Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о рациональном питании, его особенностях у детей

Поиск

Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье де­тей, является полноценное в количественном и качественном от­ношении питание.

Продукты питания в организме ребенка выполняют как строи­тельную (пластическую), так и энергетическую функцию. В про­цессе переваривания сложные составные части пищи расщепля­ются и через стенки кишечника всасываются в кровь, кровь дос­тавляет питание всем клеткам организма. В результате сложных изменений, происходящих в клетках, пищевые вещества превра­щаются в составные части самой клетки. Этот процесс называется ассимиляцией. В процессе ассимиляции клетки обогащаются не толь­ко строительным материалом, но и заключающейся в нем энер­гией.

Наряду с процессом ассимиляции в организме непрерывно идет и процесс распада — диссимиляция органических веществ, в ре­зультате которого освобождается скрытая (химическая) энергия, при необходимости превращающаяся в другие виды энергии: ме­ханическую и тепловую.

Каждая отдельная реакция возможна только в присутствии спе­циального ускорителя — катализатора, называемого ферментом, или энзимом. В состав ферментов входят более простые компонен­ты — коферменты, многие из которых содержат витамины и мине­ральные вещества.

Основной обмен. Все процессы, протекающие в организме, тре­буют определенных затрат энергии, образование которой обеспе­чивается введением пищевых продуктов. Расход энергии в количе­ственном отношении и поступление ее в организм выражают в тепловых единицах — калориях. Большая калория равна количе­ству тепла, необходимого для повышения температуры 1 л воды на 1 °С.

Минимальное количество энергии, необходимое для обеспе­чения потребности организма, находящегося в состоянии полно­го мышечного и нервного покоя, является энергией основного обмена. Основной обмен на единицу массы тела у детей значи­тельно повышен, так как в процессе роста и формирования но­вых клеток и тканей энергии затрачивается тем больше, чем мо­ложе ребенок. При физической и умственной работе обмен увели­чивается, при этом общее количество пищевых веществ, требую­щихся для его поддержания, возрастает.

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только пре­дохраняют организм от болезней, связанных с их дефицитом (цин­га, пеллагра, рахит и др.), но являются составными элементами тканей. Без витаминов, продуктов их биотрансформации, коферментных форм задерживаются все реакции, протекающие в орга­низме, нарушается нормальный обмен веществ, страдают пище­варение, кроветворение, снижаются работоспособность и вынос­ливость.

По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Вместе с тем организм детей младшего воз­раста может усвоить далеко не всякую пищу. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, содержать в достаточ­ном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, вита­мины, минеральные вещества и воду.

СОСТАВ ПИЩИ

Белки

Интенсивная динамика развития ребенка требует сравнительно большого количества белков, которые являются основным пластическим материалом. Кроме того, белки принимают активное участие в иммунных процессах, поддерживают осмотическое давление, участвуют в процессах свертывания крови (фибриноген), осуществляют мышечное сокращение, облада­ют энергетической ценностью. При недостатке белка в рационе питания у ребенка пропадает аппетит, появляются слабость, ребенок быстро утомляется, наступает апатия, а в тяжелых случаях могут возникнуть задержка развития, включая замедление роста нижних конечностей, также пищевая дистрофия, сопровождаю­щаяся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстрой­ствами.

В возрасте от 1 года до 3 лет общая суточная потреб­ность в белках должна составлять 53 г, от 4 до 7 лет — 68 г. Из них белки животного и растительного происхождения составляют со­ответственно 37 и 44 г.

Наибольшее количество белка (16 — 25 %) содержат такие про­дукты питания, как мясо, рыба, сыр, бобовые растения (16 — 25%), яйца, творог, пшеница, рожь, гречиха, пшено (8—15%), молоко, кефир (3 — 5%), фрукты и овощи (0,5 — 2,5 %). Все аминокислоты, необходимые человеку, входят в состав белков, содержащихся главным образом в продуктах животного происхождения (мясо, рыба, яйцо, молоко и др.). Белки перечис­ленных продуктов успевают почти полностью расщепиться, про­ходя по пищеварительному тракту человека, причем около 95 % входящих в них аминокислот переходит в кровь, чего не наблюда­ется с белками растительного происхождения. Так, белки пшени­цы расщепляются и всасываются на 85 %. ржаной муки — лишь на 65 %. Важно, чтобы продукты животного происхождения пре­обладали в пище ребенка или, по крайней мере, составляли не менее 75 % от его пищевого рациона. Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с другими пищевы­ми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

