Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адаптивной физической культуры↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Л.В. Шапкова) 1.1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры 1.2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии 1.3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий — основа частных методик адаптивной физической культуры 1.4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии 1.5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми Контрольные вопросы и задания Литература
Глава 2. Методика адаптивной физической Культуры детей с нарушением слуха 2.1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет) 2.1.1. Причины стойких нарушений слуха 2.1.2. Патология слуха 2.1.3. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов (Л.Д. Хода) 2.2. Характеристика детей с нарушением слуха 2.2.1. Психофизическое развитие и двигательные способности глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода) 2.2.2. Психофизическое развитие и двигательные способностей глухих детей школьного возраста (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет) 2.3. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха 2.3.1. Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей дошкольного возраста (Л.Д. Хода) 2.3.2. Методика начального обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста (Я.А. Смекалов)
2.3.3. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей (Н.Г. Байкина, Я.В. Крет) 2.3.4. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей (Н.Г. Байкина,Я.В. Крет) Контрольные вопросы и задания Литература
Глава 3. Методика адаптивной физической Культуры детей с нарушением зрения (Л.Н. Ростомашвили) 3.1. Характеристика детей с нарушением зрения 3.1.1. Характеристика зрительной функции 3.1.2. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста 3.1.3. Психическое развития детей с нарушением зрения 3.1.4. Физическое развития и двигательные нарушения 3.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения 3.2.1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания 3.2.2. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания 3.2.3. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития 3.2.4. Использование и развитие сохранных анализаторов 3.2.5. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам 3.2.6. Общение и регуляция психоэмоционального состояния детей 3.3. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения 3.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения 3.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения Контрольные вопросы и задания Литература
Глава 4. Методика адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью (Л.В. Шапкова) 4.1. Медико-физиологическая и психолого- педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 4.1.1. Понятие, причины и формы умственной отсталости 4.1.2. Психического развития детей с умственной отсталостью 4.1.3. Физического развитие и двигательные способности детей с умственной отсталостью 4.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии 4.2.1. Общие и специальные задачи 4.2.2. Средства адаптивной физической культуры 4.2.3. Методы и методические приемы 4.3. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью 4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью 4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости Контрольные вопросы и задания Литература
Глава 5. Методика адаптивной физической Культуры при детском церебральном параличе (А.А. Потапчук) 5.1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология 5.1.1. Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения 5.1.2. Двигательные нарушения 5.2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП 5.3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП 5.3.1. Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте 5.3.2. Адаптивное физическое воспитание в школьном возрасте 5.3.3. Нетрадиционные формы занятий 5.4. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП Контрольные вопросы Литература ПРЕДИСЛОВИЕ «Частные методики адаптивной физической культуры» — самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта, представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки студентов по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)≫. Цель курса — ознакомить студентов с организацией, структурой, содержанием, современными технологиями и передовой практикой воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы инвалидов разных нозологических групп, сформировать необходимые знания, умения, интерес к педагогической профессии как гуманистической миссии, психологическую готовность к работе с данной категорией населения. Сложность преподавания частных методик адаптивной физической культуры состоит в том, что эта дисциплина многопрофильная. Она изучает нозологические группы инвалидов с нарушением зрения, слуха, интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата: споследствиями детского церебрального паралича, ампутацией конечностей, поражением функций спинного мозга. В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона (дошкольный, школьный, молодежный, зрелый, пожилой), недостаточностью научных сведений обо всех категориях инвалидов в возрастном аспекте, начальным этапом изучения частных методик адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст — как наиболее пластичный для воспитания и развития и наиболее организованный период жизни, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью и приобщением к здоровому образу жизни. Двигательные, психические, сенсорные нарушения имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень здоровья и сохранных функций, что лимитирует двигательную активность детей-инвалидов и требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития данной категории детей. Такая многоплановость информации, необходимой для профессиональной деятельности, требует разносторонней теоретической подготовки студентов: знания анатомии, физиологии, биомеханики, теории физической культуры, педагогики, психологии и других обще-профессиональных дисциплин, а также специальных дисциплин медико-биологического цикла (общей патологии и тератологии, частной патологии, врачебного контроля, комплексной и физической реабилитации больных и инвалидов) и дисциплин психолого-педагогического цикла (психологии болезни и инвалидности, возрастной психопатологии и психо-консультирования, специальной психологии и педагогики, психологии развития). Кроме того, студенты должны быть ознакомлены с современными технологиями физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, гигиеническими требованиями и материально-техническим обеспечением занятий адаптивной физической культурой. Указанные естественнонаучные и гуманитарные знания о человеке, в первую очередь теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная дисциплина, связаны с частными методиками, определяют ее методологию и формируют профессиональное мировоззрение будущих специалистов. Однако преподавание обще-профессиональных и специальных дисциплин Госстандарта осуществляется в течение всех лет обучения, а педагогическая практика по профилю будущей специальности проводится в седьмом семестре. Следовательно, шесть предыдущих семестров — это то время, которое отводится на изучение частных методик адаптивной физической культуры. Если курс начать с первого семестра, то возникает противоречие между уровнем теоретической подготовленности студентов и широкими требованиями частных методик, что может отразиться на качестве освоения дисциплины. Тем не менее практика образовательной деятельности на кафедре адаптивной физической культуры академии им. П.