Методика адаптивной физической культуры детей разного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика адаптивной физической культуры детей разного возраста



Методические особенности организации двигательной активнос­ти детей с ампутационными и врожденными дефектами конечностей определяются, во-первых, возрастом ребенка и особенностями дефек­та, а во-вторых, целями и задачами этапа реабилитации. На ранних этапах реабилитационного процесса применение физических упраж­нений в основном связано с оперативным вмешательством и протези­рованием, на более поздних этапах - с профилактикой вторичных нарушений со стороны различных органов и систем, оптимизацией психомоторного развития ребенка, повышением его двигательных возможностей.

В связи с решением задач протезирования детей, перенесших ам­путации или имеющих врожденные дефекты конечностей, выделяют несколько возрастных периодов: до двух лет, от двух до четырех лет, от четырех до семи, от семи до двенадцати лет и старше двенадцати лет.

Применение физических упражнений направлено на решение следующих задач:

• уменьшение выраженности и предупреждение прогрессирования вторичных деформаций опорно-двигательной системы;

• нормализация психомоторного развития в соответствии с тем­пами онтогенеза нормально развивающихся сверстников;

• формирование двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными нормами;

• подготовка к протезированию и обучение пользованию протез­но-ортопедическими изделиями;

• развитие физических способностей, повышение толерантности к физической нагрузке.

Средства адаптивной физической культуры детей с поражением конечностей:

• упражнения, направленные на повышение двигательных воз­можностей;

• лечебно-восстановительные, коррекционные и профилактичес­кие упражнения;

• основные локомоции - ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки, метания, передвижения на самокате, на двух- или трехколесном велосипеде, ходьба на лыжах и др.;

• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

• упражнения на тренажерно-игровых комплексах и тренажерах;

• плавание и коррекционно-оздоровительные упражнения в воде (лечебная гимнастика).

 

Практическая работа № 8

Цель – определение методических особенностей применения физических упражнений на занятиях с детьми при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечности.

 

План.

1. Физические упражнения в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте.

2. Особенности занятий физической культурой в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

3. Профилактика вторичных нарушений со стороны различных органов и систем организма.

 

Задания.

1. Какие физические упражнения необходимо применять для детей раннего и дошкольного возраста. Определите общее и различие, соблюдая возрастной диапазон, патологию и вторичную симптоматику.

2. Опишите примерные схемы занятий для детей школьного возраста.

3. Назовите особенности обучения детей пользованию протезами.

4. Какие вторичные нарушения возникают у детей с данной патологией.

5. Какие меры профилактики необходимо применять для устранения вторичной симптоматики.

Самостоятельная работа

Отличительные особенности детских культей. Изменения в скелете усеченных конечностей после ампутации. Содержание занятий с детьми на разных возрастных этапах. Особенности обучения детей пользованию протезами.

Тема 3. Оптимизация двигательной активности детей с врожденными пороками и после ампутации конечностей.

(всего 6 часов: лекции – 2 часа, практическая работы – 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа)

Лекция № 9

Методика проведения подвижных и спортивных игр с детьми разного возраста

Использование подвижных игр обусловлено комплексным воздей­ствием на психоэмоциональную и двигательную сферу детей, возмож­ностью увеличения двигательной активности, восполнения дефицита положительных эмоций, снижения эмоционального стресса, активиза­ции психических процессов, регулирования взаимоотношений, форми­рования навыков общения, свойств личности, социального поведения.

Подвижные игры для детей с дефектами верхних конечностей ус­ловно можно разделить на две группы. В первую входят игры, содержа­ние которых предусматривает участие одной или обеих верхних конеч­ностей в осуществлении движений. Это подвижные игры с различными предметами, например с мячом или летающей тарелкой. В них могут принимать участие дети с врожденным недоразвитием конечности или после ампутации кисти и предплечья, с использованием протезов или без них. Вторая группа объединяет подвижные игры, направленные на использование функций нижних конечностей: игры с ходьбой, бе­гом, прыжками, перелезанием, игры с элементами футбола, баскетбола и другие, где содержание не требует участия верхних конечностей.