Жиры

Жиры, как и белки, участвуют в строении клеток организма, являются источником энергии, а также носителями ряда витами­нов (A, D, Е, К). Часть жиров откладывается в печени, мышцах, под кожей, в сальнике, около почек и т.д., фиксируя и защищая многие органы, сосуды и нервы от травм, а весь организм в целом — от излишних теплопотерь. Жиры существенно улучшают вкус пищи. Отложение жира в организме зависит от пола, возраста, характера жизни, работы и т.д. Сливочное масло (в нем содержатся витамины А и D) хорошо усваивается детским организмом, так как температура плавления этого жира ниже температуры тела ребенка (24 — 26 °С). Говяжий (температура плавления 41 — 43 °С) и тем более бараний жир (тем­пература плавления 44 — 51 °С) лучше исключить из рациона детей первых лет жизни, так как эти жиры трудно усваиваются дет­ским организмом. Растительные жиры (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло и др.), имея низкую температуру плавления, легко усваиваются организмом, не раздражают кишечник, одна­ко они не содержат нужных ребенку витаминов и лецитина, а поэтому могут употребляться лишь в небольших количествах, со­ставляя 20 — 25 % от всего суточного рациона жиров. Детям перво­го года жизни на 1 кг массы тела требуется в среднем 6 г жира, от 1 года до 3 лет — суточная потребность составляет 53 г, от 4 до 7 лет — 68 г.

Углеводы

Углеводы выполняют в организме главным образом энергети­ческую функцию. Как известно, в состав углеводов входят угле­род, водород и кислород (СН2О)п, что послужило основанием назвать их углеводами.

Все углеводы делят на 2 группы: простые и сложные. К про­стым относятся моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза), к сложным — полисахариды (крахмал, гликоген, пектиновые вещества, клетчатка). Обе группы углеводов входят в состав продуктов растительного происхождения: овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде саха­ров, крахмала, клетчатки. В организме человека и животных угле­воды встречаются в виде животного крахмала — гликогена.

Более простые углеводы — сахара (глюкоза, фруктоза, галак­тоза и др.) — имеют сладкий вкус и быстро распадаются в орга­низме. Более сложные углеводы — полисахариды, к которым от­носятся крахмал растений, клетчатка, содержащаяся в оболочках растительных клеток, разлагаются в организме довольно медлен­но. Клетчатка стимулирует перистальтику кишечника, способствует выведению из организма холестерина, оказывает нормализующее влияние на моторную функцию желчевыводящих путей.

В крови человека сахар циркулирует главным образом в виде глюкозы, количество которой довольно постоянно. Часть глюко­зы распадается в организме на воду и углекислый газ, что сопро­вождается выделением энергии; часть ее синтезируется и откла­дывается в печени и мышцах.

Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от возраста. характера деятельности человека и качества других пищевых ве­ществ, потребляемых им. Дети до года на 1 кг массы тела должны получать 13 г углеводов в сутки, от 1 до 3 лет физиологическая потребность в сутки составляет 212 г, от 3 до 7 лет — 272 г углево­дов. Потребность в углеводах на 50 % покрывается за счет сахара.

При большом поступлении сахара и сладких продуктов в ки­шечнике у ребенка могут возникнуть чрезмерное брожение, уси­ленная перистальтика (движение стенок кишок); возможен час­тый стул. У некоторых детей от избытка углеводов, особенно саха­ра и шоколада, появляются зудящая сыпь, экзема, краснеют и воспаляются веки (блефарит).

К основным нарушениям углеводного обмена у детей относят­ся сахарный диабет, непереносимость фруктозы и глюкозы, де­фицит в кишечнике ферментов, расщепляющих углеводы (лакто­за, мальтоза), сопровождающийся диареей.

Витамины

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины — пищевые веще­ства, необходимые для поддержания жизненных функций. Орга­низм человека и животных не синтезирует ряд витаминов или синтезирует в недостаточном количестве и поэтому должен полу­чать их в готовом виде.

Коферменты, соединяясь со специфическими белками, образуют ферменты — истинные катализаторы разнообразных биохимиче­ских реакций, лежащих в основе физиологических функций жи­вого организма. Они не только предохраняют организм от болез­ней, возникающих при их недостаточности (цинга, пеллагра, ра­хит и др.), но и являются составными элементами тканей.

Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма и высокой устойчивости к неблаго­приятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.

Русский врач Н.И.Лунин (1881) первый открыл в продуктах питания особо жизненно важные вещества. В 1912г. польский уче­ный К. Функ подтвердил их существование, изучил эти вещества более подробно и назвал их витаминами (от лат. вита — жизнь, амины — соединения азота).

Витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. В настоящее время известно множество витаминов, из которых наиболее изучены витамины А, Вь В2, С, D, Е, К, PP.

В основу классификации витаминов взят принцип растворимо­сти их в воде и жирах, в связи с чем все витамины подразделяют­ся на жирорастворимые и водорастворимые. К жирорастворимым относятся витамины A, D, Е, К и др., к водорастворимым — ви­тамины группы В, С, Р и др.

Группу соединений, которая синтезируется в организме ре­бенка и обладает витаминной активностью называют витамино-подобными веществами (витамины В4, В8, би, В15, Вт, N, U). Потребность человека в витаминах зависит от возраста, пола, ха­рактера трудовой деятельности, бытовых условий, уровня физи­ческой нагрузки, климатических условий, физиологического со­стояния организма, пищевой ценности питания и других факто­ров. Она повышается при заболеваниях, в условиях продолжитель­ного систематического охлаждения, недостаточной инсоляции, напряженной физической и умственной работы.

Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию болезненного состояния, называемого авитаминозом. Если в организме не хватает несколь­ких витаминов, возникает очень тяжелое заболевание — полиави­таминоз. Недостаток тех или иных витаминов приводит к гипови­таминозу, сопровождающемуся замедлением нарастания, а затем снижением массы тела, общей вялостью, повышенной утомляе­мостью, потерей аппетита, а в некоторых случаях ухудшением зрения, излишней нервозностью, нарушением нормальной функ­ции желудочно-кишечного тракта.

Витамины широко распространены в природе. Они содержат­ся во многих пищевых продуктах, больше всего их в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, кор­неплодах, ягодах. Некоторые витамины (витамины группы В, РР и витамин К) образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Функциональные нарушения и поражения органов пищеварения могут в связи с этим приве­сти к некоторым расстройствам витаминного обмена с последу­ющими нарушениями витаминного баланса. В этих случаях, не­смотря на достаточное введение витаминов с пищей, развивает­ся так называемый эндогенный (внутренний) гиповитаминоз. Длительное применение ряда антимикробных средств, напри­мер антибиотиков, пагубно влияющих на микрофлору кишечника, также может привести к гиповитаминозу (недостаток ви­таминов группы В, РР и К).

Некоторые поражения кишечника, в частности глистные ин­вазии, нарушая процессы всасывания, снижают количество вита­минов в организме. Существует прямая зависимость между состо­янием секреторной функции желудка и усвоением витаминов С и группы В. Поэтому длительные расстройства функции пищевари­тельного тракта могут явиться причиной многообразных наруше­ний витаминного обмена, вызывающих ряд болезненных состоя­ний. Биологическую активность витаминов и их содержание в пи­щевых продуктах выражают в миллиграммах или международных единицах (ME).

Витамин С (аскорбиновая кислота). Этот витамин участвует в окислительно-восстановительных процессах организма, активи­зирует деятельность ферментов и гормонов, рост хрящей и костей (образование белка коллагена), повышает свертываемость крови, снижает скорость оседания эритроцитов, предупреждает отеки и атеросклероз, оказывает положительное влияние на сопротивляе­мость организма к различным внешним воздействиям. Витамин С играет важную роль в поддержании нормального состояния сте­нок капилляров и сохранении их эластичности. При недостатке витамина С наблюдается повышенная ломкость капилляров и склонность к кровоизлияниям.

Гиповитаминоз вследствие недостатка витамина С у детей вы­зывается самыми незначительными заболеваниями и усиливается при кишечных расстройствах и, таким образом, приводит к об­щему ослаблению организма. С уменьшением в организме содер­жания витамина С замедляются процессы роста, снижается со­противляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, работоспособность, появляются вялость, сонливость, боли в сус­тавах, кровоточивость десен. Полная недостаточность витамина С вызывает цингу. Основной симптом цинги — крово­точивость десен, которая приводит к анемии.

