Методика ритмической гимнастики для детей с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика ритмической гимнастики для детей с нарушением зрения



Ритмическая гимнастика входит в образовательную программу адаптивного физического воспитания 1-4-го классов коррекционных школ III—IV вида.

Она предоставляет возможность широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать раз­ностороннее воздействие на ребенка со зрительной депривацией. Ритмика - это система упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Ее цель - обучение детей воспринимать музы­ку, передавать в движении ее содержание, развитие чувства ритма, координации и ориентировки в пространстве.

В процессе занятий ритмической гимнастикой решаются общие задачи - развитие физических качеств, обучение технике основных и специфичных движений, воспитание определенных качеств харак­тера личности - и специальные задачи:

• коррекция ориентировки в пространстве, техники выполнения движений, нарушений опорно-двигательного аппарата;

• профилактика нарушений сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорной систем;

• компенсация нарушенных функций за счет сохранныхинализа-торов.

Основные средства ритмики:

• строевые упражнения;

• общеразвивающие и специальные ритмические упражнения;

• различные виды ходьбы, бега, прыжков;

• упражнения на согласование движений с музыкой;

• упражнения художественной гимнастики (с предметами и без предметов);

• танцевальные шаги;

• музыкальные комбинации и танцы;

• музыкальные и речевые игры;

• эстафеты и подвижные игры.

Ходьба, бег и прыжки составляют значительную часть средств ритмики. Применяются следующие виды ходьбы: строевой шаг, ходь­ба на носках и пятках, внутреннем и внешнем сводах стопы, в полу­приседе и приседе, с высоким подниманием бедра, скрестными шага­ми, выпадами, приставными и переменными шагами и различными видами их сочетаний, из художественной гимнастики - мягкий, пе­рекатный, пружинистый, острый, высокий, широкий шаги.

Беговые упражнения включают различные виды бега на месте и в движении: с высоким подниманием бедра, захлестом голени, скрест­ным шагом, с поворотами, семенящий, челночный бег. Некоторые виды ходьбы и бега являются подводящими упражнениями для прыж­ков, используемых в ритмике, например пружинистый шаг и бег. Прыжки могут выполняться толчком одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или две ноги назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижением в различных направлениях, с дополни­тельными движениями головой, руками, туловищем, могут носить танцевальный характер, исполняться с различной амплитудой и тем­пом движений. Эти упражнения должны быть индивидуально дози­рованы с учетом двигательной подготовленности и состояния зрения.

Примеры ритмической ходьбы

1. Ходьба на разные длительности:

а) целыми нотами - один шаг выполняется на 1, 2, 3 и 4 счета;

б) половинными нотами - один шаг на 1 и 2 счета, другой шаг -на 3 и 4 счета;

в) четвертными нотами - шаг на каждый счет;

г) восьмыми нотами - 2 шага на каждый счет.

Ритмическая ходьба с одинарными хлопками рук:      
а) хлопки в ладоши на 1-й, 2-й шаг счет        
    + + - ■ -
б) хлопки в ладоши на 1-й, 3-й шаг счет        
    + - + -
в) хлопки в ладоши на 2-й, 4-й шаг счет        
    - + - +
г) хлопки в ладоши на 1-й, 4-й шаг счет        
д) хлопки в ладоши на 3-й, 4-й шаг счет        
      - + +
Ритмическая ходьба с двойными хлопками рук:      
а) хлопки в ладоши на 1-й, 2-й шаг счет        
    + + + - -
б) хлопки в ладоши на 1-й, 3-й шаг счет        
    + + _ + +
в) хлопки в ладоши на 2-й, 4-й шаг счет        
    - + - + -
г) хлопки в ладоши на 1-й, 4-й шаг счет        
    + + - - +
д) хлопки в ладоши на 3, 4-й шаг счет        
    + +
                   

В задания можно вводить дополнительные условия: первый или по­следний шаги выполняются с акцентом.

Условные обозначения: «+» - шаг с одним хлопком; «++» - шаг с дву­мя хлопками; «-» - шаг без задания.

Движения, согласованные с музыкой, являются основой рит­мики. Любое музыкальное произведение имеет мелодию и свои средства музыкальной выразительности: темп, ритм, музыкальный раз­мер, динамику (громкость звука). Умение различать средства музы­кальной выразительности способствует выполнению движений под музыку, помогает соизмерять мышечные усилия во времени и про­странстве. Поэтому необходимо постоянно, особенно на начальном этапе обучения, развивать у занимающихся музыкальный слух, пла­стику движений, умение соотносить движение со средствами музы­кальной выразительности.

Темп выражает скорость протекания музыкального произведе­ния. Музыкальный размер - чередование сильных (акцентирован­ных) и слабых долей в такте. Такт - самая малая часть музыкального произведения, которая начинается с сильной доли и заканчивается слабой. Сильные и слабые доли в движении могут быть выделены хлопками, ударами ног, акцентированной ходьбой, сочетаниями хлоп­ков и ходьбы.

