Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы и этапы психологического исследования. Классификация методов изучения психики детей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы: - единства сознания. и деят-сти (внутр. особенн. разв-я ч-ка проявл. во внешн. действиях, речи, творч-ве); - объективности ( об особен. судят по продуктам д-сти, м-ды исслед. –не д. влиять на р-ты); - детерминизма ( выявление внешних причин, среда, врожден, наследствен, в повед. ничего не возн. без причин); - един-во диагностики и коррекции (рекомед. д.б. осуществимы); - п-п не навреди; п-п системности и целостности. Все методы исслед-я строятся на основе принципа диалектич-го познания, любое псих. явление нужно изучать в развитии, находить причины, отклонения от нормы, находить противоречия, опираясь на знания закономер-сти механизмов психического развития. Этапы: - подготовительны й (подбор, анализ лит-ры, постановка цели, задач, объек, п-т,); разработка рабочей гипотезы (утверждение чего-либо без обоснования); методический этап (подбор методик, планир-ся послед-сть процедур, использ-ние ТСО); эксперементальный этап (сбор матер-ла, провед-е поисковых экспер-тов, подтверждение раб.гипотезы); аналтический этап (обработка матер-ла, интерпритация данных, выводы, рекомендации). Классификация методов- наблюдение -м-д длит-ного. планомерного, целенаправл-го изучения псих. особенностей индивида, на основе фиксации проявлений его поведения(пассивное, включенное, самонаблюдение); опрос (стандартное и нестандарт-е интервью, анкетир-ние, беседа, экспертная оценка); анализ рез-тов деят-сти (аналз творчества, биографический метод); м-д временных и пространственных соотношений (поперечных срезов, продольных,сравнительно-генетическийм-д) эксперементальные м-ды (лабораторный, естественный, формирующий эксперемент); тестирование (самооценочные, диагностич-е, проективные, тест-задачи, бланковые тесты, аппаратурные); коррекцонное воздействие (психоанализ, поведенческая психотерапия, гипноз, медитация, аутотренинг, групповой тренинг) моделирования 34Методы изучения психики ребенка. Обычно применяются методы психолог-го исслед-я разв-я детей: 1. Беседа с детьми. Метод беседы позволит изучить их интересы, потребности, мотивы поведения, а также знания, представления, отношение к окружающему. 2. Наблюд-е за реб-ом или группой детей. Используя м-д набл-я, нужно уметь поставить (сформулировать) цель наблюд-я, составить план, выделить объекты, наметить признаки, на кот-е необх-мо обратить вним-е, распределить наблюд-е по времени. Обычно проводится в естественных условиях без вмешательства в ход деят-ти реб-ка. Поступки и слова детей запис-ся. Запись может быть сплошной или выборочной.Сплошная запись применяется, напр, при изучении индив-ых особ-ей данного реб-ка, его поведения на протяжении дня. 3. Эксперимент, напр-ый на изуч-е особенности сенсорного восп-я, изодеят-ти, игровой, уч-й деят-ти; индивидуальные различия детей определенного возраста по определенному психическому проявлению. Практическая цель – накопление данных о реб-ке, воспитателе и группе детей в целом. 4. Социометрия, позволяющая изучать взаимоотношения детей в группе, а также положение, кот-ое занимает реб-к среди сверстников. 5. Изучение рез-ов деят-ти детей по их рис-ам, лепке, аппл-и и т.д. 6. Анкетирование. Метод сбора статистического мат-ла путем прямого опроса испытуемых. 41.Эмоциональное общение младенца со взрослым, его значение для психического развития. Причины и пути преодоления психической депривации в младенческом возрасте. Ведущая д-сть- эмоциональн. общение со взр. С момента появлен. р-ка на свет взр. нач. побуждать его к общению. Новорожденный не в состоянии ответить на призыв(он только ест, сти., плачет) Но он может привлекать к себе внимание взр. плачем, кот. станов-ся выражением физич. или душевного страдания. В 1м- р-к может фиксир-ть взгляд на лице взр.. Улыбка возник. позже, чем крик, вызывает ее ласковое обращение к р-ку. К 2-3м- появляются особые формы реагиров-ния на взр. Младенец выделяет его как посредника при контакте с окр. миром. Постепенно выраб. специфич. эмоц-двигат. реак-ция – комплекс оживления(граница новорожден. и младен-ва).Это проявление + эмоц. проявлений ко взр., общению с ним. Ласковое отнош-е взр. образует у р-ка важ. соц. потреб-сть в + эмоциях.3м- на мать уже смотрит осмысленно, его ответ р-ция прояв. улыбкой, ожив. движ. рук, звуки.