Важно отметить, что витамин С в организме человека не обра­зуется и не накапливается, необходимо ежедневное его поступле­ние с пищей.

Витамин С содержится в основном в продуктах растительного происхождения (овощи, зелень, ягоды, плоды шиповника, цит­русовые, сладкий перец, облепиха и др.), а также в молочных продуктах, особенно в весенне-осенний период. При хранении овощей и фруктов витамин С в них разрушается, поэтому к весне, например, картофель содержит только 50 % витамина С от коли­чества, которое было в нем осенью.

Этот витамин малоустойчив к воздействию некоторых факто­ров внешней среды. Под влиянием высокой температуры, осо­бенно при доступе кислорода воздуха, он легко окисляется и разрушается, что необходимо учитывать при кулинарной обра­ботке продуктов. Суточная потребность человека в витамине С 30 — 70 мг.

В результате интенсивной физической и умственной работы, различных заболеваний потребность организма в витамине С воз­растает, поэтому и дозировка его должна быть увеличена. К концу зимы, когда витамина С в растительных и молочных продуктах становится мало, его недостаток можно компенсировать приемом аскорбиновой кислоты (синтетически приготовленный витамин С), драже с витамином С, витаминизированным сиропом, а так­же настоем из плодов шиповника.

В дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, детских молочных кухнях С-витаминизацию следует проводить круглогодично. Содержание аскорбиновой кислоты в ежедневном рационе питания детей до 1 года должно быть 30 — 40 мг, от 1 года до 3 лет — 45 мг, от 4 до 7 лет — 60 мг, для детей и подростков от 12 до 17 лет — 70 мг, для взрослых — 80 мг, для беременных — 100 мг и для кормящих матерей — 120 мг.

Витамин Р. Отмечается выраженный синергизм витаминов Р и С в проявлении биологического действия. В растительной при­роде выявлено большое количество веществ, обладающих Р-витаминной активностью. Все они получили общее название биофлавоноидов.

Основная биологическая роль биофлавоноидов заключается в их капилляроукрепляющем действии и снижении проницаемости сосудистой стенки. Кроме того, они активизируют окислительные процессы в тканях, способствуют образованию и удержанию в организме витамина С, нормализуют функцию щитовидной же­лезы, стимулируют функции печени, при кровотечениях снижа­ют их продолжительность, повышают активность свертывающей системы крови.

При гиповитаминозе Р могут наблюдаться повышенная утом­ляемость, боли в конечностях, возникают мелкоточечные крово­излияния на коже и слизистых оболочках. В организме человека этот витамин не синтезируется.

Витамин Р содержится в растительных продуктах: черноплод­ной рябине, черной смородине, шиповнике, цитрусовых, земля­нике, винограде, моркови, свекле, картофеле и др.

Суточная потребность в витамине Р составляет у детей до 1 года 15 мг, старше года — 25 — 30 мг.

Витамины группы В. Эти витамины участвуют в процессах роста и обмена, особенно белкового и углеводного, способствуют нор­мальному кроветворению. При недостатке в организме одного из витаминов группы В (или всего комплекса в целом) нарушается деятельность нервной системы и желудочно-кишечного тракта.

Витамины данной группы содержатся почти во всех раститель­ных и молочных продуктах. Много их в пекарских дрожжах, мясе, печени и особенно в оболочках и зародышах зерен. Указанная груп­па витаминов отсутствует в муке тонкого помола, хорошо очищен­ном, так называемом полированном, рисе, в перловой крупе.

Витамины группы В хорошо растворимы в воде, малочувстви­тельны к воздействию кислорода воздуха и кислоты, устойчивы к высоким температурам, хорошо переносят температуру выше 100 °С в кислой среде, но в щелочной и нейтральной средах быстро раз­рушаются, что надо учитывать при кулинарной обработке пищи. Как и витамин С, витамины группы В во время варки продуктов в воде частично переходят в нее.

Витамин В1 (тиамин) участвует в обмене белков и особенно углеводов. Недостаток его в организме приводит к неполному сгора­нию углеводов и накоплению продуктов их промежуточного об­мена — молочной и пировиноградной кислот,

Тиамин оказывает влияние на нейрогуморальную регуляцию, а также повышает двигательную и секреторную функции же­лудка. При отсутствии в организме витамина В1 развивается тя­желое заболевание бери-бери (в переводе с индийского оковы). У больных поражаются двигательные и чувствительные нервы, они с трудом передвигаются. Кроме того, эта болезнь вызывает нарушение секреторной, моторной и всасывающей функций же­лудочно-кишечного тракта. В России это заболевание не встре­чается.

