Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Методы обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта.

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям по разделу "Заболевания слизистой оболочки полости рта"

(для студентов 5 курса стоматологического факультета)

Авторский коллектив: сотрудники кафедры терапев­тической стоматологии: к.м.н., доц. Э.П.Дегтярева, д.м.н., проф. Л.Ю.Орехова, СПб., 1999. - 110 с.: Третье издание.

 

Содержание:

 

ЗАНЯТИЕ 1. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЗАНЯТИЕ 2. ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЗАНЯТИЕ 3,4.ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА (ПЕРВИЧНЫЕ).

ЗАНЯТИЕ 5. ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЗАНЯТИЕ 6 АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЗАНЯТИЕ 7 МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СТОМАТИТЫ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, МНОГОФОРМНАЯ ЭКССУДАТИВНАЯ ЭРИТЕМА (МЭЭ).

ЗАНЯТИЕ 8 ИЗМЕНЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА (ЖКТ) И ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПАТОЛОГИЕЙ ЖКТ.

ЗАНЯТИЕ 9 ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ ДЕРМАТОЗАХ.

ЗАНЯТИЕ 10 ПУЗЫРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (АКАНТОЛИТИЧЕСКАЯ И НЕАКАНТОЛИТИЧЕСКАЯ ПУЗЫРЧАТКА).

ЗАНЯТИЕ 11 ХЕЙЛИТЫ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ).

ЗАНЯТИЕ 12 НЕВРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЗАНЯТИЕ 13 ЗАБОЛЕВАНИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

ЗАНЯТИЕ 14 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ПРИ ГЕМОРРАГИЧЕСКИХ ДИАТЕЗАХ.

ЗАНЯТИЕ 15 ПРЕДРАК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И КРАСНОЙ КАЙМЫ ГУБ.

ЗАНЯТИЕ 16 ПРОФИЛАКТИКА РАКА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЗАНЯТИЕ 17 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации составлены с учетом рабочих программ кафедры терапевтической стоматологии и квалификационной характери­стики врача по специальности 19.04 "Стоматология".

Рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки сту­дентов V курса к клиническому разбору и приему больных заболеваниями слизистой оболочки полости рта. Рекомендации составлены с учетом со­временных требований педагогики и психологии высшей школы.

Каждая тема начинается с точно сформулированной цели - какими именно действиями должен овладеть студент по завершении работы над темой.

Вопросы, изученные ранее и необходимые к данному занятию, на­правлены на активизацию ранее изученных теоретических (анатомичес­ких, физиологических, фармакологических и др.) и практических (изу­чение анамнеза, клиническое обследование) аспектов, без ясного зна­ния которых невозможно полноценное усвоение цели данного занятия. Поэтому, ознакомясь с перечнем этих вопросов, студент должен по необ­ходимости обратиться к тем материалам (учебникам, записям лекций), где данные вопросы нашли наиболее полное и четкое освещение.

Перечень вопросов для контроля усвоения студентом материала, в процессе изучения темы, одновременно является и планом для последо­вательного изучения темы занятия с указанием ключевого материала. При указании работы со схемами ООД (ориентировочной основы действия), студент должен внимательно изучить всю последовательность этапов. После тщательной проработки схем, мысленно следует повторить все этапы с учетом их тренировочной предназначенности. Закрепление и проверка усвоения темы проводится методом решения клинических задач. Правиль­ность решения их проверяется на практическом занятии с преподавате­лем.

 

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть основными и дополнительными

методами обследования больных с заболевания ми слизистой оболочки полости рта. Научиться дифференцировать первичные и вторичные высыпные элементы слизистой полости рта.

Ознакомиться с основными принципами лечения заболевания слизистой полости рта.

ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Общая схема обследования больных с соматической патологией.

Лабораторные методы исследования: биохимические, бактериологи­ческие, иммунологические, анализы крови.

Строение многослойного плоского неороговевающего эпителия.

Патоморфология острого и хронического воспаления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

План обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки
полости рта.

Информативность основных и дополнительных методов
обследования.

Цитологическое исследование слизистой оболочки полости рта
(методика забора материала и подготовка для исследования).

Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки
полости рта.

Первичные и вторичные элементы слизистой оболочки, особеннос­ти их трансформации в полости рта.

Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Основные принципы общего и местного лечения заболеваний
слизистой оболочки полости рта.

 

Последовательность обследования   Клинические симптомы Цель использования, клинический пример
Основные методы обследования: А. Опрос больного I. Жалобы     II. Анамнез жизни Пол, возраст   2. Перенесенные и сопутствующие заболевания     3. Профессиональные вредности:   4. Вредные привычки:   5. Аллергологический статус   6. Наследственность     III. Развитие настоящего заболевания     Б. Осмотр больного I. Внешний осмотр: 1. Состояние видимых кожных покровов, красной каймы губ и видимых слизистых оболочек носа, глаз     2. Состояние регионарных лимфатических узлов   II. Осмотр полости рта 1. Осмотр слизистой оболочки преддверия и собственно полости рта   2. Обследование выявленных элементов поражения     3. Обследование выделительной функции слюнных желез   4. Осмотр зубных рядов     5. Обследование точек выхода ветвей тройничного нерва   В. Дополнительные методы обследования 1. Цитологические исследования   2. Бактериоскопическое исследование     З.Исследование микроциркуляции слизистой оболочки полости рта     4. Общий клинический анализ   5. Биохимический анализ крови   6.Гистологическое исследование   7.Аллергологические исследования     8. Иммунологические исследования     9. Серологические исследования     10. Люминесцентные исследования   11. Рентгенологические исследования     12. Консультации у специалистов   Боль в каком-либо участке, слизистой обо­лочки полости рта Неприятные ощущения (покалывание, жжение) Изменения рельефа сли­зистой оболочки Сухость во рту 5. Изменение общего сос­тояния (температура те­ла, слабость, недомога­ние) Жалобы отсутствуют   1. Заболевания желудочно-кишечного тракта   2. Эндокринные заболевания (сахарный диабет) 3. Заболевания крови (лейкозы, анемии, полицитемия и др.) 4. Заболевания сердечно сосудистой системы   1. Химические предприятия     2. Контакт с пестицидами   3. Контакт с радиоактивными веществами, тяжелыми металлами   4. Работа на улице, в поле     1. Курение 2. Прием алкоголя 3. Привычное прикусывание слизистой     1. Аллергия к продуктам питания 2. Аллергия к лекарствам 3. Аллергия к бытовым веществам     Наличие аналогичной болезней у родственников   1. Начальные симптомы заболевания     2. Давность заболевания, особенности течения   3. Возможная причина болезни   4. Частота рецидивов, обострения   5. Эффективность проводимого ранее лечения     1.Цвет     2. Наличие патологических элементов   3. Наличие элементов поражения на слизистой оболочке глаз, носа   1. Размер     2. Плотность   3. Болезненность     4. Спаянность с окружающими тканями     1.Цвет     2. Влажность     3. Нахождение элементов поражения     1. Количество, очертания, (форма, размеры     2. Пальпация   3. Поскабливание   4. Симптом Никольского   Пальпация слюнных желез околоушной, подчелюстной)   1. Состояние зубного ряда   2. Вид прикуса 3. Наличие и состояние ортопедической конструкции 1. Наличие зубных отложений, определение гигиенического индекса   Болезненность   Соскоб с поверхности эрозии, язвы   1. Соскоб налета с поверхности слизистой (окрашенный препарат)   2. Микроскопия в темном поле (нативный препарат)     Ультразвуковая допплерография     1. Число эритроцитов   2. Число лейкоцитов, лейкоцитарная формула   3. Цветной показатель     4. Реакция СОЭ     Содержание глюкозы     Биопсия     1. Гистаминовая проба     2. Кожно-аллергические пробы     3. Реакция торможения миграции лейкоцитов   4. Реакция бластной трансформации   5. Реакция лейкоцитоза   6. Кожные аппликационные и скарификационные пробы   1. Прямая и непрямая реакции иммунофлюоресценции (РИФ)   2. Реакция розеткообразования     1. Реакция Вассермана 2. Реакция иммобилизации бледных трепонем 3. Реакция иммунофлюоресценции   Свечение в лучах Вуда     1. Внутриротовая рентгенограмма     2. Внеротовая (обзорная) рентгенограмма 3. Ортопантограмма 4. Компьютерная томография   1. Гастроэнтеролог   2. Эндокринолог 3. Аллерголог и др.   1. Раздражение, сдавление нервных окончаний при воспалении и других патологических процессах 2. Нарушение вегетативной иннервации (глоссалгия) 3. Наличие элементов поражения 4. Дисфункция вегетативной нервной системы Заболевание слюнных желез, их выводных протоков 5.