В п-д млад-ва формир-ся псих. готовность приобщится к общению: предпосылки доречевой коммуникации-лепет, 1-ые слова, весь комплекс оживления..Р-к трогает волосы, уши, формир-ся простейш. формы психики(зрит. восприят., расположение объектов по форме, узнает п-ты. Взр. вводит р-ка в предмет. мир, привлек.его внимание к пред-там. Совмест. д-сть состоит в том, что взр. руководит действиями млад-ца, а тот в свою очередь обращ. за помощью взр.Большое знач-е в совм. д-сти р-ка и взр имеет способность подраж. действиям взр. При общении формир. 1-ые предпосылки речи.Т.об. взр. удовлетвор.растущ. потреб-сти р-ка, учит его действовать с пред-тами, оценив. поведение р-ка (улыбкой) Р-к- постепен. усваив.+ привычки, уч. прав. себя вести. Причины депривации - когда р-к лишен эмоц. общения с матерью, лишен ласки, когда воспит. в детдоме. 42Предметная деятельность как ведущий вид Деятельности в раннем возрасте. Предметная д-сть- ведущ. вид д-сти, разв. орудийных действий. Особое значение р/в связано с 3-мя приобретениями: прямохождение, реч.д-сть и предметная. Эльконин: р-к сам не в состоянии открыть сущность назначение и способ употребления п-тов. Развитие предметных действий: 1линия - освоение общ.ф-ций п-тов происходит в ходе совм. работы р-ка и взр а) взр. берет ручки р-ка и производит ими действия; б)частичное(взросл. начинает действие, а р-к заканч.) в)выполнение действия на основе показа; г) со стороны взр. только речевые указания, а все действия р-к вып. сам. 2линия- развитие предметн. действий- развитие ориентации на св-ва объекта и действий с ним. а)- перенос дейсвия с одного п-та на др.(приучаем пить из бутылочки, затем из чашки)- происходит обобщение ф-ций п-та; б) пренос действия по ситуации(научившись одевать ботинок, р-к будет повтор. эти действия с др. п-тами)- происходит отрыв дейсвия от п-та и от ситуаций. 3 л - нач. использовать игрушки в предмет. Действиях В рез-те происход. дальн. схематизация действия; р-к нач. сравн.и узнавать свои дейс-я со взр, и впервые начинает называть себя именем взр.Т.об., перенос действия способ отделению р-ка от взр, сравнению себя сним.В рез-те начин. распад. ССР Ир-к переходит в дошк. /в. К к.р/в р-к исп. пр-ты действия для налажив. контакт со взр, 43Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте. Развитие самосознания у реб-ка - протекает индив-но, разв. в проц-се актив.собствен. д-сти р-ка на основе взаимоотнош. с окруж. К к .1г. - прояв-ся 1-ые признаки: р-к нач. выдел. себя, свое тело из окруж. его прост-ва; происх. осознание своих желаний, выдел. мотивы для чего, что нужно сделать(нач. узнав. себя в зеркале, отклик. на имя, но не осознает себя S д-сти- «Маша гулять») На 3г.ж. - х-ся отделением себя от своих действий- перенос действия на п-т(дети нач. сравнивать себя с др. людьми, осознает собствен. «Я»- перех от обознач. себя в 3-л. к личн. местоимению –Я - гл. новообразование ран. в-та; на основе этого –формир. самооценка; формир. потребность в самост. -«Я сам»; фор-ся чув-во стыда, гордости, уровень притязаний, активно формир. х-р- сила воли, целеустремлен-сть., появл. потребность в достиж. успеха, эмпатия- умение понимать др.Итак, Признаки самосознания- нач. узнавать себя в зеркале, описывают свое поведение, способны пол. на повед-е др, появ. ч-во собствен-сти, эмпатия. К 4-5 г. - формир. «Я-образ»(т.е.осознание себя как S д-сти, представление о себе как члена семьи, осознание родст. связей, осознает не только мотивы повед, разв. чув-во ответствен, взаимоподдержки;) К к. 6г. - «образ Я» приобретает сложную структуру(представление о том каков он сегодня, я-настоящее, каким бы хотел быть в буд, что хотел бы приобрести, от чего избав., происх. переход от предм. оценки ч-ка к оценке личн. кач-в, своих внутр. состояний, появ. самокритичн при оценке себя и окр.,, возник. осознание своего социального «я» на основе познават и мотивац. сфер, руководствуясь в осн.оценкой взр. Самооцека- формир. путем оценок п-гов, сверст, род. в прц-се д-сти и общения; первичная С- носит эмоц. х-р, общая и формир. ч/з п-т и внеш. кач-ва(игрушка), носит предмет х-р- толстый, мал.; затем с 5л. бол. осознанная и дифференцирован.(хорошо рисую), но лучше оцен. не себя а др; более высокая О, связ. с притязан. на признание не только взр, но и сверст., оценив.