Функции зрения. Профилактика их нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции зрения. Профилактика их нарушений



В системе органов чувств зрительному анализатору принадлежит исключительно важная роль. Благодаря зрению воспринимается более 90 % всей информации из окружающего мира. С помощью зрения осуществляется определение формы, величины, цвета, объемности предметов, расстояние до них и местоположение их в пространстве.

Работники дошкольных учреждений должны заботиться об ох­ране зрения воспитанников, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, уметь выявлять эти нарушения и их причины, чтобы вовремя принять необходимые меры по лик­видации или хотя бы смягчению их влияния на здоровье и дея­тельность ребенка.

Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим об­щим состоянием в условиях отличного освещения могут быть сла­бовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между пре­ломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длина) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочув­ствительной части сетчатки — желтом пятне.

Эмметропия или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговине и хрусталике соби­раются на сетчатке, в области желтого пятна, при этом отмечают­ся большая контрастность (резкость) и самая высокая острота зре­ния.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фоку­сируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными.

Детям преддошкольного возраста свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, с возрастом она компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь с сильной степе­нью дальнозоркости ребенку выписывают очки.

Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет проти­воположную дальнозоркости особенность; лучи света фокусиру­ются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возмож­на только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.

Установлено (Э.С.Аветисов)1, что в развитии близорукости можно выделить три основных звена:

1) наследственная предрасположенность;

2) несоответствие между аккомодационной способностью гла­за и зрительной нагрузкой при работе на близком расстоянии;

3) ослабление прочностных свойств склеральной оболочки глаза под влиянием внутриглазного давления.

Через эти основные звенья опосредуется влияние таких факто­ров, способствующих развитию близорукости, как повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, общие заболевания, недостаточное физиче­ское развитие, гиподинамия.

У детей при ослабленной аккомодационной способности (врож­денной или приобретенной) напряжение зрения, работа на близ­ком расстоянии становятся для глаз непосильной нагрузкой. Если организм не справляется с этой зрительной нагрузкой, то он вы­нужден соответственно перестроить глаза, сделать их близоруки­ми, приспособив к работе на близком расстоянии. Этому способ­ствует ослабление склеральной оболочки, коллагеновых волокон, которое может возникнуть вследствие каких-либо хронических ис­кажений соединительной ткани, снижения иммунных свойств (ка­риес зубов, аденоиды, хронический тонзиллит и пр.).

Напряжение зрения особенно возрастает в случаях, если на заня­тиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игруш­кам (мелкие, неяркие). На возникновение близорукости влияют так­же общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе).

Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по ве­личине (степени), для чего существует такая единица, как диоп­трия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок ви­дит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от 3 до 6 — средней и свыше 6 диоптрий — высокой. У детей остроту зрения определяют с помощью специальной таблицы Орловой.

. Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утом­ляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, хо­дит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в гла­зах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предме­тов, утомлении начинают косить. Ребенка с указанными симпто­мами надо направить к врачу-офтальмологу.

Детей с плохим зрением во время занятий обычно сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользо­вались ими. Очки должны быть правильно подобраны (центры сте­кол должны точно совпадать с центром глаз, а дужки очков удоб­но и плотно держаться за ушами). При постоянном перекашива­нии, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными.

В настоящее время является бесспорным тот факт, что физи­ческая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спортив­ные занятия оказывают мощное влияние на профилактику близо­рукости и других нарушений зрения, так как способствуют обще­му укреплению организма и активизации его функций, повыша­ют работоспособность глазных мышц, укрепляют склеральную оболочку. Э.С.Аветисовым и его школой разработан комплекс за­нятий, направленных на предупреждение и снижение близоруко­сти, который включает в себя: утреннюю гигиеническую гим­настику, гимнастику для глаз, занятия физкультурой по спе­циальной программе, закаливающие процедуры.

Бинокулярное зрение — это сложная функция высших отделов ЦНС, при которой зрительные образы каждого глаза преобразуются в одно зрительное ошушение, обеспечивая пространственное, глубинное зрение (стереоскопическое). Нарушение бинокулярного зрения наблю­дается при косоглазии, амблиопии (снижение абсолютной остроты зрения одного из глаз), анизометрии (разная рефракция глаз) и анизокории (разные размеры изображений на сетчатке и в зрительных центрах) и др.

Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нару­шенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокуляр­ное) зрение нарушается, предметы перед глазами начинают рас­плываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стре­мясь найти для глаз такое положение, при котором предметы были бы видны четко, ребенок начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредо­точенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. Острота зрения кося­щего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно опре­делять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользо­ваться стереоскопическими приборами. Обычно косоглазие появля­ется рано, на 2 —3-м году жизни, иногда становится заметным пос­ле какой-либо тяжелой болезни или испуга.

Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), рас­ходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим. У одних может косить один глаз, у других — попеременно то пра­вый, то левый. В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и обратиться к врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу ребенок непроизвольно переносит всю зрительную нагрузку на здоровый глаз, в результате больной глаз постепенно атрофируется. Лечение косоглазия начина­ют с назначения ребенку даже в возрасте 1 — 2 лет очков. Для правиль­ного подбора очков детям в течение 10 дней в оба глаза вводят лекарство, расширяющее зрачок и позволяющее точно определить степень нарушения зрения. В течение этого времени и 2 недели после введения лекарства ребенок плохо видит на близком расстоянии, плохо переносит яркий свет, ему не следует разрешать рисовать, играть в игры, связанные с рассматриванием мелких предметов.

Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети но­сили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном. Чтобы избежать косоглазия и не допустить снижения зрительных функций здорового глаза, его временно закрывают специальной наклейкой. При этом вся зрительная работа осуществляется боль­ным глазом, и при усиленной нагрузке нормальная острота зре­ния в нем, как правило, постепенно восстанавливается.

Цветовое зрение и виды его нарушения

Правильное различение цветов и их оттенков характеризует нормальное цветовое зрение. Согласно одной из наиболее приня­тых теорий цветового зрения Ломоносова —Юнга —Гельмгольца, глаз человека чувствителен к восприятию красного, зеленого и синего цветов (трехкомпонентная теория цветового зрения). В за­висимости от степени возбуждения трех видов рецепторов возни­кает восприятие того или иного цвета. Восприятие белого цвета, согласно теории, обусловлено одинаковой степенью возбуждения всех трех видов рецепторов, которые воспринимают красный, зе­леный и синий цвета.

Формирование цветового зрения у детей раннего и дошколь­ного возраста происходит поэтапно. Так, первым возникает цветоощущение красного цвета, примерно к I году и 2 мес жиз­ни, а к зеленому — в возрасте от 1 года 4 мес до 1 года и 6 мес. Наконец, последним формируется цветоощущение синего цве­та—к 1 году 6 мес — 1 году 8 мес. Резкие скачки в развитии цветоощущения — в период от 1 года до 2,5 года и от 3 до 9 лет. Интересно отметить, что цветоощущение лучше и раньше фор­мируется у девочек, чем у мальчиков (Н.А.Новохатский).

Цветоощущение развивается одновременно с совершен­ствованием остроты зрения, так как оно является результатом деятельности колбочек — фотоактивных элементов. Для развития цветоощущения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в яркие красные, зеленые и синие цвета. Гирлянды шариков в детской кроватке или коляске следует развешивать на расстоянии 30 — 50 см от глаз ребенка.

В 1794 г. английский естествоиспытатель Д.Дальтон описал свое собственное врожденное нарушение восприятия красного цвета, что послужило началом изучения изменений цветового зрения (дальтонизм). Дальнейшие исследования показали, что врожден­ные дефекты цветового зрения чаще встречаются у мужчин (8 — 10%) и реже у женщин (0,5 %>).

Все нарушения цветового зрения делятся на врожденные и при­обретенные. Врожденные передаются по наследству и обычно со­храняются в течение всей жизни без изменений, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени. Нарушается преимущественно степень восприятия красного и зеленого цветов. При нарушении вос­приятия красного цвета дети обычно путают светло-красный с тем­но-зеленым, пурпурный с фиолетовым и синим, красный с серым. В случае снижения способности к восприятию зеленого цвета дети путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый с синим и т.д.

Врожденное нарушение цветоощущения может проявляться с раннего детства, это следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться нарушения цветового вос­приятия, тем легче проводить специально разработанную методику тренировки цветового зрения (Т. Л. Соснова).

В отличие от врожденных нарушений цветового зрения приоб­ретенные касаются восприятия преимущественно синего и жел­того цветов. Этот тип нарушения, как правило, бывает вторичным и появляется в результате заболеваний органа зрения (неврит, атрофия зрительного нерва, катаракта) и ЦНС (опухоли головно­го мозга, энцефалопатии).

