Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномены патологического сна у детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Часто у родителей и персонала ДОУ вызывают беспокойство наблюдаемые у детей во время сна следующий явления: странные повторяющиеся движения во сне, сноговорение, сон с открытыми глазами, хождение ребенка во сне (так называемый лунатизм). и даже болевые ощущения. В настоящее время эти явления рассматриваются как проявления патологического сна. Вместе с тем до сих пор нет единого мнения по поводу причин и методов лечения отдельных видов проявлений патологий сна (А. М.Вейн. А.С. Гольбин) Стереотипные движения наблюдаются при засыпании, пробуждении и во время сна. Различают «качание во сне», «биение во сне», «складывание», движение типа «челнок». Качание во сне представляет собой маятникообразные движения головой, совершаемые ребенком строго ритмично. Такие качания возникают при засыпании или пробуждении. Дети с такой патологией хорошо справляются с творческими заданиями, но отстают там, где требуются строгое подчинение нормам поведения, аккуратность и логика. Они опережают сверстников по гуманитарным наукам, но отстают по другим. Биение во сне. Ребенок лежит на животе и бьется лбом или щекой о подушку, приподнимаясь при этом на вытянутых руках. Движения следуют короткими сериями по 5—15 раз и повторяются несколько раз в течение ночи. Интересы у них односторонние и часто «недетские». Общение со сверстниками протекает нормально. Появление феномена может быть связанно с небольшими органическими поражениями головного мозга. Движения типа «челнок»: при засыпании, а также во время сна ребенок переворачивается на живот, встает на четвереньки и раскачивается в переднезаднем направлении. Феномен формируется после предшествующих других стереотипных движений, как правило, в возрасте от 1,5 года до 3 лет. После попытки остановить ребенка эти движения возобновляются с большей интенсивностью. Данный феномен возникает чаще у детей, перенесших отит или пневмонию; предполагают также наследственную предрасположенность. Складывание: ритмичное поднимание и опускание верхней части туловища из положения лежа на спине в положение сидя. Движение начинается медленно, а потом доходит до резких ударов головы о колени. Наблюдается чаще у мальчиков. Днем поведение таких детей характеризуется расторможенностью, аллергическими и астматическими проявлениями. Пароксизмальные явления происходят по типу «взрыва», однократно и кратковременно. Пароксизмальные феномены начинаются во сне и могут продолжаться в период бодрствования. К их числу относятся: вздрагивание во сне; скрипение зубами (бруксизм); приступы ночной астмы; боли во сне (никталгии); приступообразные рвоты; ночные страхи (их следует отличать от кошмарных сновидений); болезненная эрекция (приапизм); носовые кровотечения; энурез (см. ранее). Эти феномены трудно поддаются лечению, в большинстве случаев исчезают с наступлением периода полового созревания. Вздрагивание наблюдается очень часто в подростковом возрасте. К патологии их относят в том случае, если они отмечаются в младшем дошкольном возрасте. После вздрагивания наступает пробуждение с последующим быстрым углублением сна. В большинстве случаев вздрагивание имеет компенсаторный смысл, но если этот феномен сопровождается другими формами патологического сна, особенно ночными судорогами, то это можно считать элементом эпилепсии. Скрипение зубами (бруксизм) во сне наблюдается у 5 — 15 % детей разного возраста, но чаще у 10— 13-летних. Возникает от интенсивного напряжения жевательных мышц. Бывали случаи, когда при бруксизме была нарушена структура зуба. Глистная инвазия не всегда является основной причиной бруксизма. Во время приступа наблюдается значительное изменение ритма сердца, давления, дыхания. Нередко бруксизм может сопровождаться тяжелыми патологическими феноменами (судороги, сомнамбулизм). Бруксизм, как и стереотипные движения, не связан с поражением мозга или с невротическими расстройствами. Физиологическая сущность бруксизма заключается в том, что этот феномен является механизмом, способствующим полному пробуждению из глубокого сна. Несмотря на общепринятое мнение о безобидности бруксизма, этот симптом при достаточной выраженности может быть неблагоприятным признаком в прогностическом плане. Такие дети нуждаются в обследовании и лечении. Астматические приступы во сне относятся к дыхательным пароксизмам. Наблюдается 2 пика этого феномена: в 2 года и 6 —7 лет. У детей младшего возраста во время приступа возможны потеря | сознания и судороги. Чем меньше ребенок, тем чаще приступ сопровождается повышением температуры тела, учащенными сердцебиением и дыханием. У приступов имеются также предвестники: головная боль, отеки, крапивница. Ребенок, имеющий такую патологию, как правило, тяжело засыпает, для него характерна поза с запрокинутой головой. У детей отмечается сонливость днем, вялость утром, проявление других феноменов. Приступообразные рвоты во