внутр. мир, окруж. Формир-е позитивной «Я- концепции»- основой явл. социализация: выделение своего Я в позицию S д-сти, представление о своем Я. Причины негативной «Я- концепции», низкой самооценки, низ. притязаний, отсут. чув-в гордости- частое выраж. неудовлетворен-сти достижен р-ка, выс. требоват, без учета возмож, трудности адаптации. Коррекц. работа - включ. в значим. для р-ка д-сть, позитив. оценка, оказан. помощи в преодол. страха, активиз. д-сти, созд.сит-ции успеха, похвала, поддерка неуверен. 52Проблема сенсорного развития дошкольников. Психологические основы сенсорного воспитания детей. Сенсорное развитие- развитие ощущений помогает р-ку познавать сложность окруж. мира. Проц-с живого созерцания нач. с 3-х псих. проц-сов: ощущение, восприятие,воображение, в рез-те кот. возник. представления р-ка об окруж. мире. Ощущение и восприятие - это простейш. псих. проц-сы, развитие кот. создает предпосылки для формир-я более сложных(мышления, памяти, речи).Именно эти проц-сы лежат в основе развит. сенсорики р-ка. С разв. ощущ. и восприят. связано формир-е спец. способностей(музык, изобразит). Дошк. дет-во- период активного разв. сенсорной сис-мы. Развитая сен-ка сост. основу его буд. практич. деят-сти. В 3г. -обследуют неслож. по форме пр-ты, фиксир. взгяд продолжит-но, но по середине поверхности фигуры, не видят контуры, сразу нач. манипулировать с п-том. В 4г. - нач. рассматр. п-т, делают это бессистемно, непоследоват-но и переходят к манипуляции, ориентир-ся на размер, площадь п-та,при словесном описании наз. отдельн. части, признаки не связыв. их м/у собой. В 5-6л. - могут планомерно и последов. исследовать п-т, описать его, появ. движ. глаз по контуру, но все части фигуры еще не обследует. К 7г.- взор р-ка напомин. движение глаз взр., могут наблюдать планомерно, системат, польэуясь только зрит. анализатором. Т.об, в начале р-к изучает пр-т путем практич. действий с ним, позже восприятие сочет. с практ. д-стью, в конце д.в.- действие восприятия стан. организов. и эффективн., усваив. представление о п-те или явлении, его св-вах, овладев новыми действиями,переходит от применения собств. сенсорн. опыта к применению общепринятых сенсорн. эталонов(восприятие формы- геометрич. фигуры, цвета- спектральная гамма, размера- физ. величины). Запорожец, Венгер- формир-е перцептивн. действий нач. 1эт- с практич. действ. с незнак. пр-тами, 2эт-знак. с пространствен. св-вами с пом. ориетировочно исследоват. движений руки и глаза, 3эт- внешние перцептив. действия стан. более скрытыми, превращ. во внутренние, умственные, р-к отлич. п-ты от др, выясняют м/у ними связи.Усвоение перц. Д.- способ. развитию др. кач-в р-ка, разв. познават. способности, худ-творческ. 54Особенности разных видов памяти у детей. Развитие мнемических действий и приемов логического запоминания в дошкольном возрасте. Память у детей – до 3-4л- непроизвольная п.(запоминание и припоминание происх. независимо от воли и сознания; П. включена в проц-сы ощущений и восприят, запоминает яркое, красочн, необыч, новое, то что многократно повтор(сказки), то что явл. частью его д-сти, игры; р-к не ставит цели и з-ч зап-ть; р-к обладает избирательной П.(лучше зап. то на что обратил свое вниман, что вызвало впечатлен); лучше сохран-ся инф-ция, полученная в практич. д-сти). У мл.и ср. в-т неплохо развита механическая П.(благодаря ей разв. речь, учатся пользов. названиями п-тов дом. обихода..). К 4г.- нач. формиров-ся устойчивая мнемическая д-сть, т.е. проц-с спец. запоминания, такая д-сть отрывочна, краткосрочна и зависит от мотива(надо- потому что спросят), лучше ставить цели запомин-я на основе соревнов, игрового, личностного мотива, с использ. музыки, движений. В ср.в-те- складыв. произвольная п. и продолж. формир-ся в ст.; на ее развитие оказ. влияние игров, бытов, практич. д-сть р-ка и возросшие требования взр. Этапы произв.П: р-к выдвигает з-чу запомнить и припомнить, но приемами еще не владеет, при этом з-ча припомнить выделяется раньше, т.к. окруж. треб. от р-ка того, что он делал раньше; з-ча запомнить-возник. в рез-те опыта припоминания, когда осозн-ет, что не запомнив он не припомнит. Приемам запомин. учат взросл(повторение, опора, образцы, логич. связь, вопросы); зав. от наглядности, активности, разв. речи) В дошк. в-те- эйдетичская память(отчетл., воспроизведенная п., р-к как бы заново видит, то что рассказывает) К ст.д.в.-нач. форм-ся словесно - логическая п.