Ф. Лесгафта показала, что планирование частных методик с первого по шестой семестры по одной нозологии в каждом — наиболее эффективный путь освоения данной дисциплины. Студенты, ориентированные на работу с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, не только стремятся быстрее познакомиться с объектом педагогической деятельности, но и осваивают базовые медико-биологические, психологические, теоретико-методические знания, с нею связанные, еской практики, определяют интересы и возможности проведения научных исследований уже на первом и втором курсах обучения. Установлено, что предварительная, хотя и краткая информация о частных методиках, опережающая преподавание базовых дисциплин, не только не мешает, а, наоборот, помогает осознанному и глубокому освоению этих знаний в последующем. Учитывая эти обстоятельства, разработана единая для всех нозологических групп структура преподавания частных методик адаптивной физической культуры, включающая три раздела: 1) медико-физиологическая и психологическая характеристика нозологической группы; 2) теоретические аспекты методики адаптивной физической куль- туры; 3) практические аспекты методики адаптивной физической куль- туры. Существенным отличием преподавания частных методик является связь с практикой. Если первый раздел в виде краткого лекционного курса читает врач или дефектолог, то второй и третий — в форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводят ведущие специалисты на базах учебно-ознакомительной практики: в образовательных (коррекционных) школах и интернатах, лечебных учреждениях, и реабилитационных центрах, спортивно-оздоровительных клубах и др. Приобретая начальный опыт, студенты на практике видят как реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние занимающихся, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания, физического и психического развития детей. Практические занятия включают не пассивное присутствие студентов на уроках, а тематические, визуальные наблюдения (по заданию педагога): особенности соматотипа наблюдаемого ребенка, вербальные и невербальные методы обучения, средства и методы решения коррекционных задач, способы активизации познавательной деятельности, коммуникативная деятельность педагога, методы оценивания и поощрения занимающихся, динамика нагрузки на уроке, назначение подвижных игр и др. с последующим анализом и обсуждением. В процессе изучения частных методик адаптивной физической культуры студенты во внеучебное время привлекаются к проведению спортивных праздников, спартакиад, фестивалей, соревнований и других мероприятий, проводимых для детей-инвалидов, в качестве волонтеров, помощников, организаторэв, судей. Такой подход к изучению частных методик адаптивной физической культуры, основанный на интеграции теоретических знаний и учебно-ознакомительной практики, использования активных форм обучения и включенности студентов в конкретные виды педагогической деятельности, формирует необходимый уровень готовности к практике по профилю будущей профессии в любой нозологической группе. Накопленные теоретические знания и первоначальный практический опыт в полной мере реализуется позднее — непосредствен- но в профессиональной деятельности. В настоящем учебном пособии даются особенности педагогической деятельности специалиста адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Соотношение видов и форм физкультурных занятий в разных нозологических группах неодинаковое: в образовательных (коррекционных) учреждениях доминирует адаптивное физическое воспитание, в медицинских учреждениях — лечебная физическая культура, в реабилитационно - оздоровительных центрах — различные формы рекреативных и лечебно-восстановительных занятий, в спортивных клубах и секциях — тренировочная, игровая и соревновательная деятельность, что отражено в частных методиках. Само название дисциплины Частные методики адаптивной физической культуры уже с первого курса ориентирует студентов не как на общетеоретический предмет, а как имеющий отношение к интересующей их сфере деятельности. Однако в преподавании важно выдержать структурное единство теории и практической направленности учебного курса. Это обстоятельство объясняет почему многие теоретические вопросы, связанные с характеристикой медико-физиологических и психологических особенностей детей в каждой нозологической группе, изложены достаточно кратко (подробнее они рассматриваются в специальных дисциплинах: частная патология, специальная психология и др.), зато значительно расширены теоретические и методические аспекты разных видов адаптивной физической культуры. Исходя из основной идеи курса, его изложение начинается с общей характеристики разных нозологических групп: детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, последствиями детского церебрального паралича, ампутациями конечностей, поражения функций спинного мозга. Эти сведения являются базовыми для построения частных методик адаптивной физической культуры, так как обнаруживают типичные и специфические нарушения в двигательной, психической, эмоционально-волевой, познавательной сфере, что и определяет концептуальные подходы обучения, воспитания и развития этих детей. Учитывая, что учебное пособие Частные методики адаптивной физической культуры издается впервые, оно, несомненно, имеет погрешности/ неточности, разный стиль изложения и объем информации. Коллектив авторов не только с благодарностью примет замечания, но и приглашает к сотрудничеству, конструктивным предложениям по совершенствованию дисциплины, ее структуры и содержания. Л. Шапкова
Глава 1 БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЧАСТНЫХ МЕТОДИК АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой при- роды, ≪окультуриванию≫ тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей. Закон РФ Об образовании (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существен- ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических на- рушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.012 с.) |