Вторичные отклонения в физическом развитии детей, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторичные отклонения в физическом развитии детей,



обусловленные нарушением зрения. По данным Е. И. Ливадо

(1974), А К. Акимовой (1973, 1977, 1979), Р.Н. Азаряна (1989), у

слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%,

мышечная слабость — у 12 %. Б. П. Ермаков (1989, 1990) конста-

тирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих

мальчиков и 58 % девочек, тогда как у нормально видящих соответ-

ственно у 20 % и 14 %; значительно больше и число простудных

заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что

87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей

Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе.

Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стой-

кими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного

кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника груд-

ная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что

в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сер-

дечно-сосудистой системы.

По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически

развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией

зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с на-

рушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных

уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД)

ММД — часто встречающееся заболевание. Оно характеризует-

ся негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией — неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности

моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность.

Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются

с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре

конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт меж-

личностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде

неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней,

сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпеливо прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При

правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10—11 годам

отрицательные проявления сглаживаются, он будет нормально учиться

и упорядочит свое поведение, станет достаточно контактным и адекватным в поведенческих реакциях (В. И. Гарбузов, 1982).

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать

комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на

все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия

его жизнедеятельности и развития.

Методика адаптивного физического

Воспитания детей с нарушением зрения

Задачи и средства адаптивного

Физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах III—IV видов относятся.

- c воспитание гармонически развитого ребенка,

- c укрепление здоровья;

- c воспитание волевых качеств;

- c обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

- c развитие физических качеств' быстроты, силы, ловкости, гиб-

кости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

- c охрана и развитие остаточного зрения;

- c развитие навыков пространственной ориентировки;

- c развитие и использование сохранных анализаторов;

- c развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения

(удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; разви-

тие двигательной функции глаза;

- c укрепление мышечной системы глаза;

- c коррекция недостатков физического развития, обусловленных

депривацией зрения;

- c коррекция скованности и ограниченности движений;

- c коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование

мышечно-суставного чувства;

- c активизация функций сердечнососудистой системы;

- c улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

- c коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;

- c развитие межпредметных знаний;

- c развитие коммуникативной и познавательной деятельности

и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания

для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его

задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

— без предметов;

— с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи,

мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с

песком, гантели 0,5 кг и др.);

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, коль-

ца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного

аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних

и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой

систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации

движений используются необычные или сложные комбинации раз-

личных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое),

расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то-

нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и

локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза;

на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного

восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания отно-

сятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.);

естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих

благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и зака-

ливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все ме-

роприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Коррекционная направленность адаптивного

Физического воспитания

Адаптивное физическое воспитание детей в школах III—IV видов предусматривает овладение школьниками программным мате-

риалом в соответствии с государственным образовательным стан-

дартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными

двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную

программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены

дополнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, ритмике, рекреативные занятия и адаптивный спорт.

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляют-

ся не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и

отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они

имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность. Ос-

новные направления адаптивного физического воспитания для детей

с депривацией зрения представлены на рис. 2.10.

К особенностям коррекционной направленности адаптивного

физического воспитания детей с нарушением зрения относятся по-

ложения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:

1) возраст и пол;

2) результат медицинского обследования и рекомендации вра-

чей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и

неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и

периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения;

врожденная или приобретенная патология и пр.;

4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и

другие заболевания);

5) исходный уровень физического развития;

6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7) наличие сопутствующих заболеваний;

8) способность ребенка к пространственному ориентированию;

9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

10) состояние и возможности сохранных анализаторов;

11) способы восприятия учебного материала;

12) состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимости и пр)

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7—11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зри-

тельной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать Поэтому в урок обязательно включаются специальные

упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в

тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, ук-

репления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень

большими компенсаторными возможностями В связи с этим по-

следствия нарушений могут быть в значительной мере преодолены,

и незрячий человек может достичь высокого уровня психического и

физического развития при определенных условиях К таким условиям можно отнести

• условия семейного и школьного воспитания,

• состояние здравоохранения, социального обеспечения реабилитационных центров,

• уровень квалифицированной помощи ребенку с особыми нуждами,

• уровень технического прогресса и многие другие факторы

Поэтому одной из основных задач реабилитационной работы в

целях развития компенсаторных возможностей является квалифицированная помощь ребенку Учителю физкультуры следует знать, что

при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать

наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов пред-

мета У незрячих в формировании основных двигательных действий

на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки Исследования ряда авторов (В А Кручинин, Л А Се-

менов, Л И Солнцева, В А Феоктистова и др) показывают, что в ре-

зультате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зре-

нию восстанавливается социальный и психологический статус личности,

способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей

При организации и осуществлении педагогического процесса

детей со зрительной патологией необходимо не только учитывать

специфические особенности психического и физического развития, но

и соблюдать принципы, используемые в специальной педагогике —

коррекционной и компенсаторной направленности педагогических

воздействий, усиленного педагогического руководства, предусматри-

вающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка

и учителя (Солнцева Л И, 2000)

