Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика ритмической гимнастики для детей с нарушением зренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ритмическая гимнастика входит в образовательную программу адаптивного физического воспитания 1-4-го классов коррекционных школ III—IV вида. Она предоставляет возможность широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на ребенка со зрительной депривацией. Ритмика - это система упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Ее цель - обучение детей воспринимать музыку, передавать в движении ее содержание, развитие чувства ритма, координации и ориентировки в пространстве. В процессе занятий ритмической гимнастикой решаются общие задачи - развитие физических качеств, обучение технике основных и специфичных движений, воспитание определенных качеств характера личности - и специальные задачи: • коррекция ориентировки в пространстве, техники выполнения движений, нарушений опорно-двигательного аппарата; • профилактика нарушений сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорной систем; • компенсация нарушенных функций за счет сохранныхинализа-торов. Основные средства ритмики: • строевые упражнения; • общеразвивающие и специальные ритмические упражнения; • различные виды ходьбы, бега, прыжков; • упражнения на согласование движений с музыкой; • упражнения художественной гимнастики (с предметами и без предметов); • танцевальные шаги; • музыкальные комбинации и танцы; • музыкальные и речевые игры; • эстафеты и подвижные игры. Ходьба, бег и прыжки составляют значительную часть средств ритмики. Применяются следующие виды ходьбы: строевой шаг, ходьба на носках и пятках, внутреннем и внешнем сводах стопы, в полуприседе и приседе, с высоким подниманием бедра, скрестными шагами, выпадами, приставными и переменными шагами и различными видами их сочетаний, из художественной гимнастики - мягкий, перекатный, пружинистый, острый, высокий, широкий шаги. Беговые упражнения включают различные виды бега на месте и в движении: с высоким подниманием бедра, захлестом голени, скрестным шагом, с поворотами, семенящий, челночный бег. Некоторые виды ходьбы и бега являются подводящими упражнениями для прыжков, используемых в ритмике, например пружинистый шаг и бег. Прыжки могут выполняться толчком одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или две ноги назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижением в различных направлениях, с дополнительными движениями головой, руками, туловищем, могут носить танцевальный характер, исполняться с различной амплитудой и темпом движений. Эти упражнения должны быть индивидуально дозированы с учетом двигательной подготовленности и состояния зрения. Примеры ритмической ходьбы 1. Ходьба на разные длительности: а) целыми нотами - один шаг выполняется на 1, 2, 3 и 4 счета; б) половинными нотами - один шаг на 1 и 2 счета, другой шаг -на 3 и 4 счета; в) четвертными нотами - шаг на каждый счет; г) восьмыми нотами - 2 шага на каждый счет.
В задания можно вводить дополнительные условия: первый или последний шаги выполняются с акцентом. Условные обозначения: «+» - шаг с одним хлопком; «++» - шаг с двумя хлопками; «-» - шаг без задания. Движения, согласованные с музыкой, являются основой ритмики. Любое музыкальное произведение имеет мелодию и свои средства музыкальной выразительности: темп, ритм, музыкальный размер, динамику (громкость звука). Умение различать средства музыкальной выразительности способствует выполнению движений под музыку, помогает соизмерять мышечные усилия во времени и пространстве. Поэтому необходимо постоянно, особенно на начальном этапе обучения, развивать у занимающихся музыкальный слух, пластику движений, умение соотносить движение со средствами музыкальной выразительности. Темп выражает скорость протекания музыкального произведения. Музыкальный размер - чередование сильных (акцентированных) и слабых долей в такте. Такт - самая малая часть музыкального произведения, которая начинается с сильной доли и заканчивается слабой. Сильные и слабые доли в движении могут быть выделены хлопками, ударами ног, акцентированной ходьбой, сочетаниями хлопков и ходьбы. Ритм (в музыке) - организованная последовательность длительности звуков, которая выражается в нотах. Последовательное сочетание различных длительностей звуков составляет ритмический рисунок. Его освоение означает различение мелодии, жанра музыкального произведения. Ритмические рисунки дети могут воспроизводить хлопками, дирижированием, сочетанием движений ног и рук и т.