Ритм (в музыке) - организованная последовательность длитель­ности звуков, которая выражается в нотах. Последовательное соче­тание различных длительностей звуков составляет ритмический рисунок. Его освоение означает различение мелодии, жанра музы­кального произведения. Ритмические рисунки дети могут воспро­изводить хлопками, дирижированием, сочетанием движений ног и рук и т.д.

Динамические оттенки определяются как степень громкости му­зыкальных звуков (громко, тихо, уменьшение или усиление силы звука). Для формирования умения различать динамические оттенки используются разнообразные задания. Например, под громкое звуча­ние выполняется строевой шаг, под тихое - ходьба на носках.

Мелодия характеризуется чередованием звуков, имеющих опре­деленный ритм и темп и находящихся в определенном соотношении по высоте. Мелодию можно выразить соответствующими различны­ми по характеру, форме и последовательности движениями рук, ног, зсего тела. Например, на восходящую мелодию из исходного положе­ния (основная стойка) подняться на носки, руки вверх, на нисходя-лую мелодию - опуститься в исходное положение.

При составлении упражнений или их комплексов под музыку нужно учитывать характер и структуру музыкального произведения. От этого зависит правильность выполнения упражнений (по форме, амплитуде и усилию), их связь с музыкой. Для совершенствования связи движений с музыкой целесообразно использовать на занятиях по ритмике танцевальные комбинации, пляски, танцы и музыкальные игры.

Примеры упражнений на согласование движений с музыкой:

• ходьба под музыку с выполнением хлопков руками на 1-ю и 3-ю, а затем на 1-ю и 4-ю доли такта;

• ходьба и бег соответственно характеру музыки (тихо, быстро, с акцентом, с остановками);

• простые упражнения под музыку произведений, написанных в разных размерах (полька, вальс, марш);

• парные и групповые упражнения, выполняемые под музыку.

Танцевальные упражнения, применяемые на занятиях по ритми­ке, включают элементы танцев народов мира, современных и ритми­ческих танцев и др. Танцевальные упражнения способствуют разви­тию координации движений, чувства ритма, музыкального слуха. Кроме того, они являются эффективным средством формирования осанки, физического развития и двигательной подготовленности. Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам: приставной шаг, шаг галопа, шаг польки, русский переменный, вальсовый шаг, шаг притопывая, а затем приме­няют в комбинациях и танцах. Ритмические танцы в основе своей очень просты и могут применяться как на уроке, так и на различных мероприятиях и спортивных праздниках.

Традиционный круг используемых средств на уроке ритмики может быть расширен за счет специальных средств логоритмики:

• ходьба в сочетании со стихами;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения на развитие тонкой моторики - пальчиковые игры;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание: его переключаемость, устойчивость, распределение, развитие речевого и слухового вни­мания.

Освоение ритмической гимнастики требует координационных способностей и находится в тесной взаимосвязи с другими их про­явлениями:

• реагирующей способностью на слуховые, зрительные или так­тильные сигналы;

• кинестетической способностью, способностью к дифференци­рованию, точности воспроизведения и отмериванию пространствен­ных, силовых и временных параметров движения;

• способностью к сохранению равновесия - статического и дина­мического;

• способностью к переключению (согласованию разнонаправлен­ных движений) в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе ее реализации;

• способностью к управлению темпоритмовой структурой (целе­сообразная последовательность движений и акцентированных момен­тов двигательного действия);

• способностью к ориентации в пространстве, определению и изменению положения тела в пространственно-временном поле.

Незрячие школьники лучше выполняют задания, связанные с воспроизведением ритма, превосходят слабовидящих школьников по показателям моторного обеспечения (умению правильно диффе­ренцировать усилие, воспринимать и воспроизводить пространствен­ную точность, интервал времени, а также умению дозировать частоту движений кисти), но уступают им в физической подготовленности. Поэтому методы обучения в группе незрячих отличаются от методов, применяемых в группе слабовидящих.

Физическая нагрузка в группе слабовидящих отличается боль­шей сложностью, интенсивностью, объемом выполняемых заданий, большей моторной плотностью урока. Темпоритмовые характеристи­ки движений у них связаны с показателями равновесия, координации, умением воспроизводить заданный интервал времени и дозиро­вать усилие. Поэтому наибольшее внимание на уроках уделяется упражнениям на согласованность движений, равновесие и развитие внимания и памяти.

В группе незрячих детей показатели ритма связаны с аналогич­ными показателями, но на более высоком уровне, а также с показате­лями смысловой памяти, показателями распределения внимания и ориентировки в пространстве. Наибольший акцент делается на упражнения, направленные на развитие внимания и памяти, распре­деление внимания, скоростно-силовые дифференцировки (умение ре­гулировать мышечное напряжение), ориентировку в пространстве. Хо­рошо ориентирующийся ребенок выполняет задания более четко, его движения становятся более раскованными и обретают заданный рит­мический рисунок. Особенно это важно в младшем школьном возра­сте, так как является основой любой двигательной деятельности незрячего ребенка. Использовать упражнения на развитие простран­ственной ориентировки можно не только напрямую, но и опосредо­ванно, например через танцевальные упражнения (определить свое расположение в зале, исходное положение). Наибольшее количество ошибок незрячие школьники допускают при воспроизведении ритма на высокой скорости. Поэтому на первом этапе обучения стоит под­бирать такой темп выполнения заданий, который доступен для пра­вильного и четкого воспроизведения.