Во время проведения занятий ребенок может путать цвета, что неосведомленные люди могут принимать за невнимание или ша­лость. Таким детям делают замечание, снижают оценки за работу и даже наказывают. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведе­ние. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-офтальмологу, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденных (красные, зеленые цвета) или приобретенных (желтые, синие цвета) дефектов цветового зрения.

Гигиенические требования к освещенности

От качества освещения помещения, где находятся дети, зави­сит не только состояние их зрения, но и состояние организма целом. Положительно влияет на организм естественное освеще­ние. Поэтому игровые и групповые комнаты располагают в поме­щениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.

Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Однако очень большие окна увеличи­вают в зимнее время возможность охлаждения, а в летнее — пере­гревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхно­сти окон в дошкольных учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном от окна месте освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения). Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения: чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь све­товой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверх­ности окон к площади пола называется световым коэффициентом (СК).

Искусственное освещение может быть общим, когда освеща­ется все помещение, местным, при котором освещается опреде­ленная поверхность, и комбинированным — сочетание общего освещения с местным.

В качестве источников света при создании искусственной осве­щенности служат люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Наряду с учетом физиолого-гигиенических и физических свойств цветовых раздражителей при цветовом оформлении сле­дует также уделять внимание психологическому влиянию цвета Так, красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки — «теп­лые» цвета — создают впечатление тепла и действуют возбуждаю­ще. Зеленый, зелено-голубой, голубые цвета и их оттенки — «хо­лодные» цвета — создают впечатление холода, снижают напряже­ние зрения, действуют успокаивающе и тем самым поддержива­ют высокий уровень работоспособности.

Светлые оттенки цветов благодаря высокому коэффициенту отражения увеличивают освещенность помещений, вызывают субъективное ощущение легкости и увеличения объема поме­щения.

Темные оттенки цветов производят гнетущее впечатление, сни­жают коэффициент отражения поверхности помещения, способ­ствуют возникновению раннего зрительного и общего утомления, оказывают отрицательное воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

На основании изучения влияния цветов на зрительный анали­затор было выделено 3 группы цветов, которые могут быть исполь­зованы при цветовом оформлении (Е. Б.Рабкин, Т.Л. Соснова).

Первая группа — оптимальная, которая является основной в системе цветового оформления. Она включает цвета средневол­новой части спектра, которые характеризуются слабой насы­щенностью и высоким коэффициентом отражения (светлота). К этой группе относятся цвета с насыщенностью не более 40 % и коэффициентом отражения не менее 40 % (оранжево-желтые, желтые, желто-зеленые, голубовато-зеленые, зеленовато-голу­бые, голубые, белые и серые). Эти цвета с учетом ориентации помещений могут быть использованы для окраски основных по­верхностей (стены в приемной, раздевальной, групповых ком­натах, в зале для гимнастических занятий, цвет штор, окраска мебели и пр.). Ко второй группе относятся субоптимальные цвета, пред­назначенные для окраски отдельных частей поверхностей, ког­да требуется сделать акцент на определенный цветовой тон с целью улучшения различения предметов. Эта группа включає цвета с чистотой в пределах от 32 до 60 % и коэффициенте отражения не менее 30%. Группа содержит цветовые оттенки красные, красно-оранжевые, оранжево-желтые, желтые, голубые, синие, фиолетовые, пурпурные и серые цвета этой группы используются при создании отдельных элементов интерьера помещений, контрастных цветовых сочетаний.

Наконец, в третью группу входят предупреждающие цвета.

При ориентации окон на юг, юго-восток, юго-запад используют «холодные» цвета со сравнительно высоким коэффициентом от­ражения (выше 50 %): светло-серые, светло-зеленые, зелено-го­лубые, светло-голубые. Если окна ориентированы на север, севе­ро-восток, северо-запад, используют «теплые» цвета с высоким коэффициентом отражения: оранжево-желтые, желтые, желтова­то-зеленые.

Стены не следует окрашивать в цвета с низким коэффициен­том отражения, а также в цвета крайних участков спектра (крас­ный и его оттенки, синий, фиолетовый), которые утомляют зре­ние, неблагоприятно влияют на эмоциональный тонус, снижают уровень освещенности помещений.

Мебель дошкольных учреждений (столы, стулья) окрашивают в светло-зеленый, бежевый, светло-серовато-зеленый, светло-се­рый цвета с коэффициентом отражения 30 — 35 %.

 

Лекция № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.029 с.)