Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевые и психические отклоненияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
/. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шей-шй и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный ки- фоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому раз- витию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нару- шается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквино- варусной и эквиновальгусной деформации стоп. 2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП чрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса. 3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпи- лептиформные пароксизмы. 4. Нарушение вегетативной нервной системы — в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др 5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетичес- ких формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слу- ха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке ре- чевого развития. 6. Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения, нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, ко- соглазие, парез взора, изменение глазного дна. 7. Нарушения речи — при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельно- сти правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстрой- ства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988). При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж- де всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрос- лыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к наруше- нию анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответ- ствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, вос- приятие формы и объема тела. В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грам- матический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического раз- вития ограничивает накопление грамматических средств. Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП: -ф- дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патоло- гической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС; - алалия — системное недоразвитие речи в результате пора- жения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная); - дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вслед- ствие дисфункции речевых зон; - неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вслед- ствие нарушения речедвигательной функции; - анартрия — отсутствие речи. Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преоб- ладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нару- шена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Ды- хательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и пара- личами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребен- ка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный. Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтени- ем и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недо- развитием устной речи и бывают при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. В письме искажается графический об- раз букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, встречается зеркальность письма. Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением поле^ зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моториой систем. Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, моз- жечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю, Приходько О.Г., 2001). При псевдобульбарной дизартрии повышает- ся тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыха- ние, жевание. Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухаюлая к кон- цу фразы. Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетичес- кой форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи. 8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигатель- ной активности, социальных контактов, а также условиями воспита- ния. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную сис- тему может оказать психологическая обстановка в семье, невозмож- ность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность. Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде рас- стройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельно- сти и личности. Нарушения познавательной деятельности проявляются в от- сутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлитель- ности, низкой умственной работоспособности и концентрации внима- ния, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представле- ния, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нару- шены вербальное мышление, память, внимание. Психические нару- шения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще все- го в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемо- стью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигатель- ной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988). Особенности личности — нередко отмечается задержанное раз- витие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцент- ричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия не- достаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония разви- тия личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влия- ют тяжесть и характер двигательных нарушений.
Двигательные нарушения /. Нарушения функции мышц При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологи- ческом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергис- тами (см. табл. 5.1). Существует условное деление мышц на тонические, обеспечива- ющие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамичес- кие движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом вхо- дящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двугла- вая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включаю- щие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжитель- ное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длитель- ное время без утомления, скорость расслабления более низкая (на- пример, мышцы — разгибатели спины, камбаловидиая мышца). Большинство мышц участвует как в статических, так и в дина- мических движениях. Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжени- ем и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему. Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы. Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сги- бание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предпле- чья. Напряжение нодвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц — сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и зад- ней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ве- дет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабле- ние мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, гры- жи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи. Отрицательно для формирования движений в верхних конечно- стях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, стано- вятся ≪крыловидными≫. Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная поход- ка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону. Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вы- зывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско-вальгусную деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значи- тельно нарушает устойчивость ходьбы —передний толчок отсут- ствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп. Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц по- степенно формируются различные деформации и контрактуры, появ- ляются ортопедические нарушения. Наиболее частые —кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренно- го сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгус- ная и плосковальгусная установка стоп и др. Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной фор- мацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, моз- жечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены. Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу: •спастичности —повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы; Частные методики адаптивной физической культуры •ригидности —чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии; •гипотонии —снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы; •мышечной дистонии —переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы. • ригидности — чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии; • гипотонии — снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы; • мышечной дистонии — переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.007 с.) |