Методы психического регулирования 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психического регулирования



Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость

и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень вооб-

ражения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам. Эти осо-

бенности психики распространяются и на двигательную деятельность.

Дети приходят на урок физкультуры с разным настроением: чаще

пассивным и неинициативным, реже — агрессивным и конфликтным.

Для оптимизации состояния есть различные приемы психологопедагогической регуляции:

• доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педагога, выраженное внимание к каждому ученику;

• позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание

оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;

• постановка общей цели, объединение общими интересами, организация взаимодействий учащихся по принципу психологической

совместимости;

• адекватность средств, методов и методических приемов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей;

• примирительные акты в случае конфликтов, возникающих

вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, разногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п.

Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере-

убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс,

уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на

положительном, переориентировка внимания на другой объект или

действие;

• суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с

умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мотивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Внушения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, по-

вышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности

(Гройсман А.Л., 1998);

• использование музыки с целью снятия нервно-мышечного на-

пряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и

эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979);

• игровые методы организации занятий, активизирующие вни-

мание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, ра-

дости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать

психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до форми-

рования эмпатии в межличностных отношениях;

• театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-

ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с пере-

движением, воспроизведением положительных образов, совместной

деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источ-

ником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс-

ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).

 

Коррекция основных нарушений

У детей с умственной отсталостью

Многообразие физических упражнений, варьирование методов,

методических приемов, условий организации занятий направлены на

максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных

возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз-

воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада-

чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки,

метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно-

стями для коррекции"и развития координационных способностей, рав-

новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно-

сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и

психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес-

кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма-

териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу-

ющими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их по-

степенным усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное

мышление при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные перио-

ды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг-

ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке

дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму,

стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз-

вивают ассоциативную память.

Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в

физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы,

сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулиро-

вать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индиви-

дуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными явля-

ются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы

развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в

тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движе-

ния не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачи-

вания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным спо-

собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех

занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется форми-

рованию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук,

разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выпол-

няется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, пере-

шагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают

постепенно от класса к классу.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое умственная отсталость?

2. Раскройте причины и формы умственной отсталости.

3. Каковы особенности психического развития детей с умственной

отсталостью?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с ум-

ственной отсталостью.

5. В чем состоят двигательные нарушения?

6. Какие общие и специфические задачи решаются в процессе адап-

тивного физического воспитания?

7. Дайте характеристику средств физической культуры для детей

с умственной отсталостью.

8. В чем состоят особенности обучения двигательным действиям

детей с умственной отсталостью?

9. Раскройте специфические особенности методики развития коор-

динационных способностей детей с умственной отсталостью.

10 В чем состоят особенности воспитания умственно отсталого

ребенка?

11 Каким образом через движение осуществляется коррекция пси-

хических нарушений (внимания, памяти, речи и др.)?

12 Охарактеризуйте основные нарушения в технике ходьбы и бега

умственно отсталого ребенка и раскройте методические приемы

их коррекции.

13 Охарактеризуйте основные ьарушения в технике прыжков и

раскройте методические приемы их коррекции.

14 Охарактеризуйте основные нарушения в технике метания и рас-

кройте методические приемы их коррекции.

15. В чем состоит необходимость развития мелкой моторики рук

для умственно отсталого ребенка? Какими приемами корригиру-

ются эти нарушения?

16 Основные направления коррекции вторичных нарушений Какими

приемами корригируются нарушения осанки и телосложения?

17. Какие методические приемы используются для коррекции рас-

слабления?

18 Раскройте роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью.

19 Как с помощью юдвижной игры можно регулировать эмоциональ-

ное состояние детей?

20 Раскройте пути активизации познавательной деятельности с по-

мощью подвижных игр.

21. Какие методические требования необходимо соблюдать при орга-

низации и проведении подвижных игр с умственно отсталыми

детьми?

22. В чем заключается дополнительное физкультурно-спортивное

образование для учащихся с легкой умственной отсталостью?

 

Литература

1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) шко-

лы по лечебной физической культуре для детей с нарушением

интеллекта 1—4 классов / Сост. Г. И. Гербова. — СПб.: Об-

разование, 1994.

2. Бабенкова Р. Д. Как обучать действиям с мячом детей 1 клас-

са вспомогательной школы // Дефектология, 1989, № 2.

3. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного

физкультурного образования умственно отсталых школьников. —

Омск: СибГАФК, 1997.

4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. —

М.: Аграф, 1997.

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Посо-

бие для учителей / Под ред. В. В, Воронковой. — М.: Школа-

Пресс, 1994.

6. Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способ-

ности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. —

Омск, СибГАФК, 1999.

7. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умствен-

но отсталых детей // Пособие. — М.: Советский спорт, 1991.

8. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образова-

нии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —

М.: Академия, 2002.

9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-

ного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.

10. Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекцион-

но-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефек-

тология, 1991, № 2.

11. Литош Н.Л., Астафьев Н.В. Легкоатлетическое многоборье. Про-

грамма для детско-юношеских клубов физической подготовки (для

детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью умствен-

ной отсталости). — Омск: СибГАФК, 1997.

12. Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с

умственными и физическими ограничениями. — М., 1997.

13. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагности-

ки умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1.

14. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про-

граммы, методические рекомендации / Под ред. Л. Б. Баряевой,

И. М. Бгажонковой и др. — Псков, 1999.

15. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под

ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

16. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно

отсталых детей (вспомогательной школы). Раздел ≪Физическая

культура (1—9 классы) — М.: Просвещение, 1990.

17. Рубцова Н. О.Юрганизация и методика физического воспитания

инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — М.:

РГАФК, 1995.

18. Самыличев А. С, Гуро-Фролов Р. И. К методике и организации

проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с

учащимися вспомогательной школы // Физическое воспитание

детей с отклонениями в развитии. — Красноярск, 1991.

19. Стребелева Е. А. Наглядно-действенное мышление умственно

отсталых школьников // Дефектология, 1991, № 3.

20. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе:

Учебное пособие. — М., 1997.

21. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Ме-

тодические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и раз-

вивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном

развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001.

22. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьни-

ков с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Авто-

реф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.

23. Шипицына Л. М. ≪Необучаемый≫ ребенок в семье и обществе.

Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: Ди-

дактика Плюс, 2002.

 

 

Глава 5

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.24.9 (0.015 с.)