(нач с выделения цели, в дальнейшем нач использ. приемы логического запоминания, формир-ся операции и действия(мнемические) К концу д.в.- д. овладеть основ. мыслит. операциями логич. запомин.(дети могут самост. осущ. мыслит. переработку мат-ла, подчинять цели запоминания, умение анализировать, осмысленно) Для лучшего запоминания- участие больш. числа анализаторов, четко постав. цель, рез-т д. иметь значение, запомин. мат-л должен закреплятся 55Этапы развития детского мышления в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Основные линии развития детского мышления. Формы (понятия, суждения, рассуждения, умозакл) Понятия (р-к имеет понятия только о тех п-тах кот он воспринимал и кот может представить, обстракт п. –владеет слабо; к 4г.- стрем. к причинному объяснению явлений, выясн. связей м/у людьми и явл и поэтому задает много?, нач. замечать сам нек. причины; реш. роль в формир. п. принад. обучению). У дош-ка появл. словесные формы М.ввиде Суждения (прояв. в виде вопросов, выводов, в сравнениях; возник. с разв. речи и общения, в 2-3г. суждения имеют форму констатации факта, разв. суждений выраж. в том, что измен. их содержание(от наглядного, конкретного факта р-к переход. к оперированию представлениями, а позже к опериров. обобщенных понятий); в своих суждениях р-к опир. не только на непосред. восприт, но и на представления о прошлом и будущем, кот. р-к усваив. от др. людей, критическое С развито слабо, но в доступ. форме дети отлич. правду от неправды, что соответствует д-сти, а что нет; с разв. связной речи мышление выраж. не только в отрывочных суждениях но и рассуждениях (но они невсегда выдержаны и последоват, часто перескакив с одного п-та на др., не замечая этого).Использует умозаключения по аналогии, по дитуции и индукции. Проц-сы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, систематизация, классификация): В проц-се развития М.д-сти р-ка происх. переход от оперирования практич. действиями при решении конкр. наглядн. з-чи к умственным, свернутым действиям. С переходом М. во внутрен. план измен. действия, они теряют поисков.,проблемный х-р и станов. действиями исполнит. и точными. стан. более совершенными мыслит. операции(производя те или ин. операции р-к придерживается заран. поставлен. цели, мыслит., операции прояв. и разв. в разн. видах д-сти). О степени развития анализа и синтеза можно судить по уровню вып. этих проц-сов и по степени разобщенности и неразрыв. связи этих 2-х проц-сов.По мере развития анализ станов. предвосхищающим, синтез- планирующим.Вычленение элементов обязательно предполаг. синтез частей пред-та.Основн. закономерностями анализа и синтеза –это выравнивание уровней, тесное их сближение. Б.зн. в умствен. д-сти им. проц-сы обобщения и абстракции (при усвоении понятий р-ком широко исп. обобщения, основан.на анализе и синтезе, вместе с обобщением р-к исп. абстракцию, кот. быв. + (отделяются и сохран. существ. признаки пред-тов) и – (отбрасыв. несуществ. признаки). Развитие абстакции и обобщения опирается на широк. чувствен. конкрет. основу, на развитие восприятий. Развитие М.р-ка прояв. в том что он овладевает общим методом М(- образование спец. умствен. умений воспринимать конкрет. з-чу) 57Особенности воображения дошкольников. Пути формирования творческого г воображения. Вообр. – своеобр. форма отраж. действит, предпол. созд. новых образов и идей.Появл.зачатков – ран. в. В дошк.произвольное вообр.-. в начале в сюж-ролев игре. общении, затем в лепке, рисовании, конструировании. Важную роль играет внешняя опора: У младш. В. неотделимо от реальных действий с игров. мат-лом(в руках руль –он шофер), у ст.д.в.- уже нет зависимости игры от игров. мат-ла, их воображение нах. опору в предм, кот. непохожи на замещаемые(коврик-лодка, пол-река). В. р-ка разв. в проц-се его жизни под влиянием условий жизни и воспит-я. Дош.в-т- период начала развития творческого В. Тв вообр. Важн. Новообр дошк.дет.(Выготский, Давыдов) - оно создает образы путем комбинирования и преобразования имеющ. представлений доступными ему способами. Св-ва- видение целого раньше чпстей, перенос функц. С одного предм.на друг. Пути формир-я В: в ходе разнообразн. д-сти, роль взросл, путем организован. обучения, словесное твор-чво, сост. р-зов, сказок, созд. новых образов, приписывая им несвойствен. кач-ва и поступки, рассматр. облаков, пятен, нах. сходств. Успех в разв. воображ. связан с креативностью(творч. проявлениями) пед-га. Методика Дьяченко, Кирилова.