Преимущественное потребление рафинированных углеводистых продуктов — хлебобулочных изделий из муки высшего сор­та — приводит к резкому снижению содержания тиамина в пище­вом рационе. Усиленное потребление кондитерских изделий и дру­гих сладких продуктов перегружает рацион легкоусвояемыми низ­комолекулярными углеводами, что резко повышает потребность в тиамине.

Недостаток витамина влияет, прежде всего, на состояние ЦНС: наблюдаются повышенная утомляемость, ухудшение аппе­тита, снижение массы тела, поражения периферических нервов, нарушение функции сердечно-сосудистой системы. Витамин В, способствует росту и развитию детей. Он необходим для восста­новления работоспособности при физическом и нервном утомле­нии и переутомлении, а также желудочно-кишечных расстрой­ствах, язвенной болезни желудка и кишечника. Детям до 1 года требуется 0,5 мг, от 1 года до 3 лет — 0,8 мг, от 4 до 6 лет — 1 мг, от 6 лет и старше — 1,4 мг.

Основной источник витамина В, — зерновые культуры, пекар­ские дрожжи, а также продукты животного происхождения: пе­чень, говядина, птица.

Витамин В2 (рибофлавин) принимает участие в регуляции про­исходящих в клетках и тканях процессов окисления и восстанов­ления, в процессах роста. Он оказывает нормализующее влияние на функцию органа зрения: повышает темновую адаптацию, вос­приятие цвета.

Недостаток витамина В2 в организме приводит к нарушению нормальной функции центральной нервной и сосудистой систем. При этом на слизистой оболочке рта, языке появляются кровото­чащие, плохо заживающие трещины; на коже, в области рта, носа, глаз — экзема; веки глаз воспаляются, наблюдаются слезотече­ние, светобоязнь, иногда понижается слух.

При недостатке витамина В2 в организме возможно нарушение функции капилляров, проявляющееся в понижении их тонуса, расширении просвета и нарушении кровотока. Снижаются функ­ции печени и желудочная секреция. Он устойчив во внешней сре­де, хорошо переносит нагревание, но под действием солнечного света переходит в неактивную форму и теряет свои витаминные свойства. У человека рибофлавин может синтезироваться микро­флорой кишечника.

Рибофлавин имеется в молочных продуктах, мясе, рыбе, хле­бе, гречневой и манной крупах, овощах и фруктах. Высоким со­держанием рибофлавина отличаются дрожжи. Суточная потреб­ность в витамине В2 составляет для детей до I года 0,6 мг, от 1 года до 3 лет — 0,9 мг, 4 — 6 лет — 1,0 мг, 7 — 8 лег — 1,4 мг.

Витамин В6 (пиридоксин) участвует в азотистом обмене, уве­личивает количество гликогена в печени, уровень лецитина, влияет на гемопоез.

Недостаточное поступление витамина проявляется в замедле­нии роста детей, появлении дерматитов, анемии, повышенной возбудимости. Суточная потребность в витамине составляет от 0,5 До 2 мг. Содержится в зерновых и бобовых культурах, говядине, рыбе.

Витамин Ви (цианокобаламин) тканями животных не образу­ется, синтезируется в кишечнике, используется при образовании нуклеиновых кислот, аминокислот — холина. Он необходим для Нормального кроветворения, созревания эритроцитов, активации свертывающей системы крови, принимает участие в обмене углеводов и жиров. При гиповитаминозе наблюдается анемия, кото­рая характеризуется резким снижением числа эритроцитов в пе­риферической крови, появлением в крови молодых, незрелых форм эритроцитов.

Витамин содержится в печени, мясе, яйцах, рыбе, дрожжах, молоке и кисломолочных продуктах. Суточная потребность детей в зависимости от возраста составляет 0,5 — 2,0 мкг.

Витамин РР (никотиновая кислота). Он содержится в тех же продуктах, что и витамины В1-6. Хорошо сохраняется при сушке, консер­вировании и кулинарной обработке продуктов.

