Речевые и психические отклонения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые и психические отклонения



/. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП не

формируются установочные рефлексы, то и не формируются шей-шй

и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный ки-

фоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому раз-

витию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния

и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нару-

шается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что

приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху

бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквино-

варусной и эквиновальгусной деформации стоп.

2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП

чрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание

в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в

свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом

возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание

большого родничка, повышение мышечного тонуса.

3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и в

ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпи-

лептиформные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы — в виде

снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического

повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного

потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др

5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетичес-

ких формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки

как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи.

Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слу-

ха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке ре-

чевого развития.

6. Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения,

нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, ко-

соглазие, парез взора, изменение глазного дна.

7. Нарушения речи — при очаговом поражении головного

мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельно-

сти правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстрой-

ства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988).

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж-

де всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся

искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит

к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрос-

лыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к наруше-

нию анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки

на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.

Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответ-

ствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия,

пространственно-временные отношения, построение предложений, вос-

приятие формы и объема тела.

В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грам-

матический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического раз-

вития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

-ф- дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патоло-

гической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных

механизмов ЦНС;

- алалия — системное недоразвитие речи в результате пора-

жения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так

и сенсорная);

- дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вслед-

ствие дисфункции речевых зон;

- неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вслед-

ствие нарушения речедвигательной функции;

- анартрия — отсутствие речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания

и голосообразования. У детей с церебральными параличами преоб-

ладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нару-

шена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Ды-

хательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической

форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за

дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и пара-

личами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребен-

ка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтени-

ем и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недо-

развитием устной речи и бывают при различных формах дизартрии.

Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют

буквы, пропускают строчки. В письме искажается графический об-

раз букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы,

встречается зеркальность письма.

Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими

расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением поле^

зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной

и зрительно-моториой систем.

Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, моз-

жечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю,

Приходько О.Г., 2001). При псевдобульбарной дизартрии повышает-

ся тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыха-

ние, жевание.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка,

губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухаюлая к кон-

цу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетичес-

кой форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка,

губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи.

8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним

органическим поражением головного мозга, ограничением двигатель-

ной активности, социальных контактов, а также условиями воспита-

ния. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни

нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти,

мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную сис-

тему может оказать психологическая обстановка в семье, невозмож-

ность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность.

Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде рас-

стройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельно-

сти и личности.

Нарушения познавательной деятельности проявляются в от-

сутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлитель-

ности, низкой умственной работоспособности и концентрации внима-

ния, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и

гемипаретической форме нарушены пространственные представле-

ния, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нару-

шены вербальное мышление, память, внимание. Психические нару-

шения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до

олигофрении в легкой и умеренной степени.

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще все-

го в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с

неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемо-

стью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются

чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигатель-

ной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью

(Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).

Особенности личности — нередко отмечается задержанное раз-

витие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети

в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцент-

ричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия не-

достаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы,

инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются

ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония разви-

тия личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и

социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влия-

ют тяжесть и характер двигательных нарушений.

 

Двигательные нарушения

/. Нарушения функции мышц

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологи-

ческом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц,

нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергис-

тами (см. табл. 5.1).

Существует условное деление мышц на тонические, обеспечива-

ющие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамичес-

кие движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом вхо-

дящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание

быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двугла-

вая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для

этих движений характерны проявления значительной силы, высокая

скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включаю-

щие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжитель-

ное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом

усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длитель-

ное время без утомления, скорость расслабления более низкая (на-

пример, мышцы — разгибатели спины, камбаловидиая мышца).

Большинство мышц участвует как в статических, так и в дина-

мических движениях.

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения

и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжени-

ем и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается

взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами.

Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие

чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование

порочной позы.

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч;

повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает

поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сги-

бание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и

квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предпле-

чья. Напряжение нодвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную

установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц —

сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и зад-

ней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание

плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ве-

дет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабле-

ние мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, гры-

жи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечно-

стях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как

нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, стано-

вятся ≪крыловидными≫. Стабилизаторами таза являются средняя и малая

ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная поход-

ка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вы-

зывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско-вальгусную

деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значи-

тельно нарушает устойчивость ходьбы —передний толчок отсут-

ствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц по-

степенно формируются различные деформации и контрактуры, появ-

ляются ортопедические нарушения. Наиболее частые —кифоз и

кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренно-

го сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгус-

ная и плосковальгусная установка стоп и др.

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной фор-

мацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, моз-

жечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

•спастичности —повышение мышечного тонуса; характерно

для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической

формы;

Частные методики адаптивной физической культуры

•ригидности —чрезмерное повышение мышечного тонуса при

двойной гемиплегии;

•гипотонии —снижение мышечного тонуса; характерно для

атонически-астатической формы;

•мышечной дистонии —переменный тонус; характерно для

гиперкинетической формы.

• ригидности — чрезмерное повышение мышечного тонуса при

двойной гемиплегии;

• гипотонии — снижение мышечного тонуса; характерно для

атонически-астатической формы;

• мышечной дистонии — переменный тонус; характерно для

гиперкинетической формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.04 с.)