сне часто могут сопровождать другие пароксизмальные явления и могут появиться в возрасте 2 — 8 лет. Рвоты в таких случаях свидетельствуют об окончании пароксизма, за которым следует успокоение или пробуждение. Рвотные массы жидкие, обильные, без запаха и пищи, со сгустками слизи. Приступы могут сопровождаться головокружением и головной болью. Они требуют серьезного огношения и глубокого обследования. Ночные страхи следует отличать от кошмарных сновидений. В кошмарных сновидениях ребенок ощущает себя личностью, на которую нападают, угрожают. Просыпается ребенок легко и сновидения запоминаются ему надолго. «Ночные страхи — это внезапное психомоторное возбуждение с аффектом страха, во время которого ребенок мечется, дрожит, кричит, в контакт не вступает. После пробуждения он чаще всего не помнит о случившемся». Следующие два пароксизма встречаются довольно редко. Это болезненная эрекция у мальчиков во сне, не имеющая никакого отношения к половому влечению, и носовое кровотечение во сне, встречающееся чаще всего у девочек 3 — 6 лет и 12—14 лет. Странные позы во сне могут носить постоянный характер и относятся к одной из разновидностей нарушений основного суточного биоритма: сон-бодрствование. Речь идет о статических феноменах сна, к которым относятся странные позы во сне и сон с открытыми глазами. Избранная поза является наиболее продолжительной и при ее изменении ребенок все равно возвращается к ней. Часто изменение приводит к пробуждению и появлению пароксизмов (мочеиспускание, астма). Статические позы могут сопровождать психосоматические расстройства или предшествовать их возникновению. Вот описание нескольких поз: 1) поза со значительным увеличением тонуса отдельных мышц с тоническим напряжением вытянутой руки или с напряженным удерживанием обеих рук во сне; 2) мертвая поза', полное расслабление мышц в положении на спине. Наблюдается в возрасте от 6 мес до 3 лет. Часто предшествую энурезу и сопровождает его; 3) поза вниз головой: имеет продолжительный характер. Наблюдается при сотрясениях или ушибах головы. Может встречаться При качании во сне; Сон с открытыми глазами в норме встречается у новорожденного и в раннем детстве. Первые 3 часа веки не плотно закрыты и видна белая полоска белка. Глаза повернуты вверх и внутрь. В середине ночи и под утро феномен не отмечается. Часто феномен может быть сопутствующим признаком энуреза или прогрессивной мышечной дистрофии. В остальных случаях прогноз благоприятен. Одна из последних групп феноменов патологического сна у детей — сложные виды психологической деятельности. К ним относятся хождение во сне (сомнамбулизм), сноговорение и кошмарные сновидения. Сомнамбулизм — особая форма поведения, которую часто называют лунатизмом. Эта проблема особенно актуальна в детском возрасте. Считается, что у 15% всех детей отмечался один или несколько эпизодов сомнамбулизма, а у 1 — 6% детей подобные эпизоды встречаются почти каждую ночь. Чаще сомнамбулизм возникает в возрасте 5—12 лет с некоторым преобладанием у мальчиков. У каждого ребенка, как правило, индивидуальный набор движений. Длительность приступа не превышает 15 мин, но может продолжаться и до 40 мин. Приступ заканчивается пробуждением (каждый 3-й случай) или возвращением ребенка в постель и продолжением сна. Бывают случаи, когда дети засыпают совершенно в другом месте. Разбудить во время феномена очень тяжело, но если это удается, то у ребенка наблюдается эффект растерянности. Отмечают также, что явление сомнамбулизма не связано со сновидениями. Существует мнение, что в их возникновении играют роль психоэмоциональные особенности личности. При эпизодических случаях сомнамбулизма нет необходимости проводить лечение у детей и подростков. Кошмарные сновидения хорошо помнятся детьми и тяжело переживаются. Это явление следует отличать от ночных страхов. Чаше всего кошмарные сновидения наблюдаются в возрасте 3 — 7 лет с повторным учащением в 10— 12 лет. Образы часто возникают после прочтения страшных сказок. Они могут вызвать значительные психосоматические расстройства. Первое, что должны сделать воспитатели и родители, — обязательно проконсультироваться с врачом. Родители должны обратить особое внимание на эти явления, так как, если своевременно не выявить симптомы патологии сна и не скорректировать их, легкие формы расстройства могут усилиться и распространиться и на период бодрствования. Это может повлиять на гармоничное развитие ребенка. Неврозы излечимы, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза — часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка; несвоевременного лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика неврозов детей состоит прежде всего в устранении всех факторов, способствующих их формированию. В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующих повышению сопротивляемости инфекциям. Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением. Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они причиняют не только физическую, но и душевную боль, так как унижают, оскорбляют ребенка. Эпилепсия Эпилепсия — хроническое, прогрессирующее заболевание головного мозга, проявляющееся в повторных судорожных или бессудорожных припадках с нарушением (в том числе потерей) или без нарушения сознания. Для возникновения эпилептической болезни необходимо наличие двух факторов: экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего). Предполагают, что внешние факторы играют большую роль в развитии заболевания. К ним относят: различные органические поражения головного мозга, нарушение внутриутробного развития, родовую асфиксию, родовую травму головного мозга, инфекции, черепно-мозговую травму, менингит, энцефалит, алкоголизм. В отличие от других заболеваний головного мозга для возникновения эпилепсии необходимо также наличие наследственной предрасположенности человека к заболеванию. Эпилепсия проявляется в форме отдельных припадков, а также и в своеобразных, более или менее стойких психических нарушениях, наблюдающихся между припадками. Возникает эпилепсия преимущественно в детском и юношеском возрасте. Это может быть объяснено повышенной судорожной готовностью еще незрелого мозга, поэтому даже незначительные раздражители могут вызвать у ребенка судорожный припадок. Судорожный припадок характеризуется сменой тонических (медленных) и клонических (быстрых, частых) сокращений групп мыши. Психиатрия выделяет множество различных припадков, но не всегда они являются признаками эпилепсии. Судорожные припадки могут возникать при многих заболеваниях, так или иначе затрагивающих головной мозг. Особенно это проявляется у детей вследствие повышенной реактивности их незрелых мозговых структур. Очаг судорожного припадка может возникнуть при каком-либо заболевании, но по мере выздоровления больного он исчезает. При эпилепсии очаг более стойкий, и эта стойкость провоцирует повторение припадков (эпилептический синдром). Особенностью судорожных припадков при эпилепсии является также их кратковременность: длительность одного припадка, как правило, не превышает 2 мин. Характерным для больных эпилепсией детей является то, что непосредственно припадку предшествует так называемая аура (симптом-сигнал), когда у ребенка изменяется как психическое, так и соматическое состояние. За несколько дней до приступа родители обращают внимание на повышенную раздражительность, плаксивость, угрюмость, вялость, сонливость больного ребенка. За несколько часов до припадка дети могут ощущать тошноту, неутолимый аппетит, чувство стеснения в груди, боли в животе; иногда отмечаются сердечно-сосудистые расстройства. На начальных этапах эпилепсия может выражаться в наличии ауры, без непосредственных судорожных припадков. Предвестником заболевания являются иногда психические изменения, а сами приступы могут появиться лишь через несколько лет. У детей дошкольного возраста, больных эпилепсией, можно заметить черты характера, отличающие их от здоровых детей. Они плохо себя чувствуют в коллективе сверстников вследствие эгоцентризма, обидчивости и агрессивности. Хмурое настроение, недовольство иногда сменяются капризностью, раздражительностью. Мышление у таких детей замедлено, они трудно переключаются на новые задания. Некоторые дети чрезмерно беспокойны. В то же время они настойчивы и в деятельности иногда аккуратны до педантичности. Поведение таких детей обычно биполярное: они грубы, агрессивны по отношению к слабым сверстникам, но назойливо ласковы со взрослыми, которых боятся. При оказании первой помощи во время судорожного состояния не следует суетиться, впадать в панику. Попросите няню вывести всех детей из комнаты, В связи с тем, что во время судорожного припадка больные теряют над собой контроль, это может привести к дополнительным травмам: ушибам и более серьезным последствиям. Во время оказания помощи, до прихода медицинского работника, необходимо подложить под голову ребенка что-нибудь мягкое, расстегнуть сдавливающие элементы одежды в области щей, грудной клетки, вытащить язык изо рта больного, чтобы освободить дыхательные пути. Не следует сдавливать конечности, стараясь прекратить судороги. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ударился, не ушиб голову. Следует уложить ребенка в кровать и не будить его до самостоятельного пробуждения. Больных лечат, как правило, годами. От того, как рано была выявлена болезнь, насколько регулярно больной принимает назначенные лекарства, как четко выполняет предписанный режим, зависит течение заболевания. При правильном лечении эпилепсия либо проходит, либо проявляется в очень редких приступах. Воспитатель, как и родитель, должен знать, что больному ребенку противопоказано ударяться головой, следовательно, из его жизни нужно исключить подвижные игры, в которых возможны ушибы головы. Больным эпилепсией следует меньше употреблять жидкости, необходимо исключить из пищи все острое и возбуждающее, не находиться на жаре и в духоте.
Лекция № 5
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.009 с.) |