чудесные превращения, на что похоже. 48Психологические основы ролевой игры. Психологическая сущность игры. Структура ролевой игры и её роль в развитии ребёнка Д.Б.Эльконин наз. игру- гигантской кладовой, настоящей творческой мысли будущего ч-ка. Пред-том игры выступ. взр.ч-к как носитель опред. обществен. ф-ций и выступ. в определ. отношения с др. людьми. Игра - д-сть где р-к в начале эмоцион, а затем и интеллект. осваив. сис-му человеч. отношений. Игра- это особая форма освоения действит-сти р-ком путем его воспроизведения и моделиров. Эльконин- игра - историческ. образование, т.к. возник. только на определ. этапах человеч. общ-ва., когда р-к не может принять непосредств. участия. Теории: в запад. псих-гии(Гросс, Спенсер,Штерн, Бонтендайк, Адлер, Левин,, Пиаже,Холл,Фрейд - счит. что в основе игры лежат инстинкты, биологич. потребности, кот. проявляются по мере вызревания, а взр. отводят роль наблюдателя, их ошибка- отсутствие историч. подхода при исследовании вопросов происх. И.) Блонский, Выготский(30г.)- заложили основы историч. х-ра происхожден. И., игра сущ. не всегда,ее возник. связ. и определено историч. разв-е общ-ва, тем реальн. местом в сис-ме общ. отношений, кот. заним. в ней р-к; игра социальна по своей природе, происхожден, содержанию. Эльконин выдел. 4 стадии игры: 1. - осн.содержан. и.-действия с п-тами, интересен проц-с а не рез-т; роли фактич. есть, но они определ-ся х-ром действий, а не наоборот;действия однообразны, часто повтор, их логика легко наруш без протеста со стороны партнера; 2 - содержание игры- действия с п-тами, но уже игр. действия соответ.реальности, выдел-ся роли, намеч. разделение ф-ций, действия б. разнообразн, их логика определ. последоват.; 3 - осн. содержание-выполн. роли, логика их действий определ. взятой на себя ролью, появ. ролевая речь, нарушения действий опротестовыв. участниками; 4 -содержание и действия связаны с взаимоотношен людей; ролев.ф-ции детей взаимосвязаны, действия разнообраз, направлены к разн. персонажам игры, нарушение их- отвергается партнерами. Элконин рассмотрел струк-ру сюж-рол.игры. и выделил компоненты (роль; правила; игровые действия, атрибуты; наличие сюжета) Этапы: 1 - ознакомит.(младен-во, манипулят.х-р, обследоват. операции), 2- отобразительная предм.-игровая д-сть(2гж., п-ты выступ. как сред-во), 3 - сюж-отобразит. д-сть(является преддверием сюж.-рол. игры). Значение:1- влияет на формиров-е произвольности всех проц-сов- способн. к активн.воображен, формир. произвол. запоминание, речь; 2 - оказ. постоян. влияние на разв. умств.д-сти- овлад ЗУН; 3 -подчиняясь правилам игры и исходя из взятой на себя роли, р-к разв. чув-ва, волев. регуляцию поведения- усваив. общ. нормы повед, общ. ф-ции,что опред. становл. личности; 4 - усваив. первонач. элем-ты учебной д-сти; 5 - способств формир-нию дет. общ-ва(вступают в ролев. отнош и реальные отнош- договор об игре, распред. ролей)=Игра- учит, формир-т, изменяет, воспитыв. 49Психологические особенности художественной деятельности детей (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой). Хар-ная мотивация худ.д-сти- общение посредством иск-ва. Изо - Формир-е в к. 1 нач.2г.ж., когда у р-ка появ. интерес к рисов, к карандашу, к линии, кот. р-к оставляет. Перелом в становлении изод-сти наступает в связи с узнаванием в каракулях(что это?) п-тов окр. мира. Новый этап- связан с появлением знаковой ф-ции. Следующ. этап- перенесение названия изображенного с конца действия на начало. Затем происходит совершенствование изобразит. сред-в, что дает возможность изображать п-ты ближе к реальным. Дети широко исп. слово, с пом. речи р-к поясняет изображенное, речь позволяет преодолеть р-ку ограничен. Возможности изображения.По мере усвоения изод-сти у него формир-ся внутр. план действий. Причем важность изо заключается в том, что для псих. развития р-ка важен не р-т- рисунок, а те псих. изменения, кот происх. в проц-се рисован.В изо р-к- познает окр, сенсорный опыт.Значение: изо включается в развитие знаковой ф-ции сознания, т.