Общие методические указания по изучению курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие методические указания по изучению курса



ЭКОНОМИКА

 

Учебно-методическое пособие

для организации самостоятельной работы студентов

 

 

Автор-составитель А. Ю. Фофанова

 

Мурманск

НОУ МГИ

ББК

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета НОУ МГИ

Рецензенты: А. А. Дочкина, кандидат экономических наук;

А. М. Васильев, доктор экономических наук, заслуженный экономист России

 

 

Автор-составитель:

А. Ю. Фофанова

 

Экономика [Текст]: учеб-метод. пособие для организации самостоятельной работы студентов / авт.-сост. А. Ю. Фофанова; НОУ «Мурм. гуманитр. ин-т». - Мурманск: НОУ МГИ, 2009. – 75 с.

 

 

Настоящее издание является учебно-методическим пособием для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Экономика». Оно разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, а также в соответствии с программой курса экономики для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»; 031202 «Перевод и переводоведение»; 030601 «Журналистика» и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом экономического факультета НОУ МГИ. Содержит общие методические указания по изучению курса, методические указания по подготовке к практическим занятиям и планы занятий, темы для самостоятельного изучения, требования к экзамену и примерные вопросы, варианты тестовых заданий, словарь, литературу.

Пособие призвано помочь студентам в самостоятельной работе в процессе изучения экономики, прежде всего студентам заочной формы обучения.

 

 

©Фофанова А. Ю., составление, 2009

Содержание

Общие методические указания по изучению курса………………....................  
   
Методические указания по подготовке к практическим занятиям…………...  
   
Планы практических занятий……………………………………………………  
   
Темы для самостоятельного изучения работы…………………………………  
   
Требования к экзамену…………………………………………………………...  
   
Примерные вопросы к экзамену………………………………………………...  
   
Варианты тестовых заданий……………………………………………………..  
   
Словарь……………………………………………………………………............  
   
Литература…………………………………...........................................................  

 

 

 

 

Перечень дидактических единиц

 

ДЕ 1. Введение в экономическую теорию

1. Предмет и метод экономической теории

2. Этапы развития экономической теории

3. Потребности и ресурсы

4. Производственные возможности общества и экономический выбор

5. Общественное производство

6. Экономические системы и отношения

7. Собственность: формы и пути их преобразования

ДЕ 2. Микроэкономика

8. Рыночный механизм

9. Рыночное равновесие

10. Эластичность

11. Потребительские предпочтения и предельная полезность

12. Функционирование предприятий

13. Издержки и прибыль предприятий

14. Конкуренция

15. Монополия

16. Несовершенная конкуренция

17. Рынок капитала

18. Рынок труда

19. Рынок земли

20. Распределение доходов и их неравенство

21. Внешние эффекты и общественные блага

22. Роль государства в регулировании рыночного механизма

ДЕ 3. Макроэкономика

23. СНС и макроэкономические показатели

24. Макроэкономическое равновесие

25. Потребление и сбережения

26. Инвестиции

27. Инфляция и ее виды

28. Безработица и ее формы

29. Закон Оукена

30. Государственные расходы и налоги

31. Бюджетно-налоговая политика

32. Деньги и их функции

33. Банковская система

34. Денежно-кредитная политика

35. Экономические циклы

36. Экономический рост

37. Международные экономические отношения

38. Внешняя торговля и торговая политика

39. Валютный курс

40. Макроэкономические проблемы переходной экономики

 

При изучении дисциплины «Экономика» студентам особенно следует обратить внимание на следующие рекомендации:

ДЕ 1. Введение в экономическую теорию

Главная задача данной ДЕ состоит в уяснении того, что изучает экономика, каково её значение в освоении экономических наук. Необходимо выявить особенности методологии, логику развития дисциплины. Важнейшей задачей является рассмотрение фундаментальных понятий экономики и связанных с ними основополагающих проблем – безграничности потребностей общества и редкости ресурсов, форм собственности и типов экономических систем. Следует обратить внимание на то, какие функции выполняет экономика как наука и в чём состоит различие между её позитивными и нормативными заключениями.

