Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верхних и нижних конечностей

Поиск

П Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в су:тавах —

азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной пато-

логией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинает-

ся с самых простыхудвижений, с облегченных исходных положений,

в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ор-

топедические укладки и пр). Необходимо добиваться постепенного

увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабаты-

вать все возможные движения в каждом суставе При этом можно

использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаб-

лением и маховыми движениями. Можно также использсвать раз-

личные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних

конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллель-

ные брусья для нижних конечностей)

Особенное внимание следует обратить на разработку ограни-

ченных движений — разгибание и отведение в плечевое суставе,

разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и

отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазо-

бедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в

голеностопном суставе и опору на полную стопу.

Коррекция мелкой моторики и манипулятивной

Функции рук

Основная функция руки — манипуляция с предметами. Даже

анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, диф-

ференцированную работу. Манипулятивная функция важна для само-

обслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками.

При этом самым важным является оппозиционный схват большого

пальца Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, ци-

линдрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В заня-

тиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для трениров-

ки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме

различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков

самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, за-

стегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику,

рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран,

расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в

виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке.

После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно

важно начинать обучение письму.

Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспита-

ния зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, на-

сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он

может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001).

В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена мани-

пулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предме-

тов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для кор-

рекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды

восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величи-

ны предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь

и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит

к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произ-

вольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно

проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью

вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны

упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу),

а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правиль-

ного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины,

туторы, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства мо-

гут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так

и для коррекции патологических поз (лонгеты, шины, аппараты). Их

используют 3—4 раза в день, длительность пребывания в спецуклад-

ках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспо-

могательные средства способствуют торможению патологической то-

нической активности, нормализации реципрокных взаимоотношений

мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с раз-

личными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной

Деятельности

В психологической коррекции особое внимание следует обра-

тить на формирование конструкторской деятельности, так как в ре-

зультате совершенствуется восприятие формы, величины предметов

Глава 5 263

и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памя-

ти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и

осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления

в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме

того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональ-

ных нарушений и речи.

Таким образом, ЛФК — важнейшая часть общей системы адап-

тивной физической культуры. Основными средствами являются до-

зированные физические упражнения. Задачи, содержание, методичес-

кие приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции,

обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и дина-

мики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогруп-

повыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза

и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК за-

крепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка

необходимо составить план коррекционной работы и оценить эф-

фективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического про-

цесса важно взаимодействия невролога, врача ЛФК, логопеда, психо-

лога, воспитателя, педагога, а также родителей.

5.3. Адаптивное физическое воспитание

детей с ДЦП

Физическое воспитание детей с церебральной патологией мож-

но разделить на 3 периода:

1) доречевой и ранний возраст — от 0 до 3 лет;

2) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;

3) школьный возраст — старше 7 лет.

Первый период реализуется в центрах абилитации в детских

поликлиниках и реабилитационных центрах.

Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компен-

сирующего и комбинированного вида, имеющих специализированные

группы детей с ДЦП.

Третий период реализуется в специализированных школах.

Задачи 1-го периода

.. Нормализация тонуса и моторики ребенка.

!. Стимуляция звуковой и речевой активности.

3. Развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, дви-

гательно-кинестетического и др.).

4. Формирование предметной деятельности.

5. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков.

Задачи 2-го периода

1. Развитие игровой деятельности и психических процессов.

2. Развитие речевого общения.

3. Расширение знаний об окружающей среде.

4. Развитие сенсорных функций.

5. Развитие ручной умелости и двигательных навыков.

6. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Задачи 3-го периода

1. Развитие двигательных навыков.

2. Развитие психических процессов и речи.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Профессиональная ориентация.

Адаптивное физическое воспитание

В дошкольном возрасте

Физическое воспитание является самой важной частью общей

системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигатель-

ными нарушениями. Развитие движений представляет большие слож-

ности, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок

еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному

преодолению (Овчинникова Т.С, 2001).

Для большинства детей характерна повышенная утомляе-

мость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро стано-

вятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от

выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления

возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, уси-

ленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насиль-

ственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятель-

ность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети

отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, бо-

лезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко

подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко воз-

никают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Все эти особенности определяют необходимость сочетаний фи-

зического воспитания с мероприятиями, направленными на общее

развитие ребенка и предупреждение у него вторичный эмоциональ-

ных и поведенческих отклонений.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП

(и физического воспитания в частности) является совмещение педа-

гогических и лечебных воздействий с учетом не только двигатель-

ных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких ослож-

няющих расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы

Глава 5 265

жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и сомати-

ческие нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрез-

мерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения

температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная

потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлажде-

ние и болезненное раздражение.

