Роль компенсаторных механизмов в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль компенсаторных механизмов в



Развитии глухих детей

Все исследователи отмечают, что при нарушении слуха имеется

возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и

осуществлять сложные виды движений комплексно или избиратель-

но воздействовать на те или иные функции. Улучшение двигатель-

ных способностей глухих под влиянием физических упражнений

свидетельствует о компенсаторных возможностях двигательного анализатора. Например, под влиянием специально подобранных упражнений быстрота движения рук у глухих девушек и юношей не толь-

ко достигает величин слышащих, но и превышает их.

В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы,

как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух.

Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования.

В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной

основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит

, двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения произвольного двигательного акта. Постоянным участником сенсорной

основы двигательной деятельности является зрительный анализатор. Детям с нарушениями слуха при зрительном восприятии предметов труднее, чем слышащим, выделить части в предметах, объективно слабо расчлененных (Е. М. Кудрявцева, Ж И. Шиф). Но с

возрастом зрительное восприятие неслышащих значительно совершенствуется (А П. Гозова, А. И. Дьячков, Н. В. Яшкова). Определенные особенности зрительного реагирования, связанные с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и

жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у глухих

и в последующих возрастных периодах. Проверка показала, что ост-

рота зрения (1,0 и выше) наблюдается у 58% глухих и 54% слабослышащих детей. Среди слышащих число детей с нормальной остро-

той зрения составляет 71%. Около 18% глухих детей имеют зрение

в пределах 0,8—0,9%. Среди глухих общий процент со сравнительно выраженной степенью понижения остроты зрения намного выше

(16,5% среди нормально слышащих, 24,0% среди глухих и 22,0%

среди слабослышащих).

Значение кожного анализатора при нормальном функционировании всех сенсорных каналов, как правило, недооценивается в силу

того, что его функция обычно маскируется другими сенсорными системами. Однако активное участие анализатора в компенсаторно-приспособительных механизмах, в формировании познавательных процессов выделяет его как дополнительный канал получения информации

об окружающей действительности. Кожный анализатор вместе с кинестетическим участвуют в осязательном чувстве.

Тактильная чувствительность лиц с нарушением слуха носит

индивидуальный характер. Условно выделены четыре группы. В первую группу вошли неслышащие, у которых пороги тактильной чувствительности несколько ниже, чем средние показатели у слышащих (1,83 у. е.). Эта группа составила 8% из общего числа

обследуемых. Для второй группы характерны такие же показатели

ощущения, как у слышащих, т. е. пороги составляют 2,8 у. е. и занимают 19% из общего количества обследуемых. Третья группа объединила испытуемых со средними порогами восприятия, превышающими пороги слышащих на 0,5 у. е., и составила 53% Самые высокие

пороги тактильной чувствительности обнаружены у четвертой группы (3,45 у. е.), составляющей 14%.

Среди слабослышащих по уровню восприятия тактильного раз-

дражителя также выделены четыре группы. Правда, в процентном

соотношении они распределены несколько иначе. Первая группа со-

ставила 18%, т. е. увеличивается количество лиц с порогами более

низкими, чем у слышащих, или одинаковыми. Колебания между самым высоким и самым низким порогами раздражения достигают у

глухих 1,52 у. е., у слабослышащих — 1,14 и слышащих — 0,83.

Таким образом, точность распознавания тактильного раздражи-

теля убедительно свидетельствуют о более высоких порогах пространственного различия и нарастании тактильной чувствительности от

младшего к старшему возрасту.

Вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализаторов. Так, Б.Г. Ананьев

установил, что звуковые волны через механизм вибрационной чувствительности оказывают двойное воздействие на кору головного мозга

человека. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу

в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, вследствие чего человек при нормальном слухе не ощущает множества периодических изменений

давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружаю-

щей среде. В свою очередь возбуждение вибрационных механизмов

тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощущений.

Увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям у

глухих в диапазоне 100—1000 Гц кончиков второго, третьего и четвертого пальцев правой руки (т. е. тех пальцев, которыми глухие

постоянно пользуются при общении) обнаружил С.С. Маркарян.

Индивидуальный диапазон колебаний реакций на виброраздражители имеет определенные закономерности. В спектре низких частот

(16—32 Гц) самые большие флюктуации порогов чувствительности

обнаружены у глухих, а в диапазоне 125—500 Гц вариабельность

регистрируемых показателей оказалась выше у слышащих. Обнаруженные колебания индивидуальных показателей вибрационной чувствительности у слышащих вызваны малой тренируемостью этого

канала. При активном участии лиц с недостатками слуха в профессиональной деятельности восприятие вибрационных сигналов совершенствуется в силу того, что исполнители чаще соприкасаются с вибрирующими предметами и чаще включают в действие вибрационную

чувствительность.

На основе полученных данных можно заключить, что вибрационная чувствительность теснейшим образом связана со слуховым

восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой,

спортивной деятельности. Под влиянием двигательной деятельности

этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глухих совершенствуется.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте основные причины нарушений слуха.

2. Раскройте анатомическую структуру слухового анализатора.

3. В чем заключается механизм звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата?

4. Какие заболевания угрожают человеку при потере слуха?

5. Раскройте действующие классификации стойких нарушений слуха.

6. В чем разница глухоты и тугоухости?

7. В чем состоят особенности глухих от рождения и позднооглохших?

8. Какие психофизические и двигательные особенности характер-

ны для слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста?

9. Какие психофизические и двигательные нарушения характерны

для глухих детей?

10. В чем состоят координационные нарушения двигательной деятельности глухих?

11. В чем состоит взаимосвязь слухового и вестибулярного анализатора и ее роль в функции равновесия?

12. Раскройте взаимосвязь основных движений глухого ребенка (бега,

прыжков, метания) с развитием координационных способностей.

13. В чем состоят методические особенности обучения плаванию

слабослышащих детей?

14. Какие подвижные игры можно применять в воде и с какой целью?

15. Раскройте роль речевой функции для глухих и слабослышащих

детей.

16. Какие методические приемы используются для активизации рече-

вой и познавательной деятельности глухих детей?

17. Какие компенсаторные механизмы используются в развитии глухих

детей?

18. Какой возраст является наиболее благоприятным для развития

скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей с

нарушением слуха?

19. Какие методы и методические приемы применяются для комплексного развития физических качеств?

20. Раскройте методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физических

упражнений.

 

Литература

1. Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях / /

Методические рекомендации. — М., 1973. — 32 с.

2. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе

глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991. — 61 с.

3. Байкина Н.Г., Мутнев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха

на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. — СПб., 2002, № 4

(12). — С.14—№.

4. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Педагогика, 1963. — 215 с.

5. Выгодский Л.С Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. — М., 1924. — 281 с.

6. Розова А.П. Усвоение обобщенных и относительных понятий в

условиях предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников. — М.: Просвещение, 1976. — С. 120—139.

7. Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей

старшего дошкольного возраста: Авторе. дис.... канд. психол.

наук. — Киев, 2000. — 19 с.

8. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного

возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1991. —

120 с.

9. Pay P.P., Нейман Я.В., Бельмюков В.И. Использование и развитие

слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М.:

Педагогика, 1981. — 162 с.

10. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. —

М.: Педагогика, 1978. — 118 с.

11. Сергеев Г.Б. Программы школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Физическая культура (1—12 классы). — М., 1995. — 81 с.

12. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащих

детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. пед.

наук. — СПб., 2000. — 20 с.

13. Хода Л.Д., Звездин В.К. Физическая реабилитация глухих детей 4—7 лет Республики Саха (Якутия). — Нерюнгри, 2001. —

160 с.

14. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М.: Просвещение, 1968. — 103 с.

15. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М.. Педагогика, 1988. — 144 с.

 

 

Глава 3

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.025 с.)