Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плоскостопие и его профилактикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 4—4,5 года на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения II пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стопы), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию. При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение. Динамические возможности стопы значительно снижаются, так как объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра. Вследствие нарушения амортизационной функции стопы дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают; походка их напряженная неуклюжая. При внешнем осмотре стопы обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также проминирование стопы с отходом пяток кнаружи. На стопе можно увидеть так называемые натоптыши, напоминающие мозоли. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода — плантографии. Его осуществляют с помощью плантографа, который представляет собой деревянную рамку размером 30x40 см и высотой 1 — 2 см, обтянутую полихлорвиниловой пленкой. На внутреннюю сторону пленки наносят краску (штемпельную), а под плантограф помещают лист бумаги. Ребенка просят встать на пленку плантографа. Следует проследить, чтобы масса тела была равномерно распределена на обе стопы. При получении четких отпечатков их анализируют с помощью специальных методик, позволяющих выявить поперечное и продольные виды плоскостопия. Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Особенно легко развивается плоскостопие, если дети преждевременно (до 10—12 мес) начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног. У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание. При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется. Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотно облегала ногу, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно проводить умеренные упражнения мыши ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 — 20 мин в зависимости от возраста ребенка. Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька), При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их подбирает врач-ортопед по гипсовому слепку стопы ребенка. С детьми с нарушенной осанкой и плоскостопием целесообразно не реже 2 раз в сутки проводить специальную лечебную физкультуру под наблюдением медицинского персонала.
НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. РАХИТ.
Рахит относится к заболеваниям, которые обусловлены временным несоответствием между потребностями ребенка в фосфоре и кальции и недостаточностью систем, которые обеспечивают их доставку в организм (Н.А.Коровина, 1998). Заболевание сопровождается значительными расстройствами костеобразования и нарушением функций всех ведущих органов и систем, непосредственными причинами которого чаще всего является гиповитаминоз D, а также несбалансированность питания. Развитию рахита способствует недостаточное поступление витаминов С, В5, В6, Е, а также ряда микроэлементов: железа, цинка, магния, кобальта. Рахит возникает при отсутствии или недостатке в пище ребенка витамина D. Образование активного витамина D происходит в самом организме из провитамина, находящегося в коже, под воздействием на кожу ультрафиолетовых лучей солнца. При недостаточном облучении кожи ребенка ультрафиолетовыми лучами с определенной длиной волны (290 — 310 нм), а также малом количестве в пище витамина D у ребенка развивается гипо- и авитаминоз. Установлено, что витамин D — не единственный витамин, необходимый для правильного развития костной системы. При отсутствии витаминов А и В, развивается остеопороз. Витамин С, принимая большое участие в окислительных процессах в организме, способствует лучшему усвоению витамина D, усиливая его действие. К заболеванию рахитом более склонны недоношенные дети, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а также дети, страдающие расстройствами пищеварения и питания. Летом заболевание рахитом наблюдается реже, чем зимой. Начальные симптомы рахита обнаруживают у детей 1 — 2 мес, а развернутую клиническую картину — в 3 — 6-месчном возрасте. Наблюдается расстройство ЦНС: дети становятся раздражительными, плохо спят, при малейшем шуме вздрагивают. У них появляется повышенная потливость (особенно затылка). Беспокойные движения головки ребенка по подушке приводят к облысению затылка. Отмечается мышечная гипотония, появляются запоры. Моча у детей в начальном периоде рахита имеет аммиачный запах, на пеленке иногда остается очень мелкий песок. Это объясняется развивающимся ацидозом и выведением с мочой кислых продуктов в виде кислых фосфатов. Несколько позже появляются участки размягчения и истончения в области затылочной и других костей черепа, нередко приводящие к его деформации. Если в этот период болезни не будет проведено нужного лечения, процесс размягчения распространится и на другие кости скелета. Грудная клетка начинает сдавливаться с боков, образуя так называемую куриную или килевидную грудь. Иногда деформация грудной клетки приобретает другой характер: грудина как бы вдавливается внутрь — образуется воронкообразная грудная клетка. Когда ребенок начинает сидеть, а иногда и раньше, возникают деформации позвоночника (усиленный кифоз, сколиоз), а при ходьбе — О- или Х-образное искривление ног. При тяжелом рахите деформируются и кости таза, что особенно опасно для девочек, так как впоследствии такое состояние может помешать нормальной родовой деятельности. Для рахита характерно разрастание неполноценной остеоидной (необызвествленной) ткани, вследствие чего на черепе нередко появляется утолщение лобных и теменных бугров (квадратная голова), в местах прикрепления ребер к грудине образуются утолщения, называемые четками, в местах соединения предплечья с кистью — утолщения, называемые