Витамин РР участвует в реакциях клеточного дыхания и во всех реакциях промежуточного (межуточного) обмена. Под влиянием этого витамина нормализуются секреторная и моторная функции желудка, улучшаются секреция и состав сока поджелудочной же­лезы, нормализуются функции печени, ее антитоксическая функ­ция, пигментирование, накопление гликогена и др. Под влияни­ем витамина РР повышается использование организмом расти­тельных белков пищи. Он является не только катализатором, но и участником тканевого обмена головного мозга. Велика его роль в сохранении нормального равновесия процессов возбуждения и тор­можения. Отсутствие витамина в организме человека вызывает тяжелое общее заболевание — пеллагру (в переводе с итальянско­го шершавая кожа).

Частичная недостаточность в организме витамина РР нередко наблюдается при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта или вследствие длительного применения антибиотиков, сульфамидных препаратов. Она может быть причиной снижения аппетита, слабости, головных болей, бессонницы, при этом сни­жается также внимание, ухудшается память, наблюдается повы­шенная раздражительность, дети становятся капризными, плак­сивыми. При разнообразном питании человек получает витамин РР в достаточном количестве. Суточная потребность в витамине РР составляет у детей до 1 года 5 — 7 мг, от 1 года до 3 лет — 10 мг, от 4 до 6 лет — 11 мг, 7 лет — 15 мг.

Витамин А (ретинол). Этот витамин содействует росту всех кле­ток и тканей организма, а также правильной функции желез внеш­ней и внутренней секреции. Он обеспечивает нормальный рост и питание кожи, волос, слизистых оболочек, скелета, принимает участие в жировом обмене, акте ночного и сумеречного зрения, которое осуществляется палочковым аппаратом сетчатки. В палоч­ковых клетках содержится чувствительное к свету вещество — зри­тельный пурпур, или родопсин, представляющий собой соедине­ние белка с ретинолом. Под влиянием света родопсин разлагается. Восстановление его происходит в темноте. Этот процесс задержи­вается или прекращается, если в организме недостает ретинола, в результате чего развивается заболевание гемералопия (куриная сле­пота). Недостаток витамина сказывается и на дневном зрении, вызывая сужение поля зрения и нарушение нормального цвето­ощущения. Роговица глаза подсыхает и мутнеет (ксерофтальмия). Наблюдаются также изменения в верхних слоях кожи, слизистых оболочках дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, по­чек и других органов. Все это приводит к резкому снижению со­противляемости организма к различным микроорганизмам.

Витамин А устойчив к щелочам и нагреванию, но неустойчив к действию кислот, ультрафиолетовых лучей и кислорода возду­ха, под влиянием которых инактивизируется.

Источниками витамина А являются главным образом продук­ты животного происхождения: молоко, сливки, масло. Особенно много витамина А в рыбьем жире, яичном желтке, мясе, печени. В растениях содержится провитамин А — каротин (от латинского слова карата— морковь): в листьях петрушки, салата, щавеля, в капусте, зеленом луке, плодах и овощах, преимущественно окра­шенных в желтый цвет (томаты, морковь, тыква, абрикосы, дыня, рябина и др.), а также в укропе и шпинате. Количество витамина и провитамина А в продуктах уменьшается к весне, поэтому вес­ной рекомендуется дополнительно принимать синтетически при­готовленный витамин (1 — 2 горошины вдень). Витамин А лучше усваивается с жирами, так как хорошо в них растворяется. Суточ­ная доза витамина А для детей до 1 года 0,4 мг, от 1 года до 3 лет — 0,45 мг, от 4 до 6 лет — 0,5 мг, от 6 до 7 лет — 0,7 мг, от 7 до 15 лет — 1,0 мг, такая же, как для взрослых.

Витамин D (кальциферолы). Представлен несколькими разно­видностями: dj, D2, D3, D4, D5. Витамин D играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. В желудочно-кишечный тракт ви­тамин D поступает в виде холекальциферола (D3) с продуктами животного происхождения, а также образуется в коже под влия­нием ультрафиолетовых лучей с длиной волны 290 — 310 нм. В виде лекарственного препарата известен как эргокалъциферол (D2). Ви­тамин D нормализует всасывание из кишечника солей кальция и фосфора, оказывает регулирующее действие на их обмен в орга­низме, способствует превращению органического фосфора тка­ней в неорганические его соединения и отложению фосфата каль­ция в костях, стимулирует рост. Отсутствие его в организме ре­бенка приводит к тяжелому общему заболеванию — рахиту. При рахите нарушается нормальное окостенение, вследствие чего на­блюдается недоразвитие и деформация костей, страдают мышеч­ная, нервная и другие системы организма.

