Предмет и метод изучения науки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод изучения науки



Предмет и метод изучения науки

Предмет исследования научной дисциплины это то, на что направлена ее главная идея, мысль. С этой точки зрения, общепризнанного определения экономической теории нет и быть не может. Во первых, современная экономическая теория представляет собой совокупность около двух десятков школ и течений. Каждая школа имеет свой собственный предмет исследования. Во-вторых, в любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета.

В широком смысле слова предметом исследования экономической теории могут быть:

· создание общественного богатства;

· рациональное использование ограниченных ресурсов для производства благ;

· отношение между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

· отношения связанные с денежными сделками;

· извлечение эффективных результатов при эксплуатации капитала.

Любая наука имеет свои основные вопросы. В экономической теории принято выделять несколько фундаментальных вопросов: Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества? Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? Кто должен получить эту продукцию и в каком количестве? Как эту продукцию следует производить и какую технологию следует применить?

микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие.

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и & постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством - функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, у является функцией х и записывается таким образом: у = f (x), где у - функция х, а х - аргумент функции.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают - нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

 

2. Роль производства в экономической системе

Производство - есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин.

В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Производство представляет собой главный источник получения благ, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его потребностей. Давно прошли времена, когда люди обеспечивали свое существование за счет даров природы. Природа превращена людьми в источник ресурсов, из которых и с помощью которых производятся средства существования. Если «раскрутить назад» сложную цепочку производства любого, даже самого высокотехнологичного продукта, например компьютера или автомобиля, то у ее истоков окажутся природные ресурсы. По мере перехода от присваивающего к производящему хозяйству усложнялось и усиливалось взаимодействие людей с природой и ресурсами. Их производственная деятельность создала «вторую», антропогенную природу, творение рук человеческих. Само производство образует часть этой искусственной природы, все более вторгающейся в окружающий мир. В этом причины возникновения острых экологических и социальных проблем, поневоле занимающих ведущее место в современном производстве.

Производство насквозь пронизывает экономику, составляет ее стержневую часть не только потому, что для обеспечения жизни необходимо производить огромное количество видов продукции, непосредственно потребляемой, используемой, применяемой людьми в виде пищи, одежды, жилья, мебели, предметов культурно-бытового назначения, духовных ценностей, средств транспорта и связи, зданий, сооружений, машин. Кстати, такую продукцию принято именовать конечной, так как она завершена в производстве и поступает в сферу своего использования по конечному назначению.

 

3. Развитие предмета экономической теории. Этапы развития.

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).

Таблица 1

Этапы развития предмета Ориентировочные хронологические даты
Экономия Политэкономия Экономикс С III века до н. э. до рождества Христова С XVI века до 80-х гг. XX века C 80-x гг. XX века поныне

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» - дом, хозяй1ство, «номос» - учение). В экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца.

В раннем средневековье в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики.

Возникновение политэкономии связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования.

Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» - торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля. В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации.

В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной.

Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством).

Между тем, критики меркантилизма справедливо подметили, во время торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен равноценен, обогащения не происходит.

В результате появилось теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта.

Ошибка физиократов заключалась в односторонности применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта.

Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека.

Они привели все многообразные блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля.

Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм. Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние. Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг.

Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Таблица 2

Предметы изучения различных экономических школ и течений,

составляющих экономическую теорию

Название школы Время существования Особенности предмета изучения Основоположники (или видные представители)
Меркантилизм XVII-XVII Создание благ в результате обмена и торговли Т. Манн, Ж. Б. К. Кольбер
Физиократы VIII в.в. Создание благ в производстве, земледелии У. Пети, Ф. Кенэ
Классическая экономическая теория XVIII в.в. Создание богатства не только в земледелии, но и в других отраслях А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди И др.
Марксистская политическая экономия XIX – XX в.в. Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, и др.
Маржинализм (австрийская школа) Вторая половина XX в. Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод К. Менгер Е. Бём-Бёмбоверг
Неоклассическая Конец XIX начало XX в.в. Взаимодействие спроса и предложения, механизм формирования рыночных цен Ф. Маршал Л. Вальрас
Кейнсианство Первая половина XX в. Экономикс. Поиск оптимальных методов регулирования экономики Д.М. Кейнс
Монетаризм Начало XX в. Анализ денежного обращения в рыночном хозяйстве М. Фридмен
Новая политическая экономия XX в. Поиск оптимального порядка в рыночном хозяйстве Дж. Мут, Р. Лукас, П. Самуэльсон и др.
Институционализм ХХ в. Изучение институтов социальных условий развития экономики Т. Веблен Дж. Гелбрейт

Во второй половине ХХ в. широко применяются математические методы и совершенствуются экономические исследования. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Название научной дисциплины «политэкономия» заменяет «экономикс», который состоит из двух разделов: микро- и макроэкономика. В основе данной классификации лежат следующие принципы: национального хозяйства в целом (макроэкономика) и функционирования отраслей – фирм и домохозяйств (микроэкономика). Под домохозяйством понимают группу людей, которые совместно получают и используют доходы.

