Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптивной физической культуры.

Поиск

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности,

необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии,

возрасту, степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных

отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического

развития и физической подготовленности и другим признакам.

Для детей-инвалидов с детства характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (Лебединский В. В., 1985; Иванов Е. С, 2001), что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития (Горская И. Ю., 2001), приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении, затрудняет процесс обучения (Баряева Л. Б. с соавт., 2001).

По данным многочисленных исследований (Приленская Т. Н.,

1989; Шуплецова Т. С, 1990; Дмитриев А. А., 1991; Лебедева Н. Т.]

1993; Ростомашвили Л. Н., 1997; и др.), аномальное развитие ребенка

всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием

и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников

по уровню физического развития и физической подготовленности

они отстают на 1—3 года и больше.

Основной дефект, как правило, сопровождается сопутствующими

заболеваниями и вторичными отклонениями (табл. 1.1).

У детей с умственной отсталостью из-за необратимого

поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на

дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная,

мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические

функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в

целом (Певзнер М. С, 1979; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990;

Блюмина М. Г., 1994; Забрамная С. Д., 1995). В двигательной сфере

учащихся наблюдаются отставания в уровне физического развития

и физической подготовленности. Но самые выраженные нарушения

отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность

и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др. (Мозговой В. М., 1993;

Ванюшкин В. А., 1999; Веневцев С. И., 2000).

Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных

образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции

сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний.

40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые

поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиело-

нефриты, заболевания дыхательной и сердечнососудистой систем),

80% детей страдают неврозами (Семенов Л. А., Солнцева Л. И., 1991;

Скворцов К. Ф., Илларионов В. П., 1993; Никольская Т. Н., 1997).

Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются слабость

общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, де-

формации стопы, что естественным образом негативно отражается

на физической подготовленности, работоспособности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются почти у 80% слепых и слабовидящих детей (Ростомашвили Л.Н., 1999). Отмечается снижение

общей двигательной активности (Касаткин Л.Ф., 1975), нарушение

координации и точности движений, равновесия, пространственной и

временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей,

ловкости, силы всех мышечных групп, на 12 — 15% снижена подвижность в суставах (Семенов Л.А., 1983; Кручинин В.А., 1991;

Мухина А В., 2000).

Потеря слуха приводит к нарушению развития всех сторон

речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М.Б.,

1985; Мастюкова Е.М., 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт (Пономарева З.А., 1998; Черненко Т.Е., 1998).

Ограниченный поток внешний информации из-за поражения слуха

искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет

условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и

стрессовые переживания (Шиф Ж.И., 1968; Розанова Т.В., 1985;

Астапов В.М., 1994, Пархалина Е.В., 1995). Потеря слуха часто

сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка. Характерными

проявлениями является нарушение статического и динамического

равновесия, точности движений, пространственной ориентировки,

способности усваивать заданный ритм движений (Байкина Н.Г.,

Сермеев В. П., 1991).

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% — дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), в 80% — задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70%

глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а

также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (Страковская В.Л.,

1994; Лебедева Н. Т., 1996).

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) имеют множественные двигательные расстройства: нарушение мышечного тонуса, спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов), гипотонию мышц конечностей

и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения), синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных произвольных

движений), тремор пальцев рук и языка, нарушение равновесия и

координации движений (атаксия), нарушение мышечно-суставного

чувства, чувства позы, положения собственного тела в пространстве

(Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В зависимости от локализации и тяжести поражения мозга у детей с ДЦП значительное место

занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%

(Данилова Л.А., 1977; Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., 1985;

Архипова Е.Ф., 1989; Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н., 1997).

Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах (Бортфельд С.А., 1986;

Ипполитова М.В., Чернобровкина Е.Д., 1997; Семенова К.А., 1998; и

др.). Часто двигательные расстройства сопровождаются нарушения-

ми зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут

свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от

окружающих).

По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Петербурге, 6% детей с ДЦП полностью

способны к самообслуживанию, 80% — к полному и частичному самообслуживанию и 14% — полностью не способны к самообслуживанию. По степени сохранности интеллекта у данной категории детей

получены следующие результаты: у 60% — сохранный интеллект, у

30% — частичные отклонения, у 10% — грубые нарушения (Шипицына Л.М. с соавт., 1995). Для двигательной сферы характерны нарушения опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, несформированность локомоторных актов,

низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость (Мастюкова Е.М., 1985, 1992; Семенова К.А., 1986; Бадалян Л.О. с соавт., 1988).

Ампутация конечностей ведет в первую очередь к нарушению двигательного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (Григоренко В.Г., Сермеев Б.В., 1991; Сулимцев Т.И.,

Таманцев А.Н., 1993). Следствием ампутации конечностей являются уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей,

тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и

стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, нарушение обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функций, детренированность мышц

отрицательно влияют на процессы кровообращения, дыхания, пище-

варения и других жизненно важных функций, создают объективные

биологические предпосылки отставания темпов физического и психического развития, снижения двигательных возможностей и общей

работоспособности (Меерсон Ф.З., 1986; Солодков А.С., 1988, 1996;

Никитюк Б.А., Коган Б.И., 1989; Курдыбайло С.Ф., 1993, 1996). Выраженность жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.

Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижает их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает

формирование мышечной моторики, соответствующей возрасту, так

как для управления протезами необходимо владеть умениями раз-

дельного сокращения мышц культи, дифференцирования мышечных

усилий, точности движений и пр. Эти умения определяются не толь-

ко физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. Уход в болезнь, дефицит положительных эмоций,

ощущение физической неполноценности могут изменить сознание,

поведение, интеллект, социальную активность детей.

Невоспалительные поражения спинного мозга характеризуются полной или частичной утратой произвольных движений, раз-

личных видов чувствительности, расстройством функций тазовых

органов. К вторичным нарушениям относятся спастичтость, контрактуры суставов, пролежни.

Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интеллекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами моторики и координации, но и высших психических функций, особенно

речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную,

коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и

нуждающихся в коррекции (Лубовский В., 1978; Демина И.В., 1984;

Кузьмичева Е.П, 1989).

Рядом авторов отмечается, что у детей с дефектами речи наблюдаются нарушения осанки, дыхательной мускулатуры, несформированность общей и мелкой моторики, равновесия, частые простудные заболевания, неврозы (Корнев А.Н., 1997; Ткаченко Т.А., 1997).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.008 с.)