Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детская психотерапия и психокоррекцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическая работа с детьми дошкольного возраста — это целый комплекс специализированных видов деятельности, которым обязан владеть подготовленный в этой области специалист. Основными функциями педагога-психолога, работающего в детском дошкольном учреждении, являются создание условий, способствующих охране в первую очередь психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. В связи с тем что маленький ребенок имеет тесную эмоциональную связь с родителями, его сверх-Я, т.е. та часть личности, которая включает в себя комплекс социальных запретов и предписаний, не развита, самостоятельно существовать, принимать решения ребенок не может, желательно начало работы с малышом предварять встречей с родителями. Это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, необходимы анамнестические данные о ребенке, во-вторых, эффективная коррекционная работа невозможна без сотрудничества с родителями, а в части случаев — без изменений в их поведении. Всего этого, а особенно последнего, без психологического консультирования добиться невозможно. Кроме того, во время консультации родитель (воспитатель) формулирует запрос, исходя из которого психолог выстраивает свою дальнейшую работу с ребенком. Психодиагностика — это способ выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей ребенка с помощью специально разработанных и стандартизированных методик. Для составления наиболее полного представления о ребенке необходимы, как минимум, два вида диагностики: диагностика познавательной деятельности и диагностика эмоционально-личностной сферы. Для проведения психодиагностики следует владеть большим набором психодиагностических методик, адаптированных специально к определенному детскому возрасту, и четко знать возрастную периодизацию развития психических функций. Диагностика познавательной деятельности — это измерение познавательных функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Чем взрослее становится ребенок, тем шире перечень диагностируемых познавательных функций. Если в возрасте 3 лет основной акцент делается на развитие различных сторон восприятия, то к 6 годам требуется более глубокая диагностика уже всех высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, произвольности и т.д.) с особым акцентом уже на функцию мышления. Таким образом, с возрастом меняется не только широта охвата высших психических функций при диагностике, но может изменяться и расстановка акцентов. Диагностика эмоционально-личностной сферы — это выявление и измерение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка. В данном диагностическом разделе основное место занимают проективные методики, которые связаны с использованием различных материалов для проекции (вынесения вовне) личностных конструктов и эмоциональных состояний. Поэтому необходим определенный уровень сформированных познавательных функций и моторных навыков. Этот уровень обычно формируется к 5 годам. В связи с этим эмоционально-личностную диагностику в полном объеме принято проводить начиная с этого возраста. Исходя из результатов диагностики познавательной деятельности, психолог всегда может подобрать тот объем методик, с которым может справиться каждый конкретный ребенок. Вот почему диагностику познавательной деятельности следует проводить в первую очередь. Для диагностики эмоционально-личностной сферы рекомендуется узнать характер внутрисемейных отношений, определить уровень тревожности, количество страхов, диагностику коммуникативной сферы, агрессии, самооценки. Следует помнить, что ребенок — это не набор функций, а единый организм. Поэтому как уровень развития познавательной сферы влияет на результаты и качество проведения диагностики эмоционально-личностной сферы, так и уровень тревожности, характер самооценки, количество страхов и т.д. будут влиять на различные виды познавательной деятельности: скорость и качество запоминания, работоспособность, колебание внимания, скорость мыслительных процессов, развитие моторики и произвольности. Эти две сферы психической деятельности ребенка взаимосвязаны: негативный эмоциональный фон может оказать сильное влияние на результаты диагностики познавательной деятельности, а от уровня интеллекта зависит сама диагностика эмоциональной сферы и эффективность дальнейшей психотерапии. Под детской психотерапией понимают лечебное воздействие на психику ребенка вербальных и невербальных методов. Объектом психотерапии являются внутренние конфликты ребенка, порождающие тревожность, с которыми он пытается справиться с помощью защитных механизмов. Цель психотерапии — разрешение этих конфликтов, снятие тревожности и ее внешних проявлений в виде невротических симптомов. Изначально детская психотерапия существовала в виде детского психоанализа, основа которого была заложена Анной Фрейд (дочь З.