Необходимо также ознакомиться с главными характеристиками современной рыночной системы хозяйства, уяснить принципы и стимулы рыночной экономики, выявить её достоинства и недостатки. Важной и одновременно сложной задачей является определение причин, форм и объективных границ вмешательства государства в развитие рыночной системы. Следует ознакомиться с функциями государства и уяснить основные принципы налогообложения.

ДЕ 2. Микроэкономика

В ходе изучения данной ДЕ необходимо рассмотреть основные понятия рыночной экономики – спрос и предложение, которые являются основополагающими для всего курса экономики. Изучение ДЕ должно обеспечить представление о сущности двух подходов к определению полезности, понимание того, чем руководствуется потребитель, приобретая определённый набор благ, как и в зависимости от каких факторов изменяется объём его закупок. Главным в данной ДЕ является выяснение экономической мотивации производителя, его реакции на изменение условий производства.

Изучение ДЕ должно привести к пониманию того, что такое издержки и прибыль с различных позиций; как осуществляется анализ издержек в краткосрочном и долговременном периодах. Должны быть рассмотрены разнообразные условия, в которых протекает рыночная конкуренция и принимаемые в соответствии с ними решения потребителей как субъектов совершенной конкуренции.

В ДЕ должны быть исследованы особенности равновесия производителя в условиях несовершенной конкуренции, выявлены основные различия между монополией и олигополией, сформированы представления об олигополии. Важно выявить особенности рынка ресурсов, его роль в экономической системе, значение для ответа на вопросы: как производить экономические блага, какие доходы могут получить основные хозяйственные субъекты. Следует раскрыть особенности формирования и функционирования рынка труда, рассмотреть вопросы, связанные с определением величины заработной платы. В качестве самостоятельной проблемы должны быть рассмотрены особенности рынка капитала, его зависимость от фактора времени. В качестве основного рынка не воспроизводимых ресурсов должен бать изучен рынок земли. Социально-политический климат общества в значительной мере зависит от того, как распределяются доходы. В данной теме необходимо рассмотреть различные подходы к решению проблемы распределения.

В данной ДЕ должны быть рассмотрены последствия принятия решений в условиях неполной информации. В ДЕ сводятся воедино результаты анализа рынка продуктов и ресурсов, исследуется проблема обеспечения на всех рынках равенства спроса и предложения, достижения наибольшего объёма производства, минимизация издержек, максимизация прибыли производителя и полезности потребителя.

ДЕ 3. Макроэкономика

При изучении ДЕ решаются задачи выработки представления о системе национальных счетов, расчётах важнейших показателей функционирования экономики. Следует выяснить, что такое экономический цикл и раскрыть содержание его основных фаз; определить особенности различных видов безработицы, понять сущность, принципы и последствия инфляции.

Основная цель изучения ДЕ – ознакомиться с основными подходами исследования рыночной системы при формировании альтернативных макроэкономических моделей. Особенно важным в данной ДЕ является выяснение содержания кейнсианской макроэкономической модели равновесного производства, овладение её инструментарием, а также определение перспективности данного научного подхода. В ходе изучения нужно, прежде всего, определить содержание, цели и роль фискальной политики, затем исследовать механизм действия фискальной политики в кейнсианской модели.

В ДЕ изучаются содержание, цели, основные инструменты кредитно-денежной политики. Необходимо показать механизм и оценить эффективность кредитно-денежной политики. Существенное отличие данной ДЕ заключается в том, что здесь рассматривается не только рынок денег, но и рынок благ, определяются особенности их взаимодействия. В данной ДЕ необходимо рассмотреть основные положения неокласических теорий и показать их отличие от кейнсианской теории. До сих пор рассматривались проблемы, связанные с более традиционным и полным использованием существующих мощностей, здесь же изучается вопрос об увеличении производства в условиях полной занятости.