Основной формой проведения занятий по ритмике является урок, имеющий традиционную трехмастную структуру. В подготовительной части урока (10-15 мин) закрепляются умения ориентироваться в частях тела, соотношении окружающих предметов, напоминаются ос­новные ориентиры, которыми дети пользуются на уроке. Она также включает ходьбу, бег, прыжки в сочетании с использованием музыкаль­ного сопровождения или команд учителя, сочетание стихов с выполне­нием упражнений, а также выполнение заданий за звуколидером. Про­стейшие виды ходьбы, бега, а также строевые и общеразвивающие упражнения оказывают общее воздействие на организм и готовят его к работе. В конце подготовительной части обязательно используются упражнения на тренировку зрительных функций глаза. В основной ча­сти урока (25 мин) повторяются основные понятия, закрепляется прой­денный материал и изучается новый: танцевальные шаги и элементы, ритмические упражнения, движения рук, танец целиком или упражне­ния художественной гимнастики с лентами, мячами, обручами. В за­ключительной части урока (5 мин) проводится игра с элементами импровизации и творчества, а также дыхательные упражнения, упраж­нения на расслабление и тренировку зрительных функций глаза.

Занятия по ритмической гимнастике проходят, как правило, во второй половине дня и требуют от детей значительной концентрации внимания: длительное применение однообразных и сложных упраж­нений приведет к быстрому утомлению и, как следствие, падению интереса к занятию, поэтому следует чередовать упражнения разной направленности. При разучивании несложных упражнений применя­ется обучение движению в целом, сначала без музыкального сопро­вождения, а затем под музыку. Упражнения танцевального характера изучаются по частям, а затем объединяются в целое.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого и своевре­менного предупреждения и устранения ошибок. Наиболее характер­ными ошибками являются: лишние движения, повышенная напряженность различных групп мышц, неуверенность в выполнении дви­жений, несогласованность движений с музыкой, искажение общего ритма и амплитуды и т.д. Начинать исправлять ошибки необходимо с более грубых, добиваясь, чтобы дети запоминали мышечно-двига-тельные ощущения при правильном выполнении.

На этапе углубленного разучивания уточняются движения, упражнения, совершенствуется их ритм, слитность и свобода выпол­нения. Ритмические упражнения выполняются сначала без музыкаль­ного сопровождения, но с сохранением ритма и темпа, повторяются в различных вариантах, с дополнительными движениями, в разные стороны, с другой ноги. Этап совершенствования может быть за­кончен, если ученик выполняет движение свободно, эмоционально, в соответствии с заданным ритмом.

На занятиях по ритмике используют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации. В группах слепых детей не­обходимо больше применять индивидуальный или малогрупповой метод, а в классах слабовидящих детей - фронтальный, не исключая двух других методов организации.

Занятия ритмической гимнастикой позитивно влияют на жиз­ненно важные функции, формируют выразительность и пластику дви­жений, развивают память и внимание, улучшают ориентировку в про­странстве, чувство ритма.

Эффективность занятий ритмикой зависит от умения правильно составлять комплексы упражнений. Важно правильно подобрать му­зыку, которая должна быть разнообразной, соответствовать характе­ру, темпу и ритму исполняемых под нее движений. Эмоционально возбуждающая музыка должна чередоваться со спокойными, мягки­ми мелодиями.

При составлении комплексов упражнений необходимо придер­живаться следующей последовательности:

• определить задачу и направленность комплекса упражнений;

• подобрать музыкальное сопровождение;

• прослушать музыку несколько раз, обозначив схематично ее части;

• выделить части в музыкальном произведении с основной ме­лодией;

• подобрать основные движения для составления упражнений соответственно характеру музыки и ее структурным особенностям;

• сопоставить движения с музыкой и разучить комплекс;

• разучить ритмическую структуру движений под музыку. При подборе упражнений для занятий ритмикой необходимо

учитывать двигательную подготовленность, вторичные отклонения, состояние здоровья и степень нарушения зрения занимающихся.

Практическое занятие № 4

Цель – определение особенностей повышения двигательной активности детей с нарушением зрительного анализатора на занятиях по АФВ.

План.

1. Подвижные игры для детей с нарушением зрения (общая и специальная направленность).

2. Ритмическая гимнастика.

 

Задания.

1. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры.

2. Какие подвижные игры применяют на занятиях по АФВ.

3. Что такое ритмическая гимнастика.

4. Какие формы организации используются при занятиях по ритмике.

5. В чем состоят отличия в обучении ритмике незрячих и слабовидящих детей.

 

Самостоятельная работа

Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. Общие и специальные требования к игре. Подвижные игры для развития детей с нарушением зрения. Методики ритмической гимнастики для незрячих и слабовидящих детей. Коррекция и профилактика нарушения зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.044 с.)