Основные принципы закаливания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы закаливания



Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепен­ность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно уси­ливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К вод­ным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водо­емах — раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность. Нельзя прерывать закаливающие процеду­ры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувстви­тельность организма к внешнему раздражителю снова повыша­ется.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не про­водятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физичес­кой работой. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с сол­нечными и водными процедурами, а в летнее время — с купа­нием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психи­ческое развитие каждого ребенка. На основании данных медицин­ского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полу­ченных от родителей, воспитатель составляет характеристику ре­бенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положи­тельному воздействию на организм. Важно продумать и организо­вать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей поло­жительные эмоции.

Воспитателю следует на каждого ребенка завести специальную карту, в которой ежедневно отмечать дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка. Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здо­ровья будут свидетельствовать о положительном действии закали­вающих процедур.

Закаливание воздухом

Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсив­нее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, на­ходящегося вне помещения, подвергаются более сильным его вли­яниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательньтх механизмов (сужение или расширение кожных капил­ляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к но­вым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции по­мещения, в котором находятся дети. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влия­нию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети Должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30 — 40 мин после приема пищи, а старше года — через 1-1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Во время движений и трудовой деятельности в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и про­студных заболеваний.

Младших детей (первый год жизни) во время воздушной ван­ны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью раздевают. Дети старше 1 года вначале принимают воз­душные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закали­вания — в трусах и, если позволяют условия, босыми.

Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, ук­репления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, сол­нечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 — 22 "С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить ут­реннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаж­дение, что может стать причиной заболевания.

Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использо­вать при организации дневного сна и прогулок.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячно­го возраста. В теплую погоду их сон организуют в местах, защи­щенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых веран­дах, террасах, специально оборудованных площадках под наве­сом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря, в ненастные дни и зимой — на верандах или в комнатах при откры­тых фрамугах и форточках.

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жиз­недеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 им, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 нм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 нм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологиче­ские процессы в клетках и тканях ускоряются, обший обмен ве­ществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лу­чей из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Из­меняется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при крат­ковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже Т степени, особенно если они обширны, сопро­вождаются общей болезненной реакцией: может повыситься тем­пература тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиа­ции в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лу­чами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными сол­нечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществля­ется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ван­нам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом Должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара сол­нечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40 — 50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Край­нем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами реко­мендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре-декабре и в марте-апреле (15 — 20 процедур), обязательно без перерывов. При облу­чении необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафио­летовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очка­ми, а также строго наблюдать за реакцией каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профи­лактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.46.13 (0.006 с.)