В предыдущих ДЕ рассматривались отдельные вопросы, связанные с понятием открытая экономика. В результате изучения термина должно сложиться более полное представление о международной специализации и торговле, плюсах и минусах протекционизма, о различных системах обменных курсов валюты. Основной целью данной ДЕ является анализ общих экономических закономерностей, присущих странам с переходной экономикой, а также особенностей их проявления в России. В процессе изучения ДЕ должны быть рассмотрены перспективы проводимых в стране реформ в связи с обеспечением инвестиционной деятельности и осуществлением инновационной политики.

Сложность изучения ДЕ заключается в том, что в ней в предельно сжатом виде рассматривается зарождение и становление экономической теории как науки. Особое внимание следует уделить основной характеристике классической школы. Современный этап экономической мысли должен характеризоваться как с позиций возрождения идей классической школы, так и с позиций объединения усилий по формированию концепций рыночного хозяйства неоклассиков и неокейнсианцев.

В данной ДЕ необходимо рассмотреть становление и развитие русской экономической школы, ее значение для формирования современных концепций экономики.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия по «Экономике» способствуют успешному и эффективному самостоятельному изучению студентами предмета курса, углубленному его пониманию. Широкий круг источников, предлагаемый читателю, позволяет не только расширить эрудицию, но и проникнуть в содержание экономических проблем во всей их специфичности.

Для более успешного освоения материала Вам предлагается следующая последовательность подготовки темы:

1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием плана практического занятия.

2. Прочитайте конспект лекции.

3. Познакомьтесь с соответствующими разделами учебных пособий.

4. Прочтите рекомендуемую по теме литературу и составьте конспект прочитанного.

5. Проведите самоконтроль через соответствующие вопросы.

6. Составьте план изложения ответа на каждый вопрос плана занятия.

Тема должна быть изложена по плану, причем план можно предложить свой, в соответствии с той литературой, которая у Вас имеется.

Во избежание механического переписывания материала рекомендованной литературы необходимо:

а) представить рассматриваемые проблемы в развитии;

б) провести сравнение различных концепций по каждой проблеме;

в) отметить практическую ценность данных положений;

г) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

 

Планы практических занятий

 

1. Тема для обсуждения. Теоретические аспектырыночного равновесия в экономике

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос как определяющая экономическая категория.

2. Предложение как экономическая категория.

3. Рыночное равновесие как результат взаимодействия спроса и предложения.

4.Сущность эластичности спроса и предложения.

5. Решение задач.

Задача №1.

В таблице приведена шкала спроса и предложения тостеров.

P, д.е. QD QS
     

Представить графически спрос и предложение. Найти равновесную цену и равновесное количество тостеров.

Если цена 12 д.е., какова ситуация на рынке?

Если цена 20 д.е., какова ситуация на рынке?

 

Задача №2.

Предположим, есть два рынка товара. Объем спроса на первом QD = 25 – P, а объем предложения QS = - 11 + 2P. На втором: QD = 60 – 2P, QS = - 20 + 2P. Как измениться цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединяться?

 

 

Задача №7.

На рисунке кривая спроса на карандаши сдвинулась с D0 к D1.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Какие события могли вызвать это движение:

А) падание цен на товар-субститут;

Б) падание цен на дополняющий товар;

В) падение цен на сырье;

Г) снижение потребительских доходов при условии, что товар неполноценный;

Д) снижение налога на добавленную стоимость;

Е) снижение потребительских доходов при условии, что товар нормальный;

Ж) широкая реклама.

Задача №4.

Первоначально господин N получал заработанную плату в размере 700 ден. ед. и покупал 10 ед. товара. В следующем месяце з./пл. уменьшилась на 10ед., при этом объем покупок увеличился на 1 ед. Рассчитать коэффициент эластичности спроса по доходу?

 

Задача №5.

Определить эластичность спроса по цене, если при увеличении цены с Р1= 1000 ед. до P2 = 1100 ед. спрос уменьшился с Q1 = 1 млн. ед. до выручки Q2 = 0,8 млн. ед.

