ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ



При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изме­нениями.

Под неврозами понимают более или менее длительные «хро­нические» функциональные нарушения высшей нервной деятель­ности — ее «срывы». В их основе, как правило, лежат изменения, которые касаются трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье боль­ных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подав­ление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или лег­ковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они стал­киваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к де­тям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и зах­валиванию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, теат­ров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбужда­ют нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа затормо­жены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее за­метно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нерв­ность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчи­вые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других — несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка1.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Боль­шинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональ­ность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчи­вы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воз­духа, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настрое­ние и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гне­ва, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность — эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ре­бенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движе­нию, его любознательность пресекаются: он всегда слышит «нельзя», «нет».

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный про­тест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способ­ствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребен­ка называется негативизмом. Повелительный тон, насилие взрос­лых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления уп­рямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо пе­реключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: Истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия — заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлением, и у ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих усло­вий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода бес­сознательная попытка разрешить различные трудности и конф­ликты путем ухода в болезнь.

У детей раннего и дошкольного возраста истерия проявляется в виде припадков. Если ребенку что-либо не дают, он начинает стучать нотами, бросать игрушки, пытаясь этим, пусть даже нео­сознанно, добиться от окружающих желаемого. Если дать возмож­ность «закрепиться» этому капризу, то он может перейти в одну из форм истерии. Следует помнить, что больной истерией ребе­нок не притворщик, он сам страдает от своего заболевания. При первых признаках истерии не следует потворствовать желаниям ребенка, а надо переключить его внимание. При частых проявле­ниях истерии следует обратиться к детскому психологу и психоте­рапевту.

Неврастения одна из форм неврозов, при которой повышен­ная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустой­чивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребе­нок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и асте­ническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй — плак­сивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна — одно из наиболее ран­них и специфических проявлений неврастении. Больной неврас­тенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ошушений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болез­нях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно У детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. "Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, путаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насе­комых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, зак­лючающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, впол­не безобидным, то последнее приобретает характер условного раз­дражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состо­яний носят название тиков, которые проявляются в молниенос­ном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесооб­разные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ре­бенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнкти­вит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию голо­вой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникнове­нии тиков ребенка необходимо направить к врачу, который на­значит соответствующее лечение.

Наиболее эффективным способом избавления от навязчивых состояний следует считать метод «угашения условной связи», т.е. постепенного приучения ребенка к пугающей его ситуации. Так, например, при наличии страха перед собакой следует решить воп­рос об организации игры, участником которой является сначала игрушка в виде собаки, а потом и само животное. Если ребенок боится засыпать один, то сначала следует быть с ним рядом в этот период, а потом постепенно увеличивать расстояние и т.д.

Патологические привычки, сосание своих пальцев, ковыряние носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д. — особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, Что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, вины, отчего его невротическое состояние осложняется.

Онанизм, или мастурбация, — искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у де­тей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые орга­ны. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем. Онанизм как дурная привычка может возникнуть в результате зуда в области промежности, вызываемого острицами, раздраже­ния половых органов мягкой постелью, тесной одеждой. Недоста­точная физическая нагрузка, нерастраченная за день энергия или просто любопытство могут быть направлены ребенком на «иссле­дование» своего тела и закрепление этой вредной привычки. Не­редко такие ощущения первыми ему доставляют родители, щеко­ча или целуя его в эрогенные зоны (паховая область, низ живота, ягодицы, половые органы). К онанизму чаще прибегают дети, у которых остается много свободного времени и неиспользованной энергии, а также дети без надлежащего надзора, предоставлен­ные сами себе.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развития это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно суще­ствующему мнению, которое поддерживается большинством пси­хологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не ста­новится навязчивой идеей и не мешает физическому и психиче­скому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматри­вает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обус­ловленной физиологическими причинами, которая не требует ме­дицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необ­ходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку до­статочно подвижный образ жизни, общение с коллективом, при­учать его к закаливанию и занятиям спортом.

Психиатры обычно рекомендуют меры воспитательной коррек­ции: наладить режим дня, больше бывать на свежем воздухе, пра­вильно одевать ребенка (следить, чтобы он не перегревался).

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 — 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребен­ком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в пре­дупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, вклю­чающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у мно­гих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ре­бенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помо­гает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстрой­ством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в нача­ле, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом не­произвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит ше­потом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заи­кающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Та­кого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедиче­ские группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоро­вым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необхо­димо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Ночное недержание мочи (энурез, от древнегреческих слов «мо­чится ночью») у детей раннего и дошкольного возраста довольно часто. Это случаи непроизвольного мочеиспускания во время ноч­ного или дневного сна вследствие того, что в коре головного моз­га у ребенка остаются не полностью заторможенные, так называе­мые сторожевые пункты, связанные с актом мочеиспускания. Исследования последних лет показали, что под энурезом следует понимать сложный комплекс симптомов, складывающийся в це­лостный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеис­пускание во сне, изменение двигательной активности, наруше­ние эмоционального поведения.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя — 75%. Заболева­ние чаше возникает у детей с отягощенным анамнезом. Энурез может быть также следствием психологиче­ской травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаемых навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Ночное непроизвольное мочеиспускание происходит в виде «взрыва» (пароксизма), который претерпевает определенную воз­растную динамику. Возраст до 3 лет следует считать концом физио­логической нормы мочеиспускания во сне. Случаи непроизволь­ного мочеиспускания в ночное время у детей старше 3 — 4, а по мнению некоторых врачей, старше 5 лет следует рассматривать как проявление энуреза. Если ночное недержание мочи сохраня­ется по достижении ребенком 4 лет, то родителям необходимо проконсультироваться с педиатром, а в некоторых случаях с дет­ским психоневрологом.