е. чтобы нарисовать надо знать как он назыв-ся; формир-ся ручная умелость р-ка(штриховка), развив. умение создавать и воплощать замысел(ф-ция целеполагания);осваив. специфич. выразит. ср-ва изо. Музыкал - виды: восприят, испол-во, творч-во, каждый оказ. особое влияние на разв. муз. способностей, личности в целом. В восприят-преплетены интел. и эмоц. проц-сы, формир. дифференцир. и целостн. воспр, эмоц. отклик; исполнит-во- пение, муз-ритм. движ, игра на инструм, все это основ. на ЗУН; важна внутр. активность р-ка. 51Предпосылки учебной деятельности, специфика обучения дошкольников. Пути повышения эффективности образовательного процесса. Обучение вход составной частью в разн. формы общения р-ка со взр и по мере разв-я р-ка приобретает системн. х-р. Обучение на з-тиях им. важн. знач-е для первонач. овладения элементами уч.д-сти. Уч.д-сть состоит из 2 факторов: формир-е познават. интересов, и усвоение навыков учебы. Учение, учеб. интерес возник. при систематич. з-тиях. В мл. и ср.в. - понимает учебн. задания если получен. знания и навыки исполняются в действии, д-сти. В ст.в. - выраб. умение принимать учеб. задания в прок, на будущ.; понимание смысла уч. заданий приводит к тому что дети нач. обращ. вниман. на способы вып действий, стараются осознано овладеть ими.Б.зн. в принят. уч.з-чи имеет прав. оценка взр. того, что сделал р-к. У детей складыв. навыки контроля и самооценки. Вырабат. самостоя-сть р-ка (на основе выработ. привычек): р-к действует без напоминания в привычн. условиях, 2- использ. привычн. способы действий в нов. условиях, 3- возможен далекий перенос усвоенного правила. Восп-ль должн подготав. к обучению в шк детей и для этого: дать шир. запас знаний об окр; кач-во освоения знаний(осмысленность, системность, выявл. сущ. связи и отнош м/у пред-ми и явл, способ-сть прим. на практик); уровень разв. познават д-сти(способ-сть к произвол. запоминан и воспроизвед смыслового мат-ла, познават отношен, стремление получ. знания и стрем. к обуч. в шк); наличие мыслит. д-сти(способн. к анализу п-тов, умение прим. сенсорн. эталоны, способ. к обощению); овладение элементарн. умств. д-стью(самостоят-сть при вып. прак. Задания, умение постав. з-чу и решить ее); овладен.элем-тами уч. д-сти(умение понять и точно вып. указания, добив. рез-тов в работе, нах. способы вып, осущ.контроль за своими действ, давать критич. оценку); достаточн. выс. уровень разв. речи(четк. произнош, словарн. запас, умение выраж. мысли связно, грам. правильно., речевое общение) 44Особенности эмоциональной сферы дошкольников. Развитие и воспитание чувств на ранних этапах онтогенеза. Э-ции - особые псих. состояния, связ. с врожден. реакциями ч-ка. его потребностями и мотивами.В проц-се д-сти, познания окр. мира и самого себя в проц-се общения со взр. и сверстниками р-к испыт. разнообразн. эмоции и чув-ва. Улыбка, выраж. положит. эмоции, появ. у р-ка в начале 2м-ца ж. У младенца благодаря любовн. отношен. к нему взр. образуется важн. соц. потребность в +эмоциях со стороны взр. Посте пенно у р-ка выраб эмоц-двигат реак-ция обращенная ко взросл. «комплекс оживления». Эмоции р-ка связаны с опред. социал. ситуациями и ее изменение вызывает определ. эмоцион. состояние.Нарушение привычной ситуации, уклада жизни явл. причиной стрессового состояния. Разв. эмоций и чув-в связано с возр. этапами. На ранних стадиях переживание возник в кач-ве эмоц. оценки достигнутого рез-та У старш.д. - до выполнения действия впервые возник. переживание относящееся к будущему, т.е. эмоциональное предвосхищение событий. Разв. эмоц чув-в у дошк-ков зав. от условий(по Лисиной)- эмоц. и ч-ва формир-ся в проц-се общения р-к со взрослым и сверст. У детей воспитанных вне семьи- недост. эмоц. развитие может сохранится на всю жизнь. В семье р-к имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Разв. эмоций и ч-в способст. игры и спец. орган. д-сть(музыка, худож., з-тия) 45 Развитие воли у детей. Формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве. Недостатки волевого развития детей (недоразвитие воли, капризы и упрямство). Активность детей и формир-е воли нач с непроиз. движений, позже появ-ся ориетировочн.направленные движения- это подготовит. этап. К 2 г.-у р-ка появл. простые волев. действия под влиянием взр.(подай, принеси), бол.зн. имеют подражательн. действия.к 3г.-появл. борьба мотивов. В.мл.д.в .- нач. формир. произвольн. действия, но прояв. время от времени. При прав. орган-ции жизни и воспит. у дош-ка выраб. умение вып. дела по словесной конструкции(младш -быстро забывают, в сред.-понимают, но не считаются со способами вып.з-ч, в ст в.- определ. и задачи и способы решения, х-но появление и разв. волев. действий, волевое поведение в ст.