Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиена учебной деятельности детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Любая деятельность сопровождается формированием рабочей доминанты, которая обеспечивает наилучшие условия для функционирования всех органов и систем и повышает производительность работы. На ее фоне возникает явление врабатываемости, далее оптимальной работоспособности, которая держится на определенном уровне (продолжительность ее определяется многими факторами), а затем уровень работоспособности постепенно снижается, так как начинаются процессы утомления. Степень утомления отражают количественные и качественные показатели. К первым относится снижение производительности труда за единицу времени, ко вторым — понижение точности выполняемой работы и появление большого количества ошибок. Наряду с этим происходит снижение эффективности физиологических затрат, когда на единицу выполняемой работы требуется больше энергии. Существует ряд поведенческих реакций, по которым воспитатель может определить начало возникновения утомления у ребенка на занятиях. На I стадии утомления у ребенка может наблюдаться возбуждение, которое проявляется в двигательных и речевых реакциях. Он может совершать посторонние движения (вскакивание с места, подергивание ногой, почесывание, толкание в бок соседнего ребенка, посторонние разговоры, неадекватный смех). Физиологи полагают, что в основе этого лежит механизм, связанный с ослаблением индуцированного торможения и иррадиации процессов возбуждения в коре головного мозга. Для снятия начинающегося утомления необходимо провести физкультминутку, Переключить внимание или предложить новый вид деятельности. Если педагог не замечает этих явлений или делает замечания дисциплинарного характера, не переключает внимание детей, то возникает II стадия утомления — двигательная заторможенность. Она характеризуется расслаблением тонуса, ребенок голову подпирает рукой, полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы. В этом состоянии учебный материал на занятиях усваивается плохо, ослабляется память, выработанные условные связи непрочные. Физиологический механизм этой стадии заключается в снижении уровня возбудимости в творческих центрах головного мозга. При прогрессировании утомления может возникнуть III стадия, при которой наступает торможение в творческих отделах коры головного мозга. Если детей, находящихся в этой стадии, попросить опустить голову на руки, размещенные на столе, закрыть глазки, то через 5 — 10 мин многие из них будут находиться в состоянии сна. Накопление утомления может принести к переутомлению. При переутомлении нормальный отдых, сон не снимают утомления, при этом сильно ослабляется память, нарушается логическое мышление, способность к абстрактному мышлению, возникает опасность неврозов. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь в том случае, если они выспались, сыты, сухие, т.е. когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливость или перевозбуждение — игры-занятия следует прекратить. 1. При построении образовательного процесса устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь следующими ориентирами. • Максимально допустимое количество учебных занятии в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах — трех. • Их продолжительность в младшей и средней группах — не более 10—15 мин, в старшей — не более 20 — 25 мин, а в подготовительной — 25 — 30 мин. • В середине занятий необходимо проводить физкультминутку. • Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. • Занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю. • Длительность этих занятий — не более 30 мин, и, если они носят статический характер, в середине занятия следует проводить физкультминутку. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда). • Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20 — 25 мин, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно. При организации режима пребывания детей в детском саду впустимо использовать занятия в качестве преобладающей организации обучения. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, анемию. Дети дошкольного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении. Объясняется это тем, что из-за усиленного роста и развития организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэтому помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20 — 21 °С, относительную влажность 30—60%. В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдаться тишина (разрешаются только негромкие разговоры, связанные с выполнением работы). Если воспитатель сопровождает объяснение показом картинок, игрушек, натуры, которые должны быть хорошо видны детям, ему не следует вставать между простенками окон, где освещение резко снижено. Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изображенная на них, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32 х 21 см. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным (во 2-й младшей группе — не более 2—3 мин, в средней — 4 — 5 мин и в старших — 5 — 7 мин). Для рисования дают белую плотную бумагу, немного шероховатую, которая не просвечивает и не промокает. Можно использовать плотную писчую бумагу. Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как закрашивание большой плоскости утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняемые красками, могут быть крупнее. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С КОМПЬЮТЕРОМ Установлено, что основное воздействие на организм оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжительности работы за ним могут наблюдаться следующие симптомы: покраснение глаз, зуд, двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений — особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, мерцание, маленький контраст и пр.). Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с ВМ, но совсем избежать его не удается. При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходимо установить видеомонитор на специальном столике так, чтобы панель была обращена к стене (около нее зарегистрирован уровень напряженности электрического поля), не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране. Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла поверхности одного ВМ и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями ВМ — не менее 1,2 м. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, оборудуют одноместными столами, состоящими из двух частей, или столами, соединенными вместе: на одной поверхности стола располагается видеомонитор, на другой — клавиатура. Конструкция стола для ПК или ВМ должна предусматривать следующее: • плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для ВМ в пределах 460 — 520 мм при глубине 550 мм и ширине не менее 600 мм; • ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм; • ровную, без углублений поверхность стола для клавиатуры; • отсутствие ящиков; • пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм. Размер экрана по диагонали должен быть не менее 3 1 см. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60 — 70 см, допустимое — не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану. При работе с компьютером линия взора ребенка (от глаза до экрана) приходится на центральную часть или 2/3 высоты экрана и перпендикулярна к нему. Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна уставлять не менее 4,5 — 6 м2. Количество мест зависит от площади зала, но не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены. При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие углеводородных соединений в воздух (не допускается пластик, ДСП). Поверхность пола должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Оптимальным является деревянное покрытие, допустимым — линолеум с антистатическими свойствами. Запрещена окраска стен в темные тона. Необходимо следить за оптимальными параметрами температуры воздуха (19 — 20°С). Если температура наружного воздуха не ниже 0°С, то занятия могут проводится при открытых фрамугах. Для повышения влажности воздуха следует использовать увлажнители. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных видеомониторов. Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще 3 раз в неделю. Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей. Через 5 — 7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиологического напряжения. Может использоваться специальная гимнастика для глаз. Наиболее эффективны упражнения, которые наряду со снятием зрительного утомления предупреждают негативные последствия, связанные с длительной статической позой. Зрительную гимнастику рекомендуется проводить и после окончания работы на компьютере. ЛЕКЦИЯ № 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.194 (0.016 с.) |