Острые инфекционные заболевания (вирусные), Токсико-аллергические реакции (многоформная экссудативная эритема)и др. Бессимптомное течение заболевания. Патологические изменения во рту определяют случайно при осмотре.   Некоторые заболевания встречаются у определенной возрастной группы людей (язвенно-некротический гингивит Венсана) определенного пола (красный плоский лишай) 1.Являются предрасполагающими и сопутствующими для патологии слизистой оболочки полости рта (глосситы, гиповитаминозы)   2. Способствует развитию пародонтита, кандидоза, красного плоского лишая 3. Имеют проявления в полости рта различного характера 4.Предрасполагают к развитию заболеваний слизистой оболочки рта (пузырно-сосудистый синдром, трофическая язва)   1. Контакт с канцерогенными веществами способствует развитию предраковых заболеваний, злокачественных новообразований   2. то же   3. Возможно развитие лучевой болезни. Интоксикация солями тяжелых металлов - свинцом, висмутом, ртутью   4. Повышенная инсоляция предрасполагает, к развитию актинического, метеорологического хейлита и др.     1.2.3. Способствует развитию предраковых состояний слизистой оболочки рта (лейкоплакия, хейлит Манганотги и др.) Хроническая механическая травма (мягкая лейкоплакия)   У лиц с отягощенным аллергическим статусом чаще развиваются и тяжелее протекают различные аллергические заболевания (аллергический, экзематозный хейлит)   При некоторых заболеваниях слизистой оболочки рта возможна наследственная предрасположенность (например, буллезный эпидермолиз, экзематозный хейлит)   Возможен продромальный период заболевания     Влияет на тяжесть, течение заболевания, развитие осложнений, на выбор метода лечения   Иногда можно выделить непосредственную причину заболевания (травмирующий фактор)   Характеризует тяжесть течения заболевания.   Позволяет подобрать оптимальный метод лечения и лекарственные средства   Цвет кожи изменен при нарушении общего состояния организма (болезни крови и др.)   Красный плоский лишай, поражения на коже красная волчанка, пузырчатка   Многоформная экссудативная эритема, пузырчатка, вирусные поражения, синдром Бехчета   Увеличение при сифилисе, раке, острых воспалительных процессах в полости рта   Плотноэластическая консистенция при сифилисе   Болезненность при остром воспалительном процессе, отсутствие боли при раке, сифилисе   Спаянность возможна при раке     Свидетельствует о нарушении общего состояния организма (бледность - болезни крови, желтушность — заболевания печени)   Сухая — при кандидозе, синдроме Съегрена   Выявляют первичные и вторичные патологические элементы   Отмечается моноформизм или полиморфизм (истинный, ложный) высыпаний   Выявляется болезненность, плотность элементов   Элемент поражения может не удаляться при поскабливании (папула, бляшка) или сниматься (налет, корка, чешуйка)   Отслоение и расслоение эпителия при вульгарной пузырчатке   Отсутствие выделения секрета из протоков или изменение его вида   Возможно нахождение травмирующих факторов   Неудовлетворительное гигиеническое состояние зубов отягощает течение болезней слизистой оболочки рта   Неврит ветвей тройничного нерва     Выявляет специфические изменения клеточного состава при раке, пузырчатке, герпесе.   Выявляет флору пораженной слизистой, сифилис, туберкулез.   Выявляет бледную трепонему при сифилисе     При хронических воспалительных заболеваниях позволяет определить степень дисфункции сосудов слизистой оболочки полости рта   Уменьшено при анемиях, увеличено при полицитемии   Выявляет воспалительное состояние организма, заболевания крови (лейкоз)   Высокий показатель 1) характерен для пернициозной анемии (авитаминоз В12), низкий — для других форм анемии (железодефицитная и др.)   Ускорена при различных болезненных состояниях (воспаление, новообразования)   При подозрении на сахарный диабет   Применяют в трудных диагностических случаях   Применяют для определения чувствительности к гистамину. Положительная проба при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, многоформной экссудативной эритеме)   Используют для диагностики бактериальной аллергии при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, многоформной экссудативной эритеме   Проводят с различными аллергенами для выявления причинного аллергена     Проводят с различными аллергенами   Используют для дифференциации пузырных заболеваний и красной волчанки   Применяют при аллергических заболеваниях для выявления состояния Т и В лимфоцитов   Используют для диагностики сифилиса     Используютдия диагностики красной волчанки, лейкоплакии, плоского лишая   Выявление очагов одонтогенной инфекции у больных с бактериальной аллергией     По показаниям  