в. проявл. не только в регуляции своего поведения, но и регуляц. познават. проц-сов. В разв. воли им. трудов, учебная д-сть, под влиянием нравст, умст. воспит-я. К отрицат. сторонам воли относ- капризы, упрямство, неготивизм. Возраст. особенность дет- легкая внушаемость. Развив. целенаправл. вол. действий: нужно чтобы цель вызывала не только желание действовать, но и чтобы была поставлена самост-но р-ком или р-к принял цель,кот став. взр., формир. умение сдерживать поставл. цель если задан. трудное или длит. 58Развертывание темперамента в дошкольном возрасте. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей в образовательном процессе дошкольного учреждения. Разв. темп постепенно. Судить о т-те можно по деят. р-ка, поведению, по реакции на воздейств. Св-ва т-та возн. не сразу.У дош-ков слабо выражена инертность, ст.д.- более уравновеш, чеммл. Сангвиник сильн,подвиж,уравновеш.Н.С.,поведениеотлич.живостью,жизнерадост, активн, покладист, легко вст. в контакт, могут руковод. и подчин, легко просып. и засып, перех. от одн. д-сти к др(благодаря плстичностиН.С)З-ча в-ля-формир. устойчивости поведения, интересов, привязан, в отношении него нужно прояв. требоват, разум. строгость, контроль его действия и поступ. Флегматик- сильн. уравн, малоподвиж Н.С.; дети-тихони; говорит паузами;- к подвиж. иг. их надо побужд; поведение устойч, его нельзя подталкивать и угрожать т.к. будет делать еще медленнее, приуч к решит,самост,стимулир. общение с людьми нельзя отстран. от д-сти, надо почаще хвалить. Холерик- сил, подв, неуравн НС с преоб. возбужд; выраз. мимика, бурн. реакции, сил. пережив, част. перемена настр, импульс, вспыльч,; в воспит- не запрещ быть активн, а поддержив полезные увлечения, не прим. сильные меры возд., не крич, надо говорить требоват но без угроз и уговоров; полезны все виды з-тий, требующ. собран-сти, сосредоточен(наст. игры), щадящ.режим, пост.труд.поруч. Меланхолик - повыш. раним-сть, чувствит, быстрые реакции на раздражители, быстро утомл, замкну, пассив, медлит, его не видно и неслышно, игр. в одиночку, в-ль- приуч. не боятся, расшир.круг знаком, не повыш голос, не подчерк. недостатки, разв умение преодол. трудности, прояв. доброжелат, положит. эмоции.На индив.особености детей оказ. влияние разн. факторы-природн. ресурсы, воспитан, обучение, условия жизни. Различия м/у детьми прояв.: в темпе псих. развит, в темпе овладения разл. видами д-сти, в темпе разв. псих проц-сов и кач-в личн-сти. Наряду с разн. темпом у детей обнаруж., а свозрастом увелич. индив.-психолог. кач-ва- хар-р, воля, интересы, способности. На инд.-псих. различия оказ. влияние природ. условия, псих. развитие(строение и ф-ции нервн. системы, проц-с созревания нерв. клеток Г.М.), внутриутроб. развитие р-ка. Создание климата - в-ль явл. свидетелем проявления личностн. кач-в р-ка, динамики его разв в разн. ситуациях, в видах д-сти. Учитывать инд. особенности детей в проц-се рук-ва их общением (испыт. трудности в общении, в признании их сверстниками; в-ль регулир. взаимотношен в группе, созд. кажд. благоприят. Среды, псих. климата в дет общ-ве); в обучении - особ. внимание удел. детям у которых показатели разв-я ниже N и у кот. проявл. ярко выраж. способности- одаренность); в воспит - учитыв. тип Н.С.: с возбудим. детьми(небх. поддерживать и направлять его д-сть),у малоподвиж. детей(разв. интерес к движен, формир. трудов. Навыки. 60Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения. Развитии и формирование способностей и одаренности в дет. возрасте- развитие р-ка связ. с его способ-ми(-инд-псих. особен-сти, кот. обеспеч. выс. достижения лич-сти).Прир. биолог. основой С. явл.- задатки. В д/в нач. формир-ся познават, практич, некот. спец. С. Познават: связ. с позн. окруж. мира(сенсорн.- восприт-е п-тов и их внеш. св-в); интеллект(обеспеч. легкое овладение знаниями.. В д/в складыв. такие формы опосредован. познания как использов-е сенсорн. эталонов и наглядно-пространствен. моделирование. Обучение направлен. на их овладение детьми оказ. эффектив. воздействие на разв-е познават. С. Важн. роль в ж. ч-ка им. С. к Практич. деят к ним отн-ся организаторск. Особенно ярко они прояв. в игровой д.-сти. Д/в - благоприятн. п-д для проявления задатков и разв-я конструктивно-технической С.(в проц-се конструиров-я по условиям р-к учится варьировать, по разному решать з-чи на основе одних и тех же условий, что созд. важ. предпосылки для творч-ва). Специальн.