Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Методы обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к практическим занятиям по разделу "Заболевания слизистой оболочки полости рта" (для студентов 5 курса стоматологического факультета) Авторский коллектив: сотрудники кафедры терапевтической стоматологии: к.м.н., доц. Э.П.Дегтярева, д.м.н., проф. Л.Ю.Орехова, СПб., 1999. - 110 с.: Третье издание.
Содержание:
ЗАНЯТИЕ 1. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЗАНЯТИЕ 2. ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЗАНЯТИЕ 3,4.ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА (ПЕРВИЧНЫЕ). ЗАНЯТИЕ 5. ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЗАНЯТИЕ 6 АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЗАНЯТИЕ 7 МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СТОМАТИТЫ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, МНОГОФОРМНАЯ ЭКССУДАТИВНАЯ ЭРИТЕМА (МЭЭ). ЗАНЯТИЕ 8 ИЗМЕНЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА (ЖКТ) И ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПАТОЛОГИЕЙ ЖКТ. ЗАНЯТИЕ 9 ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ ДЕРМАТОЗАХ. ЗАНЯТИЕ 10 ПУЗЫРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (АКАНТОЛИТИЧЕСКАЯ И НЕАКАНТОЛИТИЧЕСКАЯ ПУЗЫРЧАТКА). ЗАНЯТИЕ 11 ХЕЙЛИТЫ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ). ЗАНЯТИЕ 12 НЕВРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЗАНЯТИЕ 13 ЗАБОЛЕВАНИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ ЗАНЯТИЕ 14 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ПРИ ГЕМОРРАГИЧЕСКИХ ДИАТЕЗАХ. ЗАНЯТИЕ 15 ПРЕДРАК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И КРАСНОЙ КАЙМЫ ГУБ. ЗАНЯТИЕ 16 ПРОФИЛАКТИКА РАКА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЗАНЯТИЕ 17 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ВВЕДЕНИЕ Методические рекомендации составлены с учетом рабочих программ кафедры терапевтической стоматологии и квалификационной характеристики врача по специальности 19.04 "Стоматология". Рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки студентов V курса к клиническому разбору и приему больных заболеваниями слизистой оболочки полости рта. Рекомендации составлены с учетом современных требований педагогики и психологии высшей школы. Каждая тема начинается с точно сформулированной цели - какими именно действиями должен овладеть студент по завершении работы над темой. Вопросы, изученные ранее и необходимые к данному занятию, направлены на активизацию ранее изученных теоретических (анатомических, физиологических, фармакологических и др.) и практических (изучение анамнеза, клиническое обследование) аспектов, без ясного знания которых невозможно полноценное усвоение цели данного занятия. Поэтому, ознакомясь с перечнем этих вопросов, студент должен по необходимости обратиться к тем материалам (учебникам, записям лекций), где данные вопросы нашли наиболее полное и четкое освещение. Перечень вопросов для контроля усвоения студентом материала, в процессе изучения темы, одновременно является и планом для последовательного изучения темы занятия с указанием ключевого материала. При указании работы со схемами ООД (ориентировочной основы действия), студент должен внимательно изучить всю последовательность этапов. После тщательной проработки схем, мысленно следует повторить все этапы с учетом их тренировочной предназначенности. Закрепление и проверка усвоения темы проводится методом решения клинических задач. Правильность решения их проверяется на практическом занятии с преподавателем.
ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА: МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть основными и дополнительными методами обследования больных с заболевания ми слизистой оболочки полости рта. Научиться дифференцировать первичные и вторичные высыпные элементы слизистой полости рта. Ознакомиться с основными принципами лечения заболевания слизистой полости рта. ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. Общая схема обследования больных с соматической патологией. Лабораторные методы исследования: биохимические, бактериологические, иммунологические, анализы крови. Строение многослойного плоского неороговевающего эпителия. Патоморфология острого и хронического воспаления. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. План обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки Информативность основных и дополнительных методов Цитологическое исследование слизистой оболочки полости рта Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки Первичные и вторичные элементы слизистой оболочки, особенности их трансформации в полости рта. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта. Основные принципы общего и местного лечения заболеваний
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Методике исследования больного в клинике терапевтической стоматологии уделяется особое внимание. Обследование, проведенное на должном уровне, позволяет выбрать наиболее рациональное лечение и последовательность. В клинике различают основные и вспомогательные методы. К основным методам исследования относят анамнез и осмотр больного. Врач, беседуя с больным, выясняет максимальное количество сведений о состоянии здоровья больного с детского возраста и по момент обращения к врачу, что позволяет судить о развитии настоящего заболевания. Учитывает длительность болезни, болевой симптом, состояние функции слюнных, эндокринных желез, желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Обращают внимание на общий вид больного, цвет кожи, симметрию лица, наличие патологических элементов на коже и слизистой оболочке полости рта. При осмотре полости рта оценивает состояние десен, слизистой языка, неба, щек, зева, глотки, зубов, прикус. Используя перкуссию, исследуют периодонт, а, применяя пальпацию, определяют болезненность тканей и судят об увеличении лимфатических узлов. При осмотре обращают внимание на особенности слизистой оболочки полости рта в различных участках, фиксируя внимание на факторах, играющих определенную роль в нормальной жизнедеятельности слизистой оболочки (слюна, микрофлора полости рта, гликоген, васкуляризация, иннервация). Вспомогательные методы применяют для дифференциальной диагностики. К ним относят: а) Термический. Для выявления реакции пульпы. б) Электродиагностика. Позволяет судить более точно о состоянии пульпы и периодонта. в) Рентгеновский - помогает обнаружить изменения в тканях зуба, периодонте в верхнечелюстной пазухе, межзубных промежутках, а также инородные тела в каналах; секвестры, новообразования. г) Биохимический. Применяют при полном клиническом обследовании больного. Исследуют кровь, желудочный сок — при глоссалгии. Кровь, мочу — при подозрении на диабет.
Схема ориентировочной основы действия при подготовке материала к цитологическому исследованию
д) Бактериологическое исследование проводят для обнаружения мицелия грибка, бактерий инфекционных специфических заболеваний; е) Цитологический. Исследование клеточного состава эрозий, язв, пузырей, новообразований, специфических и неспецифических воспалительных процессов. Изучить схему ООД. ж) Патоморфологический метод — изучается биоптат пораженной слизистой оболочки полости рта. В зависимости от обнаруженных нарушений составляют подробный план диагностического исследования и лечения, оформляют документацию.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. Больному 25 лет. Жалобы на жжение и болезненность слизистой оболочки полости рта в течение 2-х дней. Начало заболевания связывает с приемом антибиотика, который был назначен по поводу общего заболевания. При осмотре выявлена гиперемия слизистой твердого неба, языка, щек. Укажите методы исследования, необходимые для постановки диагноза. 2. Больному 36 лет. Жалобы на изменение цвета спинки языка в течение 1-го месяца, на боли в области желудка, усиливающиеся сразу после приема пищи. При осмотре язык покрыт коричневым налетом, нитевидные сосочки увеличены. Какие методы исследования необходимо применить для постановки диагноза? 3. При профилактическом осмотре выявлено пятно на боковой поверхности языка в области разрушенного левого верхнего восьмого зуба. При поскабливании не снимается, безболезненное. Чем вызвано образование пятна, какой патологический процесс лежит в его основе? 4. У больного 16 лет при осмотре выявлено помутнение и шероховатость слизистой оболочки нижней губы. Больной постоянно прикусывает Укажите, какой патологический процесс наблюдается в слизистой оболочке губы. 5. На слизистой оболочке щеки афта. К каким патоморфологическим 6. На губах сухие, прозрачные чешуйки. Какими патологическими процессами вызвано появление чешуек? Задание на дом: Подготовить материал занятия 2. Нарисовать схематично высыпные элементы (первичные и вторичные).
ЗАНЯТИЕ 2 ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. Патоанатомия коагуляционного некроза, характерные особенности. Патоанатомия калликвационного некроза, характерные особенности. Физиологические процессы, возникающие в тканях организма при ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. 1. Перечислите, при каких условиях возможно повреждение слизистой 2. Назовите травматические факторы, вызывающие повреждение слизистой оболочки полости рта. Дайте их классификацию. 3. Перечислите основные характеристики повреждающего агента, которые в совокупности их действия на слизистую обуславливают особенности клинической картины. 4. Каковы особенности лечения кислотного поражения слизистой оболочки полости рта. 5. Укажите диагностические признаки и особенности лечения щелочных ожогов слизистой оболочки полости рта. 6. Гальванический синдром. Патогенез, клиника, диагностика, особенности лечения больных с гальваническим синдромом. 7. Лейкоплакия слизистой оболочки полости рта. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика лейкоплакии. 8. Особенности лечения различных клинических форм лейкоплакии. 9. Профилактика заболевания. Профилактика рака. 10. Выпишите лекарственные препараты, необходимые для обработки а) при остром кислотном некрозе СОПР; б) при повреждении СОПР концентрированным раствором щелочи. 11. Решите задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта, в зависимости от причины их вызвавшей, классифицируются на: механическую, химическую, физическую травму и комбинированные повреждения слизистой оболочки полости рта. В зависимости от времени воздействия повреждающего фактора на слизистую - острые и хронические.
