Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плоскостопие и его профилактика

Поиск

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наруж­ный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 4—4,5 года на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плос­костопие по отпечатку стопы невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения II паль­ца, когда он длиннее первого (греческий тип стопы), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по неко­торым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснаб­жение. Динамические возможности стопы значительно снижаются, так как объем движений в суставах по­нижен, в результате чего появ­ляются боли в области стопы, го­лени и бедра. Вследствие наруше­ния амортизационной функции стопы дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко раз­махивают руками, сильно то­пают; походка их напряженная неуклюжая.

При внешнем осмотре сто­пы обращают на себя внима­ние ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также проминирование стопы с отходом пяток кнаружи. На сто­пе можно увидеть так называе­мые натоптыши, напоминаю­щие мозоли.

Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли мо­гут возникать не только в сто­пе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области.

Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помо­щью специального метода — плантографии. Его осуществляют с помощью плантографа, который представляет собой деревянную рамку размером 30x40 см и высотой 1 — 2 см, обтянутую поли­хлорвиниловой пленкой. На внутреннюю сторону пленки наносят краску (штемпельную), а под плантограф помещают лист бумаги. Ребенка просят встать на пленку плантографа. Следует просле­дить, чтобы масса тела была равномерно распределена на обе сто­пы. При получении четких отпечатков их анализируют с помощью специальных методик, позволяющих выявить поперечное и про­дольные виды плоскостопия.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами разви­вающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пони­женное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Осо­бенно легко развивается плоскостопие, если дети преждевременно (до 10—12 мес) начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Де­формация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыж­ков и бега наблюдаются головные боли и недомогание.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обыч­но быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длитель­ной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотно облегала ногу, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как пере­грев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует разви­тию плоскостопия.

Желательно проводить умеренные упражнения мыши ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоско­сти, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 — 20 мин в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с пос­ледующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой зем­ле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька), При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стель­ки, так называемые супинаторы. Их подбирает врач-ортопед по гипсовому слепку стопы ребенка.

С детьми с нарушенной осанкой и плоскостопием целесооб­разно не реже 2 раз в сутки проводить специальную лечебную физкультуру под наблюдением медицинского персонала.

 

НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. РАХИТ.

 

Рахит относится к заболеваниям, которые обусловлены вре­менным несоответствием между потребностями ребенка в фосфо­ре и кальции и недостаточностью систем, которые обеспечивают их доставку в организм (Н.А.Коровина, 1998).

Заболевание сопровождается значительными расстройствами костеобразования и нарушением функций всех ведущих органов и систем, непосредственными причинами которого чаще всего яв­ляется гиповитаминоз D, а также несбалансированность питания. Развитию рахита способствует недостаточное поступление вита­минов С, В5, В6, Е, а также ряда микроэлементов: железа, цин­ка, магния, кобальта.

Рахит возникает при отсутствии или недостатке в пище ребен­ка витамина D. Образование активного витамина D происходит в самом организме из провитамина, находящегося в коже, под воз­действием на кожу ультрафиолетовых лучей солнца. При недоста­точном облучении кожи ребенка ультрафиолетовыми лучами с определенной длиной волны (290 — 310 нм), а также малом коли­честве в пище витамина D у ребенка развивается гипо- и авита­миноз.

Установлено, что витамин D — не единственный витамин, необходимый для правильного развития костной системы. При отсутствии витаминов А и В, развивается остеопороз. Витамин С, принимая большое участие в окислительных процессах в организ­ме, способствует лучшему усвоению витамина D, усиливая его действие.

К заболеванию рахитом более склонны недоношенные дети, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а также дети, страдающие расстройствами пищеварения и питания. Летом забо­левание рахитом наблюдается реже, чем зимой.

Начальные симптомы рахита обнаруживают у детей 1 — 2 мес, а развернутую клиническую картину — в 3 — 6-месчном возрасте. Наблюдается расстройство ЦНС: дети становятся раздражитель­ными, плохо спят, при малейшем шуме вздрагивают. У них по­является повышенная потливость (особенно затылка). Беспокойные движения головки ребенка по подушке приводят к облысе­нию затылка. Отмечается мышечная гипотония, появляются за­поры.

Моча у детей в начальном периоде рахита имеет аммиачный запах, на пеленке иногда остается очень мелкий песок. Это объяс­няется развивающимся ацидозом и выведением с мочой кислых продуктов в виде кислых фосфатов. Несколько позже появляются участки размягчения и истончения в области затылочной и других костей черепа, нередко приводящие к его деформации.

Если в этот период болезни не будет проведено нужного лече­ния, процесс размягчения распространится и на другие кости скелета. Грудная клетка начинает сдавливаться с боков, образуя так называемую куриную или килевидную грудь. Иногда дефор­мация грудной клетки приобретает другой характер: грудина как бы вдавливается внутрь — образуется воронкообразная грудная клетка. Когда ребенок начинает сидеть, а иногда и раньше, воз­никают деформации позвоночника (усиленный кифоз, сколиоз), а при ходьбе — О- или Х-образное искривление ног.

При тяжелом рахите деформируются и кости таза, что особен­но опасно для девочек, так как впоследствии такое состояние может помешать нормальной родовой деятельности.

Для рахита характерно разрастание неполноценной остеоидной (необызвествленной) ткани, вследствие чего на черепе не­редко появляется утолщение лобных и теменных бугров (квадрат­ная голова), в местах прикрепления ребер к грудине образуются утолщения, называемые четками, в местах соединения предпле­чья с кистью — утолщения, называемые браслетами. У хорошо упитанных детей такое разрастание остеоидной ткани при рахите особенно сильно и в дальнейшем делает фигуру ребенка коренас­той, ширококостной. При пониженном питании (гипотрофия) у детей слой остеоидной ткани развивается незначительно, и их кости выглядят очень тонкими.

