ГИГИЕНА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГИГИЕНА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ



Любая деятельность сопровождается формированием рабочей доминанты, которая обеспечивает наилучшие условия для функционирования всех органов и систем и повышает производительность работы. На ее фоне возникает явление врабатываемости, далее оптимальной работоспособности, которая держится на определенном уровне (продолжительность ее определяется многими фак­торами), а затем уровень работоспособности постепенно снижа­ется, так как начинаются процессы утомления. Степень утомле­ния отражают количественные и качественные показатели. К пер­вым относится снижение производительности труда за единицу времени, ко вторым — понижение точности выполняемой рабо­ты и появление большого количества ошибок. Наряду с этим про­исходит снижение эффективности физиологических затрат, когда на единицу выполняемой работы требуется больше энергии.

Существует ряд поведенческих реакций, по которым воспита­тель может определить начало возникновения утомления у ребен­ка на занятиях. На I стадии утомления у ребенка может наблю­даться возбуждение, которое проявляется в двигательных и рече­вых реакциях. Он может совершать посторонние движения (вска­кивание с места, подергивание ногой, почесывание, толкание в бок соседнего ребенка, посторонние разговоры, неадекватный смех). Физиологи полагают, что в основе этого лежит механизм, связанный с ослаблением индуцированного торможения и ирра­диации процессов возбуждения в коре головного мозга.

Для снятия начинающегося утомления необходимо провести физкультминутку, Переключить внимание или предложить новый вид деятельности. Если педагог не замечает этих явлений или де­лает замечания дисциплинарного характера, не переключает вни­мание детей, то возникает II стадия утомления — двигательная заторможенность. Она характеризуется расслаблением тонуса, ре­бенок голову подпирает рукой, полулежит за столом, замедленно отвечает на вопросы. В этом состоянии учебный материал на заня­тиях усваивается плохо, ослабляется память, выработанные ус­ловные связи непрочные. Физиологический механизм этой стадии заключается в снижении уровня возбудимости в творческих цент­рах головного мозга.

При прогрессировании утомления может возникнуть III ста­дия, при которой наступает торможение в творческих отделах коры головного мозга. Если детей, находящихся в этой стадии, попро­сить опустить голову на руки, размещенные на столе, закрыть глазки, то через 5 — 10 мин многие из них будут находиться в состоянии сна. Накопление утомления может принести к пере­утомлению. При переутомлении нормальный отдых, сон не сни­мают утомления, при этом сильно ослабляется память, наруша­ется логическое мышление, способность к абстрактному мышле­нию, возникает опасность неврозов.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь в том случае, если они выспались, сыты, сухие, т.е. когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливость или перевозбуждение — игры-занятия следует прекратить.

1. При построении образовательного процесса устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь следующими ориентирами.

• Максимально допустимое количество учебных занятии в пер­вой половине дня в младшей и средней группах не должно превы­шать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах — трех.

• Их продолжительность в младшей и средней группах — не более 10—15 мин, в старшей — не более 20 — 25 мин, а в подгото­вительной — 25 — 30 мин.

• В середине занятий необходимо проводить физкультминутку.

• Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.

• Занятия детей старшего дошкольного возраста во второй по­ловине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю.

• Длительность этих занятий — не более 30 мин, и, если они носят статический характер, в середине занятия следует прово­дить физкультминутку. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда).

• Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20 — 25 мин, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.

При организации режима пребывания детей в детском саду впустимо использовать занятия в качестве преобладающей организации обучения. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети зани­маются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобран­ная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, анемию. Дети до­школьного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении. Объясняется это тем, что из-за усиленного роста и развития организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость не­благоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэтому помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветри­ваться, иметь температуру воздуха 20 — 21 °С, относительную влаж­ность 30—60%.

В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдаться тишина (разреша­ются только негромкие разговоры, связанные с выполнением ра­боты). Если воспитатель сопровождает объяснение показом карти­нок, игрушек, натуры, которые должны быть хорошо видны де­тям, ему не следует вставать между простенками окон, где освеще­ние резко снижено. Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изобра­женная на них, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32 х 21 см. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным (во 2-й младшей груп­пе — не более 2—3 мин, в средней — 4 — 5 мин и в старших — 5 — 7 мин).

Для рисования дают белую плотную бумагу, немного шерохо­ватую, которая не просвечивает и не промокает. Можно исполь­зовать плотную писчую бумагу. Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как закрашивание большой плоскости утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняе­мые красками, могут быть крупнее.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ

С КОМПЬЮТЕРОМ

Установлено, что основное воздействие на организм оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжительности работы за ним могут наблюдаться следующие симптомы: покраснение глаз, зуд, двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений — особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, мерцание, маленький контраст и пр.). Соблюде­ние оптимальных параметров яркости, контраста, угловых разме­ров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экран­ного изображения позволяет несколько снизить зрительное утом­ление при работе с ВМ, но совсем избежать его не удается.

При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходи­мо установить видеомонитор на специальном столике так, чтобы панель была обращена к стене (около нее зарегистрирован уровень напряженности электрического поля), не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла по­верхности одного ВМ и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями ВМ — не менее 1,2 м. Помещения, где устанавливаются игровые комп­лексы, оборудуют одноместными столами, состоящими из двух частей, или столами, соединенными вместе: на одной поверхно­сти стола располагается видеомонитор, на другой — клавиатура.

Конструкция стола для ПК или ВМ должна предусматривать следующее:

плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фик­сацией горизонтальной поверхности для ВМ в пределах 460 — 520 мм при глубине 550 мм и ширине не менее 600 мм;

• ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

• ровную, без углублений поверхность стола для клавиатуры;

• отсутствие ящиков;

• пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.

Размер экрана по диагонали должен быть не менее 3 1 см. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60 — 70 см, допустимое — не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану. При работе с компьютером линия взора ребенка (от глаза до экрана) приходится на центральную часть или 2/3 высоты экрана и перпендикулярна к нему.

Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна уставлять не менее 4,5 — 6 м2. Количество мест зависит от площади зала, но не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены.

При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие углеводородных соединений в воздух (не допускается пластик, ДСП). Поверхность пола должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Оптимальным является деревянное покрытие, допустимым — линолеум с антистатическими свойствами. Запрещена окраска стен в темные тона. Необходимо следить за оптимальными параметрами температуры воздуха (19 — 20°С).

Если температура наружного воздуха не ниже 0°С, то занятия могут проводится при открытых фрамугах. Для повышения влажности воздуха следует использовать увлажнители. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных видеомониторов.

Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наи­более высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще 3 раз в неделю. Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответ­ствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обяза­тельно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), под­тверждающий ее безопасность для детей.

Через 5 — 7 мин после начала занятия на ПК детям предлагают выполнить упражнения, направленные на снятие психофизиоло­гического напряжения. Может использоваться специальная гим­настика для глаз. Наиболее эффективны упражнения, которые наряду со снятием зрительного утомления предупреждают нега­тивные последствия, связанные с длительной статической позой. Зрительную гимнастику рекомендуется проводить и после окон­чания работы на компьютере.

ЛЕКЦИЯ № 2





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.011 с.)