Предметом исследования микроэкономики служат: поведение фирм и домохозяйств как экономических агентов рыночной экономики; воздействие государства и его институтов (правительства, парламента, суда, прокуратуры и т.д.) на отрасли, фирмы, и домохозяйства; коньюктура, спрос и предложение на отдельном рынке (отрасли); интересы индивидов, полезность благ и услуг.

Современная экономическая теория (экономикс), является наследницей богатейшего знания собранного и упорядоченного выдающимися учеными-экономистами прошлых веков. Сегодня она продолжает их идеи, дополняет и уточняет научный анализ, поэтому третий этап развития экономической науки связывают с использованием новой парадигмы.

Парадигма ( с греческого- пример, образец) – общепризнанный принцип мышления ученых или общепризнанная методология при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины. Современная парадигма предусматривает лучших научных достижений различных научных школ в единую доктрину, адекватную любой экономической системе и стране, а не их противопоставление.

Современные экономисты сделали много выдающихся открытий в экономической теории, которые нашли свое применение на практике. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии в области экономики – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 года. Среди лауреатов первыми были – П. Самуэльсон, В.Леонтьев, М. Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Г. Саймон, Р. Слоу и другие.

Механизмы и функции рынка

Механизм рынка или (рыночные рычаги). На любом этапе своего развития рынок базируется на четырех элементах его механизма: цена, спрос, предложение и конкуренции. О них более подробно рассмотрим в последующих темах.

Функции рынка. Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни общества и выполняет множество функций. Главные из них следующие (рис. 4.2.):

1) посредническая функция. В условиях разделения труда и экономической обособленности субъектов рыночного хозяйства возникает объективная необходимость нахождения друг друга и обмена результатами своей деятельности. Рынок с помощью цены сопоставляет продукты деятельности субъектов рынка, и определяет, насколько выгодна та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками. Схема функций рынка.

 

 

 

 


общественного производства. В рыночной экономике при нормальной конкуренции потребитель имеет возможность выбора поставщика. Одновременно продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя;

2) Ценообразующая функция. В современной экономической теории существуют две равноценные версии формирования рыночных цен: классическая и маржиналисткая.

По классической версии рыночная цена устанавливается по общественно-необходимым затратам (ОНЗТ).

По маржиналистской парадигме механизм образования рыночной цены сводится к взаимодействию спроса и предложения товаров.

2) ценообразовательная функция.

3) информационная функция. Сама рыночная цена представляет собой уникальный аппарат коммуникации и распространения информации, а также других важных сведений, необходимых человеку в мире экономики.

4) санирующая функция.

Рынок беспощаден по отношению к слабым. С помощью механизма конкуренции рынок очищает общественное производство от расточительных, неустойчивых и неэффективных субъектов хозяйствования и, напротив, дает возможность действовать более эффективным и рациональным хозяйствам. В результате под воздействием непрекращающейся конкуренции непрерывно, шаг за шагом повышается средний уровень эффективности всего народного хозяйства.

Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить? Под воздействием конкуренции путем перелива капитала из одной отрасли в другую осуществляется равномерное распределение факторов производства между всеми отраслями. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства. Сюда усиливается прилив финансовых, природных и трудовых ресурсов. Если в результате такого прилива факторов производства произойдет превышение предложения товаров над спросом, то начнется обратный процесс: снижение всех видов рыночных цен и отток ресурсов из данной отрасли.

Разумеется, рыночная экономика – не идеальное устройство общества. О преимуществах и недостатках рыночного механизма будет сказано в последующих темах. Но человечество пока не нашло лучшего устройства общественной системы, чем рыночная экономика.

Парадокс Гиффена

Если при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс Гиффена». Он показан на рис. 3.13, на котором благо С является некачественным.

Рис. 3.13. Парадокс Гиффена
Исходное равновесное состояние потребителя представлено точкой F. Повышение цены блага С увеличивает наклон бюджетной линии и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение некачественного блага по мере снижения благосостояния потребителя. Эффект замены в данном случае состоит в сокращении потребления подорожавшего блага на величину CF - CG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину АG - АF. Эффект дохода выражается в росте потребления «некачественного» блага на величину CH - CG и сокращении потребления нормального блага на величину АG - АH. В результате того что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину CH - CF.

Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских благ. Поэтому можно согласиться с мнением, что парадокс Гиффена является занимательной аномалией главным образом приносящей пользу при проверке понимания студентами тонкостей эффектов дохода и замещения.

