Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психического регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень вооб- ражения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам. Эти осо- бенности психики распространяются и на двигательную деятельность. Дети приходят на урок физкультуры с разным настроением: чаще пассивным и неинициативным, реже — агрессивным и конфликтным. Для оптимизации состояния есть различные приемы психологопедагогической регуляции: • доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педагога, выраженное внимание к каждому ученику; • позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности; • постановка общей цели, объединение общими интересами, организация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости; • адекватность средств, методов и методических приемов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей; • примирительные акты в случае конфликтов, возникающих вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, разногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п. Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере- убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс, уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на положительном, переориентировка внимания на другой объект или действие; • суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мотивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Внушения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, по- вышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности (Гройсман А.Л., 1998); • использование музыки с целью снятия нервно-мышечного на- пряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979); • игровые методы организации занятий, активизирующие вни- мание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, ра- дости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до форми- рования эмпатии в межличностных отношениях; • театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно- ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с пере- движением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источ- ником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс- ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).
Коррекция основных нарушений У детей с умственной отсталостью Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз- воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада- чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно- стями для коррекции"и развития координационных способностей, рав- новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно- сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений. Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес- кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма- териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу- ющими дидактическими правилами: 1) создавать максимальный запас простых движений с их по- степенным усложнением; 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений; 3) максимально активизировать познавательную деятельность; 4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные перио- ды развития и потенциальные возможности ребенка; 5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг- ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал; 6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз- вивают ассоциативную память. Коррекция ходьбы У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулиро- вать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индиви- дуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными явля- ются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движе- ния не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачи- вания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998). Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным спо- собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется форми- рованию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выпол- няется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, пере- шагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Контрольные вопросы и задания 1. Что такое умственная отсталость? 2. Раскройте причины и формы умственной отсталости. 3. Каковы особенности психического развития детей с умственной отсталостью? 4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с ум- ственной отсталостью. 5. В чем состоят двигательные нарушения? 6. Какие общие и специфические задачи решаются в процессе адап- тивного физического воспитания? 7. Дайте характеристику средств физической культуры для детей с умственной отсталостью. 8. В чем состоят особенности обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью? 9. Раскройте специфические особенности методики развития коор- динационных способностей детей с умственной отсталостью. 10 В чем состоят особенности воспитания умственно отсталого ребенка? 11 Каким образом через движение осуществляется коррекция пси- хических нарушений (внимания, памяти, речи и др.)? 12 Охарактеризуйте основные нарушения в технике ходьбы и бега умственно отсталого ребенка и раскройте методические приемы их коррекции. 13 Охарактеризуйте основные ьарушения в технике прыжков и раскройте методические приемы их коррекции. 14 Охарактеризуйте основные нарушения в технике метания и рас- кройте методические приемы их коррекции. 15. В чем состоит необходимость развития мелкой моторики рук для умственно отсталого ребенка? Какими приемами корригиру- ются эти нарушения? 16 Основные направления коррекции вторичных нарушений Какими приемами корригируются нарушения осанки и телосложения? 17. Какие методические приемы используются для коррекции рас- слабления? 18 Раскройте роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью. 19 Как с помощью юдвижной игры можно регулировать эмоциональ- ное состояние детей? 20 Раскройте пути активизации познавательной деятельности с по- мощью подвижных игр. 21. Какие методические требования необходимо соблюдать при орга- низации и проведении подвижных игр с умственно отсталыми детьми? 22. В чем заключается дополнительное физкультурно-спортивное образование для учащихся с легкой умственной отсталостью?
Литература 1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) шко- лы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1—4 классов / Сост. Г. И. Гербова. — СПб.: Об- разование, 1994. 2. Бабенкова Р. Д. Как обучать действиям с мячом детей 1 клас- са вспомогательной школы // Дефектология, 1989, № 2. 3. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997. 4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М.: Аграф, 1997. 5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Посо- бие для учителей / Под ред. В. В, Воронковой. — М.: Школа- Пресс, 1994. 6. Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способ- ности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — Омск, СибГАФК, 1999. 7. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умствен- но отсталых детей // Пособие. — М.: Советский спорт, 1991. 8. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образова- нии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. 9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен- ного развития детей. — М.: Просвещение, 1995. 10. Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекцион- но-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефек- тология, 1991, № 2. 11. Литош Н.Л., Астафьев Н.В. Легкоатлетическое многоборье. Про- грамма для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью умствен- ной отсталости). — Омск: СибГАФК, 1997. 12. Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями. — М., 1997. 13. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагности- ки умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1. 14. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про- граммы, методические рекомендации / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажонковой и др. — Псков, 1999. 15. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001. 16. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы). Раздел ≪Физическая культура (1—9 классы) — М.: Просвещение, 1990. 17. Рубцова Н. О.Юрганизация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — М.: РГАФК, 1995. 18. Самыличев А. С, Гуро-Фролов Р. И. К методике и организации проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. — Красноярск, 1991. 19. Стребелева Е. А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых школьников // Дефектология, 1991, № 3. 20. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997. 21. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Ме- тодические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и раз- вивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001. 22. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьни- ков с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Авто- реф. дис.... канд. пед. наук. — СПб., 2000. 23. Шипицына Л. М. ≪Необучаемый≫ ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: Ди- дактика Плюс, 2002.
Глава 5 МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.006 с.) |