И двигательных способностей детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И двигательных способностей детей

Поиск

Нафизическое развитие, двигательные способности, обучаемость

и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя-

жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто-

ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле-

вой сферы детей

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отста-

лостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных

функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и

суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Осо-

бенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предмет-

ная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недо-

статочность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына Л.М,

2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они

замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма

бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники

с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют

свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений.

У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости,

неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других —

повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельно-

стью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).

Системное изложение нарушений двигательной сферы умствен-

но отсталых детей представлено в ≪классификации нарушений фи-

зического развития и двигательных способностей детей-олигофренов≫,

разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).

Нарушения физического развития: отставания в массе тела;

отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии

стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее ок-

ружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечно-

стей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких;

деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей — точности дви-

жений в пространстве; координации движений; ритма движений;

дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров-

ки; точности движений во времени; равновесия;

2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических

качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на

15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости

одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы-

строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к

работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати-

ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скорост-

но-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости

и подвижности в суставах на 10—20%.

Нарушения основных движений:

— неточность движений в пространстве и времени;

— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.

— отсутствие ловкости и плавности движений;

— излишняя скованность и напряженность;

— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках,

метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего

недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую

эффективность операционных процессов всех видов деятельности

и проявляется в несформированности тонких дифференцированных

движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой

обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат-

ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол-

нении или изменении движений по словесной инструкции.

Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте-

пень приспособления к физической нагрузке зависят не только от пора-

жения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. От-

сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное

развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля-

ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям,

создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного

сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к

ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова

(1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников

быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной ра-

боте, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую

выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердеч-

но-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов,

зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса,

готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные

сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате

отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-

сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ-

ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие дис-

пластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых

школьников.

Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возра-

ста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое

физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%,

развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%.

У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36%

наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль-

цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У уча-

щихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повыша-

ется, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше

выполняются задания по словесной инструкции.

Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физичес-

ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально-

го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной

отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной

умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. При-

близительно такие же данные получены и в развитии мышечной

силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по

силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста.

Значительное отставание отмечается у детей с умственной отстало-

стью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двига-

тельной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот

факт запаздыванием становления двигательного анализатора, разви-

тие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3

года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоро-

стных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвиж-

ностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети

с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием,

в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же

возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способ-

ностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим законо-

мерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьни-

ков темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают

позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).

Установлено, что основным нарушением двигательной сферы

умственно отсталых детей является расстройство координации дви-

жений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С.,

1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999;

и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затрудне-

ния: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движе-

ние или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и по-

пасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок,

в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения.

Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других ха-

рактеристик движения. Однако в силу органического поражения

различных уровней мозговых структур, рассогласования между ре-

гулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умствен-

но отсталый ребенок не способен. Координационные способности

регулируются теми биологическими и психическими функциями,

которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную ос-

нову (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации

(Забрамная С.Д., 1995).

Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что

при неосложненной форме умственной отсталости нарушения слож-

ных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются со-

ставной частью ведущего дефекта и определяются теми же механиз-

мами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико-

синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и

являются главным препятствием при обучении умственно отсталых

детей сложнокоординационным двигательным действиям.

Для практической деятельности педагога важно знать благопри-

ятные периоды развития основных видов координационных способ-

ностей у детей с нарушениями интеллекта.

В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных

школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолют-

ных показателей всех видов координационных способностей школь-

ников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых

школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития коор-

динационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет.

Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые

школьники, но с отставанием на 2—3 года.

Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явле-

ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. По-

степенность и доступность дидактического материала при занятиях

физическими упражнениями создают предпосылки для овладения деть-

ми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями,

для развития физических качеств и способностей, необходимых в жиз-

недеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% под-

ростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию

специальной школы по своим физическим, психометрическим про-

явлениями незначительно отличаются от нормальных людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.009 с.)