Витамин D содержится в продуктах животного происхожде­ния: рыбе, рыбьем жире (особенно тресковом), икре, яичном Желтке, в свежем молоке и сливочном масле, а также образуется в организме человека и животных под влиянием ультрафиолетовых лучей. Этот витамин устойчив при нагревании до высоких тем­ператур, медленно разрушается под действием минеральных ве­ществ. Суточная потребность в витамине D нормально развиваю­щегося здорового ребенка в возрасте до 3 лет составляет 400 ME (международных единиц), от 4 до 7 лет — 100 ME.

Применять витамин D с лечебной и профилактической целью необходимо с осторожностью. Большие количества его оказывают токсическое действие: падает вес, наблюдается отложение каль­ция в ряде органов, на стенках сосудов. В результате приема боль­ших доз витамина D возможна тяжелая интоксикация.

Витамин Е (токоферол). Этот витамин повышает накопление во внутренних органах всех жирорастворимых витаминов. Установ­лена тесная связь витамина Е с функцией и состоянием эндо­кринных систем, особенно половых желез, гипофиза, надпочеч­ников и щитовидной железы. Как антиоксидант, он защищает кле­точные мембраны от повреждений, принимает участие в обмене белка, нормализует мышечную деятельность, предотвращая раз­витие мышечного утомления. Если в организме беременной женщины отсутствует витамин Е, нарушается обмен веществ и воз­никающие при этом ядовитые продукты вызывают гибель плода. Витамин Е содержится в сливочном и растительных маслах, мясе. печени, яичном желтке, горохе, орехе, кукурузе, овощах. Суточ­ная потребность детей в витамине от 3 до 10 мг.

Следует иметь в виду, что все витаминные препараты дол­жен назначать только медицинский работник. Так, например, ви­тамин С в дозе выше 1000 мг в день может вызвать расстройства пищеварения, а передозировка витамина В6 может стать причиной повреждения нервной ткани, вызвать потерю памяти и нарушения координации движений. При приеме больших доз витамина D на­блюдаются дистрофические изменения в печени.

Минеральные вещества

Детскому организму наряду с основными пищевыми ингреди­ентами требуются минеральные вещества. Они принимают актив­ное участие в росте и развитии костной и мышечной систем, вы­работке иммунитета, обеспечивают нормальное функционирование нервной и эндокринной систем, входят в состав сложных ком­плексов в качестве анионов и катионов, определяя характер их действия (кислотный или щелочной).

Часть минеральных веществ содержится в клетке, а другая часть во взвешенном состоянии в виде ионов — в крови, лимфе и тка­невой жидкости.

В организме человека доказано наличие более чем 80 химиче­ских элементов, содержащихся в макро- и микроконцентрациях, установлено биологическое действие свыше 60 элементов, а 12 из них являются жизненно необходимыми. Они участвуют в строе­нии клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в про­цессе обмена веществ. Определение содержания ряда микроэле­ментов в тканях и биологических жидкостях человека служит важ­ным диагностическим тестом при многих заболеваниях. Роль мно­гих микроэлементов еще полностью не изучена.

В зависимости от количественного содержания минеральные ве­щества в организме подразделяют на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, содержание которых составляет 10~2-—10~3. Микроэлементы: магний, железо, медь, марганец, йод, цинк, фтор, литий и др. — содержатся в минимальных количествах (10~6—10'12).

Кальций является главным строительным материалом кост­ной ткани у детей. Особенно велика потребность в нем в период, когда по мере роста и развития организма происходит интенсив­ное формирование костной ткани и зубов. Основная часть каль­ция (99 %) находится в костной и хрящевой тканях, а также в зубах. Микроэлемент принимает участие в свертывании крови, мы­шечном сокращении, активации ферментов. Соединения кальция укрепляют защитные силы организма ребенка, повышают его ус­тойчивость к неблагоприятным факторам, в том числе к инфек­ционным заболеваниям. Кальций содержится в продуктах молоч­ного происхождения, овощах и фруктах.