Многие авторы указывают на зависимость содержания, форм и

методов обучения и воспитания от клинических форм, характера и

тяжести нарушения зрительных функций, сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, а также от уровня развития высших форм психической деятельности и личности в целом, от возраста, в котором нарушено зрение В зависимости от разной степени

нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала Слабовидящие с

остротой зрения от 0,1 до 0,4 D (с оптической коррекцией на луч-

шем глазу) зрительно воспринимают предметы, явления и действия,

ориентируются в большом пространстве Дети с тяжелыми форма-

ми нарушения зрения, но имеющие остаточное зрение, пользуются

осязательно-зрительным или зрительно-осязательным способами

Тотально незрячие воспринимают окружающий мир осязательно двигательно-слуховым способом

В работе с данными категориями детей используются все методы

обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного мате-

риала, есть некоторые различия в приемах Они изменяются в зависи-

мости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений,

наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка про-

странственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением

Остановимся на некоторых из них

Метод практических упражнений основан на двигательной де-

ятельности учащихся Чтобы совершенствовать у детей с нарушен-

ным зрением определенные умения, необходимо многократное по-

вторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)

Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с на-

рушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обуче-

ния в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся,

ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки

Опыт работы позволяет выделить следующие направления ис-

пользования метода практических упражнений

— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу дви-

жения отдельно, а затем объединяя их в целое,

— выполнение движения в облегченных условиях (например,

бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т д),

— выполнение движения в усложненных условиях (например,

использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, суже-

ние площади опоры при передвижении и т д),

— использование сопротивлений (упражнения в парах, с рези-

новыми амортизаторами и т д),

— использование ориентиров при передвижении (звуковые, ося-

зательные, обонятельные и др),

— использование имитационных упражнений (например, вело-

сипед в положение лежа, метание без снаряда и т д),

— подражательные упражнения (как ходит медведь, лиса, стой-

ка аиста, лягушка — присесть, положив руки на колени, и т д),

— использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются

на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с

остаточным зрением),

— использование страховки, помощи и сопровождения, которые

дают уверенность ребенку при выполнении движения,

— использование изученного движения в сочетании с другими

действиями (например, ведение мяча в движении с последующим

броском в цель и др),

— изменение в процессе выполнения упражнений таких харак-

теристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения,

амплитуда, траектория движения и т д,

— изменение исходных положений для выполнения упражнения

(например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола),

— использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч ежик, массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки так-

тильных ощущений —отделение риса от гороха и т д),

—изменение внешних условий выполнения упражнений на

повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах

по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т д,

—варьирование состояния учащихся при выполнении физичес-

ких упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконт

роль, зачетный урок и т д), в соревновательных условиях (внутри

класса, школьные, районные, городские и т д), использование разу-

ченных двигательных умений в повседневной жизни,

—использование упражнений, которые требуют согласованных и

синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг дру-

гу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т д),

— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах,

в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами,

музыкальным сопровождением и пр.).

Л.А. Семёнов, В.П. Шлыков (1984) выделяют 3 этапа освоения

движения:

1-й — создается общее представление о двигательном действии;

2-й — формируется первоначальное умение на основе сформированного представления (здесь имеет значение контроль, осуществляемый органами чувств, за точностью выполнения и соответствие

имеющемуся эталону);

3-й — совершенствуется двигательное умение путем его много-

кратного исполнения.

На наш взгляд, целесообразно перед совершенствованием двигательного умения провести коррекцию первоначально сформирован-

ного представления о движении, так как депривация зрения ограни-

чивает возможность адекватного восприятия изучаемого движения.

Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова: беседа, описание,

объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено

объяснение, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. При его описании учитель не только

сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает пространственные представления о предметах и действиях. Восприятие речи на

слух позволяет ребенку с нарушением зрения соотнести слова с

теми предметами, действиями, которые они обозначают. Речевая практика при помощи слухового восприятия создает условия для пони-

мания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых

при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания. Используются разновидности объяснения: сопроводительные

пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми

пользуется педагог по ходу выполнения упражнения учащимися с

целью углубления восприятия; инструктирование — словесное объяснение техники изучаемых действий.

Метод дистанционного управления также относится к методу

слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: поверни направо, поверни

налево, иди вперед, три шага вперед, вправо, влево и т. д. Дети

с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией.

В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или пред-

метом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы,

заменяющие зрительные представления.

Метод упражнения по применению знаний, построенный на

основе восприятия информации при обучении посредством органов

чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет

внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство),

возникающее в мышцах, суставак при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение

рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Г^ рассматривании

предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы,

поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка цело-

стного восприятия предмета или действия.

Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное

восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря. Наглядность

обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную

жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще

поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха

пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривадией овладевают различными

двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых

качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко приме-

няется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами

урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих ме-

тодов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим

образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.128 с.)