Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддержание вертикальной позыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поддержание вертикальной позы для парализованного ребенка имеет исключительно важное значение как самостоятельная форма двигательной активности, исходное положение для локомоции и других движений и средство профилактики вторичных осложнений. Вертикальная поза обеспечивает оптимальное положение для внутренних органов (легкие, мочевой пузырь), создает осевую нагрузку на костную систему (профилактика остеопороза) и является средством профилактики контрактур в суставах (особенно голеностопных). Вертикальная поза у парализованного пациента может обеспечиваться разными путями: а) внешним блокированием суставов ног за счет ортезов (лонгеты, фиксаторы суставов) или специальных приспособлений (коленоупоры); б) высоким тонусом мышц ног (спастическая активность с преобладанием тонуса разгибателей); в) специально организованной тренировкой вертикальной позы. При тренировке вертикальной позы различают освоение вертикальной позы как двигательного навыка, предполагающее обучение и его многократное повторение, и подготовку систем организма, обеспечивающих позу, включая: 1) снижение ортостатических реакций; 2) профилактику либо коррекцию контрактур в суставах ног; 3) коррекцию тонуса мышц до уровня умеренно повышенного; 4) тренировку произвольных движений мышц ног и туловища; 5) тренировку непроизвольной активности в мышцах ног, вызванной смещением общего центра масс; 6) формирование ощущения опорности ног. Эти задачи решаются параллельно и последовательно, однако условием начала интенсивной реабилитации является снижение ортостатических реакций и уменьшение (предотвращение) контрактур в суставах, лимитирующих использование значительной части реабилитационных воздействий. Снижение ортостатических реакций. Из-за нарушения регуляции гемодинамических процессов переход парализованных пациентов в вертикальное положение может вызывать выраженные орто-статические реакции, проявляющиеся общей слабостью, падением артериального давления, головокружением, вплоть до развития кол-лаптоидного состояния (обморока). Наиболее тяжелые проявления ортостатических реакций наблюдаются у пациентов с тетраплегиями, особенно при высоком уровне поражения. Ортостатическая дезадаптация формируется при продолжительном (1,5-2 мес) нахождении пациента в положении лежа. Для уменьшения ортостатических реакций проводят подготовку пациента к вертикализации. Сначала приподнимают головной конец кровати, обеспечивая положение полусидя, затем пациент 3-4 раза в день сидит, спустив ноги с кровати, начиная с 5-10 до 30 мин; при отсутствии головокружений его переводят в вертикальное положение на 3-5 мин, постепенно продолжительность увеличивают до 30-40 мин. При необходимости проводят специальные ортостатические тренировки с помощью поворотного стола или специальной поворотной кровати, к которой пациента пристегивают ремнями. Угол наклона кровати постепенно увеличивают до 85° (Кукушкина Т.Н. с соавт., 1981), это положение сохраняется 5-10 мин и повторяется несколько раз в течение занятия, общая продолжительность занятия составляет 30-60 мин. В полувертикальном положении выполняют сначала пассивные, а затем - активные движения. При комфортном пребывании пациента в вертикальном положении около часа ортостатическую подготовку считают завершенной. Описан позитивный эффект менее продолжительных занятий -по 10-15 мин в день в течение 8-10 дней при использовании углов наклона 30, 45 и 75° (Беляев В.И., 2001). Преодоление ортостатических реакций является необходимым условием для начала интенсивной реабилитационной терапии. Динамическая тренировка вертикальной позы. Поддержание вертикальной позы в норме не требует значительного напряжения мышц, «запас» силы нужен для удержания позы при потере равновесия или действии сбивающих факторов. При внешней фиксации суставов поддержание вертикальной позы может быть полностью пассивным, что подтверждается отсутствием ЭМГ-активности в основных мышечных группах. Напротив, если пациент не просто стоит, а осуществляет перемещение веса тела с одной ноги на другую либо смещение в переднезаднем направлении, на регистрациях видны высокоамплитудные миографические вспышки, поэтому в качестве тренирующего средства рекомендуют использовать поддержание вертикальной позы с периодическим смещением веса тела по отношению к опоре в различных направлениях (рис. 8.6). Регулярные тренировки со смещением центра масс позволяют научиться поддерживать позу при дополнительной опоре без фиксации коленных суставов даже в случае полной плегии. Развитие силы мышц. Тренировка начинается на ранних этапах реабилитации (I—II) с давления парализованной конечности на руку методиста. По мере развития силы упражнение проводят в уступающем и преодолевающем режиме. Для увеличения тонуса и силы мышц-разгибателей используют электростимуляцию ягодичных и двуглавых мышц бедра, при необходимости также стимулируют трехглавые мышцы голени (см. табл. 8.24). На III—IV этапах для развития силы разгибателей используют приседания, на IV-V - степпер с постепенным увеличением нагрузки. Для развития силы используют значительную нагрузку с малым количеством повторений, силовую выносливость развивают умеренными нагрузками с большим числом повторений. Приседания выполняются с ограниченной амплитудой: из положения стоя у гимнастической стенки, держась руками за перекладину, в положение сидя на стуле. Из положения сидя ребенок, подтягиваясь, переходит в положение стоя преимущественно за счет рук. Страхующий располагается сбоку и придерживает колено одной рукой (спереди), бедро - второй (сзади), контролируя «замыкание» коленных суставов. При систематических тренировках дети научаются «включать» мышцы ног во время приседаний. Рекомендуется очень медленный темп выполнения движений: сначата на 12, а затем на 24 счета. После ежедневных занятий на протяжении полугода дети 6-14 лет приседают по 20-30 раз сериями, что в сумме составляет 150-300 раз в день. Обучение балансированию. Идеальным условием для освоения вертикальной позы и обучения балансированию в вертикальном положении является тренировка пациента в подвесной парашютной системе, обеспечивающей постоянную страховку и свободу рук при полной осевой нагрузке. Ребенок без риска упасть осваивает оптимальное положение центра масс, учится от него отклоняться, переносить вес тела с одной ноги на другую и т.д. Формирование опорное™ стоп. Кроме силы мышц, для поддержания вертикальной позы важно ощущение опорности стоп: даже при практически полной утрате чувствительности в ходе целенаправленных реабилитационных занятий детям удается сформировать это ощущение. Ощущения тренируют при надавливании стопами на поверхности с различной фактурой (гладкие, шершавые, ребристые и т.д.) в положениях лежа и сидя, в упоре присев, стоя. Используют игровой метод (игры «Угадай», «Морская фигура»). В отдельных случаях для восстановления чувствительности используют болевую стимуляцию в виде сильного надавливания на пальцы ног у основания ногтевой пластины. Использование данной методики требует специальной психологической подготовки. Игра «Морская фигура». Игра проводится в группе детей с целью закрепить умение поддерживать позу «упор присев» и улучшить опорность стоп у детей с плегиями. Правила игры. Дети (4-6 чел.) располагаются на гимнастических матах, принимая положение упора присев самостоятельно или с помощью родителей (методиста). При словах водящего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три» дети раскачиваются в боковом и переднезаднем направлениях, после слов «Морская фигура замри!» дети останавливаются в положениях, которые они приняли в момент команды. Водящий обходит каждого ребенка, легким толчком проверяя устойчивость позы. Игра повторяется несколько раз. победителями становятся «самый внимательный» и «самый устойчивый», поощрения получают все участники игры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.009 с.) |