Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства адаптивной физической культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы. Программный материал по физической культуре включает разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами упражнения можно объединить в следующие группы: 1) связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах; 2) общеразвивающие: - без предметов; - с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.); - на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах); 3) на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости; 4) на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления; 5) на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног; 6) лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения; 7) на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; 8) художественно-музыкальные: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики; 9) с речитативами, стихами, загадками, счетом и т.п., активизирующие познавательную деятельность; 10) направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов; 11) прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности; 12) как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др. К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью - это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках. Рядом авторов установлено, что для детей - инвалидов с детства плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма, но и является эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений (Гайцхоки Д.Г., 1993; Мосунов Д.Ф., 1998; Сазыкин В.Г., 2000). Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены: режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющим пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное - обтирание рук, ног, а затем общее - обливание теплой водой с постепенным снижением температуры. Педагогам, воспитателям, медицинским работникам, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры - поведением, сном, аппетитом (Черник Е.С., 1997). Практическое занятие № 9 Цель – определение средств АФК на занятиях по физической культуре для умственно отсталых детей. План. 1. Задачи АФВ для детей с умственной отсталостью. 2. Средства АФК.
Задания. 1. Определите общие и специальные задачи урока физической культурой. 2. Обосновать необходимость занятий по физической культуре в школе VII-VIII вида. 3. Составить индивидуальный план урока, используя средства АФК. 3. Определить задачи урока АФВ.
Самостоятельная работа Формы занятий в процессе адаптивного физического воспитания, физической реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Тема 5. Методика и организация рекреативных и спортивных занятий школьников с умственной отсталостью. (всего 8 часов: лекции – 2 часов, практическая работа – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа) Лекция № 10 Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образование в специальных (коррекционных) школах, преимущественно интернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть - в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость системы образования, изоляция от общества, что ограничивает социальную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажноко-ва И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002). Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выражается в общественно полезном труде, который в большинстве случаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяйственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготовленности во многом определяется степенью развития физических качеств и координационных способностей, соматического здоровья, закаленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные внеклассные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотренные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физической подготовленности к независимой самостоятельной жизни. Вместе с тем изучение физического состояния умственно отсталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% - соматические заболевания, частично они носят сочетанный характер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отсталостью нуждаются в коррекции этих нарушений. У другой половины от общего числа школьников нет выраженных соматических заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских противопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повышенные режимы физической нагрузки. Н.В. Астафьевым и А.С. Самыличевым разработана, апробирована и дала положительные результаты Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, охватывающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматического здоровья. По мнению авторов, в современных социально-экономических условиях - это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой адаптации, спортивного воспитания школьников: умственной отсталостью. Организация дополнительного физкультурно-спортивного образования возможна на базе создания специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а также: издания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, предусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками. Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школьников должен иметь следующие отделения и группы. 1. Отделение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, в состав которого входят две группы, решающие разные педагогические задачи: - группа общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11-12 лет, в задачи которой входят: развитие произвольной регуляции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (практического) мышления посредством физкультурных занятий обучающего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в содержание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и интеллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная); - группа профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12-13 до 15-16 лет, в задачи которой входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности. 2. Отделение специальной физической (спортивной) подготовки (СФП) включает группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11-12 до 15-16 лет - развитие специфических для видов спорта двигательных и интеллектуальных способностей посредством специализированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Группы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 - 4 и 5-й классы (11-12 лет), СФП-2 - 5 и 6-й классы (12-13 лет), СФП-3 - 6 и 7-й классы (13-14 лет), СФП-4 - 7 и 8-й классы (14-15 лет), СФП-5 -8 и 9-й классы (15-16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися коррекционных школ и находящиеся на домашнем обучении. Предварительно авторами концепции на основе исследования работоспособности (велоэргометрический тест PWC150 и PWC170) умственно отсталые школьники были распределены на пять групп, которым соответственно рекомендованы следующие виды спорта: • 1-я группа (включающая не более 15 % школьников) - гимнастика, тяжелая атлетика, прыжки в воду; " • 2-я группа (31% школьников) - теннис, ручной мяч, хоккей; • 3-я группа (32% школьников) - плавание, футбол, легкая атлетика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра); • 4-я группа (14% школьников) - легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание; • 5-я группа (8% школьников) - лыжные гонки, конькобежный спорт. Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специализации. 3. Отделение коррекционной и реабилитационной физической культуры (КРФК) включает группы детей и подростков от 8 лет и старше, которые охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся: соматическими заболеваниями. Среди направлений коррекционной физической культуры ведущее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-двигательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения I 13% учащихся), реабилитации лор-заболеваний (13% учащихся). Учебный план дополнительного физкультурного образования для воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая заключает обучение технике базовых видов двигательной деятельности, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности, и составляет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% времени отводится развитию физических качеств. В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие виды подготовки: общую физическую, специальную физическую и спортивно-техническую, которые на разных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику. Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки (%) (Литош Н.Л. с соавт., 1997)
Учитывая особенности протекания психических процессов у детей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени (медленное освоение, многократное повторение) на обучение технике двигательных действий. Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преемственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованность школьников. Наполняемость групп не превышает 8-10 человек. Недельная нагрузка варьируется от 4 часов в группах общей физической подготовки до 9 часов в спортивных группах и группах профессионально-прикладной физической подготовки. Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и подростков отдельных возрастных и половых групп. Н.В. Астафьев и А.С. Самыличев рекомендуют придерживаться определенной приоритетности в развитии двигательных способностей: • у мальчиков 8-11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечно-суставная память; • у мальчиков 12-15 лет: скоростно-силовые качества, сила, быстрота движений, динамические координационные способности, силовая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память; • у юношей 16-17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, силовая выносливость мышц брюшного пресса; • у девочек 8-11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация; • у девочек 12-15 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная реакция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности; • у девушек 16-17 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мелкая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тренировочных программ детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подготовки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Астафьев Н.В., Михалев В.И., 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош Н.Л., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997). Дифференцированная система дополнительного образования с учетом многообразия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международной организации Special Olympics и принципам проведения соревнований, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.
Практическое занятие № 10 Цель – определение адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта для лиц с нарушением интеллекта.
План. 1. Адаптивная двигательная рекреация. 2. Адаптивный спорт для умственно отсталых детей. 3. Методика и организация рекреативных и спортивных занятий школьников с умственной отсталостью. 4. Спешил Арт, Спортфест. 5. Специальные олимпийские движения
Задания. 1. Определить особенности адаптивной двигательной рекреации для умственно отсталых детей. 2. Спорт инвалидов с нарушением интеллекта. 3. В каких видах спорта участвуют лица с нарушением интеллекта. 4. Какие олимпийские движения организовывают спортивные соревнования для лиц с отклонениями в умственном развитии. 5. Особенности спортивного воспитания умственно отсталых детей и подростков.
Самостоятельная работа Особенности дополнительного физкультурного образования общефизической, профессионально-прикладной физической подготовки, углубленной специализации в избранном виде спорта. Формы физической рекреации в режиме учебного дня и во внеурочное время. X семестр
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.01 с.) |