С- инд-псих. св-ва лич-сти, кот. обуславл.возможность успеха в спец. областях д-сти. Очень рано нач. разв. у детей музык. С, к изо, к театральной д-сти; литературн. С.. Итак д/в – важн. п-д когда нач. формир. С.Важн. компонент С- трудолюбие.Взросл. –удел. вниман, помог. прояв. р-ку его замыслы, способ, -в обучении спец. умениям. В работе с Одаренными - понять неординарность, не игнорировать уникальность, учит. индивид-сть, не восторг-ся сверх, не перегруж, не гасить инициативу, учить терпению, поощрять, помогать, но – учить проигрывать, не заниж. самооценку, налажив. отношения со сверстник., способст. гармонии физ. и умст. разв-я 61Психологическая характеристика шестилеток. Кризис семи лет. Психологическая характерстика 6-леток. Ведущ.вид д-сюжетно-рол.игра.. Соц. сит-ция разв-я - у р-ка появ. потребность в общ-значимой д-сти, в учеб. д-сти, потреб-сть прояв. себя. Форма общен. ситуативно-позноват. Развитие познават.проц.. Внимание -сосредоточен. и устойчиво, но трудно овладеть произвольн. вн-ем(помогают рассуждения в слух).; Речь - стан. более связной, в форме диалога, могут полностью описыв. ситуацию, внутрен. речь; Память - акт. разв. произвольная, но преобладает непроизвольная. Мышление - активно разв. наглядно-образное, совершен. нагядно-действен, начало формир-я словесно-логич. мыш-я с пом. речи. Воображение - зарождается при переходе к игровому действию.Идет активное формир-е деловых, личностн. кач-в р-ка. К 6г. появл. явное стремление к получению одобрения, признания со стороны взр. В этот пер-д возник. нов. период самосознания. Божович назвала «внутренней позицией» - осознан. отношение р-ка к себе, окр. людям, событиям и делам. Самым важн. новообразованием в личн-сти- «соподчинение мотивов».Дети научаются пользов. более выс. нравств. мотивами. Волевое поведение у 6-них проявл. не только в регуляции своего повед-я, но и регуляции познават. интересов. Осознанное отношение к своим собств. личностн. кач-вам, своим способностям и умение осознают причины своих успехов и неудач. Кризис 7 лет – Причины: назревание противоречий м/у нов. потребностями р-ка и старыми условиями их удовлетворения, кот. его не устраив Кр-с 7л. - утрата дет.непосредственности, кот связана с включением интеллект-го момента м/ду переживаниями и поступками. У р-ка возник. осмысленная ориентир-ка собств. переживаний(формир-ся логика), на основе этого идет обобщение переживаний в себе, влияющее на действия и поступки, расшир. сфера интересов, возн. нов. единство соц. и личностн. мотивов, выражающееся в способ-сти и потребн. Осуществить общ.-значим. д-сть 62Структура психологической готовности детей к обучению в школе. Впервые понятие о гот. к обуч в шк. дал Леонтьев в 1948г. (понимал как способность управлять своим поведением). Божович - отношение р-ка к школе, учителю, учеб.д-сти. Долгое время под гот-стью понимали только умст.раз-е, но Выготский-. не только запас знаний, но и умение обобщать, Поступление в школу –прелом. момент в жизни р-ка, он д.б. готов к соц. позиции шк-ка. В псих. готовн. вкл. (Божович, Запорожец): общ. и специал. Общая: (физ, эстетич., интел., нравств-волевая, психолог., мотивацион, личностноя 1- интелект. г-сть (долж.уметь сравнивать, обобщ, анализ, делать самост.выводы, умен.выдел.уч.задачу и превр. ее в самост.цель деят.,развитое образное и слов-логич. мышление, необходим. запас знаний об окруж, способность к запомин. и воспроизвед мат-ла, стремление к получ. знаний, разв. речь. 2- в олевая - умение управл своим поведением, интерес к знаниям, стремл. преодол. трудности, наличие усидчив, сдержанности, настойчив, самостоят, организован, дисциплиниров, готовность прийти на помощь. 3- Личностная г. (отношение р-ка к школе, учителю- положит, отриц. нейтральн; отношен. к д-сти - положит к учебной; отнош м/у сверстниками и взр - познават, деловые, личностн; 4.Мотивоц. Гот - стремлен. к обуч в шк,, овладев. знаниями, к вып. учебн. з-ч, познават интерес к окруж, мотивы- социальные, нравствен, учебные, игров. х-ра, касающ. внешн. атрибутов. Специальная готовность. (обучение старш. дош-ков элементам учеб. д-сти, умение слушать и слыш., вып. инструк-ю взр, контролир. свои действия, умен. оценивать свой рез-т и товарищей, наличие спец. навыков, умений, знаний, кот необходимы для изуч. мат-ки, р.яз,). 47Межличностное взаимодействие в де
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.021 с.) |