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Методике исследования больного в клинике терапевтической сто­матологии уделяется особое внимание. Обследование, проведенное на должном уровне, позволяет выбрать наиболее рациональное лечение и последовательность. В клинике различают основные и вспомогательные методы.

К основным методам исследования относят анамнез и осмотр боль­ного. Врач, беседуя с больным, выясняет максимальное количество све­дений о состоянии здоровья больного с детского возраста и по момент обращения к врачу, что позволяет судить о развитии настоящего заболе­вания. Учитывает длительность болезни, болевой симптом, состояние функции слюнных, эндокринных желез, желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Обращают внимание на общий вид больного, цвет кожи, симметрию лица, наличие патологических элементов на коже и слизис­той оболочке полости рта.

При осмотре полости рта оценивает состояние десен, слизистой язы­ка, неба, щек, зева, глотки, зубов, прикус. Используя перкуссию, иссле­дуют периодонт, а, применяя пальпацию, определяют болезненность тка­ней и судят об увеличении лимфатических узлов. При осмотре обращают внимание на особенности слизистой оболочки полости рта в различных участках, фиксируя внимание на факторах, играющих определенную роль в нормальной жизнедеятельности слизистой оболочки (слюна, микро­флора полости рта, гликоген, васкуляризация, иннервация).

Вспомогательные методы применяют для дифференциальной диаг­ностики. К ним относят:

а) Термический. Для выявления реакции пульпы.

б) Электродиагностика. Позволяет судить более точно о состоянии пульпы и периодонта.

в) Рентгеновский - помогает обнаружить изменения в тканях зуба, периодонте в верхнечелюстной пазухе, межзубных промежутках, а также инородные тела в каналах; секвестры, новообразования.

г) Биохимический. Применяют при полном клиническом обследо­вании больного. Исследуют кровь, желудочный сок — при глоссалгии. Кровь, мочу — при подозрении на диабет.

 

Схема ориентировочной основы действия при подготовке материала к цитологическому исследованию

