Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка и адаптация к психотерапииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Атмосфера психотерапевтической работы сильно отличается от привычной для ребенка атмосферы игр и занятий, и специалисту приходится применять особые подходы для того, чтобы ребенок смог быстрее адаптироваться к обстановке психотерапевтического кабинета. Сочетая обычную игру с элементами творческой экспрессии, в том числе и музыкальной, можно помочь ребенку постепенно и без сколько-нибудь заметного напряжения адаптироваться к условиям психотерапевтической работы. Методы терапии творчеством помогают специалисту найти выход из затруднительного положения при попытках войти с ребенком в контакт. Методики, предназначенные для первого знакомства с детьми, призваны раскрепостить детей, дать возможность испытать положительные переживания, создать ощущение комфорта. Например, методика «Волшебное искусство» Руби Уолкер, «Рисование с помощью клубка» Нормы Лебен (13). Рисование целесообразно сопровождать музыкальным фоном. Многие дети со сниженной самооценкой, психически травмированные с большим трудом соглашаются рисовать или заниматься любой другой изобразительной деятельностью, боясь осуждения. Музыка настроит, раскрепостит детей, усилит удовольствие в процессе творческой работы. «Музицирование» Музицирование играет большую роль в развитии коммуникативных навыков и построении психотерапевтических отношений. Различные виды музицирования становятся излюбленным видом совместной деятельности ребенка и психотерапевта. Игра на музыкальных инструментах допускает интеракцию. Психотерапевт может играть на них вместе с ребенком, тем самым обеспечивая ему поддержку. Наряду с другими средствами психотерапевтического воздействия игра на музыкальных инструментах является достаточно эффективным средством, позволяющим ребенку видеть достигнутые им успехи и изменения в своем состоянии. Встречаясь с ребенком на занятиях раз в неделю, порой бывает крайне трудно уловить изменения, постепенно происходящие в его состоянии и отношениях с психотерапевтом. Требуется какое-то средство, которое позволило бы это сделать, произвести оценку, промежуточную диагностику. Обучение ребенка чему-то новому, тому, что связано с возможностью зрительной, слуховой и кинестетической стимуляцией, бывает очень полезно. Ребенок начинает с освоения самых простых навыков, постепенно переходя к более сложным. Игра на музыкальном инструменте является не только одним из факторов психотерапии, но и средством оценки происходящих изменений. Изменения в состоянии ребенка подчеркиваются изменениями в его исполнительских возможностях и репертуаре. Постепенное совершенствование исполнительских навыков хорошо видно и должно всячески подчеркиваться психотерапевтом. Игра на простых музыкальных инструментах предполагает возможность применения ее на любом этапе психотерапии, но лучше всего воспользоваться ею в тот момент, когда у ребенка возникает хотя бы минимальная степень доверия к психотерапевту. Удовлетворение, которое испытывает ребенок, видя свои успехи в освоении и совершенствовании техники игры, компенсирует напряжение и страх, возможные при обучении, что характерно для многих «проблемных» детей. Музыка и цвет
Известно, что разные цвета спектра ассоциируются с разными эмоциональными состояниями. Восприятие музыки невозможно без эмоциональной сферы человека. Таким образом, восприятие музыки и восприятие цвета тесно связаны. Эти принципы можно с успехом применять в процессе проведения некоторых игровых техник, например в технике «Раскрась свою жизнь» К. О'Коннор. При этом надо помнить, что желтый цвет, как правило, ассоциируется со счастьем, синий - с грустью, черный - с горем, коричневый - с одиночеством, оранжевый - с возбуждением, зеленый - с беспокойством, красный — с раздражением или гневом. Иллюстрируя музыкально различные чувства, о которых рассказывает ребенок в процессе расцвечивания «своей жизни», психотерапевт опирается и на выбор определенных цветов. Характер музыкальной иллюстрации должен по возможности соответствовать цвету, который выбирает ребенок. Визуальные или аудиальные выражения различных чувств делают их более конкретными для ребенка, что отвечает особенностям детской психики. Подкрепление визуальных образов слуховыми, музыкальными образами только усилит конкретность чувств, которые они передают, сделают их еще более понятными для ребенка. Музыка и куклы