В раннем возрасте при рахите нередко деформируются лицевые кости, в результате чего может образоваться неправильный при­кус: нижняя челюсть выступает вперед, а верхняя отодвигается кзади; кроме того, вследствие мягкости костей глазницы и давле­ния мозга глазное яблоко выдается вперед и может возникнуть пучеглазие.

Ухудшение общего состояния ребенка при рахите чаще всего связано с деформациями в его костной и мышечной системах. Так, при деформации грудной клетки затрудняется нормальное дыхание, ухудшается вентиляция легких, в них легко образуются застойные явления и воспалительные очаги (пневмония).

Нередко возникают расстройства кровообращения: появляют­ся цианоз (синюшность), одышка, возможны застойные явления в печени, воротной вене, приводящие к увеличению печени и селезенки. Ухудшается всасывание пищи в кишечнике и развива­ется метеоризм (переполнение кишечника газами), а в связи с последним и из-за понижения тонуса мышц, характерного для рахита, живот у ребенка увеличивается («лягушачий живот»).

Вследствие дыхания и кровообращения у детей, страдающих рахитом, часто возникает малокровие, сопротивляемость их к инфекционным заболеваниям резко падает. Они часто болеют грип­пом, корью, коклюшем, дизентерией и другими болезнями, ко­торые протекают у них длительно и нередко с осложнениями.

Дети, страдающие рахитом, позже, чем здоровые, начинают сидеть, стоять, ходить, у них позже прорезываются зубы, затруд­нена выработка условных рефлексов. Рахит может продолжаться многие месяцы и оставить на всю жизнь различные деформации скелета.

Лечение рахита должно быть комплексным, включающим не­специфические и специфические методы. К числу первых отно­сятся сбалансированное питание, лечебный массаж, гимнастика, бальнеологическое лечение (хвойные ванны, солевые и из отва­ров трав). Важную роль в этом виде лечения играют витамины С, группы В.

Для лечения и профилактики рахита в настоящее время широ­ко используется водный раствор витамина D3 (холекальциферол). Он выпускается во флаконах по 10 мл со специальной пипеткой. Одна капля препарата содержит около 500 ME.

Обычно прием 2000 — 5000 ME витамина D в сутки в течение 30 — 45 дней дает хорошие результаты1. Затем переходят на под­держивающую, профилактическую дозу — 500 ME.

 

 

Лекция №7

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей забо­леваемости, что во многом обусловлено анатомо-физиологиче­скими особенностями органов дыхания у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов.

У ребенка раннего возраста нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узкие. Слизистая оболочка носа нежная, бо­гата сосудами, вследствие чего даже незначительные раздражения (изменение температуры воздуха, попадание пыли) вызывают ее набухание и гиперемию, приводят к закупорке носовых ходов, зат­рудняют сосание у детей грудного возраста, вызывают одышку.

При прохождении струи воздуха через преддверие носа круп­ные частицы пыли задерживаются достаточно густыми волосками слизистой преддверия. Более мелкая пыль, которая прошла через первый фильтр, вместе с микроорганизмами осаждается на сли­зистой оболочке, покрытой слизистым секретом. Осаждению пыли способствуют узость и изогнутость носовых ходов.

Около 40 — 50% пылевых частиц и микроорганизмов вдыхае­мого воздуха задерживается и удаляется вместе со слизью. Эту функ­цию выполняет мерцательный эпителий, колебательные движе­ния ресничек которого продвигают слизь в сторону носоглотки. У детей большое влияние на скорость движения эпителия оказы­вает температура окружающей среды. Как при низкой, так и при высокой температуре воздуха значительно снижается скорость дви­жения реснитчатого эпителия, при этом снижается самоочище­ние слизистой оболочки дыхательных путей от микроорганизмов и возникает опасность развития воспалительных изменений. Имен­но этим обстоятельством можно объяснить наличие «простудных» заболеваний у детей в жаркое время года.

Следует учитывать, что любое введение капель в нос, особенно длительное, наряду с лечебным эффектом может оказать отрица­тельное влияние на дренажную функцию мерцательного эпителия. Именно поэтому необходимо избегать продолжительного введения в нос масляных, содовых, сосудосуживающих и других капель. Вы­раженным обеззараживающим эффектом обладает также лизоцим, который содержится в секрете слезных желез и носовой слизи.

Добавочные полости носа (пазухи) — верхнечелюстная (гаймо­рова) и решетчатая — малоразвиты, а основная и лобная пазухи У детей грудного возраста отсутствуют, начало их формирования от­носится к 3 —4-му году жизни. Вместе с тем слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ухо с носом, короткая и широкая, что способствует проникновению инфекции в область среднего уха. Гор­тань ребенка в раннем возрасте относительно длиннее и уже, чем у детей старшего возраста, и в сочетании с узкой голосовой щелью вызывает частое развитие стеноза (сужения) гортани.

Близкое прилежание кровеносных сосудов к слизистой оболочке, относительная ее сухость из-за небольшого количества сли­зистых желез, влияние неблагоприятных изменений в экологи­ческой обстановке, несоблюдение гигиенических требований к воз­душному и температурному режиму, игнорирование эффектив­ных методов закаливания и др. — все это способствует развитию воспалительных явлений верхних дыхательных путей. В связи с этим работники дошкольных учреждений должны иметь представление об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания, чтобы уметь предупреждать и своевременно выявлять их. Следует учитывать, что некоторые заболевания орга­нов дыхания относятся к числу первых проявлений ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, корь, краснуха, диф­терия).

Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзил­лит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахе­ит, бронхит, пневмония).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.008 с.)