Фрейда), работа которой «Введение в технику детского психоанализа», вышедшая в 1927 г., явилась плодом длительной психотерапевтической практики. А. Фрейд впервые описала структуру психики ребенка в момент тревожной ситуации и те способности с помощью которых ребенок сам может справиться с тревожностью (специфически детские защитные механизмы): детское фантазирование, отрицание в слове и действии, детская навязчивость. На основе этих представлений А. Фрейд разработала принципы детской психотерапии, которые остаются базовыми для психотерапевтов самых разных направлений. Основной детский конфликт происходит между желаниями ребенка и требованиями окружающего мира. Изначально решается вопрос: «Что победит — принцип удовольствия или принцип реальности?» Для защиты от реальности появляется фантазирование как иллюзорная защита от действительности. Детская фантазия — это отрицание существования объективных источников тревоги и неудовольствия. В процессе фантазирования внутренний конфликт выносится наружу, прорабатывается тем или иным способом, а результат в силу размытости у ребенка границы между фантазированием и реальностью настолько же правдив для него, как если бы ситуация разрешилась в действительности. Способы проработки, т.е. методы, которые использует психотерапевт, основываются на представлении о том, что наиболее развитым у ребенка дошкольного возраста является наглядно-образное мышление, а ведущей деятельностью, согласно Д.Б.Эльконину, — игровая. Кроме того, ребенок в дошкольном возрасте автосуггестивен, т.е. для самоуспокоения может длительное время повторять одни и те же стереотипные фразы, придуманные им самим или услышанные от взрослого: «Моя мама скоро придет», «Я совсем большой, как папа». Из этого следует, что во всех психотерапевтических методах должен быть элемент фантазии и игры, а приобретенный ребенком опыт может быть представлен для него в виде коротких автосуггестивных фраз. Наиболее распространенными методами, используемыми в детской психотерапии, являются игровая психотерапия, арттерапия, сказкотерапия. Игровая психотерапия — метод, когда ребенок получает возможность «проиграть» свои чувства и проблемы. Для этого используется специально оборудованный кабинет, в котором имеется определенный набор материалов, игрушек, костюмов, масок, т.е. все то, что достаточно быстро может помочь ребенку воспроизвести проблемную ситуацию. Эти предметы должны быть простыми, чтобы не подавлять спонтанного фантазирования ребенка, во время которого вырисовываются контуры проблемной ситуации. Ребенок может играть как в режиссерские игры с игрушками, в которых он принимает на себя по очереди роли всех персонажей, выступая в качестве «режиссера», так и сюжетно-роле вые игры с использованием костюмов, масок и т.д. Игровая терапия может быть директивной — психотерапевт явно берет на себя ответственность за руководство и интерпретацию игры или недирективной — управление игры осуществляется неявным способом и, с точки зрения ребенка, терапевт выступает в роли стороннего наблюдателя. И в том и в другом случае психотерапевт служит проводником для ребенка в мире его конфликтов и фантазий. Сказкотерапия как способ лечения сказками, по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказку либо рассказывает психотерапевт, либо врач и ребенок складывают сказку вместе. В случае совместного придумывания сказки врач постепенно и неторопливо проясняет суть проблемы (фокусировка), в ситуации рассказывания сказки он транслирует ребенку способы решения проблемы, заранее заложенные в сказочный сюжет. Психотерапевт может сам придумывать сказки, или брать известные ребенку сюжеты, в любом случае терапевтический эффект связан с особыми способом и планом изложения этой сказки. Сказкотерапия — это метод, который может использоваться для работы с детьми начиная с 3 лет, так как от него не требуются те операциональные системы, которые необходимы для игровой терапии или арттерапии, но у ребенка младшего дошкольного возраста еще не развиты. Арттерапия — это лечение образом и изображением, позволяющее вывести конфликт на поверхность и проработать его с помощью изменения изображения, формы, уничтожения и т.д. В данном случае не важны сложность рисунка, его технические подробности, формальные характеристики, оригинальность, вычурность или, наоборот, стандартность. Важен конфликт, проецируемый с помощью изображения на бумагу. Психотерапевт не обращает внимания на технику изображения, не помогает рисовать, не исправляет рисунок. В рамках этого вида терапии существуют спонтанное рисование и рисование на заданную врачом тему. При использовании второго способа важно помнить, психотерапевт не должен поощрять свободу фантазии, хотя дети занимаются арттерапией, которая, как может показаться на первый взгляд, активно развивает творческое мышление. Все внимание концентрируется на конфликте. Ребенок не может свободно порождать любые образы, они фрустрируются психотерапевтом, так как выступают в роли защит, помогающих избежать встречи с проблемой, уводящих от болезненного контакта с ней. Неверно думать, что область арттерапии лежит в пределах рисования. Это и работа с пластилином, глиной, тестом, аппликацией. В ней также активно используется рисование пальцами, ногами, даже бодиарт. Дети рисуют не только на бумаге за столом, но и на полу, на стенах. Для занятия арттерапией нужно не только владеть определенными психотерапевтическими техниками, но иметь специально подготовленное помещение, в котором можно спокойно работать, не боясь что-либо испачкать или испортить. Все перечисленные методы часто используются в комплексе. Специалист в области детской психотерапии обязан владеть ими всеми, потому что нередко Сказкотерапия сопровождается активной игровой деятельностью, многим упражнениям в арттерапии предшествует игровой сюжет или сказка и т.д. Психотерапевтические сеансы могут быть как индивидуальными, так и групповыми (психотренинг). Но групповая работа возможна с детьми не моложе 6 — 7 лет из-за эгоцентричности детского мышления.
Лекция № 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.01 с.) |