Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Неврит слухового нерва. Длинам труппа включает заболевания ствола слухового нерва, поражение нервных клеток, входящих в состав спирального нервного узла, а также некоторые патологические процессы в клетках кортиева органа. Интоксикация клеток спирального нервного узла происходит не только при отравлении химическими ядами, но и при воздействии токсинов, циркулирующих в крови при многих болезнях (например, менингите, скарлатине, гриппе, тифе, свинке). В результате интоксикации как химическими ядами, так и бактерийными наступает гибель всех или части клеток спирального узла с последующим полным или частичным выпадением слуховой функции. Заболевания ствола слухового нерва возникают также вследствие перехода воспалительного процесса с мозговых оболочек на оболочку нерва при менингите. В результате воспалительного процесса происходит гибель всех или части волокон слухового нерва и наблюдается соответственно полная или частичная потеря слуха. Характер нарушения слуховой функции находится в зависимостиот места поражения. В тех случаях, когда процесс развивается в одной половине мозга и захватывает слуховые пути до их перекреста, нарушается слух на соответствующее ухо; если при этом гибнут все слуховые волокна, то наступает полная потеря слуха на это ухо; при частичной гибели слуховых путей - большее или меньшее понижение слуха, но опять-таки на соответствующее ухо. Заболевания слуховой области коры головного мозга, так же как и заболевания проводящих путей, могут возникать при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах. Односторонние поражения ведут к понижению слуха на оба уха, больше - на противоположное. 2. Шумовые поражения. При длительном воздействии шума развиваются дегенеративные изменения в волосковых клетках кортиева органа, распространяющиеся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла. 3. Воздушная контузия. Действие взрывной волны, т.е. внезапного резкого колебания атмосферного давления, обычно сочетается с влиянием сильного звукового раздражения. В результате одновременного действия обоих этих фактории могут возникнуть патологические изменения во всех отделах слуховою анализатора. Наблюдаются разрывы барабанной перепонки, кровоизлияния в среднем и мну треп нем ухе, смещение и разрушение клеток кортиева органа. Итогом такого рода повреждения является стойкое поражение слуховой функции. 4. Функциональные нарушения слуха временные расстройства слуховой функции, сочетающиеся иногда с нарушениями речи. К числу функциональных нарушений слуха относится также истерическая глухота, развивающаяся у людей со слабой нервной системой под влиянием сильных раздражителей (испуг, страх) Случаи истерической глухоты наблюдаются чаще у детей. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Н.Л. Найденова (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха. Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц (Козлов М.Я., Левин А.А., 1989). Рецепторный аппарат отокинестетического анализатора, расположенный в трех взаимно перпендикулярных полукружных каналах и мешочках преддверия внутреннего уха, носит название вестибулярного анализатора (Зимкин Н.В., 1968; Машков В.Н., 1985). Внутреннее ухо состоит из улитки и лабиринта, лабиринт в свою очередь - из трех полукружных каналов и преддверия, включающего мешочки: саккулюс и утрикулюс. Костная и перепончатая часть полукружных каналов и преддверия имеют одинаковую форму. Полости перепончатого лабиринта заполнены эндолимфой. Принято считать, что перемещение эндолимфы в полукружных каналах и отолитах саккулюса и утрикулюса происходит под влиянием ускорения. Разветвленные в этой части внутреннего уха нервные окончания специализированы на оценке перемещения тела в пространстве с определенным ускорением. Полукружные каналы реагируют в основном на угловое ускорение (вращение), а адекватным раздражителем отолитового аппарата служит начало и конец прямолинейного движения, а также сила тяжести. Отолитовые рецепторы участвуют в сложном процессе анализа отокинестетического состояния организма и обеспечения двигательных реакции, направленных на поддержание равновесия. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов про слеживается в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, восприми мающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве 8-я пара черепно-мозговых нервов, осуществляющая передачу возбуждения от кортиева opгaна (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь. Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндолимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте. Важно сказать о возможностях вестибулярного чувства в слуховомвосприятии. Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздражении, и только позднее из нее выделилась отдельная подсистема, снимающаяся анализом звуков. Однако примитивные аудитивные функции отолитового органа не были потеряны. Нейрофизиологами кие исследования показывают, что отолитовый отдел вестибулярного анализатора отвечает на тоны от 16 до 1000 Гц и способен вменить в некоторых случаях кохлеарную (улитковую) активность. Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярногоаппарата при резко сниженной слуховой функции, и наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора - резко сниженная функция вестибулярного аппарата. Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Губерина Р.С., 1988). У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке. Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении (Машков В.Н., 1985). Важно имен» в виду высокую степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, кфизическим упражнениям), в связи с чем еереактивность значительно понижается (Машков В.Н., 1985). Следовательно, можно предположим, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.
Практическое занятие № 3 Цель – сопоставление причин нарушения слуха, анализ патологии слуха.
План. 1. Вредные воздействия на развивающийся орган слуха. 2. Причины поражения слуха у детей. 3. Патология слуха. 4. Взаимосвязь слухового и вестибулярного аппарата.
Задания. 1. Выявить причины поражения слуха (экзо- и эндо- факторы). 2. Определить особенности патологии слуха. 3. Проанализировать заболевания наружного уха, заболевания барабанной перепонки, заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха, слухового нерва, проводящих путей, слуховых центров в головном мозге. 4. Определить взаимосвязь функций слухового и вестибулярного аппарата.
Самостоятельная работа
Принципы работы вестибулярной и слуховой систем. Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.01 с.) |