Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Острые и хронические воспаления миндалинСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в защитной реакции организма в глотке. Различают небные миндалины, которые расположены между двумя складками слизистой оболочки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно бледно-розовые, а по форме напоминают миндальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндального ореха. Кроме небных миндалин, у человека есть другие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки — носоглотке. Это носоглоточная миндалина. У корня языка расположена язычная миндалина. Вместе с лимфатическими фолликулами, находящимися в гортани, они образуют барьер, называемый глоточным кольцом. При возникновении неблагоприятных условий, ослабляющих защитные свойства организма ребенка, микроорганизмы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, т.е. разовьется острый тонзиллит, или ангина. Наиболее распространены следующие формы острого тонзиллита: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная. Катаральная форма развиваете обычно внезапно. Человек чувствует некоторое недомогание, ощущает не большую боль при глотании, чаще обеих сторон горла, тяжесть в голове (рис. 16). Температура тела повышается до 37,5 "С, реже до 38 °С. По сравнению с другими видами тонзиллитов состояние больного при этой форме изменяется меньше. При осмотре полости рта видно, что миндалины и окружающие части мягкого неба гипермированы. Характерной особенностью заболевания является то, что при нем никогда не бывает налетов на слизистой оболочке. Сходные изменения наблюдаются на миндалинах при простудном (сезонном) катаре верхних дыхательных путей, вирусном гриппе, поэтому различить их не всегда легко. Необходимо отметить, что при некоторых инфекционных заболеваниях (особенно детских) состояние ротоглотки очень напоминает таковое при катаральной форме острого тонзиллита. Проявления катарального тонзиллита, как общие, так и местные, обычно проходят на 4—5-й день от начала заболевания. Если не проводить назначенного врачом лечения, то болезнь может перейти в другую, более тяжелую форму. Фолликулярная форма по своим симптомам, как правило, не отличается от катарального тонзиллита, однако общие проявления болезни: высокая температура тела, головная боль, общая слабость, разбитость, тянущие или болевые ощущения в пояснице и ногах — бывают более выраженными (рис. 17). Часто уже на 2-й день болезни на покрасневшей поверхности небных миндалин появляются многочисленные беловато-желтые налеты величиной с просяное зерно. При ощупывании шеи в подчелюстной области, под утлом нижней челюсти определяются болезненные образования величиной с фасоль или больше — это увеличенные лимфатические узлы. При правильном лечении болезненные явления, в том числе и налеты, обычно проходят 5 —6-му дню. Лакунарная форма проявляется недомоганием, головной бо- болями в суставах. Эти общие явления бывают весьма выра-ЛЬ иными. Температура тела часто повышается до 39 — 40'С. На миндалинах, в устьях щелей (лакун), имеются беловатые налеты в виде точек или пятен, отсюда название формы «лакунарная». Наличие более обширных налетов требует особого внимания для постановки правильного диагноза и исключения дифтерии. В таких случаях обязательно исследуют под микроскопом мазок, взятый с налетов. флегмонозная форма часто возникает в случаях, если болеющий ангиной не выполнял указаний врача, преждевременно прекратил прием лекарственных средств, вышел на улицу и вновь подвергся общему или местному переохлаждению. Вновь появляются сильные боли в горле при глотании, обычно на одной стороне, температура тела повышается до 40 °С. Флегмонозный тонзиллит — это не только воспалительное поражение ткани самой миндалины, но главным образом воспаление окружающих миндалину тканей вследствие проникновения в них инфекции из миндалин. Возникающий около миндалины воспалительный процесс часто приводит к образованию гнойника — околоминдаликового абсцесса (нарыва). Для флегмонозной формы тонзиллита, кроме быстро нарастающей боли в горле при глотании на стороне поражения, высокой температуры тела и общего плохого самочувствия (плохой сон, отсутствие аппетита, общая слабость), характерны более или менее резкое затруднение при открывании рта и особая болезненность увеличенных шейных лимфатических узлов. При флегмонозной форме заболевания наблюдается припухлость тканей мягкого неба, что нарушает его подвижность; как следствие этого. У больного отмечается гнусавость, а в некоторых случаях проглатываемая жидкая пища может попадать в нос. Необходимо помнить, что тонзиллит может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.) Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения. Для всех форм тонзиллита общими симптомами являются повышение температуры тела, боль при глотании, головные боли. В зависимости от формы болезни происходят изменения в области миндалин — от их покраснения до появления на них гнойных образований. Для профилактики осложнений и рецидивов ангины ребенок в среднем в течение месяца после заболевания — период реконвалесценции — должен находиться в дошкольном учреждении на индивидуальном режиме, о чем врач или старшая медицинская сестра информирует воспитателя группы. Хронический тонзиллит чаще диагностируется у детей, проживающих в семьях, в которых есть носители стрептококковой инфекции. Появляется хронический тонзиллит у детей часто болеющих ангиной, с хроническим воспалением носоглотки, наличием кариозных зубов и т.д. Течение болезни может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофия) различной степени. Различают две формы хронического тонзиллита — компенсированную и декомпенсированную. При первой наблюдаются лишь местные признаки хронического воспаления миндалин, барьерная функция которых и реактивность организма таковы, что уравновешивают, выравнивают состояние местного воспаления, т.е. компенсируют его, и поэтому выраженной общей реакции не возникает. Декомпенсированная форма характеризуется не только местными признаками хронического воспаления, но и проявлениями декомпенсации в виде рецидивирующих острых тонзиллитов (ангин), паратонзиллитов, заболеваний отдаленных органов и систем. Это прежде всего тонзиллогенные поражения сердца, сопровождающиеся шумами, коллагеновые болезни (ревматоидные поражения, системная красная волчанка, дерматомиозит), а также ряд заболеваний кожи (псориаз, экзема). Кроме того, у детей могут наблюдаться отиты, болезни органов пищеварения, мочевыводящей системы и др. Дети, страдающие хроническим тонзиллитом, вялые, быстро утомляются, у них периодически повышается температура тела. К наиболее достоверным визуальным признакам хронического тонзиллита относятся гиперемия и валикообразное утолщение краев небных дужек, рубцовые спайки между миндалинами и небными дужками, разрыхленные или рубцово-измененные и уплотненные миндалины. На поверхности миндалин можно увидеть гнойные пробки, а в расширение щелей (лакун) в толще миндалин — жидкий гной. В лакунах, как правило, обнаруживается большое количество микроорганизмов. Наличие хронического тонзиллита является своего рода «пороховой бочкой», которая подлежит удалению. Существует точка зрения, согласно которой дети нуждаются в хирургическом лечении в том случае, если обострение болезни в течение года составляет 4 раза и более. Вместе с тем вопрос об оперативном вмешательстве (тонзилэктомия) при хроническом тонзиллите решается строго индивидуально, только при неэффективности консервативного лечения, с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года. Дети с хроническим тонзиллитом находятся на диспансерном учете у отоларинголога, вне обострения болезни могут посещать Дошкольное учреждение. В течение года эти дети регулярно наблюдаются педиатром и не менее 2 раз в год отоларингологом. Таким детям 2 раза в год назначают курсы противорецидивного лечения. Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Чаще всего он развивается одновременно с острым ринофарингитом, трахеитом, ларингитом или как осложнение одного из них, является одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции. Повторное и затянувшееся течение бронхита чаще наблюдается у детей раннего возраста. Бронхиты могут иметь астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы. Предрасполагающими факторами являются климатопогодные условия, сырость, переохлаждение или перегревание организма, резкий контраст температур, излишне сухой воздух, загрязненный и запыленный воздух городов, очаговые инфекции носоглотки, нарушение носового дыхания и др. По происхождению различают бронхиты: 1) инфекционные: а) вирусные, б) бактериальные, в) вирусно-бактериальные; 2) обусловленные воздействием физических и химических вредных факторов; 3) смешанные (сочетание инфекций и физических и химических факторов); 4) неуточненной природы. Острые бронхиты различают по уровню поражения: 1) трахеобронхиты; 2) бронхиты с поражением бронхов среднего калибра; 3) бронхолиты. Воспалительный процесс при остром бронхите может быть катаральным или гнойным. По срокам течения острого бронхита выделяют остропротекающий (не более 2 недель), затяжной (до 1 мес и более) и рецидивирующий (до 3 раз и более в течение года). Симптомы острого бронхита проявляются в зависимости от происхождения заболевания, характера, степени выраженности поражения слизистой оболочки бронхиального дерева, интоксикации и дыхательной недостаточности, темпов развития болезни. Острый бронхит может развиться в течение нескольких часов или нескольких дней, что обычно наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы острого респираторного заболевания. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние. Одновременно с симптомами бронхита могут появиться и другие признаки острого респираторного заболевания: насморк, боли в горле при глотании, осиплость голоса, а также боли за грудиной и между лопаток. Основной симптом, определяющий развитие острого бронхита, — стойкий сухой кашель, который появляется в начале и держится в течение всей болезни, исчезая последним при выздоровлении ребенка. В случае присоединения поражения гортани кашель приобретает оттенок лающего. Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизи гнойного характера. Развитие одышки, как правило, свидетельствует о поражении мелких бронхов, что приводит к более тяжелому течению болезни. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы. При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания назначают медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. При острых бронхитах для облегчения общего самочувствия, снятия неприятных ощущений в области трахеи, обильного потоотделения показаны горчичники на область грудины, паровые ингаляции, потогонные и грудные сборы. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, сухой малины, теплые щелочные минеральные воды.
Острая пневмония Острая пневмония может закончиться летальным исходом, хотя отмечается снижение данного показателя. В связи с этим интенсивное лечение больных острой пневмонией является первоочередной задачей органов здравоохранения. У детей острая пневмония развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное. Острую пневмонию разделяют по типу, тяжести и течению. По типу различают очаговые, сегментарные и интерстициальные. По выделяют три формы: легкую, средней тяжести и тяжелую. Течение болезни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с осложнениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (возможны судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем. Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких. Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Важно отметить, что у детей с гипотрофией, рахитом и атоническим дерматитом пневмонии протекают обычно тяжело, смертность от них бывает чаще. Пневмония обычно начинается на 3 —5-й день острого респираторно-вирусного заболевания. У больного еще отмечаются выраженные катаральные явления верхних дыхательных путей. В этот период изменяется поведение ребенка (отмечается повышенная возбудимость), повышается температура тела, появляются одышка, цианоз (синюшность) носогубного треугольника, у детей раннего возраста иногда появляется пена у рта. Все эти признаки свидетельствуют о возможности развития пневмонии. Появляется также кашель, частое поверхностное напряженное дыхание, раздуваются крылья носа, втягиваются уступчивые места грудной клетки, возникают хрипы на фоне жесткого или ослабленного дыхания. Постановке окончательного диагноза помогают данные рентгенологического исследования, а также результаты лабораторных, биохимических и бактериологических исследований, проведенных в первые дни болезни. Как правило, детей с острой пневмонией госпитализируют. На дому можно лечить больных легкой и среднетяжелой формами. Врач доверяет лечение ребенка семье только в том случае, если уверен в четком выполнении всех его рекомендаций. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого зависят эффективность последующего лечения и дальнейшее течение болезни. Запоздалое и неполноценное лечение больных даже с легкой степенью течения болезни может привести к затяжному течению и развитию хронической формы. Важно правильно выбрать лечебный режим, рациональное питание, лекарственную терапию, физиотерапию и в период восстановления — санаторно-курортное лечение. Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утомляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблюдается кашель. Для полного выздоровления детям необходимы дополнительные оздоровительные мероприятия. Рекомендуется массаж грудной клетки или общий массаж, который улучшает функцию дыхания, лимфо- и кровообращение, процессы обмена, сердечную деятельность, повышает настроение. Полезны гимнастические упражнения, лечебные ванны, физиотерапевтические процедуры. Необходимы полноценное питание и постепенное увеличение пребывания детей на воздухе. Одновременно проводят лечение хронических очагов инфекции (аденоидита, отита, тонзиллита, синусита и др.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.013 с.) |