Недостаточное поступление кальция может привести к задержке роста и нарушениям в формировании костной системы, разви­тию кариеса зубов, возникновению судорог. Суточная потребность в кальции составляет для детей первого года жизни 400 — 600 мг, 1 - 3 лет — 800 мг, 3 - 7 лет — 1100 мг.

Фосфор (Р), как и кальций, необходим для строения костей. Около 80 % от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной и зубной тканей, около 10 % — в состав мышечной ткани. Достаточное поступление фосфора в организм ребенка (на первом году жизни 300—500 мг, 800 мг для детей от 1 года до 3 лет и 1450 мг от 3 до 7 лет) нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овсянка, пшено) и бобовых растениях.

Соотношение кальция и фосфора в питании детей от 1 года до 3 лет должно быть 1; 1, от 3 до 10 лет — 1: 1,5.

Калий (К) относится к основным внутриклеточным катионам, которые, являясь одним из компонентов калий-натриевого насоса, участвует в проведении и синаптической передаче нервных импуль­сов. Недостаточное поступление калия может привести к задержке роста, нарушению нервно-мышечной и сердечно-сосудистой сис­тем (сонливость, гипотония, изменения сердечного ритма).

Высоким содержанием калия отличаются абрикосы, персики, апельсины, бананы, ананасы, картофель, капуста, морковь, то­маты, салат, шпинат, редька. Суточная потребность в калии у де­тей в возрасте 1 — 3 года составляет 140 мг, 4 — 6 лет — 130 мг, 7-9 лет— 105 мг1.

Натрий (Na) является основным катионом, участвующим в поддержании кислотно-щелочного равновесия и осмотического дав­ления в клеточных и внеклеточных жидкостях. От выведения или удержания натрия зависит регуляция объема внеклеточной жид­кости и плазмы крови. Вместе с калием он участвует в проведении нервных импульсов. Натрий способствует проникновению в клет­ки аминокислот и углеводов, стимулирует работу пищеваритель­ных ферментов. У детей пониженный уровень натрия в крови мо­жет быть следствием заболеваний, которые сопровождаются вы­ведением большого объема жидкости, значительной потерей на­трия с потом, а также вскармливания детей раннего возраста слиш­ком разведенными смесями. При недостаточном поступлении на­трия возможны потеря аппетита (анорексия), жажда, тошнота и рвота, сонливость, сухость кожных покровов, снижение упруго­сти кожи (тургора). Натрий поступает в организм ребенка с пище­выми продуктами, содержащими хлорид натрия. Суточная потреб­ность в поваренной соли у детей варьирует от 0,2 (если масса тела менее 25 кг) до 5 —6 г/кг (если масса тела более 25 кг).

Магний. (Mg) принимает участие в процессах, определяющих нервно-мышечную возбудимость, в расщеплении АТФ, входит в состав различных ферментных систем, а также костной ткани и зубов. Магний обладает антиспастическим и сосудорасширяющим свойствами, стимулирует перистальтику кишечника, повышает желчевыделение. Недостаточное поступление магния сопровож­дается повышением нервно-мышечной возбудимости, желудоч­но-кишечными расстройствами (диарея). Суточная потребность в магнии составляет для детей 1 года 55 — 70 мг, от 1 года до 3 лет — 150 мг, от 3 до 7 лет — 300 мг. Источниками магния служат бобо­вые культуры, молоко, зелень петрушки.

Железо (Fe) входит в состав гемоглобина — сложного белкового соединения, находящегося в красных кровяных тельцах — эритроцитах, осуществляет транспорт кислорода и углекислого газа. При недостатке железа развивается анемия, наблюдается задержка рос­та и нервно-психического развития. Железо содержится в овощах, фруктах, мясе, яичном желтке. Детям первого года жизни требует­ся от 6 до 10 мг, в возрасте 1 — 3 лет — 10 мг, от 3 до 7 лет — 15 мг железа в сутки.

Йод (Г) входит в состав гормонов щитовидной железы (тирокси­на и трийодтиронина), которые определяют развитие ребенка, вклю­чая умственное развитие, отвечают за обмен веществ, регулируют действие центральной и периферической нервных систем. Недоста­точное поступление йода часто является причиной многих явных и скрытых заболеваний, например эндемического зоба. Дефицит йода в организме может вызвать ряд эмоциональных нарушений: раздра­жительность, депрессию, сонливость,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.014 с.)