Подвижные игры для детей с врожденными или ампутационны­ми дефектами нижних конечностей также разделяются на две группы: 1) игры для лиц с дефектами голени или бедра с использованием костылей; 2) игры для лиц с дефектами голеней, бедер или бедра и голени.

В табл. 9.1 представлены подвижные игры, критерий отбора кото­рых - возможность сопряженного решения образовательных и коррек-ционно-развивающих задач. Так, в процессе игры «Защита укрепле­ния» можно одновременно решать задачи обучения пользованию протезно-ортопедическими изделиями, развития координационных способностей, психодинамических и сенсорных качеств, формирова­ния навыков коллективного взаимодействия. Игры «Передал - садись» (для детей с дефектами верхних конечностей) и «Попади в мяч» (ниж­них конечностей) основаны на использовании сохранных функций.

Наиболее сложным при проведении подвижных игр с детьми, имеющими дефекты конечностей, представляется решение задач кор­рекции нарушений осанки и плоскостопия. Это объясняется тем, что лишь единичные игры, например «Мостик и кошка», включают уп­ражнения подобной направленности. Тем не менее педагог может изменить содержание игры, используя в рамках правил упражнения коррекционной направленности. Например, игра «Перемена мест» может быть использована для исправления нарушений осанки.

Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей

Содержание Направленность
«Построй домик»— для детей 7—10 лет после ампутации кисти или предплечья с использо­ванием протезов. Играют 2—4 ребенка, у каждого набор из 6 мягких модулей «Радуга». По команде дети начинают строить домик. Побеждает строитель, быстрее других построивший прочный домик. «Сажаем огород»— для детей 7—10 лет после ампутации кисти или предплечья с использова­нием протезов. Играют 2—3 ребенка. В руке каждого ведерко с пластмассовыми шариками и резиновыми мячами диаметром от 4 до 6 см. По команде дети начинают, доставая протезом шарик из ведерка, укладывать его на пол — «сажают огород», затем собирают с пола шарики в ведерко — «собирают урожай». Побеждает самый быстрый и трудолюбивый. Развитие способности к произвольному напря­жению и расслаблению мышц, управляющих протезом, при различных положениях и движениях культи, развитие способ­ности к дифференциро­ванию силовых, пространственных и временных параметров движений, способности к отмериванию расстояния до предметов
«Защита укрепления»— для детей 10—12 лет с врожденным недоразвитием или после ампутации кисти или предплечья с использо­ванием протезов. Игроки располагаются в кругу на расстоянии двух-трех шагов перед начерченной на полу окружностью. В центре круга находится «укреп­ление» и водящий. У игроков волейбольные мячи. По сигналу игроки броском мяча двумя руками стараются сбить «укрепление», которое защищает водящий. Игрок, которому удается сбить «укрепление», меняется местом с защитником. В заключение отмечаются лучшие игроки, которые дольше других защищали «укрепление». Методические указания. Игрокам запрещается при ударах переходить линию круга. Защитнику запрещается держать «укрепление». Если «укреп­ление» сдвинуто с места, но не упало, защитник продолжает его защищать. Если защитник собьет «укрепление», на его место идет игрок, у которого в этот момент находится мяч. Развитие способности к произвольному напря­жению и расслаблению мышц, управляющих протезом, при различных положениях и движениях культи, развитие способ­ности к дифферен­цированию силовых, пространственных и временных параметров движений, скорости и точности зрительного восприятия, сосредоточен­ности и концентрации внимания, способности к отмериванию расстояния до предметов
«Передал — садись»— для детей 12—14 лет с врожденным недоразвитием или после ампутации кисти, предплечья или плеча. Две команды стоят в колоннах по одному, параллельно друг другу. Напротив команд на расстоянии 6—8 шагов располагается капитан с мячом в руках, который по сигналу набрасываем мяч первому игроку колонны. Тот возвра­щает его обратно ударом серединой лба, после чего принимает положение упор присев. Затем капитан набрасывает мяч второму игроку и т.д. Игра заканчивается, когда последний игрок возвращает мяч капитану и бежит на его место, а капитан становится во главе колонны. Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой и не нарушившая правил. Развитие способности к дифференцированию силовых, простран­ственных и временных параметров движений, к динамическому равно­весию, способности к отмериванию расстояния до предметов, точности зрительного восприятия, формирование навыков коллективных действий
«Попади в мяч»— для детей 10—12 лет с врож­денным недоразвитием или после ампутации бедра или голени на костылях. В центре площадки находится баскетбольный мяч. Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах площадки на рас­стоянии 10—12 м. По сигналу игроки выполняют удары по футбольному мячу, стараясь попасть в баскетбольный мяч. Игроки другой команды собирают мячи и тоже по сигналу выполняют удары. Побеждает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Методические указания. Удары выполняются только по сигналу. Преждевременные удары не засчитываются. Если баскетбольный мяч отскочит в сторону, его возвращают на прежнее место. При ударе нельзя заступать за черту. Варианты. Игроки выполняют удары по мячу, который медленно катится поперек площадки. Развитие способности к дифференцированию силовых и временных параметров движений, подвижности в коленном и тазобедренном суставах, скорости и точности зрительного восприятия, способности к отмерива­нию расстояния до предметов
«Мостик и кошка»— для детей 10—12 лет на протезе бедра или голени. Игроки двух команд располагаются в колоннах у линии старта. Перед ними на полу в 3 и 6 м мелом начерчены два круга диаметром 1,5 м. По сигналу первые номера выбегают вперед и, оказавшись в первом кругу, выполняют гимнастический «мост». После этого бегут вторые номера, которые подлезают под «мостом», как кошка, и встают во второй круг, где принимают положение упор, стоя согнувшись. После этого первые номера бегут во второй круг и пролезают, как кошка, между рук и ног партнера. Потом игроки, взявшись за руки, бегут к своим командам. Когда пара пересечет линию старта, вперед выбегают следующие игроки. Когда пара, начинавшая игру, снова окажется впереди, игроки меняются ролями. Игра заканчивается, когда игроки, начинавшие эстафету, снова окажутся впереди. Коррекция нарушений осанки во фронтальной плоскости, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, быстроты движений, способности к точности движений по пространственным и силовым параметрам движений, статической силы мышц туловища, рук и ног
«Перемена мест»— для детей с врожденным недоразвитием или после ампутации верхних конечностей. Две команды располагаются лицом друг к другу в шахматном порядке на противоположных сторонах площадки. Все игроки одновременно выполняют упражнения для коррекции нарушений осанки, в положении стоя, сидя, лежа, на четвереньках. По сигналу все игроки перебегают на противоположную сторону площадки, стараясь как можно быстрее пересечь линию. Команда, игроки которой первыми собрались за линией, получает одно очко. Игра продолжается до пяти очков. Коррекция нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты простой двигательной реакции