Компоненты действия   Методы и средства действия   Критерии самоконтроля  
1. Забор материала а) подготовка стекол     б) взятие материала ме­тодом прямого мазка-отпечатка     в) взятие материала ме­тодом переноса мазка-отпечатка   г) взятие материала методом соскоба   д) метод пункционного взятия материала   II. Фиксация материала   III. Окрашивание препа­ратов а) можно изучать не окрашенные нативные препараты   б) окраска гематоксилин-эозином     IV.Заключение в канадский бальзам     V. Микроскопия препарата   Стекла моют горячей водой в щелочном растворе, про­мывают водопроводной во­дой, хранят в закрытом со­суде в смеси равных коли­честв спирта и эфира (смесь Никифорова).   Перед взятием материала больной прополаскивает рот водой. Мазок берется предметным стеклом, слегка надавив на интере­сующий участок слизистой.   Используется кусочек сте­рильной ученической ре­зинки 0,5x0,5 см. С по­мощью пинцета произво­дится отпечаток на резинку с патологического очага и переносится на предметное стекло.   Чаще соскоб берется ме­таллическим шпателем на границе здоровых и патоло­гически измененных тка­ней. Не рекомендуется брать соскоб из централь­ной части очага.   Проводится при помощи толстой иглы или после рассечения тканей в случае, когда очаг расположен под слоем слизистой.   - проводится в ацетоне или в смеси Никифорова - путем высушивания над пламенем спиртовки в течение 5 минут.     а) стекла складываются попарно тыльной стороной, на каждую пару одевается резиновое кольцо. б) опускают в раствор гематоксилина на 10 мин., прополаскивают в дистиллированной воде. в) на 3 мин. погружают в раствор эозина. г) осторожно, 3-4 раза прополаскивают в дистиллированной воде. Проводят микроскопирование, заключают в канадский бальзам.   а) предметное стекло опускают в 70 град.спирт на 1-2 сек. б) на 1-2 сек. - в 96-градусный спирт в) на 1-2 сек. - в два раствора ксилола г) наносят каплю канадского бальзама или полистерола и покрывают стеклом д) через 3-4 дня избыток полистерола срезают лезвием бритвы с поверхности стекла.   Используется световой микроскоп.   Стекла маркируются перед взятием материала карбо­рундовым камнем.     Для удаления возможных пищевых остатков и час­тично слизи.     Используется при исследо­вании слизистой альвео­лярных отростков, неба, дна полости рта.   Клетки в мазке расположе­ны хаотично, могут наслаиваться. При травми­ровании кровеносных сосу­дов в мазке может быть большое количество эле­ментов крови.     Используется чаще при бактериоскопическом ис­следовании (кандидоз, фузоспирохетоз).     Препятствует слипанию стекол. Способствует их равномерному прокрашиванию.   Докрашивание клеток в фиолетовый цвет.   Для хранения препарата в течение ряда лет.     Препарат обезвоживается и осветляется.  

 

д) Бактериологическое исследование проводят для обнаружения мицелия грибка, бактерий инфекционных специфических заболеваний;

е) Цитологический. Исследование клеточного состава эрозий, язв, пузырей, новообразований, специфических и неспецифических воспалительных процессов. Изучить схему ООД.

ж) Патоморфологический метод — изучается биоптат пораженной слизистой оболочки полости рта.

В зависимости от обнаруженных нарушений составляют подробный план диагностического исследования и лечения, оформляют документацию.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Больному 25 лет. Жалобы на жжение и болезненность слизистой оболочки полости рта в течение 2-х дней. Начало заболевания связывает с приемом антибиотика, который был назначен по поводу общего заболе­вания. При осмотре выявлена гиперемия слизистой твердого неба, язы­ка, щек.

Укажите методы исследования, необходимые для постановки диагноза.

2. Больному 36 лет. Жалобы на изменение цвета спинки языка в те­чение 1-го месяца, на боли в области желудка, усиливающиеся сразу после приема пищи. При осмотре язык покрыт коричневым налетом, ните­видные сосочки увеличены.

Какие методы исследования необходимо применить для постановки диагноза?

3. При профилактическом осмотре выявлено пятно на боковой по­верхности языка в области разрушенного левого верхнего восьмого зуба. При поскабливании не сни­мается, безболезненное.

Чем вызвано образование пятна, какой патологический процесс лежит в его основе?

4. У больного 16 лет при осмотре выявлено помутнение и шероховатость слизистой оболочки нижней губы. Больной постоянно прикусывает
губу.

Укажите, какой патологический процесс наблюдается в слизистой оболочке губы.

5. На слизистой оболочке щеки афта. К каким патоморфологическим
элементам поражения относится афта, какие процессы в слизистой обо­лочке лежат в основе ее образования?

6. На губах сухие, прозрачные чешуйки. Какими патологическими про­цессами вызвано появление чешуек?

Задание на дом:

Подготовить материал занятия 2.

Нарисовать схематично высыпные элементы (первичные и вто­ричные).

 

ЗАНЯТИЕ 2

ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Патоанатомия коагуляционного некроза, характерные особенности.

