Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге

Поиск

1. Неврит слухового нерва. Длинам труппа включает заболевания ствола слухового нерва, поражение нервных клеток, входящих в состав спирального нервного узла, а также некоторые патологические процессы в клетках кортиева органа.

Интоксикация клеток спирального нервного узла происходит не только при отравлении химическими ядами, но и при воздействии токсинов, циркулирующих в крови при многих болезнях (например, менингите, скарлатине, гриппе, тифе, свинке). В результате интокси­кации как химическими ядами, так и бактерийными наступает гибель всех или части клеток спирального узла с последующим полным или частичным выпадением слуховой функции.

Заболевания ствола слухового нерва возникают также вследствие перехода воспалительного процесса с мозговых оболочек на оболочку нерва при менингите. В результате воспалительного процесса проис­ходит гибель всех или части волокон слухового нерва и наблюдается соответственно полная или частичная потеря слуха.

Характер нарушения слуховой функции находится в зависимостиот места поражения. В тех случаях, когда процесс развивается в одной половине мозга и захватывает слуховые пути до их перекре­ста, нарушается слух на соответствующее ухо; если при этом гибнут все слуховые волокна, то наступает полная потеря слуха на это ухо; при частичной гибели слуховых путей - большее или меньшее пони­жение слуха, но опять-таки на соответствующее ухо.

Заболевания слуховой области коры головного мозга, так же как и заболевания проводящих путей, могут возникать при кровоиз­лияниях, опухолях, энцефалитах. Односторонние поражения ведут к понижению слуха на оба уха, больше - на противоположное.

2. Шумовые поражения. При длительном воздействии шума раз­виваются дегенеративные изменения в волосковых клетках кортиева органа, распространяющиеся на нервные волокна и на клетки спираль­ного нервного узла.

3. Воздушная контузия. Действие взрывной волны, т.е. внезапно­го резкого колебания атмосферного давления, обычно сочетается с влиянием сильного звукового раздражения. В результате одновре­менного действия обоих этих фактории могут возникнуть патологичес­кие изменения во всех отделах слуховою анализатора. Наблюдаются разрывы барабанной перепонки, кровоизлияния в среднем и мну треп нем ухе, смещение и разрушение клеток кортиева органа. Итогом такого рода повреждения является стойкое поражение слуховой функции.

4. Функциональные нарушения слуха временные расстройства слуховой функции, сочетающиеся иногда с нарушениями речи. К числу функциональных нарушений слуха относится также истерическая глухота, развивающаяся у людей со слабой нервной системой под влиянием сильных раздражителей (испуг, страх) Случаи истерической глухоты наблюдаются чаще у детей.

Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов

Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Н.Л. Найденова (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявле­ния вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха.

Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентиров­ки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц (Козлов М.Я., Левин А.А., 1989).

Рецепторный аппарат отокинестетического анализатора, расположенный в трех взаимно перпендикулярных полукружных каналах и мешочках преддверия внутреннего уха, носит название вестибуляр­ного анализатора (Зимкин Н.В., 1968; Машков В.Н., 1985).

Внутреннее ухо состоит из улитки и лабиринта, лабиринт в свою очередь - из трех полукружных каналов и преддверия, включающего мешочки: саккулюс и утрикулюс. Костная и перепончатая часть полу­кружных каналов и преддверия имеют одинаковую форму. Полости перепончатого лабиринта заполнены эндолимфой. Принято считать, что перемещение эндолимфы в полукружных каналах и отолитах саккулюса и утрикулюса происходит под влиянием ускорения. Разветвленные в этой части внутреннего уха нервные окончания специализированы на оценке перемещения тела в пространстве с определенным ускорением.

Полукружные каналы реагируют в основном на угловое ускорение (вращение), а адекватным раздражителем отолитового аппарата слу­жит начало и конец прямолинейного движения, а также сила тяжести.

Отолитовые рецепторы участвуют в сложном процессе анализа отокинестетического состояния организма и обеспечения двигатель­ных реакции, направленных на поддержание равновесия.

Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов про слеживается в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лаби­ринте, там же, где находятся периферические рецепторы, восприми мающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положе­нии тела в пространстве

8-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляющая передачу возбуждения от кортиева opгaна (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь.

Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте.

Важно сказать о возможностях вестибулярного чувства в слуховомвосприятии. Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздраже­нии, и только позднее из нее выделилась отдельная подсистема, снимающаяся анализом звуков. Однако примитивные аудитивные функции отолитового органа не были потеряны. Нейрофизиолога­ми кие исследования показывают, что отолитовый отдел вестибу­лярного анализатора отвечает на тоны от 16 до 1000 Гц и способен вменить в некоторых случаях кохлеарную (улитковую) активность. Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярногоаппарата при резко сниженной слуховой функции, и наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора - резко сниженная функция вестибулярного аппарата.

Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кине­стетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Губерина Р.С., 1988). У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается коор­динация движений, равновесие, снижается способность к макси­мальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке.

Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении (Маш­ков В.Н., 1985). Важно имен» в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной.

Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, кфизическим упражнениям), в связи с чем еереактивность значительно понижается (Машков В.Н., 1985). Следовательно, можно предположим, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.

 

Практическое занятие № 3

Цель – сопоставление причин нарушения слуха, анализ патологии слуха.

 

План.

1. Вредные воздействия на развивающийся орган слуха.

2. Причины поражения слуха у детей.

3. Патология слуха.

4. Взаимосвязь слухового и вестибулярного аппарата.

 

Задания.

1. Выявить причины поражения слуха (экзо- и эндо- факторы).

2. Определить особенности патологии слуха.

3. Проанализировать заболевания наружного уха, заболевания барабанной перепонки, заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха, слухового нерва, проводящих путей, слуховых центров в головном мозге.

4. Определить взаимосвязь функций слухового и вестибулярного аппарата.

 

Самостоятельная работа

 

Принципы работы вестибулярной и слуховой систем. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.01 с.)