 

14. Рыночный спрос. Его разновидности.

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса.

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие - низкий. Некоторые желают кофе, а другие - чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

Основными факторами рыночного спроса являются: доходы потребителей; предпочтения (вкусы) потребителей; цена данного блага; цены товаров-заменителей и дополняющих благ; количество потребителей данного блага; численность населения и его возрастная структура; распределение доходов среди демографических групп населения; внешние условия потребления; реклама; стимулирование сбыта; размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей.

Предмет и метод изучения науки

Предмет исследования научной дисциплины это то, на что направлена ее главная идея, мысль. С этой точки зрения, общепризнанного определения экономической теории нет и быть не может. Во первых, современная экономическая теория представляет собой совокупность около двух десятков школ и течений. Каждая школа имеет свой собственный предмет исследования. Во-вторых, в любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета.

В широком смысле слова предметом исследования экономической теории могут быть:

· создание общественного богатства;

· рациональное использование ограниченных ресурсов для производства благ;

· отношение между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

· отношения связанные с денежными сделками;

· извлечение эффективных результатов при эксплуатации капитала.

Любая наука имеет свои основные вопросы. В экономической теории принято выделять несколько фундаментальных вопросов: Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества? Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? Кто должен получить эту продукцию и в каком количестве? Как эту продукцию следует производить и какую технологию следует применить?

микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Разграничение микроэкономики на позитивную и нормативную является исходным пунктом в методологии микроэкономической теории.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие.

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и & постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством - функция. Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, у является функцией х и записывается таким образом: у = f (x), где у - функция х, а х - аргумент функции.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, то теорию или улучшают, или отвергают и создают новую. Позитивисты считают - нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективных оценок не следует.

 

2. Роль производства в экономической системе

Производство - есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин.

В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Производство представляет собой главный источник получения благ, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его потребностей. Давно прошли времена, когда люди обеспечивали свое существование за счет даров природы. Природа превращена людьми в источник ресурсов, из которых и с помощью которых производятся средства существования. Если «раскрутить назад» сложную цепочку производства любого, даже самого высокотехнологичного продукта, например компьютера или автомобиля, то у ее истоков окажутся природные ресурсы. По мере перехода от присваивающего к производящему хозяйству усложнялось и усиливалось взаимодействие людей с природой и ресурсами. Их производственная деятельность создала «вторую», антропогенную природу, творение рук человеческих. Само производство образует часть этой искусственной природы, все более вторгающейся в окружающий мир. В этом причины возникновения острых экологических и социальных проблем, поневоле занимающих ведущее место в современном производстве.

Производство насквозь пронизывает экономику, составляет ее стержневую часть не только потому, что для обеспечения жизни необходимо производить огромное количество видов продукции, непосредственно потребляемой, используемой, применяемой людьми в виде пищи, одежды, жилья, мебели, предметов культурно-бытового назначения, духовных ценностей, средств транспорта и связи, зданий, сооружений, машин. Кстати, такую продукцию принято именовать конечной, так как она завершена в производстве и поступает в сферу своего использования по конечному назначению.

 

3. Развитие предмета экономической теории. Этапы развития.

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).

Таблица 1

Этапы развития предмета Ориентировочные хронологические даты
Экономия Политэкономия Экономикс С III века до н. э. до рождества Христова С XVI века до 80-х гг. XX века C 80-x гг. XX века поныне

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» - дом, хозяй1ство, «номос» - учение). В экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца.

В раннем средневековье в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики.

Возникновение политэкономии связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования.

Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» - торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля. В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации.

В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной.

Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством).

Между тем, критики меркантилизма справедливо подметили, во время торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен равноценен, обогащения не происходит.

В результате появилось теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта.

Ошибка физиократов заключалась в односторонности применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта.

Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека.

Они привели все многообразные блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля.

Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм. Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние. Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг.

Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Таблица 2

Предметы изучения различных экономических школ и течений,

составляющих экономическую теорию



Название школы Время существования Особенности предмета изучения Основоположники (или видные представители)
Меркантилизм XVII-XVII Создание благ в результате обмена и торговли Т. Манн, Ж. Б. К. Кольбер
Физиократы VIII в.в. Создание благ в производстве, земледелии У. Пети, Ф. Кенэ
Классическая экономическая теория XVIII в.в. Создание богатства не только в земледелии, но и в других отраслях А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди И др.
Марксистская политическая экономия XIX – XX в.в. Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, и др.
Маржинализм (австрийская школа) Вторая половина XX в. Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод К. Менгер Е. Бём-Бёмбоверг
Неоклассическая Конец XIX начало XX в.в. Взаимодействие спроса и предложения, механизм формирования рыночных цен

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.039 с.)