Патоанатомия калликвационного некроза, характерные особенности.

Физиологические процессы, возникающие в тканях организма при
воздействии гальванического тока различной интенсивности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

1. Перечислите, при каких условиях возможно повреждение слизистой
оболочке полости рта различными агентами.

2. Назовите травматические факторы, вызывающие повреждение сли­зистой оболочки полости рта. Дайте их классификацию.

3. Перечислите основные характеристики повреждающего агента, ко­торые в совокупности их действия на слизистую обуславливают осо­бенности клинической картины.

4. Каковы особенности лечения кислотного поражения слизистой оболочки полости рта.

5. Укажите диагностические признаки и особенности лечения щелоч­ных ожогов слизистой оболочки полости рта.

6. Гальванический синдром. Патогенез, клиника, диагностика, особен­ности лечения больных с гальваническим синдромом.
Дифференциальная диагностика.

7. Лейкоплакия слизистой оболочки полости рта. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика лейкоплакии.

8. Особенности лечения различных клинических форм лейкоплакии.

9. Профилактика заболевания. Профилактика рака.

10. Выпишите лекарственные препараты, необходимые для обработки
слизистой оболочки полости рта:

а) при остром кислотном некрозе СОПР;

б) при повреждении СОПР концентрированным раствором ще­лочи.

11. Решите задачи.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Травматические повреждения слизистой оболочки полости рта, в зависимости от причины их вызвавшей, классифицируются на: механи­ческую, химическую, физическую травму и комбинированные повреж­дения слизистой оболочки полости рта. В зависимости от времени воздей­ствия повреждающего фактора на слизистую - острые и хронические.

 

Химическая травма (острая)

Возможно повреждение слизистой при проведения стоматологических манипуляций врачом-стоматологом, протравочный веществом мы­шьяковистая паста, формалин-резорциновая смесь, эфир, спирт и др. либо в результате бытового, чаще несчастного случая.

При повреждении кислотой развивается коагуляционный некроз — образование плотной коагуляционной пленки, плотно соединенной с подлежащими тканями с воспалением и отеком окружающей слизистой.

Клиническое течение более благоприятное, нежели при повреждении слизистой щелочью.

Травма щелочью вызывает калликвационный некроз слизистой - по­ражение, неравномерное по глубине, ткани, студенистой консистенции, без четкой демаркационной границы с нижележащими слоями слизис­той. Вероятно присоединение, вторичной инфекции. Повреждение сопро­вождается значительным отеком и воспалением тканей, и резкими боле­выми ощущениями.

Особенности лечения.

1. Промывание нейтрализующими растворами, либо просто водой. При ожоге слизистой мышьяковистой пастой - аппликации слизис­той 5% раствором унитиола или пенициллина.

2. Защита поврежденного участка слизистой от вторичного инфици­рования — обработка 1% водным раствором основного фуксина или метиленовой сини. При коликвационном некрозе — удаление некротизированных тканей растворами протеолитических ферментов и полоскания ра­створами антисептиков. Рекомендуются полоскания настоем зеленого чая, ромашки, шалфея.

3. На стадии эпителизации применяются средства, ускоряющие эти процессы: желе солкосерила, лизоцим, масло облепихи, шиповника, каротолин и др.

 

Хроническое воздействие кислот и щелочей низкой концентрации возможно у рабочих химического производства. Изменения слизистой обо­лочки имеют диффузный характер. При кислотном раздражении эпите­лий утолщается, слизистая отечна, цианотична. При раздражении слизи­стой щелочами — слизистая отечна, усиливается десквамация. На отпе­чатках-мазках видны конгломераты эпителиальных клеток с хорошо ви­димыми ядрами.

Профилактика: Проведение мероприятий по охране здоровья рабо­чих; усовершенствование технологии производства и обязательное исполь­зование средств индивидуальной защиты. Полоскание полости рта под­кисленной или щелочной водой.

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ -формируется в результате хро­нического воздействия гальванического тока различной силы на слизис­тую оболочку полости рта. Характерными симптомами являются паресте­зии слизистой, гипосаливация (возможна и гиперсаливация), различные общие симптомы дисфункции вегетативной нервной системы.

