Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С детьми с нарушением зрения

Поиск

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребе-

нок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как

нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой

(Самбикин Л. Б., 1960). Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячи-

ми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской

диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны,

а какие нет Воспитателям и педагогам надо знать содержание

игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей,

учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошкольников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы

и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания. В связи

с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать

наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения эебенка, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возмжности

ребенка, наличие навыков пространственной ориентировку место и

время проведения игры, интересы детей, а июгда и их настроение.

Если есть необходимость оживить детей, заинтересовать игрой, вы-

бирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут

принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены игра

должна быть малоподвижной, спокойной.

Общие требования к игре

Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому

развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвен тарь для детей с ослабленным зрением, руководитель игры должен

стремиться к тому, чтобы он был ярким и красочным, учитывать

контрастность предметов, использовать цвета (зеленый, красный, оран-

жевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное

восприятие.

При использовании мяча можно руководствоваться следующи-

ми рекомендациями.

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (круг-

лый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы

он отскакивал прямо в руки играющему.

2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяже-

лый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают

игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным

мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утя-

желяющий материал.

Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной

освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при

ярком освещении — темного. Желательно использовать озвученный

мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только

свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

3. Используемый инвентарь должен быть безопасен. Кроме того,

необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки,

засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые ков-

рики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натянутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового

пространства дает возможность играющим определять границы площадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха препятствий. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника,

препятствий — ее поверхность должна быть однородной. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полос-

кой цветной ткани. Играющих необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и со всеми возможными

ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать

им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и

инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит

детям безбоязненно передвигаться во время игры.

Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свист-

ка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает правильное направление и предупреждает об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия.

Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно

посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения

ребенка в игре, избавиться от комплекса неполноценности обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.

При совместном проведении подвижных игр детей с нарушен-

ным зрением и нормально видящих детей необходимо внести в

правила игры небольшие изменения, адаптировать ее для конкретной группы. Например, при игре парами их можно составлять как:

зрячий и слабовидящий; воспитатель и незрячий ребенок, слабовидящий и незрячий ребенок и т. д Вместо простого мяча исполэзо-вать озвученный мяч. В ряде игр можно ограничивать поле деятель-

ности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем

играющим. Игроков с нарушенным зрением равномерно распределить по командам, уравновесив шансы команд. Важно, чтобы нор-

мально видящие дети не применяли обманных действий Это обижает слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что

может привести к негативным последствиям. Перед игрой с бегом

желательно, чтобы дети с нарушенным зрением показывали рукой

направление, куда они побегут во время игры (эстафеты). Руковэдитель должен находиться там, куда направляются играющие, являясь

ориентиром для них.

В научно-методической литературе описано достаточное кэличество игр для детей с нарушением зрения (Л.Б. Самбикин, 1Э64;

Д.М. Маллаев, 2001). В качестве иллюстрации приводятся игры

коррекционной направленности.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ

(для учащихся 1—4-х классов)

Найди себе пару

Играет нечетное количество игроков, например 11 По кругу

кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют раз-

личные упражнения на осанку. Со словами руководителя Стоп, ре-

бята не зевайте! Быстро пару выбирайте! игроки вбегают в обручи,

образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с

неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение

правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, —

два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков.

Упражнения, направленные на формирование правильной

осанки:

1) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки

сблизить;

2) ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на зву-

ковые сигналы, расположенные в разных концах зала;

3) ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо,

соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего;

4) легкий бег с сохранением правильной осанки.

Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки

в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопат-

ки сблизить (уточка).

Зайчики

Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией

старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером

10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки

(звуковой сигнал). Ведущий говорит: Прыг-скок, прыг-скок, скачут

зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточк.

С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек,

кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти на-

зад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к

флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом воз-

вращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему

товарищу Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в

конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить

на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока на-

правляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают

руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Космонавты

В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2—2,5 м,

вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Боль-

шой круг — это земля, а обручи — ракеты. В каждой команде

только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем

мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за

другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, фор-

мирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: Ждут нас

быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим — на

такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети под-

нимают его вверх, отводя лопатки, и по команде взлет! приставны-

ми шагами движутся по кругу, затем по команде посадка1 все

останавливаются. Пока космонавты совершают полет, опоздавшие

стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется

несколько раз. В крнце игры отмечаются дети, совершившие больше

полетов.

 

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ

1) И.п.: о.с. На счет 1 — присед, руки за голову, локти в сторо-

ны; 2—3 — держать; 4 — и.п.

2) И.п.: о.с. На счет 1 — наклон вперед прогнувшись, руки за

голову, локти в стороны; 2—3 — держать; 4 — и.п.

3) Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;

4) Ходьба по кругу на внешней стороне стопы, лопатки соеди-

нить;

5) И.п.: о.с. Руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движе-

ниями рук назад.

Пожарники на учениях

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закреп-

ленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамей-

ки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре

на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом

пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу сто-

ящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам

стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в

конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил

первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо

обеспечить страховку — маты.

Хитрая лиса

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закры-

тыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осан-

ку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осаька), тому

в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и го-

ворит: Можно открыть глаза. Игроки открывают глаза и прогова-

ривают: Хитрая лиса, кто ты? (три раза), после чего тот, у кого в

руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и

произносит: Я (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только

в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убега-

ющих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

Цапля

Цапля — водящий, а остальные — лягушки. Пока цапля спит

(стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные

игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну

сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить

лягушек. Лягушки, убегая, подают голос ква-ква. Сколько лягушек

поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого

водящего — цаплю. Цапля передвигается только на прямых но-

гах с сохранением правильной осанки, а лягушки прыгают на корточках с прямой спиной.

Пройди — не ошибись

Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звукового сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому

звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Зада-

ние можно выполнять с закрытыми глазами.

Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить

то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озвученный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обеспечить страховку.

Елочка

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водя-

щий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их осалить.

Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, пле-

чами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы

расставлены. Это елочка. Тот, кто принял неправильное положе-

ние или не добежал до стены, может быть осален. Осаленный

становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быст-

рые и точные в выполнении правил игры.

Колобок Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м

одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит:

Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет,

приз команде принесет. С последним словом первые игроки в ко-

мандах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают

его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот

бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды

и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех

пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди.

Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая згдание первой,

выигрывает.

При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру

можно проводить нз положения сидя, ноги скрестно (то-турецки).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.009 с.)