Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Верхних и нижних конечностей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
П Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в су:тавах — азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной пато- логией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинает- ся с самых простыхудвижений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ор- топедические укладки и пр). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабаты- вать все возможные движения в каждом суставе При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаб- лением и маховыми движениями. Можно также использсвать раз- личные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллель- ные брусья для нижних конечностей) Особенное внимание следует обратить на разработку ограни- ченных движений — разгибание и отведение в плечевое суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазо- бедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу. Коррекция мелкой моторики и манипулятивной Функции рук Основная функция руки — манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, диф- ференцированную работу. Манипулятивная функция важна для само- обслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, ци- линдрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В заня- тиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для трениров- ки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, за- стегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму. Коррекция сенсорных расстройств Успешность физического, умственного и эстетического воспита- ния зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, на- сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена мани- пулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предме- тов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для кор- рекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величи- ны предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление). Профилактика и коррекция контрактур Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произ- вольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правиль- ного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства мо- гут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лонгеты, шины, аппараты). Их используют 3—4 раза в день, длительность пребывания в спецуклад- ках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспо- могательные средства способствуют торможению патологической то- нической активности, нормализации реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с раз- личными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами. Активизация психических процессов и познавательной Деятельности В психологической коррекции особое внимание следует обра- тить на формирование конструкторской деятельности, так как в ре- зультате совершенствуется восприятие формы, величины предметов Глава 5 263 и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памя- ти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональ- ных нарушений и речи. Таким образом, ЛФК — важнейшая часть общей системы адап- тивной физической культуры. Основными средствами являются до- зированные физические упражнения. Задачи, содержание, методичес- кие приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и дина- мики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогруп- повыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК за- крепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эф- фективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического про- цесса важно взаимодействия невролога, врача ЛФК, логопеда, психо- лога, воспитателя, педагога, а также родителей. 5.3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП Физическое воспитание детей с церебральной патологией мож- но разделить на 3 периода: 1) доречевой и ранний возраст — от 0 до 3 лет; 2) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет; 3) школьный возраст — старше 7 лет. Первый период реализуется в центрах абилитации в детских поликлиниках и реабилитационных центрах. Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компен- сирующего и комбинированного вида, имеющих специализированные группы детей с ДЦП. Третий период реализуется в специализированных школах. Задачи 1-го периода .. Нормализация тонуса и моторики ребенка. !. Стимуляция звуковой и речевой активности. 3. Развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, дви- гательно-кинестетического и др.). 4. Формирование предметной деятельности. 5. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков. Задачи 2-го периода 1. Развитие игровой деятельности и психических процессов. 2. Развитие речевого общения. 3. Расширение знаний об окружающей среде. 4. Развитие сенсорных функций. 5. Развитие ручной умелости и двигательных навыков. 6. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Задачи 3-го периода 1. Развитие двигательных навыков. 2. Развитие психических процессов и речи. 3. Развитие познавательной деятельности. 4. Профессиональная ориентация. Адаптивное физическое воспитание В дошкольном возрасте Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигатель- ными нарушениями. Развитие движений представляет большие слож- ности, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению (Овчинникова Т.С, 2001). Для большинства детей характерна повышенная утомляе- мость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро стано- вятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, уси- ленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насиль- ственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятель- ность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, бо- лезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко воз- никают реакции недовольства, упрямства и негативизма. Все эти особенности определяют необходимость сочетаний фи- зического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичный эмоциональ- ных и поведенческих отклонений. Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП (и физического воспитания в частности) является совмещение педа- гогических и лечебных воздействий с учетом не только двигатель- ных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких ослож- няющих расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы Глава 5 265 жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и сомати- ческие нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрез- мерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлажде- ние и болезненное раздражение. Для многих детей с опорно-двигательными нарушениями харак- терно наличие страхов. Страх может возниинуть при простых так- тильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей от- мечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (уча- щается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, по- является потливость, усиливаются насильственные движения, может подняться температура, усилиться бледность ьожных покровов). Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и ло- комоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения ко- нечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка (рефлекс-запрещающие позиции). Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, су- ставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в централь- ную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимна- стики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адек- ватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ре- бенок ощущает только свои неправильные позы, и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие дви- гательных систем головного мозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и поло- жения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает пра- вильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движе- ния, что является мощным стимулом к развитию и совершенстзова- нию двигательных функций и навыков. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жиз- ни, — навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, пред- метно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом пра- вильность выполнения движений должна быть строго фиксированна. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать разви- тию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений пред- лагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнению тех или иных активных движений. Положительное влияние на развитие двигательных функций ока- зывает использование комплексных афферентных стимулов: зритель- ных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), так- тильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных при- емов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с измене- нием ее температуры, локальное использование льда), проприоцеп- тивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). На всех занятиях у ребенка формируют способность восприни- мать позы и направления движений, а также предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущения частей тела. В раннем и дошкольном возрасте естественное желание дви- гаться не может быть удовлетворено 20—30-минутными занятиями лечебной гимнастикой. Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в дви- жении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными наруше- ниями не знает как действовать. Кроме того, у многих детей с це- ребральным параличом наблюдаются общие нарушения психичес- кой деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утом- ляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность. Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедня- ет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для само- стоятельной двигательной активности детей с церебральным пара- личом является важнейшей задачей физического воспитания. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение име- ют дыхательные, упражнения на расслабленно, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации дви- жений, функций равновесия, на коррекцию осанки и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм вы- полнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом; многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равно- мерность длины шаса, координация движений. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение дви- жений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение. У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, ско- рость, сила, гибкость и выносливость Поэтому для них крайне важ- но выполнение специальных прикладных упражнений, формирую- щих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные дей- ствия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими. В ходе выполнения движений у детей не должно быть дли- тельной задержки дыхания. Дошкольник с церебральным парали- чом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начина- ют дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыха- ния у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит и т. д.). Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию днижений и подвижных игр следует избегать длительного пребы- вания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объясне- ний заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигатель- ную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражне- ния, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацик бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей. Все эти осо- бенности физического воспитания дошкольников отражены в работах Н.Н Ефименко, Б.В. Сермеева (1991); Е.М. Масткжовой (1991); Т.С. Овчинниковой (2001).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.01 с.) |