Источником гальванического тока являются разнородные металли­ческие включения полости рта (металлические протезы, пломбы, вклад­ки). Интенсивность тока зависит от положения металлов в таблице Мен­делеева, электролитических свойств слюны.

Клиническая картина определяется, в значительной мере, функци­ональным состоянием нервной системы больного и силой гальваничес­кого тока.

Лечение. Обязательное удаление разноименных металлов из полости рта. Рациональное протезирование. Психотропная терапия.

 

ЛЕЙКОПЛАКИЯ (белое пятно) — хроническое заболевание крас­ной каймы и слизистой оболочки полости рта, иногда и других органов слизистых (половых органов, мочевого пузыря, прямой кишки). Лейкоп­лакия является состоянием слизистой, сопряженным с хроническим вос­палением и ороговением слизистой, наблюдается чаще в возрасте старше 40 лет.

 

Лейкоплакию рассматривают, как реакцию слизистой оболочки на экзогенное раздражение. Наиболее частой причиной является курение, а также механическое раздражение острыми и неровными краями зубов, недоброкачественными протезами, гальваническим током.

 

В качестве предрасполагающего фактора в этиологии заболевания могут быть выделены недостаток витамина А, гормональные нарушения, заболевания желудочно-кишечного тракта и повышение содержания холестерина в крови, профессиональные вредности.

Клиническая картина заболевания неоднородна. Выделяют несколь­ко клинических форм: простая, эрозивно-язвенная, гиперкератотическая и веррукозная. Все клинические формы являются стадиями заболевания. Локализация лейкоплакии определяется местом воздействия раздражаю­щего экзогенного фактора. Наиболее часто на слизистой щек, боковой поверхности языка, слизистой неба, альвеолярного отростка, дна полос­ти рта, а также красной кайме.

На слизистой образуются ороговевшие бляшки неправильной фор­мы, напоминающие рисунок мозаики или булыжной мостовой. В даль­нейшем очаг поражения может приподниматься над окружающей слизистой за счет интенсивного ороговения и пролиферации слизистой (гиперкератотическая форма), либо изъязвления ороговевшей слизистой и инфильтрации тканей (эрозивно-язвенная форма).

В некоторых случаях, на патологически измененной слизистой об­разуются папилломатозные разрастания с интенсивно ороговевшим эпи­телием (веррукозная форма). При окрашивании измененного участка сли­зистой оболочки раствором Писарева: бляшки имеют серо-белесоватый цвет, разделяющая их слизистая — бурый цвет различной интенсивности, в зависимости от степени ее воспаления.

 

Лейкоплакия - понятие клиническое. Гистологическая картина ха­рактеризуется гиперплазией эпителия акантозом, гиперкератозом, папил-ломатозом, субэпителиальной клеточной инфильтрацией. Граница между эпителием и собственной слизистой четкая. Клетки базального слоя пра­вильные со значительным количеством митозов. Наблюдаются различные признаки эпителиальной атипии (анизоцитоз, дисплазия, патологические митозы).

Основываясь на этих изменениях, лейкоплакию относят к предрако­вым заболеваниям с различной угрозой малигнизации, в зависимости от клинической формы и особенностей гистологических изменений. Заболе­вание следует дифференцировать с красным плоским лишаем, эритематозом, сифилитическими папулами, некоторыми формами кандидоза.

Лечение. Необходимо устранить факторы, раздражающие слизистую оболочку. Провести тщательную санацию и рациональное протезирование. Исключить раздражающую пищу.

Для нормализации обменных процессов слизистой проводят аппли­кации бальзамом Шостаковского, каротолина. Диспансерное лечение с вызовом больных к стоматологу, определяемым по времени клинической формой заболева­ния.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

К врачу-стоматологу обратился мужчина 37 лет с жалобами на
выраженную боль в полости рта. При опросе врач выяснил, что больной
употребил для полоскания полости рта жидкость из флакона, где ранее,
находился зубной эликсир, и который, вероятно, был заполнен другой,
неизвестной жидкостью. Сразу после полоскания полости рта он почувствовал жгучую боль и спустя несколько часов, обратился к врачу. При осмотре
— слизистая полости рта гиперемирована, в области слизистой щеки, со­ответственно второму моляру справа, эрозия размером 2x2 см, покрытая
плотной белой пленкой. Больной указывает, что неоднократно прикусы­вал щеку в этой области.