Для многих детей с опорно-двигательными нарушениями харак-

терно наличие страхов. Страх может возниинуть при простых так-

тильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении

положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей от-

мечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов

Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (уча-

щается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, по-

является потливость, усиливаются насильственные движения, может

подняться температура, усилиться бледность ьожных покровов).

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным

параличом играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в

силу специфики двигательных нарушений многие статические и ло-

комоторные функции у детей с церебральным параличом не могут

развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

При проведении всех мероприятий по развитию движений важно

знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития

двигательных навыков и умений, но и те движения и положения ко-

нечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в

повседневной деятельности ребенка (рефлекс-запрещающие позиции).

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, су-

ставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в централь-

ную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон

мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимна-

стики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адек-

ватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ре-

бенок ощущает только свои неправильные позы, и движения.

Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие дви-

гательных систем головного мозга.

В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и поло-

жения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или

преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает пра-

вильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движе-

ния, что является мощным стимулом к развитию и совершенстзова-

нию двигательных функций и навыков.

Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется

тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жиз-

ни, — навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, пред-

метно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом пра-

вильность выполнения движений должна быть строго фиксированна.

Только при этих условиях гимнастика будет способствовать разви-

тию у ребенка правильного двигательного стереотипа.

При стимулировании двигательных функций надо обязательно

учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития,

его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений пред-

лагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к

выполнению тех или иных активных движений.

Положительное влияние на развитие двигательных функций ока-

зывает использование комплексных афферентных стимулов: зритель-

ных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), так-

тильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность,

покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные

ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных при-

емов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с измене-

нием ее температуры, локальное использование льда), проприоцеп-

тивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование

упражнений с открытыми и закрытыми глазами).

На всех занятиях у ребенка формируют способность восприни-

мать позы и направления движений, а также предметы на ощупь.

Большое значение имеет развитие ощущения частей тела.

В раннем и дошкольном возрасте естественное желание дви-

гаться не может быть удовлетворено 20—30-минутными занятиями

лечебной гимнастикой. Ребенок с церебральным параличом не в

состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в дви-

жении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это

связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными наруше-

ниями не знает как действовать. Кроме того, у многих детей с це-

ребральным параличом наблюдаются общие нарушения психичес-

кой деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не

умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утом-

ляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у

большинства из них чувство неуверенности, пассивность.

Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет

формирование двигательных навыков и умений, значительно обедня-

ет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для само-

стоятельной двигательной активности детей с церебральным пара-

личом является важнейшей задачей физического воспитания.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение име-

ют дыхательные, упражнения на расслабленно, на нормализацию поз

и положений головы и конечностей, на развитие координации дви-

жений, функций равновесия, на коррекцию осанки и ходьбы, развитие

ритма и пространственной организации движений

У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм вы-

полнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои

движения с заданным ритмом; многие движения полезно выполнять

под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует

на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в

ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равно-

мерность длины шаса, координация движений.

Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных

движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение дви-

жений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания.

Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое,

радостное настроение.

У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах

отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, ско-

рость, сила, гибкость и выносливость Поэтому для них крайне важ-

но выполнение специальных прикладных упражнений, формирую-

щих основные двигательные навыки и умения и способствующих

развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся

ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные дей-

ствия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами,

обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме,

объему и весу предметы, манипулировать ими.

В ходе выполнения движений у детей не должно быть дли-

тельной задержки дыхания. Дошкольник с церебральным парали-

чом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать

его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь

надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начина-

ют дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.

При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыха-

ния у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости

(аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический

ринит и т. д.).

Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию

днижений и подвижных игр следует избегать длительного пребы-

вания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объясне-

ний заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигатель-

ную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей

потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и

насильственные движения.

В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражне-

ния, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацик

бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей,

асимметричное положение головы и конечностей. Все эти осо-

бенности физического воспитания дошкольников отражены в

работах Н.Н Ефименко, Б.В. Сермеева (1991); Е.М. Масткжовой

(1991); Т.С. Овчинниковой (2001).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.01 с.)