Большинство специалистов по игровой терапии хорошо представляют себе достоинства работы с пальчиковыми куклами-марионетками. Их использование позволяет детям выражать такие сложные чувства, как гнев, страх, растерянность, грусть, другие переживания, а также мечты и фантазии. Наблюдения показывают, что дети с разным темпераментом, уровнем социализации, степенью самоконтроля и неодинаковыми потребностями могут более или менее успешно играть с марионетками и другими куклами кукольного театра. Возбудимые дети, как правило, могут концентрировать на игре свое внимание, наблюдая за действиями других участников и самостоятельно исполняя разные роли. Стеснительным, скованным детям игра с марионетками позволяет выразить свои представления, проблемы и желания. Психотерапевт может показать детям наиболее адекватные способы поведения и помочь своим клиентам освоить их путем имитации. Кроме того, психотерапевт получает реальную возможность взаимодействовать с ребенком посредством кукол-марионеток. Помимо кукол-марионеток удобно пользоваться перчаточными куклами, куклами би-ба-бо, а также тростевыми куклами . Характер куклы, чувства, которые она испытывает, можно иллюстрировать музыкой и различными звуковыми комбинациями с помощью музыкальных инструментов или звучащих предметов. Это сделает образ куклы, которую использует ребенок, более зримым и понятным. Сочетание игры с куклами и музыки, например, благотворно действует на детей, страдающих логоневрозом. Обычно дети играют с большим желанием, не испытывая при этом напряжения и страха. «У большинства детей с логоневрозом при этом имеет место чистая речь» (Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998). Не только проговаривание, но и пропевание текста (сочинение музыкальных сказок с участием кукольных персонажей), произносимого от лица кукол, будет способствовать преодолению заикания. Музыка может использоваться в таких методиках, как «Создай марионетку» Энн Блэкуэлл, «Создание образа клиента с помощью марионетки» Кэролин Наркевидж, «Игра с марионетками» Мари Болтинхаус (13). Приведенные ниже примеры демонстрируют возможные способы использования марионеток и других кукол в сочетании с музыкой и музыкальной экспрессией. 1. Попросить ребенка выбрать или самостоятельно создать пальчиковую куклу-марионетку (перчаточную куклу и др.), отражающую то, что он чувствует в данный момент, а потом предложить ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии: • попросить ребенка спеть от ее имени песенку о себе: «Какую песенку могла бы спеть эта кукла?» • выразить с помощью звуков различных инструментов и предметов настроение куклы, ее характер: «Как ты думаешь, как звучит эта кукла? На какой звук она похожа? Какой звук ей подходит? Каким инструментом можно было бы сопровождать песенку этой куклы, если бы она нам спела?» Если ребенок отказывается самостоятельно петь или музицировать, то терапевт может помочь ему, предложить вариант песенки, которую могла бы петь кукла, подобрать аккомпанемент к этой песенке на подходящем музыкальном инструменте. Кроме того, взрослый может просто иллюстрировать соответствующей музыкой или звуками рассказ ребенка. 2. Предложить ребенку выбрать какую-либо марионетку или другую куклу, изображающую знакомого или незнакомого ему человека, и сказать (спеть, отразить в звуках), что она чувствует. Психотерапевт может иллюстрировать музыкой или звуками рассказ ребенка. 3. Ребенок и психотерапевт разыгрывают сюжеты, отражающие условия жизни и проблемы ребенка. История иллюстрируется музыкой, различными звуковыми характеристиками, песнями и движениями под музыку. Интересно сочинение групповой истории. Каждый ребенок по очереди сочиняет часть Тонирование и вокалотерапия
Помимо разнообразных приемов музыкальной терапии, психотерапевт может использовать в своей практике богатые возможности вокалотерапии и тонирования. «Голос человека — замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств» (11). Вокалотерапия или музыковокалотерапия (МВТ) — «это новый метод повышения резервных возможностей человека и коррекции нарушенных функций, в основе которого лежит использование особой системы активного вокального тренинга в сочетании с музыкой» (28). Пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует электрическую активность мозга. Существенное значение для психотерапевтической работы имеет тот факт, что «характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма» (29) мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа-ритм играет значимую роль в обеспечении психофизиологических реакций и различного рода познавательной деятельности. «Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания» (29). Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболеваний. «Тонирование — воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени» (11). Оно известно примерно с XIV века. Это творческая энергия голоса. Помимо обширного терапевтического эффекта, тонирование помогает стабилизировать эмоции. Многие исследователи считают, что голос является основной формой выражения индивидуальности. Если внимательно прислушаться к нему, можно проанализировать нервные модели поведения, понаблюдать за ними и лечить их. Доктор Поль. Дж. Мозес, профессор Стенфордского медицинского университета, научился ставить медицинский диагноз каждому пациенту по его голосу. Он строит физическую и психологическую модель (профиль) голоса. «Голосовая динамика является точным и достоверным отражением психодинамики — заключил он. — Каждая эмоция человека имеет свое вокальное выражение» (11). «В голосе и дыхании каждого человека заключен ключ к пониманию его темперамента и к диагностике множества различных типов физических и психологических недомоганий... Спонтанные физические жесты, которые сопровождают голосовое сканирование, так же часто дают подсказку относительно характера человека» (11). «Поющий голос обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию» (11). «Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз» Ребенка просят пропеть свое имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает. «Меня зовут Маша» или «Я сейчас играю с куклой». Усложнение. Ребенка просят спеть свое имя или фразу с определенной интонацией — гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д. Дети поют на удобной для них ноте и высоте. «Мелодизация призывов» Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например: «Вперед друзья!», «Ах, как мне грустно...», «Какая удача, какая радость...» и т. д. Дети поют на удобной для них ноте и высоте. «Тонирование» Во время занятий по психокоррекции, в процессе психотерапии можно использовать тонирование для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения ЧСС и повышения чувства благополучия. Тонируют дети на удобной для них ноте. Звук «м-м-м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться. Звук «a-a-a» немедленно вызывает расслабление. Звук «u-u-u» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма. Звук «о-о-о» — средство мгновенной настройки организма Музыка и радость движения
Движение — один из видов нашего восприятия. У детей происходит активное образование сенсомоторных схем — соотнесение сенсорной информации с моторной. Это первый этап в организации их мышления. Не подлежит сомнению также взаимосвязь двигательных способностей и обучаемости детей. Для детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, характерно и запоздалое развитие моторики. Развивая моторику, развиваем и умственно. Многие дети испытывают затруднения при вербальном способе общения. В процессе двигательной активности ребенка необходимо наблюдать за языком его телодвижений, за выражением лица. Психотерапевт может в результате предположить, что чувствует ребенок, и начать реагировать вербально, сообщая ребенку словесный образ его чувств. Часто звуки, издаваемые ребенком, движения его тела очень точно отражают его чувства. Язык проявляется во всех видах активности. Ребенок может устанавливать соотношения между вербальной коммуникацией и всем тем, что он делает. О связи музыки и движения много говорилось выше. Ниже приводятся некоторые упражнения, которые с успехом можно применять на сеансах психотерапии. «Дирижер» Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит и нужный психотерапевтический эффект. «Свободный ганец» Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д. «Спонтанное движение под музыку» Дети танцуют и двигаются под музыку. Для этого хорошо использовать цветные шифоновые шарфы. Дети, двигаясь, импровизируют с тканью. Ассоциации, вызванные музыкой, свободно выражаются в движении. В психотерапевтической практике, иллюстрируя музыкой движения детей, можно использовать технику «Человек-чулок» Кимберли Дай (13). При этом дети, облаченные в эластичный мешок, начинают совершать разнообразные движения. Психотерапевт может иллюстрировать их музыкой или озвучивать разнообразными звучащими предметами, делая образы детей более яркими. Появляются богатые возможности для спонтанной интеракции между ребенком и психотерапевтом посредством сочинения историй, а также простых песенок. Ребенок может и самостоятельно обозначать представляемые им образы через звук, импровизируя на музыкальных инструментах и звучащих предметах, озвучивая их голосом, после того, как он освободился из «чулка». Сопровождая музыкой движения детей, мы способствуем их большему раскрепощению, делаем выход их энергии более ярким при использовании таких методик, как «Разрывание бумаги» Кэти Дейвис (11). Дети разрывают бумагу, а затем подбрасывают ее в воздух, обсыпают друг друга, прыгают и т. д. Соответствующая музыка сделает их эмоции более радостными и яркими. Среди музыкальных инструментов, которые используются в целительстве, барабан оказывает, пожалуй, наиболее сильное воздействие. «В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря которым все органы работают синхронно, начиная от пищеварительной деятельности в кишечнике до активности высших нейронов в головном мозгу. В организме основной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими...» (11). Барабан синхронизирует ритмы сердечных сокращений и дыхания. Ритм барабанов способен изменять ритмы организма. «Сердце - великий барабанщик. Играя