браслетами. У хорошо упитанных детей такое разрастание остеоидной ткани при рахите особенно сильно и в дальнейшем делает фигуру ребенка коренастой, ширококостной. При пониженном питании (гипотрофия) у детей слой остеоидной ткани развивается незначительно, и их кости выглядят очень тонкими. В раннем возрасте при рахите нередко деформируются лицевые кости, в результате чего может образоваться неправильный прикус: нижняя челюсть выступает вперед, а верхняя отодвигается кзади; кроме того, вследствие мягкости костей глазницы и давления мозга глазное яблоко выдается вперед и может возникнуть пучеглазие. Ухудшение общего состояния ребенка при рахите чаще всего связано с деформациями в его костной и мышечной системах. Так, при деформации грудной клетки затрудняется нормальное дыхание, ухудшается вентиляция легких, в них легко образуются застойные явления и воспалительные очаги (пневмония). Нередко возникают расстройства кровообращения: появляются цианоз (синюшность), одышка, возможны застойные явления в печени, воротной вене, приводящие к увеличению печени и селезенки. Ухудшается всасывание пищи в кишечнике и развивается метеоризм (переполнение кишечника газами), а в связи с последним и из-за понижения тонуса мышц, характерного для рахита, живот у ребенка увеличивается («лягушачий живот»). Вследствие дыхания и кровообращения у детей, страдающих рахитом, часто возникает малокровие, сопротивляемость их к инфекционным заболеваниям резко падает. Они часто болеют гриппом, корью, коклюшем, дизентерией и другими болезнями, которые протекают у них длительно и нередко с осложнениями. Дети, страдающие рахитом, позже, чем здоровые, начинают сидеть, стоять, ходить, у них позже прорезываются зубы, затруднена выработка условных рефлексов. Рахит может продолжаться многие месяцы и оставить на всю жизнь различные деформации скелета. Лечение рахита должно быть комплексным, включающим неспецифические и специфические методы. К числу первых относятся сбалансированное питание, лечебный массаж, гимнастика, бальнеологическое лечение (хвойные ванны, солевые и из отваров трав). Важную роль в этом виде лечения играют витамины С, группы В. Для лечения и профилактики рахита в настоящее время широко используется водный раствор витамина D3 (холекальциферол). Он выпускается во флаконах по 10 мл со специальной пипеткой. Одна капля препарата содержит около 500 ME. Обычно прием 2000 — 5000 ME витамина D в сутки в течение 30 — 45 дней дает хорошие результаты1. Затем переходят на поддерживающую, профилактическую дозу — 500 ME.
Лекция №7 ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, что во многом обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов. У ребенка раннего возраста нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узкие. Слизистая оболочка носа нежная, богата сосудами, вследствие чего даже незначительные раздражения (изменение температуры воздуха, попадание пыли) вызывают ее набухание и гиперемию, приводят к закупорке носовых ходов, затрудняют сосание у детей грудного возраста, вызывают одышку. При прохождении струи воздуха через преддверие носа крупные частицы пыли задерживаются достаточно густыми волосками слизистой преддверия. Более мелкая пыль, которая прошла через первый фильтр, вместе с микроорганизмами осаждается на слизистой оболочке, покрытой слизистым секретом. Осаждению пыли способствуют узость и изогнутость носовых ходов. Около 40 — 50% пылевых частиц и микроорганизмов вдыхаемого воздуха задерживается и удаляется вместе со слизью. Эту функцию выполняет мерцательный эпителий, колебательные движения ресничек которого продвигают слизь в сторону носоглотки. У детей большое влияние на скорость движения эпителия оказывает температура окружающей среды. Как при низкой, так и при высокой температуре воздуха значительно снижается скорость движения реснитчатого эпителия, при этом снижается самоочищение слизистой оболочки дыхательных путей от микроорганизмов и возникает опасность развития воспалительных изменений. Именно этим обстоятельством можно объяснить наличие «простудных» заболеваний у детей в жаркое время года. Следует учитывать, что любое введение капель в нос, особенно длительное, наряду с лечебным эффектом может оказать отрицательное влияние на дренажную функцию мерцательного эпителия. Именно поэтому необходимо избегать продолжительного введения в нос масляных, содовых, сосудосуживающих и других капель. Выраженным обеззараживающим эффектом обладает также лизоцим, который содержится в секрете слезных желез и носовой слизи. Добавочные полости носа (пазухи) — верхнечелюстная (гайморова) и решетчатая — малоразвиты, а основная и лобная пазухи У детей грудного возраста отсутствуют, начало их формирования относится к 3 —4-му году жизни. Вместе с тем слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ухо с носом, короткая и широкая, что способствует проникновению инфекции в область среднего уха. Гортань ребенка в раннем возрасте относительно длиннее и уже, чем у детей старшего возраста, и в сочетании с узкой голосовой щелью вызывает частое развитие стеноза (сужения) гортани. Близкое прилежание кровеносных сосудов к слизистой оболочке, относительная ее сухость из-за небольшого количества слизистых желез, влияние неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдение гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорирование эффективных методов закаливания и др. — все это способствует развитию воспалительных явлений верхних дыхательных путей. В связи с этим работники дошкольных учреждений должны иметь представление об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания, чтобы уметь предупреждать и своевременно выявлять их. Следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, корь, краснуха, дифтерия). Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.012 с.) |