель – изучить особенности психофизического развития глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, проанализировать двигательные способности глухих, слабослышащих и здоровых детей.

План.

1. Закономерности развития ребенка с нарушением слуха.

2. Диагностика отклонений.

3. Основная патология.

4. Особенности нарушений двигательной сферы.

5. Своеобразие развития внимания, восприятия, мышления, памяти у детей имеющих нарушение слуха.

6. Речь и ее стимуляция.

Задания.

1. Определите закономерности развития ребенка с нарушением слуха.

2. Общее и различие в психофизическом развитии и двигательных способностях глухих, слабослышащих и здоровых детей.

3. Дать четкий ответ на вопросы: Определите особенности развития внимания, восприятия, мышления, памяти детей дошкольного возраста имеющих нарушение слуха.

4. Опишите методики развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Самостоятельная работа

Общетеоретические закономерности развития ребенка с нарушением слуха. Патология детей. Методики формирования речи у детей с нарушением слуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.014 с.)