Литература:

1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник для ВУЗов / В. З. Баликоев. - 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2010. – 684 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для студентов, аспирантов, преподавателей / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.

3. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория / Г. М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

4. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с.

5. Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: АСА, 2010. – 880 с.

6. Сломан Дж. Экономика для бизнеса: учебник / Дж. Сломан. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 960 с.

 

7. Экономика: учебник / под ред. А. И. Архипова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 839 с.

8. Экономика / под ред. А. С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 860 с.

9. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2007. – 713 с.

10. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. - 5-е изд. перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 606 с.

 

2. Тема для обсуждения. Издержки и прибыль в деятельности предприятия

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «издержки производства» и классификация издержек.

2. Издержки в краткосрочном периоде: постоянные издержки (затраты), переменные затраты, общие затраты, средние издержки, предельные издержки и их характеристика и графическое изображение.

3. Понятие экономической и бухгалтерской прибыли в экономике.

4. Сущность издержек и прибыли в условиях изменения объема производства.

5. Решение задач.

Задача №1.

Задано число работников и совокупный продукт. Когда начнет действовать убывающая экономия от масштаба?

 

L ТР АР МР
       
       
       
       
5      

L - число работников, ТР - совокупный продукт, АР - средний продукт, МР - предельный продукт.

Задача №2.

Дано:

Внешние издержки: 400 ед.

Оплата наемного труда: 300 ед.

Оплата поставок сырья: 100 ед.

Бухгалтерские издержки -

 

Внутренние издержки: 150 ед. => экономические издержки.

Не полученный предпринимательский % на денежный капитал: 20 ед.

Не полученная рента за арендную плату: 30 ед.

Не полученное вознаграждение за управление фирмы: 100 ед.

Общая выручка: 600 ед.

 

Определить: бухгалтерскую прибыль, издержки; экономическую прибыль, издержки; нормальную прибыль.

Задача №3.

Рассчитать общие постоянные (TFC), общие переменные (TVC), средние общие (АТС), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), предельные (МС) издержки.

Q ТС TFC TVC ATC AFC AVC МС
               
               
               
               
               
               

Задача №4.

В таблице представлена часть данных о возможных вариантах ведения бизнеса на предприятии при неизменных постоянных издержках. Заполните таблицу целиком. При каком варианте предприятие получит наибольшую прибыль?

№ Номер варианта Р Цена д.е./шт. Q Выпуск, шт.   TR Выручка, д.е. AFC FC AVC VC ATC TC Pr ед. Прибыль с единицы, д.е./шт. Pr Прибыль, д.е.
                    -12  
                       
                       
                       
                       
                      - 45360

Литература:

1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.

2. Вадейко, Е. И. Экономическая теория / Е. И. Вадейко. – М.: Академический проспект, 2004. - 80 с.

3. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория / Г. М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

4. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с.

5. Ковалев, С. Н. Экономика: учебное пособие / С. Н. Ковалев. – М.: Книжный мир, 2004. – 266 с.

6. Океанова, З. К. Экономическая теория: учебник для ВУЗов / З. К. Океанова. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. – 652 с.

7. Райзберг, Б. А., Стародубцева, Е. Б. Курс экономики: учебник / Б. А. Райзберг, Е. Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 672 с.

8. Современная экономика: учебное пособие для ВУЗов / под ред. О. Ю. Мамедовой. – М.: КноРус, 2010. – 320 с.

9. Соколова, С. В. Основы экономики. Рабочая тетрадь для НПО: учебное пособие / С. В. Соколова. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Academia, 2009. – 96 с.

10. Экономическая теория (Политическая экономия): учебник для студентов ВУЗов / под ред. И. К. Ларионова. - 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 732 с.

 

3. Тема для обсуждения. Назначение СНС и определение основных макроэкономических показателей в экономике

Вопросы для обсуждения:

1. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета: ВНП; ВВП; ЧНП; НД; ЛД; ЛРД.

2. Решение задач.

Задача №1.

