Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школьников с нарушением зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого чело- века. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается ин- тенсивность обменных процессов, активизируется познавательная де- ятельность (Куничев Л.А., Аробян Р.И., 1976). Кроме того, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Та- ким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми' с депривацией зрения. Основной формой организации обучения плаванию является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы £—10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде). Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками про- странственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов. К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неизведанного пространства, относительно низкая температура воды, нео-бычное положение тела, боязнь столкновений и пр. Обучение плаванию начинается с формирования навыка про- странственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому при- менение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно организовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукоснительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. За- нимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, корот- кий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сиг- нал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвенные ощущения дна бассейна и пр.). При изложении учебного материала ведущее значение приобретает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педагог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминологией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебного материала не- зрячими, широко применяется объяснение в форме образных выражений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. По- этому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение от- дельных элементов, с опорой при этом на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем луч- ше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом. Следующий этап обучения технике плаванию начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного ха- рактера, дающих представление о движениях в воде, с последую- щим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: подуй на воду как на горячий чай; подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан, имитация работы ног способом кроль; мельница руками вперед, назад; ими- тация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с ре- зиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применя- ются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдо<, а на счет 1—8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выполнять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые ьа суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о пред- лагаемых им плавательных упражнениях, но и белее успешному ос- воению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше этмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др. На суше необходимо добиваться правильного выполнения ими- тации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебного материала целесообразно использовать специальные средства на- глядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изображения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении ≪торпеда≫; движения ногами ≪кролем≫ на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обучения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучаемые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движения губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свис- ток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения. Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения — формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке — поплавок, согнувшись — медуза, вытянувшись — звездочка), скольжения в положение торпеда на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в вод- ной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партнером, а затем самостоятельно. Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с приме- нением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способствующим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различны- ми вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении торпеда, по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2— раза. Процесс обучения любому плавательному движению осуществляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бэртик бассейна, поручень, дорожка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений ногами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине. Следующей фазой обучения является разучивание согласования движений руками и ногами (на каждые два гребля руками выполняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль р/к), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием Завершающая*фаза обучения — проплыть 25—50 м в полной координации. Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление (.медуза), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, звездочка на спине с закрытыми глазами и др.) В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формирова- нию положительных эмоций, ощущению радости, желанию занимать- ся плаванием. Включение игр, соответствующих темагике конкрет- ного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3—5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-воспитательный процесс. Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе — ознакомление с водной средой и освоение подгото- вительных упражнений в воде, второй этап — изучение техники плавания кроль на груди и кроль на спине, третий этап —совер- шенствование техники плавания изученных способов. После осво- ения техники плавания способами кроль на груди и на спине мож- но приступать к изучению способов брасс и дельфин. В целях профилактики травматизма и дифференцировки рас- стояния следует учить детей определять длину проплываемого от- резка по количеству повторений дзижений (гребков, >даров ногами и т.д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкно- вений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эаз- ных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при не- которых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыж- ках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода). Знание специфических особенностей обучения младших школь- ников с депривацией зрения, правильное применение приемов по- мощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознако- миться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а так- же совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, вынос- ливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предуп- редить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.
