Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение рисованию детей с ДЦП↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Составитель — кандидат педагогических наук Г. В. Кузнецова) Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисованию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который может быть назван подготовительным. Его задачами являются: воспитание интереса и изодеятельности: обогащение представлений о предметах изображения, формирование навыков анализа изображаемых предметов, освоение плоскости листа бумаги, формирование правильного захвата и удержания карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.). Для поддержания у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, вырезание и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению. В связи с трудностями формирования у этой категории детей графических навыков целесообразна организация направленной коррекционной работы в подготовительном периоде. Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство. Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости. Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ребенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур предмета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и письмо пальцем). Для лучшего формирования графического образа изображаемого предмета целесообразно проводить занятие лепкой и аппликацией. Такие занятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяет графические возможности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображений.
Требования к знаниям и умениям детей Дети должны: 1. Проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к изодеятельности. 2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, действия, явления). 3. Различать и называть основные и промежуточные цвета. 4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги. 5. Владеть основными приемами работы красками. 6. Проводить карандашом линии в заданном направлении. 7. Передавать в рисунке простейшую форму, пространственное положение, основной цвет предметов. 8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их в единое содержание. 9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.
Примерное тематическое планирование 1. Карандаши цветные — 6 шт., простой — 1 шт., ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист). «Что с этим можно делать?» Педагог демонстрирует, как нужно правильно держать карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком и некоторые приемы изображения на листе — линии, «следы», несложные предметные изображения — дом, цветы и т.д. 2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем: удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м), складывание листа пополам, по диагонали; складывание конвертика, самолетика и т.д. закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа); распределение изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа); формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки; формирование понятия верхней и нижней половины листа («земля и небо»). 3. Работа карандашами. Проведение прямых линий: проведение вертикальных линий — палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам. 4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый — сплошная вертикальная, редкий — прерывистая линия. 5. Проведение горизонтальных линий: дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета; изготовление салфеток для куклы. 6. Аппликация: изготовления коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы) 7. Соединение двух точек: «лесенка», «заборчик», «горки», квадрат (четыре точки), треугольник (три точки), «домик», «елочка». 8. Аппликация: «домик» из готовых форм (квадрат и треугольник). 9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии. 10. Лепка: раскатывание «колбасок» и изготовление «баранок». 11. Тренировочное графическое рисование: разноцветные вагончики автоматизация движения при проведении горизонтальной линии; «зеленый лужок» автоматизация движения при проведении вертикальной линии. «Радуга-дуга» — коррекция тугоподвижности запястного сустава. 12. Лепка: «пирожок» — приемы лепки шара, сдавливание его между ладонями и надавливание вторым пальцем по окружности. 13. Аппликация: «домик» из готовых форм. 14. Работа с трафаретом — рисование окружности: обведение окружности по трафарету, попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета, рисование круглых предметов (часы, мячик и т.д.). 15. Тренировочное графическое рисование: «веселые клубочки» — у кого больше клубочков, у кого самый большой и красивый клубочек? 16. Лепка: «снеговик» — из шаров различной величины. 17. Аппликация: орнамент в полосе — из готовых геометрических форм, домик и елочка. 18. Работа с трафаретом — изображение квадрата: обведение квадрата по трафарету; чередование изображения квадрата по трафарету и без трафарета, рисование квадратных предметов — «домик», «тележка» 19. Аппликация: коллективная работа «улица». 20. Работа с трафаретом — изображение треугольника: обведение треугольника по трафарету, чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы 21. Декоративное рисование: роспись круглой тарелочки (орнамент на круге), роспись сказочного домика. 22. Тренировочное графические рисование: «облака» и «барашки», «горный пейзаж». 23. Человек: аппликация из готовых форм, рисование по трафарету, платье для куклы – одежда человека. 24. Лицо: дорисовывание «изображенных форм лица на готовом рисунке, аппликация — лицо из готовых форм. 25. Рисование по трафарету: изображение животных (лиса, заяц). 26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометрического орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси). 27. Лепка: «три медведя» — из шаров разной величины. 28. Сюжетное рисование — времена года (рисование красками): осень (коричневая, желтая и красная краски), зима (синяя и белая гамма), Новый год — праздник, весна — первые цветы. 29. Коллективная работа «три медведя» — композиция, включающая различные виды изобразительной деятельности (лепку, рисунок, аппликацию) на тему сказки «Три медведя». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977. Ипполитова М. В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М., 1991 Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. — М., 1991. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.В.Власовой. — М., 1985 Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989. Семенова К. А., Мастюкова Е.В., С муглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей < церебральным параличом. — М., 1972. Семенова К. А., Махмудов Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. — М., 1988.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................................................................................................3 Глава 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом................................................................7 1.1. Клиническая характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП.........................................................................................................7 1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом...............................................................................................................11 1.3. Формы детского церебрального паралича..................................................21 1.4. Особенности психического развития детей с церебральным параличом..............................................................................................................29 1.5. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом ……………..........................................................................................38 Глава 2. Особенности речевого развитии детей с церебральным параличом и коррекции речевых нарушений............................................................................46 2.1. Особенности речевого развития детей с церебральным параличом..............................................................................................................46 2.2. Характеристика речных нарушений при ДЦП...........................................53 2.3. Логопедическое обследование детей с церебральным параличом..............................................................................................................71 2.4. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП…………………………………................................79 Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП...............................101 3.1. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП.................................................................................................101 3.2. Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране........................................................106 3.3. Зарубежные подходы к организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом.............................................112 3.4. Физическое воспитание детей с церебральным параличом....................120 3.5. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации...........................................................................................................130 3.6. Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом......................134 3.7. Формирование изобразительной деятельности........................................143 3.8. Обучение конструированию.......................................................................154 3.9. Подготовка к школе детей с церебральным параличом..........................156 Глава 4. Организация и содержание обучения детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.............................................169 Глава 5. Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.........................................................................194 Приложения.........................................................................................................204 Рекомендуемая литература…………………………………………………….246
Учебное издание
Левченко Ирина Юрьевна Приходько Оксана Георгиевна
Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Учебное пособие
Редактор У.Г. Макухина Технический редактор Е.Ф. Коржуева Компьютерная верстка: И.В. Земскова Корректоры Е.Н. Зоткина, Л.Л. Липова
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.008 с.) |