Химическая травма (острая) Возможно повреждение слизистой при проведения стоматологических манипуляций врачом-стоматологом, протравочный веществом мышьяковистая паста, формалин-резорциновая смесь, эфир, спирт и др. либо в результате бытового, чаще несчастного случая. При повреждении кислотой развивается коагуляционный некроз — образование плотной коагуляционной пленки, плотно соединенной с подлежащими тканями с воспалением и отеком окружающей слизистой. Клиническое течение более благоприятное, нежели при повреждении слизистой щелочью. Травма щелочью вызывает калликвационный некроз слизистой - поражение, неравномерное по глубине, ткани, студенистой консистенции, без четкой демаркационной границы с нижележащими слоями слизистой. Вероятно присоединение, вторичной инфекции. Повреждение сопровождается значительным отеком и воспалением тканей, и резкими болевыми ощущениями. Особенности лечения. 1. Промывание нейтрализующими растворами, либо просто водой. При ожоге слизистой мышьяковистой пастой - аппликации слизистой 5% раствором унитиола или пенициллина. 2. Защита поврежденного участка слизистой от вторичного инфицирования — обработка 1% водным раствором основного фуксина или метиленовой сини. При коликвационном некрозе — удаление некротизированных тканей растворами протеолитических ферментов и полоскания растворами антисептиков. Рекомендуются полоскания настоем зеленого чая, ромашки, шалфея. 3. На стадии эпителизации применяются средства, ускоряющие эти процессы: желе солкосерила, лизоцим, масло облепихи, шиповника, каротолин и др.
Хроническое воздействие кислот и щелочей низкой концентрации возможно у рабочих химического производства. Изменения слизистой оболочки имеют диффузный характер. При кислотном раздражении эпителий утолщается, слизистая отечна, цианотична. При раздражении слизистой щелочами — слизистая отечна, усиливается десквамация. На отпечатках-мазках видны конгломераты эпителиальных клеток с хорошо видимыми ядрами. Профилактика: Проведение мероприятий по охране здоровья рабочих; усовершенствование технологии производства и обязательное использование средств индивидуальной защиты. Полоскание полости рта подкисленной или щелочной водой. ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ -формируется в результате хронического воздействия гальванического тока различной силы на слизистую оболочку полости рта. Характерными симптомами являются парестезии слизистой, гипосаливация (возможна и гиперсаливация), различные общие симптомы дисфункции вегетативной нервной системы. Источником гальванического тока являются разнородные металлические включения полости рта (металлические протезы, пломбы, вкладки). Интенсивность тока зависит от положения металлов в таблице Менделеева, электролитических свойств слюны. Клиническая картина определяется, в значительной мере, функциональным состоянием нервной системы больного и силой гальванического тока. Лечение. Обязательное удаление разноименных металлов из полости рта. Рациональное протезирование. Психотропная терапия.
ЛЕЙКОПЛАКИЯ (белое пятно) — хроническое заболевание красной каймы и слизистой оболочки полости рта, иногда и других органов слизистых (половых органов, мочевого пузыря, прямой кишки). Лейкоплакия является состоянием слизистой, сопряженным с хроническим воспалением и ороговением слизистой, наблюдается чаще в возрасте старше 40 лет.
Лейкоплакию рассматривают, как реакцию слизистой оболочки на экзогенное раздражение. Наиболее частой причиной является курение, а также механическое раздражение острыми и неровными краями зубов, недоброкачественными протезами, гальваническим током.