Энурез следует отличать от мочеиспускания днем: ночью оно происходит в виде «взрыва», сопровождается задержкой дыхания, эрекцией у мальчиков, подергиваниями конечностей, имеющи­ми пароксизмальный характер и не встречающимися днем.

Первые исследователи объясняли энурез слишком глубоким сном. С возрастом, по их мнению, сон становится легче и детям проще просыпаться ночью. В дальнейшем начали искать причину энуреза в анатомических аномалиях моче выделительной системы. Но от урологического подхода к этой проблеме скоро отказались, так как исследования этого не подтвердили. Пытались также свя­зать феномен энуреза с дисфункцией головного мозга. Появилась теория, что у ребенка в коре большого мозга формируется «сто­рожевой пункт», который реагирует на растяжении мочевого пу­зыря. При различных заболеваниях деятельность этого «стороже­вого пункта» подавляется, и раздражения мочевого пузыря не вос­принимаются, поэтому возникает энурез. Однако эта теория не объясняет, почему энурез бывает только в некоторые ночи при одинаковом количестве выпитой жидкости, и чаще у мальчиков. Существовало также мнение, что энурез — следствие социальной запущенности. Его также относили к наследственным болезням, причем по наследству передается особенность иннервации моче­вого пузыря или аномалия ЦНС. Более поздние исследования ус­тановили, что энурез — это не заболевание, а сложный комплекс симптомов, образующих целостный синдром: непроизвольное мочеиспускание, изменение двигательной активности, наруше­ние эмоционально-волевого поведения.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болез­ненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у H1ix развиваются робость, неуверенность в себе.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребен­ка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

Согласно второй, детей следует поднимать ночью, чтобы они не вставали «мокрыми» утром и ощущали заинтересованность ро­дителей в избавлении от этого недуга. По-видимому, эта точка зрения может быть оправдана только по отношению к детям стар­ше 5—6 лет, когда ребенок уже может осознанно отнестись к «необходимости» ночного пробуждения для совершения акта мо­чеиспускания.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить.

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи; необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Не­трудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без ме­дикаментозного лечения к 16—18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются го­раздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких де­тей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия про­исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются мно­гими неприятными ощущениями или поведенческими нарушени­ями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, голов­ные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они стано­вятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, обще­нию. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кож­ных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впе­чатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

При изучении проблемы детских депрессивных расстройств оказалось, что всего 27 % детей с депрессивными расстройствами попадают на начальном этапе заболевания в поле зрения детских психологов и психоневрологов; у 38 % детей этот период состав­ляет от 2 до 7 лет с момента возникновения болезни до первого визита к специалистам. Это происходит по двум причинам. Во-первых, потому, что родители, воспитатели часто плохо ориен­тированы в возможности наличия депрессии у детей, а изменение поведения ребенка, его «плохое настроение» объясняют самыми разными причинами. Если дети замкнуты, капризны, упрямы, часто отказываются от какой-либо деятельности, то взрослые при­нимают меры дисциплинарного характера. Во-вторых, при жало­бах ребенка на различного рода недомогания педиатры обычно рекомендуют обследование и лечение у специалистов различного профиля, что исключает своевременное получение специализи­рованной психологической и медицинской помощи. В результате этого нераспознанные депрессивные расстройства в детском воз­расте, особенно повторяющиеся и затяжные, приводят к тяже­лым формам социальной дезадаптации, имеющей в ряде случаев затяжной и необратимый характер.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее вре­мя. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страх (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повы­шенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в од­носложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требую­щих даже минимального умственного напряжения и внимания, не­желании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обуче­ния: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание зани­маться, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вред­ные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрес­сируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся из­гоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стрем­ление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (чер­ный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свой­ственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны сла­бый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональ­ны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Чувство «Я» у таких детей проявляется в раннем выделении себя среди окружающих, в потребности к самоутверждению. Они имеют свою точку зрения; им крайне трудно просить прощения, не приемлют несправедливости, фальши. В целом их личностную направленность можно назвать человеколюбивой, именно поэто­му они так чувствительны к разным конфликтам, угрозам, при­менению физической силы и диктата.

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на дру­гое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сде­лать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного зада­ния, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь до­казать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие Дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчая­нии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавлен­ности, чувстве обособленности, одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эго-Центризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также пси­хологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошколь­ных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет. так как пограничное психическое состояние, к которым относят­ся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую — психотерапевтическую — роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.011 с.)