Краткая характеристика этапов возрастного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика этапов возрастного развития



 

В течение первого года происходят интенсивные процессы со стороны костно-мышечной системы. К концу первого года зарас­тает самый большой передний родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов. У детей грудного воз­раста происходит энергичный рост и окостенение скелета, разви­ваются мышцы туловища и ног. Позвоночник новорожденного почти прямой. Со 2-го месяца жизни формируются физио­логические изгибы позвоночного столба.

Шейный лордоз появляется сразу после того, как ребенок начи­нает держать головку. Затем происходит формирование грудного кифоза — в 6 — 7 мес, когда ребенок начинает самостоятельно си­деть. Поясничный лордоз становится заметным к тому моменту, когда ребенок устойчиво стоит, а к концу года начинает ходить.

К концу года жизни здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.

Следует подчеркнуть, что окончательное формирование позво­ночного столба заканчивается в школьные годы. Несоблюдение гигиенических требовании к формированию правильной осанки, начиная с раннего возраста, может привести к патологичес­ким изменениям формы позво­ночного столба.

Условно-рефлекторные связи у детей первого года жизни малоус­тойчивы вследствие слабости тор­мозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике про­цессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Это при­водит к тому, что процесс возбуж­дения или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быст­ро распространяется по коре голов­ного мозга.

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. В этот период темп ро­ста и развития ребенка несколько за­медляется. Прибавка роста составляет 8 — 10 см, массы тела — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются раз­меры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентра­ции служат основанием для перевода ребенка с трудного вскарм­ливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходят интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается.

Ребенок овладевает речью (запас слов достигает 200 — 300), он произносит не только отдельные слова, но и целые фразы.

Более широкое общение с окружающим миром создает и боль­шую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, забо­левшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пас­сивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает. Вслед­ствие этого значительно возрастает угроза инфекционных заболева­ний (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.). Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) отличается от предыдуще­го больше количественными, чем качественными, признаками. На­блюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост уве­личивается в среднем на 5 — 8 см, масса тела — примерно на 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6 — 7 годам голова составля­ет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста голо­вы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и фор­мированию иннервационного аппарата мышц дети способны вы­полнять разнообразные физические упражнения, требующие хоро­шей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на му­зыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте повышается способность нервных клеток нахо­диться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает; речевые сигналы начинают иг­рать основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому фор­мирование правильной речи в большой степени зависит от окру­жающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление раз­вития речи у ребенка.

Среди острых заболеваний первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, частота ее снижается к 7 годам. Ангины, наобо­рот, более распространены у детей 6—7 лет. В связи с большей устойчивостью ферментативных процессов заболевания желудоч­но-кишечного тракта отступают на второй план. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, Однако у детей старше 2—3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличива­ется число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6—7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

В распространении хронических заболеваний у дошкольников имеются определенные особенности. С возрастом учащаются забо­левания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5 —7 лет; на втором — болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на третьем месте — болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на четвертом — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осан­ки); на пятом — заболевание кожи (атонический дерматит).

Особого внимания требует своевременное выявление наруше­ний опорно-двигательного аппарата. Следует учитывать, что в воз­расте от 4 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возра­стает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболе­ваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии, которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у 3-летних.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) является поведение ребен­ка, определяемое многими параметрами. Большинство детей до­школьного возраста (77 — 84%) не имеет отклонений в поведе­нии. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (плакси­вость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неус­тойчивое, часто пониженное, подавленное настроение — свиде­тельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.

Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к до­школьному учреждению, в период реконвалесценции после ост­рых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организ­ма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая пред­расположенность, начальная стадия рахита, снижение уровня ге­моглобина до нижней границы нормы, гипотрофия, ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у де­тей ревматоидных заболеваний.

К детям ослабленным, часто болеющим, отстающим в своем биологическом развитии с целью подготовки их к обучению в школе следует в течение всего их пребывания в детском саду осу­ществлять строго индивидуальный подход, снижать нагрузки не только на занятиях, но и в процессе остальной их деятельности, проводить необходимые медицинские мероприятия. Только по мере улучшения их здоровья и функциональных возможностей объем заданий можно осторожно повышать и доводить до уровня, тре­буемого при поступлении в школу.

Все это указывает на необходимость своевременной диагнос­тики и обучения каждого ребенка, который поступает в учебное заведение того или иного типа (прогимназия, гимназия, школа). Исследования показали, что ребенок, для того чтобы успешно справиться с учебной нагрузкой, должен обладать способностью анализировать и синтезировать полученную информацию. Кроме того, он должен иметь достаточно высокий уровень развития вто­рой сигнальной системы и двигательной сферы, особенно тех мо­торных функций, которые обеспечивают тонкую координацию и дифференциацию движений пальцев рук.

В соответствии с рекомендациями, подготовленными научны­ми центрами, все дети в сентябре, октябре года, предшествую­щего их поступлению в школу, должны пройти тщательное раз­ностороннее медицинское обследование.

В результате такого обследования выявляют «группу риска» — детей с неготовностью к реальному обучению по состоянию здоровья: дети с отставанием биологического развития (несоответствиебиологического возраста паспортному). Биологический возраст в том случае соответствует паспортному: - погодовая прибавка роста не меньше 4 см,

- количество постоянных зубов в 6 лет не меньше одного, в 7 лет — не меньше 4 у мальчиков и не меньше 5 у девочек.

Биологический возраст считается отстающим от «паспортного», если два из перечисленных показателя меньше указанных величин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.009 с.)