Назовите причины, вызвавшие описанные изменения слизистой. По­ставьте диагноз.

Больной М., 25 лет взял из больничной аптечки флакон с жидко­стью, предполагая, что это спирт. Сразу после попадания жидкости в по­лость рта почувствовал жжение, которое переросло в нестерпимую боль.
Срочно обратился к врачу. При oсмотрe на десне нижней челюсти и сли­зистой нижней губы обширные участки некроза мягкой консистенции,
студнеобразного вида без четких границ. Назовите, к какой группе относится вещество, примененное больным.

При случайном осмотре полости рта пациент обнаружил на сли­зистой щек, справа и слева, белые точечные высыпания, слившиеся в рисунок в виде листьев папоротника. Для лечения начал самостоятельно прикладывать спирт на очаги поражения. Через 3 дня состояние ухудши­лось, присоединилась боль в полости рта. Больной обратился к врачу, который обнаружил на слизистой щек справа и слева участки гиперемии, эрозии, окруженные по периферии папулами, слившимися в рисунок. Из анамнеза врач выяснил, что у пациента ранее появлялись эрозии на сли­зистой оболочке, которые проходили при содействии врача.

Поставьте диагноз и обоснуйте его.

 

Больная 36 лет жалуется на вкус металла в полости рта, появились
эти ощущения вскоре после протезирования. Объективно: слизистая полости рта несколько анемична, без пато­логических изменений и высыпаний. Больная протезирована. На верхней челюсти мостовидные протезы из золота, на нижней челюсти — съемный протез с кламерами из КХС.

Предложите Ваш план обследования больной.

Больной 62 лет обратился по поводу болей в области слизистой
дна полости рта. Считает себя практически здоровым человеком. Курит
давно и много. Раньше курил трубку, перешел на сигареты. Пользуется съемным протезом нижней челюсти более пяти лет. Объективно: полость рта не санирована. Съемный протез нижней челюсти поломан, больной более месяца пользуется двумя половинками протеза. В области дна полости рта участок ороговевшей слизистой с изъяз­влением в центре. Края язвы плотные, в основании язвы - инфильтрат. Дно язвы выполнено грануляциями, кровоточащими при касании инст­рументом.

Поставьте диагноз. План лечения больного.

Задание на дом:

Подготовить материал занятия 3.

- Выпишите лекарственные средства, применяемые для лечения
язвенной формы лейкоплакии.

Нарисуйте схематично патологические изменения СОПР при гиперкератотической форме лейкоплакии.

 

ЗАНЯТИЕ 3,4

ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Дайте микробиологическую характеристику аутогенной микрофлоры
полости рта.

Перечислите факторы, благоприятствующие фузоспирохетозу,
патогенетическое значение фузиформных бактерий.

Дайте микробиологическую характеристику грибов рода Кандида.

Перечислите факторы, способствующие развитию кандидомикоза.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

1. Дайте определение язвенно-некротического гингиво-стоматита
Венсана.

2. Перечислите основные этиологические факторы заболевания.

3. Расскажите патогенез язвенно-некротического гингиво-стоматита.

4. Назовите основные клинические и лабораторные признаки язвенно-некротического гингиво-стоматита.

5. Составьте схему ориентировочного действия лечения больного с яз­венно-некротическим гингиво-стоматитом.

6. Перечислите основные мероприятия по профилактике рецидивов
язвенно-некротического гингиво-стоматита.

7. Назовите причины, способствующие возникновению острого и хро­нического кандидоза слизистой оболочки полости рта.

8. Назовите клинические признаки проявления кандидоза на слизис­той оболочке полости рта, методы лабораторной диагностики.

9. Перечислите и обоснуйте принципы комплексной терапии больных
кандидозом слизистой оболочки полости рта.

10. Определите меры про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.014 с.)