д. Динамические оттенки определяются как степень громкости музыкальных звуков (громко, тихо, уменьшение или усиление силы звука). Для формирования умения различать динамические оттенки используются разнообразные задания. Например, под громкое звучание выполняется строевой шаг, под тихое - ходьба на носках. Мелодия характеризуется чередованием звуков, имеющих определенный ритм и темп и находящихся в определенном соотношении по высоте. Мелодию можно выразить соответствующими различными по характеру, форме и последовательности движениями рук, ног, зсего тела. Например, на восходящую мелодию из исходного положения (основная стойка) подняться на носки, руки вверх, на нисходя-лую мелодию - опуститься в исходное положение. При составлении упражнений или их комплексов под музыку нужно учитывать характер и структуру музыкального произведения. От этого зависит правильность выполнения упражнений (по форме, амплитуде и усилию), их связь с музыкой. Для совершенствования связи движений с музыкой целесообразно использовать на занятиях по ритмике танцевальные комбинации, пляски, танцы и музыкальные игры. Примеры упражнений на согласование движений с музыкой: • ходьба под музыку с выполнением хлопков руками на 1-ю и 3-ю, а затем на 1-ю и 4-ю доли такта; • ходьба и бег соответственно характеру музыки (тихо, быстро, с акцентом, с остановками); • простые упражнения под музыку произведений, написанных в разных размерах (полька, вальс, марш); • парные и групповые упражнения, выполняемые под музыку. Танцевальные упражнения, применяемые на занятиях по ритмике, включают элементы танцев народов мира, современных и ритмических танцев и др. Танцевальные упражнения способствуют развитию координации движений, чувства ритма, музыкального слуха. Кроме того, они являются эффективным средством формирования осанки, физического развития и двигательной подготовленности. Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам: приставной шаг, шаг галопа, шаг польки, русский переменный, вальсовый шаг, шаг притопывая, а затем применяют в комбинациях и танцах. Ритмические танцы в основе своей очень просты и могут применяться как на уроке, так и на различных мероприятиях и спортивных праздниках. Традиционный круг используемых средств на уроке ритмики может быть расширен за счет специальных средств логоритмики: • ходьба в сочетании со стихами; • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; • упражнения на развитие тонкой моторики - пальчиковые игры; • упражнения, регулирующие мышечный тонус; • упражнения, активизирующие внимание: его переключаемость, устойчивость, распределение, развитие речевого и слухового внимания. Освоение ритмической гимнастики требует координационных способностей и находится в тесной взаимосвязи с другими их проявлениями: • реагирующей способностью на слуховые, зрительные или тактильные сигналы; • кинестетической способностью, способностью к дифференцированию, точности воспроизведения и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движения; • способностью к сохранению равновесия - статического и динамического; • способностью к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе ее реализации; • способностью к управлению темпоритмовой структурой (целесообразная последовательность движений и акцентированных моментов двигательного действия); • способностью к ориентации в пространстве, определению и изменению положения тела в пространственно-временном поле. Незрячие школьники лучше выполняют задания, связанные с воспроизведением ритма, превосходят слабовидящих школьников по показателям моторного обеспечения (умению правильно дифференцировать усилие, воспринимать и воспроизводить пространственную точность, интервал времени, а также умению дозировать частоту движений кисти), но уступают им в физической подготовленности. Поэтому методы обучения в группе незрячих отличаются от методов, применяемых в группе слабовидящих. Физическая нагрузка в группе слабовидящих отличается большей сложностью, интенсивностью, объемом выполняемых заданий, большей моторной плотностью урока. Темпоритмовые характеристики движений у них связаны с показателями равновесия, координации, умением воспроизводить заданный интервал времени и дозировать усилие. Поэтому наибольшее внимание на уроках уделяется упражнениям на согласованность движений, равновесие и развитие внимания и памяти. В группе незрячих детей показатели ритма связаны с аналогичными показателями, но на более высоком уровне, а также с показателями смысловой памяти, показателями распределения внимания и ориентировки в пространстве. Наибольший акцент делается на упражнения, направленные на развитие внимания и памяти, распределение внимания, скоростно-силовые дифференцировки (умение регулировать мышечное напряжение), ориентировку в пространстве. Хорошо ориентирующийся ребенок выполняет задания более четко, его движения становятся более раскованными и обретают заданный ритмический рисунок. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, так как является основой любой двигательной деятельности незрячего ребенка. Использовать упражнения на развитие пространственной ориентировки можно не только напрямую, но и опосредованно, например через танцевальные упражнения (определить свое расположение в зале, исходное положение). Наибольшее количество ошибок незрячие школьники допускают при воспроизведении ритма на высокой скорости. Поэтому на первом этапе обучения стоит подбирать такой темп выполнения заданий, который доступен для правильного и четкого воспроизведения. Основной формой проведения занятий по ритмике является урок, имеющий традиционную трехмастную структуру. В подготовительной части урока (10-15 мин) закрепляются умения ориентироваться в частях тела, соотношении окружающих предметов, напоминаются основные ориентиры, которыми дети пользуются на уроке. Она также включает ходьбу, бег, прыжки в сочетании с использованием музыкального сопровождения или команд учителя, сочетание стихов с выполнением упражнений, а также выполнение заданий за звуколидером. Простейшие виды ходьбы, бега, а также строевые и общеразвивающие упражнения оказывают общее воздействие на организм и готовят его к работе. В конце подготовительной части обязательно используются упражнения на тренировку зрительных функций глаза. В основной части урока (25 мин) повторяются основные понятия, закрепляется пройденный материал и изучается новый: танцевальные шаги и элементы, ритмические упражнения, движения рук, танец целиком или упражнения художественной гимнастики с лентами, мячами, обручами. В заключительной части урока (5 мин) проводится игра с элементами импровизации и творчества, а также дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и тренировку зрительных функций глаза. Занятия по ритмической гимнастике проходят, как правило, во второй половине дня и требуют от детей значительной концентрации внимания: длительное применение однообразных и сложных упражнений приведет к быстрому утомлению и, как следствие, падению интереса к занятию, поэтому следует чередовать упражнения разной направленности. При разучивании несложных упражнений применяется обучение движению в целом, сначала без музыкального сопровождения, а затем под музыку. Упражнения танцевального характера изучаются по частям, а затем объединяются в целое. Успех начального этапа обучения зависит от умелого и своевременного предупреждения и устранения ошибок. Наиболее характерными ошибками являются: лишние движения, повышенная напряженность различных групп мышц, неуверенность в выполнении движений, несогласованность движений с музыкой, искажение общего ритма и амплитуды и т.д. Начинать исправлять ошибки необходимо с более грубых, добиваясь, чтобы дети запоминали мышечно-двига-тельные ощущения при правильном выполнении. На этапе углубленного разучивания уточняются движения, упражнения, совершенствуется их ритм, слитность и свобода выполнения. Ритмические упражнения выполняются сначала без музыкального сопровождения, но с сохранением ритма и темпа, повторяются в различных вариантах, с дополнительными движениями, в разные стороны, с другой ноги. Этап совершенствования может быть закончен, если ученик выполняет движение свободно, эмоционально, в соответствии с заданным ритмом. На занятиях по ритмике используют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации. В группах слепых детей необходимо больше применять индивидуальный или малогрупповой метод, а в классах слабовидящих детей - фронтальный, не исключая двух других методов организации. Занятия ритмической гимнастикой позитивно влияют на жизненно важные функции, формируют выразительность и пластику движений, развивают память и внимание, улучшают ориентировку в пространстве, чувство ритма. Эффективность занятий ритмикой зависит от умения правильно составлять комплексы упражнений. Важно правильно подобрать музыку, которая должна быть разнообразной, соответствовать характеру, темпу и ритму исполняемых под нее движений. Эмоционально возбуждающая музыка должна чередоваться со спокойными, мягкими мелодиями. При составлении комплексов упражнений необходимо придерживаться следующей последовательности: • определить задачу и направленность комплекса упражнений; • подобрать музыкальное сопровождение; • прослушать музыку несколько раз, обозначив схематично ее части; • выделить части в музыкальном произведении с основной мелодией; • подобрать основные движения для составления упражнений соответственно характеру музыки и ее структурным особенностям; • сопоставить движения с музыкой и разучить комплекс; • разучить ритмическую структуру движений под музыку. При подборе упражнений для занятий ритмикой необходимо учитывать двигательную подготовленность, вторичные отклонения, состояние здоровья и степень нарушения зрения занимающихся. Практическое занятие № 4 Цель – определение особенностей повышения двигательной активности детей с нарушением зрительного анализатора на занятиях по АФВ. План. 1. Подвижные игры для детей с нарушением зрения (общая и специальная направленность). 2. Ритмическая гимнастика.
Задания. 1. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры. 2. Какие подвижные игры применяют на занятиях по АФВ. 3. Что такое ритмическая гимнастика. 4. Какие формы организации используются при занятиях по ритмике. 5. В чем состоят отличия в обучении ритмике незрячих и слабовидящих детей.
Самостоятельная работа Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения. Общие и специальные требования к игре. Подвижные игры для развития детей с нарушением зрения. Методики ритмической гимнастики для незрячих и слабовидящих детей. Коррекция и профилактика нарушения зрения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.01 с.) |