Чему равен реальный ВНП, если номинальный ВНП равен 5000 д.е., а дефлятор ВНП – 125.

 

Задача №2.

Дано:

Товар Х – 500 ед. Цена товара Х – 2 долл.

Товар У – 20 ед. Цена товара У – 10 долл.

 

Задача №3.

Дано:

ВНП = 5000 д.е.

Потребительские расходы = 3200 д.е.

Государственные расходы = 900 д.е.

Чистый экспорт = 80 д.е.

Экспорт = 350 д.е.

Амортизация = 150 д.е.

Найти: ЧНП, инвестиции, импорт.

 

Задача №4.

Цены двух товаров, составляющих условный ВВП, в базисном году составляли 1020 и 800 д.е., а в отчетном – 2400 и 1380 д.е. соответственно. Их стандартные наборы в корзине товаров были равны 100 и 240 физических единиц. Чему равен дефлятор (в процентах)?

 

Задача №5.

Используя данные, приведенные ниже, рассчитайте величину следующих показателей: ВНП, ЧНП, НД, ЛД, РД.

 

Показатели развития национальной экономики млрд. руб.
Личные потребительские расходы  
Трансфертные платежи  
Государственные расходы на товары и услуги  
Чистые инвестиции  
Чистый экспорт товаров и услуг: экспорт импорт  
Личные доходы  
Заработная плата наемных работников  
Премии  
Взносы на социальное страхование  
Взносы в частные фонды  
Некорпоративная прибыль  
Рентный доход  
Доходы корпораций  
Налог на прибыль корпораций  
Дивиденды (распределенная прибыль)  
Нераспределенная прибыль корпораций  
Чистый процент  
Амортизация  
Косвенные налоги  
Индивидуальные налоги  

Литература:

1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.

2. Воробьев, Е. М. Экономическая теория: курс лекций / Е. М. Воробьев. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

3. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория / Г. М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.

4. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с.

5. Исаев, В. А. Экономика для менеджеров: учебное пособие / В. А. Исаев. – М.: РУДН, 2009. – 508 с.

6. Космин, Н. П. Экономическая теория: учебное пособие / Н. П. Космин. – Мурманск: МГИ, 2005. – 164 с.

7. Кудина, М. В. Основы экономики: учебник / М. В. Кудина. – М.: Форум, 2009. – 352 с.

8. Новикова, И. В., Коврей, В. А. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова, В. А. Коврей. – М.: ТетраСистемс, 2009. – 400 с.

9. Сироткин, В. Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития: учебное пособие / В. Б. Сироткин. - Высшая школа, 2009. – 384 с.

10. Экономика / под ред. А. С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 860 с.

Темы для самостоятельного изучения

 

Самостоятельная работа имеет целью закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на лекциях и практических занятиях по «Экономике», подготовку к экзамену, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Основными видами самостоятельной работы по курсу «Экономика» являются:

- изучение отдельных теоретических вопросов при подготовке к практическим занятиям, в том числе подготовка сообщений по данным вопросам;

- осмысление информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись;

- своевременная доработка конспектов лекций;

- подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендуемой литературы;

- подготовка к экзамену.

Список тем для самостоятельного изучения

 

Тема 1. Предмет и метод экономики (экономической теории)

Краткое содержание темы

Предмет экономики. Развитие представлений о предмете экономики. Взгляды на предмет экономики школ меркантилизма, физиократии, классической школы, марксисткой политэкономии, школы маржинализма и кейнсианства. Взгляды на предмет экономики в современной экономической литературе.

Объект экономической теории. Принципы теоретической и прикладной экономики.

Методология экономики. Методы теоретической и прикладной экономики. Общенаучные методы: исторический и логический. Частные методы.

Функции экономики:познавательная, практическая (прагматическая) прогнозно-прагматическая, методологическая, идеологическая.

Позитивная и нормативная экономика и их суть.

Вопросы для обсуждения:

1. Что является предметом экономики (экономической теории)?

2. В чем состоит отличие экономики от других дисциплин?