 

Использование спортивных игр в процессе двигательной реаби­литации детей с дефектами конечностей направлено на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей, развитие координаци­онных, силовых и скоростных способностей, сенсорных и психодина­мических качеств, формирование активного стремления к общению и социализации, оптимизацию эмоционального состояния.

Дети с дефектами нижних конечностей могут принимать участие в спортивных играх как с использованием протезов, так и без них (табл. 9.2). К спортивным играм, где двигательная активность обу­словлена применением средств протезной техники, относятся волей­бол и хоккей на протезах, бадминтон, гольф, дартс, бильярд, боулинг, бейсбол. В коляске дети могут играть в баскетбол, настольный теннис, большой теннис, бадминтон, гандбол, дартс, бильярд, боулинг. Кроме перечисленных игр, могут проводиться волейбол сидя, бадминтон сидя и футбол на костылях.

Участие детей с односторонними дефектами верхних конечно­стей в таких играх, как большой теннис, бадминтон, настольный тен­нис, дартс, боулинг, футбол, может проходить без протезов верхних конечностей, так как они позволяют использовать сохранные функ­ции конечности. Во время игр обращается внимание на точность и правильность выполнения движений, их разнообразие, активное уча­стие усеченной конечности в процессе выполнения двигательных дей­ствий в различных исходных положениях.

Как видно из таблицы, наименьшие возможности для участия в спортивных играх имеют дети с двусторонними дефектами верхних и нижних конечностей без использования технических приспособле­ний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.038 с.)