Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И двигательных способностей детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нафизическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя- жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто- ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле- вой сферы детей Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отста- лостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Осо- бенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предмет- ная манипуляция, жестикуляция и мимика. У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недо- статочность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына Л.М, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельно- стью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991). Системное изложение нарушений двигательной сферы умствен- но отсталых детей представлено в ≪классификации нарушений фи- зического развития и двигательных способностей детей-олигофренов≫, разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002). Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее ок- ружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечно- стей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета. Нарушения в развитии двигательных способностей: 1) нарушение координационных способностей — точности дви- жений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров- ки; точности движений во времени; равновесия; 2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы- строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати- ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скорост- но-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%. Нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; — грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;. — отсутствие ловкости и плавности движений; — излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат- ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол- нении или изменении движений по словесной инструкции. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте- пень приспособления к физической нагрузке зависят не только от пора- жения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. От- сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля- ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной ра- боте, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердеч- но-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997). Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо- сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ- ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие дис- пластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников. Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возра- ста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль- цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У уча- щихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повыша- ется, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции. Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физичес- ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально- го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. При- близительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отстало- стью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двига- тельной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, разви- тие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоро- стных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвиж- ностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способ- ностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим законо- мерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьни- ков темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997). Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации дви- жений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затрудне- ния: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движе- ние или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и по- пасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других ха- рактеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между ре- гулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умствен- но отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную ос- нову (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995). Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения слож- ных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются со- ставной частью ведущего дефекта и определяются теми же механиз- мами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям. Для практической деятельности педагога важно знать благопри- ятные периоды развития основных видов координационных способ- ностей у детей с нарушениями интеллекта. В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолют- ных показателей всех видов координационных способностей школь- ников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития коор- динационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года. Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явле- ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. По- степенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения деть- ми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жиз- недеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% под- ростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим про- явлениями незначительно отличаются от нормальных людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.012 с.) |