на барабане, мы активно напрягаем мышцы, активизируем дыхание, ритм сердечных сокращений и волн мозга, что создает обратную связь. Десять минут игры на барабане в день снимают напряжение, заново настраивают внутренние часы мозга и организма и служат стимулятором и успокаивающим средством» (11). В известной американской методике музыкальной терапии — методике Нордоффа-Роббинса широко применяются именно барабаны. Барабан — инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков и в то же время обладающий большой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, литавры. Их звонкость вносит разнообразие в игру и делает ее более выразительной. Ниже приводятся ряд упражнений с барабанами, которые можно предложить детям. «Подслушай ритм» К. С. Станиславский, говоря об актерской роли, указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма, в котором это чувство протекает. В этих упражнениях каждому было необходимо представить какой-то момент своей жизни. Детям предлагается вспомнить свой самый печальный, счастливый и т. д. день (событие). Затем они должны подумать, как о нем можно рассказать другим детям, пользуясь только барабанными палочками и барабаном (можно использовать другие ударные инструменты): «Простучите его, как вы его себе представляете». Вариант: предложить ребенку пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или испытывает в данный момент, а психотерапевт и другие дети должны отгадать, что он изобразил. «Ритмизация движений животных» Ребенку предлагают ритмизировать движения животных, имеющих эмоциональные характеристики, — степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т. д. Ребенок пользуется барабаном или другими ударными инструментами. «Движение в ритме звучащих ударных музыкальных инструментов» Детей просят двигаться в ритме звучащих ударных музыкальных инструментов. Музыка и ритмические удары — античные формы коммуникации и самовыражения. Ребенок должен следовать ритму педагога. Педагог задает ритм бубном или барабаном. Дети двигаются, свободно перемещаясь в пространстве помещения. Вариант. Каждому ребенку дают барабан (бубен, пластиковые бутылки). Дети двигаются и сопровождают свое движение звуком ударных инструментов. Гиперактивные дети не владеют своим телом, хотя и способны производить множество произвольных телодвижений. Упражнения, направленные на формирование контроля над телом, необходимы для них и приносят им удовольствие. «Падение» Упражнение формирует контроль над телом. Музыка — активизирующий фон. Дети падают на подушки (маты). Необходимо упасть на мат каким-либо определенным образом. Пространство падения ограничено, поэтому падение необходимо строго контролировать. Дети должны изобретать каждый раз новый способ падения. Это упражнение доставляет детям удовольствие от контролирования своего тела. Вариант. Детей просят упасть соответственно звучащей музыке — медленно, с подскоком, весело и т. д., в ее характере. «Чудесные бубенцы» (Ворожцова О. А.) Эти упражнения разработаны автором и используются в работе с детьми. На голове у детей шапочки или ободки с бубенчиками, которые звенят при малейшем движении. Это позволяет в игровой форме осуществлять контроль над собственным телом. Звуковой сигнал усиливает контролирующий эффект. Хорошо использовать в работе с гиперактивными детьми, совершающими много лишних, нерациональных движений, или с излишне неуклюжими детьми, совершающими неточные, неловкие движения. Задание 1. Пройти так, чтобы не зазвенеть: обычным шагом, на цыпочках, на пятках, задним ходом, боком, на корточках. Задание 2. Станцуй так, чтобы не зазвенеть. Задание 3. Двигаться как любое понравившееся животное, но так, чтобы не зазвенеть. «Эстафета»: Дети разбиваются на две команды. В каждой команде они передают друг другу мяч так, чтобы бубенчики на головах не зазвенели. Если бубенцы зазвенят — штрафное очко. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. «Шляпа волшебника» (Ворожцова О. А.) Используется в работе с детьми для развития контроля над телом. Развивает также слуховое внимание, ориентацию в пространстве, способность различать звуки. Выполняется в парах. Один ребенок с завязанными глазами, на другом надета шляпа с колокольчиками, которые звенят при малейшем движении. Ребенок в шляпе двигается как можно осторожней, стараясь не звенеть. Первый ребенок внимательно прислушивается и ищет второго по звуку колокольчиков. Задание может выполняться всей группой детей с одним ведущим. «Башмачки Элле» (Ворожцова О. А.) Эти упражнения развивают чувство ритма, позволяют детям понять, как соотносятся движения и ритм, помогают контролировать свое тело. Рекомендуется проводить в малых группах. Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят. Задание 1. «Путешествие в Изумрудный город». Детей просят пройти так, чтобы бубенцы не звенели; потом так, чтобы бубенцы звенели отчетливо (шаг), отрывисто (прыжки), сплошным звоном (бег) и т. д. Упражнение может выполняться под музыку, которая задает ритм, под бой барабанов или других ударных инструментов, а может и без музыкального сопровождения, для того чтобы дети лучше слышали себя, соответствие своих движений звуку бубенцов — получается ли у них красивая ритмичная музыка? Задание 2. «Музыка ног». Двух детей просят придумать диалог башмачков. Задание 3. «Живые башмачки». Детей просят продемонстрировать, как стучат башмачки грустного человека, веселого и т. д. Дыхание составляет важный аспект осознания своего тела. Между потреблением кислорода, активацией и тревогой имеется тесная связь. Глубокое дыхание помогает устранить тревогу, обрести силу и уверенность, в которых мы нуждаемся в моменты возбуждения и тревоги. Музыка оказывает прямое воздействие на ритм дыхания, приводя его в соответствие со своей метроритмической организацией. Поэтому дыхательные упражнения эффективно сочетать с музыкальным сопровождением. «Дыхание спокойное и ровное» Цель — нормализация дыхания. Хорошо использовать после физической нагрузки. Психотерапевт предлагает детям представить сосновый лес или водную гладь, при этом дышать глубоко и спокойно, как будто они вдыхают морской или лесной воздух. Фон — музыка (частота — не более 60-65 ударов в минуту), природные шумы, пение птиц. «Надувание мячей» Помимо мячей можно использовать воздушные шары небольших размеров, игрушки и т. д. Вдох через нос. Затем 2-3коротких выдоха, затем полностью надуть мяч. Музыка — фон с четким ритмом. Вариант. Детей просят надувать мячи в ритме музыки, ритм может меняться. Формирование образа «Я»
Создание и анализ клиентом своего образа предполагают значительные психотерапевтические возможности. Многие методики позволяют ребенку развить свою творческую экспрессию и сформировать образ самого себя. Музыкальная терапия предполагает создание ребенком не визуального, а звукового образа «Я». Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить пациента поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира. Ребенок учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Творческая деятельность в любой сфере по своей природе интегративна, так как она является выражением всего жизненного опыта человека и его природных способностей. «В процессе музыкального творчества — импровизации на заданные темы — происходит более полное познание пациентом самого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и слияние с ним. Нахождение в процессе творчества своего неповторимого «Я» (20). «То, что видят пациенты в музыкальных образах, представляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зеркало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов подобно образам сновидений, представляет для психотерапевта богатый материал для нахождения в прошлом опыте пациента тех зон подавленного конфликта и заблокированных переживаний, которые сказываются на его нынешнем состоянии». Игра «Я весь состою из звуков» Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музыкальных инструментов и звучащих предметов те, звучание которых, на его взгляд, наиболее подходит ему. Все выбранные предметы и инструменты прикрепляются к ребенку (или раскладываются вокруг него). Затем в беседе психотерапевт выясняет, почему ребенок выбрал тот или иной инструмент. Может быть поставлена более четкая задача: «Как ты себя слышишь? Как ты звучишь?». Ребенок составляет из звучаний нескольких музыкальных инструментов и звучащих предметов свой автопортрет. «Сыграй, как ты звучишь в данный момент? Как ты звучишь, когда сердишься, радуешься и т. д.?». Ребенок составляет образ своего «Я» через комплекс звуков. Такая игра проводится, когда музыкальный терапевт уже неоднократно встречался с клиентом, знает его проблемы. Ребенок при этом уже имеет опыт извлечения звуков из музыкальных инструментов. Игра со своим звуковым автопортретом способствует экспрессии и самоидентификации. Клиент и психотерапевт могут прийти к актуальной для ребенка ситуации и особенностям восприятия им самого себя. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребенка в ходе игры, ребенок должен слышать результат этого изменения. Вместе с психотерапевтом обсуждается, к лучшему или нет изменился звуковой образ. «Составь портрет» Ребенку предлагается составить портрет друга, мамы и т. д. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук Музыка и агрессия