3. Каковы функции экономики?

4. Какова взаимосвязь экономики с политикой и практикой?

5. В чем суть метода сравнительной статики?

6. В чем проявляется объективный характер экономических законов и в чем отличие их от законов природы?

7. В чем различие позитивных и нормативных утверждений?

8. Какова взаимосвязь экономики с общественными, конкретными экономическими, социальными и естественными науками?

9. Возможна ли хозяйственная практика без экономики (экономической теории)?

10. В чем суть идеологической функции экономики?

Тема 2. Этапы развития экономической теории

Краткое содержание темы

Зарождение экономической мысли. Первичная экономическая мысль.

Первая школа экономической мысли: меркантилизм.

Классическая школа: основные представители (А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус) и этапы развития. Физиократия - французская ветвь классической школы.

Историческая школа Германии: старая и новая.

Марксизм: возникновение, эволюция и основные положения.

Маржинализм и формирование неоклассической школы.

Развитие экономической мысли в ХХ веке: институционализм, кейнсианство, монетаризм, экономический либерализм…

Вопросы для обсуждения:

1. Какие этапы прошла в своем развитии экономическая наука?

2. Перечислите основные направления и школы современной экономической теории и в чем суть каждого направления?

3. Каковы главные составляющие политики «торгового баланса»?

4. Почему меркантилисты считали, что факт наличия в обращении достаточно большой денежной массы не менее важен, чем обилие рабочих рук в стране?

5. Чем различались взгляды физиократов и меркантилистов в вопросе об экономической роли государства?

6. Какова последовательность движения и количественные оценки денежных и материальных ресурсов в экономической таблице Кенэ?

7. Как называлась и какие основные идеи несла в себе первая книга А. Смита?

8. В чем сущность учения А. Смита об общественном разделении труда?

9. В чем проявляется генетическая связь учения Маркса с классической школой?

10. В чем видел Маркс основную проблему политической экономии, и какой путь ее решения он считал правильным?

Тема 3. Потребности и ресурсы

Краткое содержание темы

Потребность: понятие и сущность. Классификация потребностей. Степень удовлетворения потребностей согласно уровню развития материального и нематериального производства.Экономические интересы как форма проявления экономических потребностей. Классификация экономических интересов. Противоречие между экономическими интересами. Принципиальная невозможностьодновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Определение ресурсов. Ограниченность ресурсов. Наилучшее или оптимальное распределение ограниченных ресурсов между различными целями. Конкуренция за использование ресурсов как следствие их ограниченности. Задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях.

Факторы производства и их характеристика.

Гипотеза о рациональном поведении.

Необходимость решения трех фундаментальных задач: что, т.е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т.е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов, производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют виды экономических интересов?

2. Всякий ли предмет является благом?

3. При каких обстоятельствах предмет утрачивает характер блага?

4. В каких случаях происходит переход экономических благ в свободные и наоборот?

5. Чем определяется ценность благ?

6. Выгоден ли обмен благами обоим его участникам?

7. Почему экономисты считают потребности безграничными, а ресурсы ограниченными?

8. Если потребности безграничны, почему же тогда действует закон Энгеля?

9. Что понимается под ограниченностью ресурсов?

10. Чем ресурсы производства отличаются от факторов производства?

Тема 4. Производственные возможности общества и экономический выбор

Краткое содержание темы

Экономический выбор альтернатив использования экономических (ограниченных) ресурсов. Иллюстрация эффекта выбора кривой производственных возможностей (КПВ). Понятие альтернативных и вмененных издержек. Цифровой пример Пола Самуэльсона. Построение КПВ. Определение Парето-эффективности. Сравнение точек кривой. Движение по кривой. Выход за границу КПВ.

Способы упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями.

Вопросы для обсуждения:

1. Как технический прогресс влияет на положение кривой производственных возможностей?

2. Каковы сферы практического применения кривой производственных возможностей?

3. Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклый вид?

4. Что означала бы прямая, а не выпуклая линия производственных возможностей?

