Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики адаптивной

Поиск

Физической культуры с детьми, имеющими

Отклонения в интеллектуальном развитии

Основные и специфические задачи

Основные задачи совпадают с задачами физической культуры

здоровых школьников, что отражено в государственных образовательных программах для массовых общеобразовательных и коррекционных школ. К ним относятся воспитательные, образовательные,

оздоровительные и задачи физического развития:

— укрепление здоровья, закаливание организма;

— обучение основам техники движений, формирование жизнен-

но необходимых умений и навыков;

— развитие физических способностей;

— формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;

— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях

отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к

дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.

К специальным задачам относятся:

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метз-

нии, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:

• согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,

туловища, головы);

• согласованности выполнения симметричных и асимметричных

движений;

• согласованности движений и дыхания;

• компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;

• формирование движений за счет сохранных функций.

2. Коррекция и развитие координационных способностей:

• ориентировки в пространстве;

• дифференцировки усилий, времени и пространства;

• расслабления;

• быстроты реагирования на изменяющиеся условия;

• статического и динамического равновесия;

• ритмичности движений;

• точности мелких движений кисти и пальцев.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности:

• целенаправленное ≪подтягивание≫ отстающих в развитии физических качеств;

• развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

• формирование и коррекция осанки;

• профилактика и коррекция плоскостопия;

• коррекция массы тела;

• коррекция речевого дыхания;

• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных

способностей:

• развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного

и слухового восприятия;

• дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе,

расстоянию, направлению;

• развитие зрительной и слуховой памяти;

• развитие зрительного и слухового внимания;

• дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;

• развитие воображения;

• коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательной деятельности:

• формирование представлений об элементарных движениях,

частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об уп-

ражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке,

дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию,

значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;

• расширение и закрепление знаний, основанных на межпред-

метных связях, являющихся составной частью физических упражне-

ний (формирование пространственных представлений, речевой и ком-

муникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

 

Средства адаптивной физической культуры

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика,

легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры,

плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные фи-

зические упражнения, позволяющие воздействовать на различные

звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетатив-

ные системы, корректировать недостатки физического развития, пси-

хики и поведения.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках фи-

зического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреаци-

онных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими

задачами их можно объединить в следующие группы.

1. Упражнения, связанные с перемещением тела в простран-

стве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

2. Общеразвивающие упражнения:

а) без предметов;

б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками,

обручами, малыми и большими мячами и др.);

в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической

скамейке, лестнице, тренажерах).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибко-

сти, ловкости.

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных спо-

собностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; со-

гласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве,

равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, рит-

мичности движений, расслабления.

4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложе-

ния, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия:

восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, под-

вижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев

рук.

7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, эле-

менты хореографии и ритмопластики.

8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и

т. п., активизирующие познавательную деятельность.

9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию воспри-

ятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внима-

ния и других психических процессов.

10. Упражнения прикладного характера, направленные на освое-

ние ремесла, трудовой деятельности.

11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адап-

тивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный тен-

нис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

К естественно-средовым факторам относится использова-

ние воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоро-

вья, профилактики4'простудных заболеваний, закаливания организма.

Для детей с умственной отсталостью — это купание, плавание, ходь-

ба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах,

на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках.

Рядом авторов установлено, что для детей-инвалидов с детства пла-

вание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное

влияние на все функции организма ребенка, но является эффектив-

ным средством коррекции двигательных и психических нарушений

(Гайцхоки Д.Г, 1993; Мосунов Д.Ф., 1998; Сазыкин В Г, 2000).

Гигиенические факторы включают правила и нормы обще-

ственной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования

и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви,

спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей

важны не только знания о влиянии естественных сил природы и

гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закали-

вания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превра-

щая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения мото-

рики в виде параличей и парезов, а также часто болеющих

пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала

местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой

водой с постепенным снижением температуры. Педагогам, воспита-

телям, медицинским работникам, проводящим закаливание, следует

внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры — по-

ведением, сном, аппетитом (Черник Е.С., 1997).

 

Методы и методические приемы, используемые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.009 с.)