В качестве предрасполагающего фактора в этиологии заболевания могут быть выделены недостаток витамина А, гормональные нарушения, заболевания желудочно-кишечного тракта и повышение содержания холестерина в крови, профессиональные вредности. Клиническая картина заболевания неоднородна. Выделяют несколько клинических форм: простая, эрозивно-язвенная, гиперкератотическая и веррукозная. Все клинические формы являются стадиями заболевания. Локализация лейкоплакии определяется местом воздействия раздражающего экзогенного фактора. Наиболее часто на слизистой щек, боковой поверхности языка, слизистой неба, альвеолярного отростка, дна полости рта, а также красной кайме. На слизистой образуются ороговевшие бляшки неправильной формы, напоминающие рисунок мозаики или булыжной мостовой. В дальнейшем очаг поражения может приподниматься над окружающей слизистой за счет интенсивного ороговения и пролиферации слизистой (гиперкератотическая форма), либо изъязвления ороговевшей слизистой и инфильтрации тканей (эрозивно-язвенная форма). В некоторых случаях, на патологически измененной слизистой образуются папилломатозные разрастания с интенсивно ороговевшим эпителием (веррукозная форма). При окрашивании измененного участка слизистой оболочки раствором Писарева: бляшки имеют серо-белесоватый цвет, разделяющая их слизистая — бурый цвет различной интенсивности, в зависимости от степени ее воспаления.
Лейкоплакия - понятие клиническое. Гистологическая картина характеризуется гиперплазией эпителия акантозом, гиперкератозом, папил-ломатозом, субэпителиальной клеточной инфильтрацией. Граница между эпителием и собственной слизистой четкая. Клетки базального слоя правильные со значительным количеством митозов. Наблюдаются различные признаки эпителиальной атипии (анизоцитоз, дисплазия, патологические митозы). Основываясь на этих изменениях, лейкоплакию относят к предраковым заболеваниям с различной угрозой малигнизации, в зависимости от клинической формы и особенностей гистологических изменений. Заболевание следует дифференцировать с красным плоским лишаем, эритематозом, сифилитическими папулами, некоторыми формами кандидоза. Лечение. Необходимо устранить факторы, раздражающие слизистую оболочку. Провести тщательную санацию и рациональное протезирование. Исключить раздражающую пищу. Для нормализации обменных процессов слизистой проводят аппликации бальзамом Шостаковского, каротолина. Диспансерное лечение с вызовом больных к стоматологу, определяемым по времени клинической формой заболевания.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ К врачу-стоматологу обратился мужчина 37 лет с жалобами на Назовите причины, вызвавшие описанные изменения слизистой. Поставьте диагноз. Больной М., 25 лет взял из больничной аптечки флакон с жидкостью, предполагая, что это спирт. Сразу после попадания жидкости в полость рта почувствовал жжение, которое переросло в нестерпимую боль. При случайном осмотре полости рта пациент обнаружил на слизистой щек, справа и слева, белые точечные высыпания, слившиеся в рисунок в виде листьев папоротника. Для лечения начал самостоятельно прикладывать спирт на очаги поражения. Через 3 дня состояние ухудшилось, присоединилась боль в полости рта. Больной обратился к врачу, который обнаружил на слизистой щек справа и слева участки гиперемии, эрозии, окруженные по периферии папулами, слившимися в рисунок. Из анамнеза врач выяснил, что у пациента ранее появлялись эрозии на слизистой оболочке, которые проходили при содействии врача. Поставьте диагноз и обоснуйте его.
Больная 36 лет жалуется на вкус металла в полости рта, появились Предложите Ваш план обследования больной. Больной 62 лет обратился по поводу болей в области слизистой Поставьте диагноз. План лечения больного. Задание на дом: Подготовить материал занятия 3. - Выпишите лекарственные средства, применяемые для лечения Нарисуйте схематично патологические изменения СОПР при гиперкератотической форме лейкоплакии.
ЗАНЯТИЕ 3,4 ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. Дайте микробиологическую характеристику аутогенной микрофлоры Перечислите факторы, благоприятствующие фузоспирохетозу, Дайте микробиологическую характеристику грибов рода Кандида. Перечислите факторы, способствующие развитию кандидомикоза. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. 1. Дайте определение язвенно-некротического гингиво-стоматита 2. Перечислите основные этиологические факторы заболевания. 3. Расскажите патогенез язвенно-некротического гингиво-стоматита. 4. Назовите основные клинические и лабораторные признаки язвенно-некротического гингиво-стоматита. 5. Составьте схему ориентировочного действия лечения больного с язвенно-некротическим гингиво-стоматитом. 6. Перечислите основные мероприятия по профилактике рецидивов 7. Назовите причины, способствующие возникновению острого и хронического кандидоза слизистой оболочки полости рта. 8. Назовите клинические признаки проявления кандидоза на слизистой оболочке полости рта, методы лабораторной диагностики. 9. Перечислите и обоснуйте принципы комплексной терапии больных 10. Определите меры про
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.115.47 (0.018 с.) |