5. С помощью чего можно увеличить производственные возможности?

6. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек?

7. Каковы основные задачи экономической организации производства?

8. Как вы понимаете проблему оптимального выбора?

9. В чем сущность понятия «альтернативная стоимость»?

10. Что показывают точки на кривой производственных возможностей?

Тема 5. Общественное производство

Краткое содержание темы

Понятие производства и общественного производства. Осуществление производства при взаимодействии элементов: труд человека, предмета труда, средства труда. Краткая характеристика элементов. Средства производства. Производственные силы и экономические отношения.

Сущность разделения труда и кооперации.

Вопросы для обсуждения:

1. При каких обстоятельствах не действует закон убывающей доходности или убывающей отдачи?

2. Всегда ли интенсивный тип экономического роста более эффективен, чем экстенсивный?

3. Какова роль производства в создании материальных и духовных благ?

4. Какова роль разделения труда в развитии НТП?

5. Какой тип производства предпочтителен на современном этапе экономического развития?

6. Какие тенденции развития производства присущи, по вашему мнению, крупному бизнесу?

7. Какие тенденции развития производства присущи, по вашему мнению, малому бизнесу?

8. Что такое производственная функция?

9. Какова экономическая функция производства?

10. Чем вызвана убывающая отдача от масштаба?

Тема 6. Экономические системы и отношения

Краткое содержание темы

Характеристика экономики как хозяйствующей системы. Понятие экономической системы. Факторы, влияющие на развитие экономической системы.

Классификации экономической системы. Формационный подход К. Маркса. Цивилизационный подход. Классификация экономической системы по степени индустриального развития общества.

Классификация экономической системы по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность: традиционная, рыночная, командно-централизованная (административно-командная), переходная смешанная экономические системы.

Разновидности рыночной экономической системы: американская, немецкая, шведская, французская, японская, южнокорейская, китайская.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют виды экономических систем?

2. Какие преимущества и недостатки имеет рыночная система распределения ограниченных ресурсов и конечной продукции по сравнению с плановой или традиционной?

3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы?

4. Как решаются проблемы определения объема и состава производимой продукции и распределения ресурсов между отраслями в странах с административно-командной экономикой и в странах с рыночной экономикой?

5. Что вы можете сказать о хозяйственной деятельности человека?

6. В чем сущность учения об экономической и социальной среде жизнедеятельности человека?

7. В чем единство и различие производства, распределения, обмена и потребления?

8. Какие общественные формы и модели хозяйства вы знаете?

9. Какие вы знаете критерии классификации хозяйственных систем в нашей и зарубежной экономической литературе?

10. Что такое цивилизация и какие ее типы вы можете назвать?

Тема 7. Собственность: формы и пути их преобразования

Краткое содержание темы

Собственность как определяющая экономическая категория. Отношения собственности. Субъекты и объекты отношений собственности. Экономическая и юридическая сторона собственности.

Присвоение. Пользование. Владение. Распоряжение. Права собственности. Законы собственности.

Типы и формы собственности. Классификация права собственности. «Пучок» прав собственности. Виды собственности и формы хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).

Методы перехода форм собственности: национализация, приватизация, денационализация, реприватизация.

Особенности приватизационных процессов в странах с рыночной экономикой. Особенности приватизационных процессов в России.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоит своеобразие подхода авторов теории собственности к трактовке понятия собственности?

2. Что такое «спецификация прав собственности»?

3. В чем смысл и значение спецификации прав собственности?

4. Связаны ли права собственности с эффективностью распределения ресурсов?

5. Что такое собственность в экономическом и юридическом смысле?

6. Кто обладает правом собственности?

7. Охарактеризуйте отношения хозяйственного использования собственности.

8. Какие основные типы собственности обозначены в современной экономической теории?

9. Назовите формы собственности, которые соответствуют каждому типу собственности?

10. Почему плюрализм форм собственности недостаточен для утверждения рыночной экономики?

Тема 8. Рыночный механизм

Краткое содержание темы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.211 с.)