Специалистам по игровой терапии часто приходится иметь дело с агрессивными, раздражительными детьми, которые не умеют адекватно выражать свои чувства. Если дать выход негативной энергии ребенка и обеспечить ему эмоциональную поддержку, он постепенно сможет освоить более приемлемые способы выражения отрицательных эмоций. Эти способы могут использовать вербальное и невербальное выражение сильных переживаний. В музыкальной терапии это может быть и звукоизвлечение, и движение под музыку. В настоящее время повышенная раздражительность и агрессивность свойственны очень многим детям, независимо от возраста и социального положения семьи. Адекватное выражение гнева и раздражения вызывает затруднения у многих детей, особенно у тех, кто перенес психическую травму или утрату. Такие дети склонны к одному из двух типов реагирования: либо раздражение или агрессия начинают «прорываться» в большинстве их поступков, либо эти чувства скрываются за «фасадом» депрессии, отгороженности и низкой самооценки. Известный детский психотерапевт В. Оклендер считает, что «ребенок должен осознавать свой гнев, это является первым шагом на пути обретения им уверенности и психической целостности; он должен преодолеть в себе привычку в страхе подавлять раздражение и гнев или выплескивать их в опосредованном виде, поскольку это может травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих» (18). Отреагирование раздражения и гнева в безопасных условиях игровой терапии может помочь ребенку «узнать» эти чувства, освободиться от них и освоить более эффективные способы их выражения. Музыка и звукоизвлечение облегчают выражение любых чувств, способствуют эмоциональной экспрессии. Ребенку можно дать возможность в ходе игровой терапии выразить свой гнев и раздражение в том числе и через звук, наряду с другими способами их выражения. Звуковая экспрессия может быть не менее эффективна. Извлечение звука может стать и способом непосредственного выражения чувства гнева, которым ребенок может пользоваться и вне занятия — например, дома, когда его переполняет раздражение. «Выпусти пар» Психотерапевт предлагает ребенку ударить со всей силы в барабан, в гонг, в металлические тарелки, а также о громкозвучащие предметы — об металлическую бочку, о таз, о подвешенный лист железа. Ребенок ударяет столько раз, сколько захочет. Он должен почувствовать, что успокоился, что чувства злости и раздражения выходят из его тела через пальцы рук, а затем через музыкальный инструмент или предмет. В таких техниках, как «Разбей башню» Шери Сейкс (13), детям предлагается отреагировать свой гнев и раздражение через разрушение картонной башни. Метафоры являются весьма удачным инструментом в процессе работы над детским гневом. Кроме того, метафоры долго сохраняются в памяти и опираются на информацию, получаемую с помощью разных сенсорных каналов. Процесс разрушения можно проиллюстрировать соответствующей музыкой или комплексами звуков: барабан, металлические тарелки, гонг, различные предметы, с помощью которых можно издавать громкие звуки. Для осознания ребенком разной градации чувства гнева и раздражения можно предложить ему поиграть в игру «Кто сильнее бросит». Ребенок бросает в бочку или в гонг мешочек, наполненный бобами или орехами. Мешочек бросают с разной силой. Психотерапевт на равных участвует в игре вместе с ребенком. Взрослый все время обращает внимание ребенка на взаимозависимость силы, частоты броска и громкости звука — чем сильнее гнев, тем громче и неприятнее звук. Более частые и громкие удары соответствуют сильному чувству гнева, редкие и громкие — не такому сильному, частые и тихие (тремоло на барабанах или тарелках) соответствуют слабому раздражению и т. д . На листе железа, на бочке и т. д. ребенок может нарисовать мелом изображение своего обидчика или объект, который вызывает у него гнев и раздражение. К барабану, тазу, металлическим тарелкам прикрепляется рисунок, нарисованный на бумаге (на текущем занятии или на предыдущем). Эти изображения служат мишенью для ударов ребенка. Ударяя по ним, ребенок рассказывает, что означают эти изображения, и обозначает свои чувства словами: «Я чувствую сильную злость, когда...». Чем сильнее гнев, тем сильнее и удар — тем громче будет издаваемый ребенком звук. Переживание вибраций этого звука будет усиливать эмоции ребенка, следовательно, отреагирование гнева и раздражения будет значительно более эффективно. Когда ребенок может не только увидеть и почувствовать, но и «услышать» свое раздражение и гнев, он тем самым лучше осознает их природу и смысл. Терапевт может показать ребенку, как звучит его чувство гнева, использовав игру «Послушай свой гнев». Большое, сильное чувство гнева звучит громко, резко и неприятно — так звучит большая железная бочка. В ней много воздуха (гнева), поэтому и звучит она неприятно — так же, как и разгневанный человек. Постепенно емкости звучащих предметов или музыкальных инструментов уменьшаются, звук становится тише, более приятным для ушей. Меньше объем — меньше гнев — приятнее звук. А в китайском колокольчике «волшебный ветер», в его трубочках совсем мало воздуха (гнева), поэтому и звучит он так же приятно, как добрый, спокойный человек. Таким образом, ребенку наглядно показывают, что чем меньше чувство гнева и раздражения, тем приятнее человек, тем приятнее с ним общаться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.012 с.) |