Вода как фактор оздоровления и закаливания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вода как фактор оздоровления и закаливания



Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтира­ние и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водо­емах). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 — 36 °С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето,

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хоро­ший массаж ее, способствует лучшему кровенаполнению, а сле­довательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждаю­щим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиени­ческой целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 — 3 дня) снижают на ГС и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16 "С, для детей 3 лет и старше — до 14 °С.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кро­ме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего пита­ние слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятель­ность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кро­ме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2 — 3 л воды соответствующей температу­ры. Собственно обливание продолжается 15 —20 с, затем ноги ре­бенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В свя­зи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем ее снижают через каждые 1 — 2 дня на 2 °С. В дошкольных группах пользуются водой началь­ной температуры также 30 "С, снижая ее через каждые 1—2 дня на 2 °С и постепенно доводя до 18 —16 °С для детей первых лет жизни, а в дошкольных группах (4 — 7 лет) до 16 —14°С.

Обливание ног с использованием воды контрастных темпера­тур можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возраста­ет. На контрастное обливание переходят и в период неблагоприят­ной эпидемической обстановки (наличие респираторных и ин­фекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при температуре воздуха в групповых помещениях ниже 20 °С.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35 —36 °С), а затем сразу прохладной (24 —25 °С), после чего вновь теплой водой (35 —36 °С). Посте­пенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохлад­ной снижают до 18 °С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям Или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспи­танникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке. Начиная с холодной воды (24 —25 °С) и переходя к воде темпе­ратуры 35 —36 °С, а затем вновь к холодной с таким же посте­пенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, ку­пание) проводятся не раньше чем через 30 — 40 мин после при­ема пищи.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям пер­вого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 — 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до сла­бого покраснения ее. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и дево­чек старше 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кла­дут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). Пос­ле обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем (табл. 15).

Детям грудного возраста сначала обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого спину. Ноги и руки обти­рают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к тулови­щу (это предупреждает застой крови в венах и капиллярах). Детей, умеющих хорошо стоять, обтирают в положении стоя: сначала верхнюю, а затем нижнюю часть тела.

С 5 —7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятель­но, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Обливание всего тела проводят при температуре воздуха не ниже 23 СС. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды 1,5 — 2,0 л), при этом сосуд с водой держат на 6 —8 см над ребен­ком. После обливания сразу следует сухое растирание. Длитель­ность процедуры увеличивают с 15 до 35 с. Температуру воды сни­жают через 3—4 дня на 2 °С. Душевые установки (смесители) ис­пользуют при закаливании водой только в том случае, если они обеспечивают ее постоянную температуру. Обычно воду нужной температуры разводят в специальных баках.

Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе. Когда при закаливании будут достигнуты конечные температуры воды и воздуха, на них останавливаются в течение 2 мес для обеспечения эффекта тренировки. Далее можно усилить действующий фактор (перейти от местных к общим, от слабых к более сильным процедурам) или увеличить время его действия.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее тем­пература, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует ра­боту нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других сис­тем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное напря­жение терморегуляционных механизмов ребенка и поэтому долж­но строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет.

Дошкольникам можно начинать купаться в безветренную по­году при температуре воздуха не ниже 25 °С и воды 23 °С. Зака­ленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 ч после приема пищи. Купаются воспитан­ники 1 раз в день.

Продолжительность первых купаний не должна превышать 3 мин, в дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3 — 5 лет до 5 мин, 6—7 лет —до 8—10 мин.

Купаться одновременно могут 6 детей, при этом один воспи­татель, умеющий плавать, должен быть вместе с ними в воде, а Другой воспитатель или няня остается на берегу и следит за ос­тальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Пятилетних ребят уже можно обучать плаванию.

Во время купания нельзя разрешать детям заходить дальше ука­занного места, шалить, толкать друг друга, окунаться в воду с головой. Если какой-либо ребенок замерзнет, начнет дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть.

После купания всех воспитанников быстро обтирают индиви­дуальными полотенцами, организуют подвижные игры в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Для купания детей в населенных пунктах надо отгородить часть общего пляжа и водоем с проверенным дном. Глубина водоема должна быть не более 60—70 см. Нельзя устраивать купальню там, где выше по течению купают или поят скот. На берегу для разде­вания детей хорошо иметь индивидуальные подстилки.

Водный бассейн, где купаются дети, должен быть обязательно проточный, чистый, дно бассейна — без ям и камней, с посте­пенным понижением.

Морские купания — наиболее сильное комплексное закаливаю­щее средство. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический со­став (соли натрия хлорида и др.). Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста, особенно страдающим рахитом.

В течение месяца с детьми достаточно провести 20 морских купаний (купаться 1 раз в день). В прохладную и дождливую пого­ду купание заменяют обливанием или обтиранием морской во­дой.

При многих ДОУ созданы плескательные бассейны для купа­ния детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегча­ют работу по закаливанию детей в летнее время года, однако пользоваться ими можно только в тех случаях, если воду в них регулярно меняют, а стены и дно очищают от грязи и посторон­них предметов.

Летом с целью закаливания детям можно разрешать играть в воде в бассейнах, ручьях и других проточных водоемах. Темпера­тура воды при этом должна быть не ниже 20 °С. Время игры посте­пенно увеличивается до 5—10 мин.

Хорошим средством закаливания полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой комнатной тем­пературы. Удобнее всего проводить эту процедуру утром после сна и перед ночным сном. Приучать детей полоскать рот можно с 2 — 3 лет, с 4 —5 лет они могут полоскать и горло. На полоскание затрачивают 1/2—1/3 стакана воды. Опыт показывает, что эта процедура эффективное средство предупреждения ангин, тон­зиллитов, аденоидов.

Закаливающие мероприятия особенно важно проводить в пери­оды повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора временно снижается, а врачебный контроль за детьми усиливается. Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды. От­ветственность за правильную организацию работы по закалива­нию детей несут заведующий дошкольным учреждением и врач.

Лекция № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.009 с.)