Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-бытовая реабилитацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении. Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп. 1. Средства передвижения: различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). Во многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей. 2. Средства, облегчающие передвижения: ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах 3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с нарушением функций верхних конечностей: специальные предметы обихода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления дли одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, дли самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами — телевизором, приемником, магнитофоном). 4. Двигательные тренажеры. 5. Лечебно-нагрузочные костюмы («Адели—92»). Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс — стопы». Благодаря амортизаторам, несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкииезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность. 6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы. «Сенсорная комната» Snotzelen (Снузлин) — набор специализированного оборудования, основными элементами которого являются: напольные и настенные мягкие покрытия, пуфики и чанки разных размеров и цветов (подушки в виде скатов, которые прогибаются под тяжестью тела, создавая устойчивую опору, следуя его форме); «водяной матрац» (подогреваемый матрац прогибается, повторяя форму тела, мягко и равномерно поддерживая его); музыкальная водяная кровать (вибрации, созданные музыкой, воспринимаются кожей как тактильные стимулы); «кресло-лепесток» (покачиваясь, расслабляет, снижает спастичность мышц); светящийся бассейн с прозрачными шариками (цвет шариков изменяется); трубки с пузырьками (поток пузырьков поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубе, наполненной водой; цвет подсветки меняется); «водопад» из светооптических волокон с боковой подсветкой (100 нитей покрытого винилом светооптического волокна медленно изменяют цвет); панель с нитями с ультрафиолетовой подсветкой (пластиковые нити различных окрасок с акриловым зеркалом, отражающим эти нити); панель с фонтаном из светооптических волокон, работающая в интерактивном режиме (при последовательном «к вощении во шикают разнообразные световые эффекты); панель «искрящийся ковер» (черпая ковровая ткань, в ворс которой вплетены светооптические волокна; создается эффект мерцания с постоянным изменением цвета; вешается на стену или кладезей па пол); тактильная панель (набор материалов различных текстур, которые можно осязать и совершать ими манипуляции); набор колес с узорами и картинами (по стене «проплывают» простые рисунки); мерцающий металлофон (светящиеся клавиши, на которых можно играть простые мелодии). Сенсорная комната паст возможность подавать стимулы различной модальность – зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом восприятие становится более активным, Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты итожено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия проводятся психологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Каждый специалист при этом решает свои специфические задачи. Мотив работы в сенсорной комнате зависит от ведущего вида деятельности ребенка. Для дошкольников — это игровая деятельность. Занятия в сенсорной комнате можно превратить в игру, сказку. Все занятие может проходить по единому игровому сценарию («Полет на луну», «Путешествие по морским глубинам» и т.д.). Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач: 1. Релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение спастичности мышц); б) снятие психического и эмоционального напряжения. 2. Активизация различных функций центральной нервной системы: а) стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния); б) повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий). Возбуждение интереса и исследовательской деятельности у ребенка; в) создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы; г) развитие речи и коррекция речевых нарушений; д) коррекции нарушенных высших корковых функций; е) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений. Релаксации Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение различных сенсорных кланов: использование специально подобранного музыкального сопровождения (релаксационная музыки) – спокойные, тихие, плавные, легкие мелодии, звуки природы шум моря, ветра; применение цветотерапии – использование зеленого, голубого и синего цвета, оказывающих успокаивающее и расслабляющее действие (например, «колеса с у юрами», где простые изменяющиеся цвета и незамысловатые рисунки не требуют интеллектуального напряжения, что позволяет ребенку расслабиться и не думать над расшифровкой рисунков; по стене медленно проплывают картины с изображением разных планет, морских глубин, облаков); ароматерапия (запах хвойного леса); мышечная релаксация: используется «водяной матрац», различные чанки и пуфики, «кресло-лепесток», благодаря которым создается комфортная поза для тела, безопасная удобная опора. Ребенка можно поместить в «рефлекезапрещающие» позиции с целью ослабления или гашения патологических тонических рефлексов; психотерапевтический тренинг применяется для снятия психического и эмоционального напряжения. Возможные сценарии для релаксации (дети ложатся, принимают удобную позу, закрывают глаза, делают несколько циклов глубокого дыхания): «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ. (Пауза.) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем». «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате. (Пауза.) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем». Релаксация может проводиться как в начале занятия — с целью «настройки», так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.01 с.) |