Коррекция и профилактика Нарушений зрения Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как со- хранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же при- водим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилакти- ческую направленность и позволяющие учитывать следующие ас- пекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональ- ное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упраж- нений для глаз в течение урока; использование специальных мето- дов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни. Для улучшения аккомодационной способности глаза при близо- рукости часто используется упражнение ≪метка≫, которое можно про- водить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диамет- ром 3— мм. Ребенок становится на расстоянии 30—5 см от окон- ного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находя- щийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражне- ние проводят два раза в день (Шкарлова СИ., Романовский В.Е., 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функ- ции является сбор фишек определен-юго цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу Для контроля фиксируется время выполнения задания. Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отме- чает, что моргание —естественный способ смазки и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии). Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энергии человека (Корбетт М.Д., 1998). При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэтому следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоминая при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, Лунная соната Л. Бетховена, Олимпийская сказка А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижаются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения. Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Д.А. Уголев (2001) отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благо- приятно действуют на снятие психического напряжения. При обучении детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики. У детей с недостаточностью зрения целесообразно развивать зрительные представления прр поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для формироваьия сен- сорных эталонов у детей с нарушениями зрения Л.П. Григорьева (2000) предлагает использование эталонов: светлости, цвета, размера, формы и т.д. Например, для формирования эталонов цвета, автор рекомендует использовать набор прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально насыщенных цветов (красного, зеленого, синего и желтого); набор, состоящий из семи насыщенных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фи- олетового). Этими рекомендациями могут воспользоваться учителя массовых школ в коррекцноьных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение цветоразличимости и формирование целостных образов. Для развития зрительного восприятия при метании мячей, прыжках в длину и других упражнениях рекомендуется оценивать уда- ленность предметов в пространстве. При любой работе с мячом (метание на дальность, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекомендуется прослеживать его движение не только глазами, но и носом. После броска движения глаз сопровождают путь мяча, при этом по- стоянно меняется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способ- ствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности движений. При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, пре- дусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся — вниз. Этим детям необходимо больше времени на рассматривание предметов и явлений, поэтому нужно сопровождать восприятие объектов словес- ным описанием, тогда они смогут более точно воспринимать и отра- жать окружающую действительность. Л. С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего разви- тия, т. е. индивидуальный уровень психического и физического раз- вития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, воспитывающие ребенка, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности его развития, возможностей, интересов и потребностей. Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевре- менная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз: — все упражнения выполнять без очков; — упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряже- ния; — научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление); — начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным; — между упражнениями часто моргать глазами; — продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепен- но увеличивая до 10 мин; — упражнения выполнять два раза в день. Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки: • моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма; • дышать легко и непрерывно; • смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза; Глава 2 89 • возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему; • воспринимать увиденное без усилия; • часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ (Демирчоглян Г.Г, 1997) 1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаб- лению мышц глаза. 2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способ- ствует улучшению кровообращения. 3. И. п. стоя. 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) поста- вить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 с; 4) опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утом- ление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 4. И. п. — сидя 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) пере- вести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упраж- нение развивает способность прэдолжительное время удерживать взгляд на близких предметах. 5. И. п. — сидя. 1) Закрыть веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение рас- слабляет мышцы и улучшает кровообращение. 6. И.п. — стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медлен- но передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упраж- нение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершен- ствует их координацию. 7. И. п. — стоя. 1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражне- ние укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершен- ствует их координацию. 8. И. п. — сидя. 1) Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2) спустя 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшав" циркуляцию внутриглазной жид- кости. 9. И. п. — сидя, голова неподвижна. 1) Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2) производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и сле- дить при этом глазами за кончиком пальца; 3) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круго- вые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает ко- ординацию сложных движений глаз и способствует укреплению ве- стибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз. 10. И. п. — сидя. ≪Пальминг≫. Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5—10 с, положите теплые ладони на закрытые гла- за. Длительность 20 с. Упражнение на расслабление. С. Багайка (2001) при пальминге рекомендует не концентриро- вать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окра- шенные в черный цвет (платье из бархата, черная шляпа и т. д.). Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся уп- ражнения.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ (по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996) • И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет ≪один-два≫ поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет ≪три≫ через стороны опустить —выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6— раз. •И.п. —стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви- жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6— раз в каждом направлении. •И.п. —стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги- бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—0 раз каждой ногой. •И.п. —стоя. Держать мяч в правой руке. На счет ≪раз≫ сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в ле- вую переложить под ногой; на счет ≪два≫ опустить ногу; на счет ≪три-четыре≫ то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—0 раз каждой ногой. •Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но- гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1— мин с последующим переходом на ходьбу. • И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении. • И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет ≪раз≫ поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет ≪два-три≫ дер- жать; на счет ≪четыре≫ опустить руки. Повторить 8—10 раг. • И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав- ливать стопами. На счет ≪раз≫ согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснутьсч мяча; на счет ≪два≫ вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.012 с.) |