Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка и проективные методики. Художественная экспрессияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ходе различных проективных методик, связанных с рисованием, лепкой, конструированием, хорошо использовать соответствующий музыкальный фон. Импульсивных, неусидчивых детей музыка настроит на работу, поможет им сконцентрироваться. Слишком скованных, депрессивных детей расслабит, подтолкнет к работе, освободит эмоционально. Для того чтобы познать самих себя, мы должны принять и понять свое бессознательное. Г. Фурт утверждает, что оно приходит к нам в символическом обличье снов, рисунков и фантазий. Образы и фантазии, рожденные в состоянии бодрствования и запечатленные в рисунках, отражают разные грани целостного «Я», сознания и тела. Рисунок тесно связан с воспоминаниями. А. Адлер утверждает, что среди разнообразных проявлений психической жизни воспоминания, по-видимому, можно считать одними из самых диагностичных. Они говорят о личности, ее сильных и слабых сторонах и о том, как она воспринимает окружающих. Воспоминания не случайны. Среди бесчисленного множества разнообразных впечатлений, накопленных человеком на протяжении его жизни, он вспоминает лишь те, которые так или иначе связаны с ключевыми проблемами его бытия. Свои ранние воспоминания дети могут передавать либо в рисунках, либо в играх с куклами и марионетками, а также в музыкальной и звуковой экспрессии. Рисунок наиболее близок к бессознательному. Рисунки содержат дополнительную информацию о неосознаваемых психических проявлениях. Это очень важно в отношении детей, так как им очень часто в силу разных причин сложно выразить свои чувства и мысли вербально. Восприятие музыки, как было рассмотрено выше, так же архетипично, глубоко уходит корнями в бессознательное. Таким образом, изобразительная экспрессия и восприятие музыки очень близки в своих глубинных процессах. Музыка способствует оживлению визуальных образов. Музыка может иллюстрировать процесс рисования детей, она может служить отправной точкой для фантазии, для пробуждения переживаний и мыслей. Музыка также поможет сконцентрировать внимание или, наоборот, расположить скованных детей к работе над рисунком. «Ваш мир в красках, формах и линиях» Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разных цветов) и формы, ничего конкретного. Музыка — фон, подобранный в соответствии с детской аудиторией (успокаивающий, стабилизирующий или, наоборот, активизирующий). «Спонтанное рисование под музыку» Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д. Музыка — яркая, эмоционально богатая, не громкая, не более 60-65 ударов в минуту. «Сквиггл» В процессе этого упражнения возникает огромное количество способов общения. Сквиггл — изображение на листе бумаги беспорядочных знаков, обычно черного цвета. Психотерапевт и ребенок садятся напротив друг друга за стол, положив перед собой два карандаша и бумагу. Терапевт изображает сквиггл и просит ребенка превратить его во что-нибудь. Ребенок дополняет рисунок и просит терапевта продолжить и т. д. По ходу игры участники рассказывают о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Это задание можно выполнять под музыку. Музыка может служить фоном, а может, как таймер, фиксировать время рисования каждого из участников. Методы художественной экспрессии, такие, как «Работа с глиной» В. Оклендер и «Песочница» Дж. ДеДоменико (13), являются мощным средством самовыражения и коммуникации, позволяющим затронуть значимые темы и внутрипсихические конфликты, плохо осознанные как клиентом, так и психотерапевтом. Работа с глиной, как считает В. Оклендер, позволяет затронуть наиболее ранние, скрытые психические процессы. Восприятие музыки также основано на глубоких, изначальных пластах человеческой психики. Музыкальный язык способен пробудить и подтолкнуть эмоциональные переживания, помочь проявлению глубинных подсознательных процессов. Исходя из всего сказанного выше, можно утверждать, что целесообразно, а иногда даже необходимо стимулировать творческую экспрессию детей с помощью специально подобранной музыки. Музыка здесь может быть и фоном, настраивающим на работу, расслабляющим или, наоборот, активизирующим, помогающим сконцентрироваться. Музыкальное сопровождение может быть иллюстрацией детской работы, ярко характеризующей и подчеркивающей персонажей, объекты и их действия, делая их более зримыми и понятными. Музыкальный терапевт импровизирует на различных музыкальных инструментах и звучащих предметах, следуя за творческими проявлениями ребенка. Музыка может задавать ритм работы, одновременно давая выход детским эмоциям. Предметы и оборудование, используемое при работе с глиной: глина, вода, набор различных инструментов и предметов, толстая доска. Чем меньше предмет приспособлен для работы с глиной, тем лучше. Это может быть, например, резиновая колотушка, толкушка для картофеля и др. Дети могут работать как с открытыми глазами, так и с закрытыми. Работа с глиной проходит под музыку. Музыка служит фоном. Можно сопровождать работу детей отбиванием ритма на барабане и других ударных инструментах. Дети отбивают, отщипывают и шлепают глину в такт музыке. Создать соответствующее настроение и задать ритм работы музыка поможет и при применении методики «Глиняные каракули» Ричарда Френкеля (13), когда дети лепят из глины, сидя за круглым столом и передавая свои изделия по кругу, дополняя к ним все новые и новые детали. Методы музыкальной экспрессии могут использоваться как самостоятельные приемы МПТ. Выражая себя через музыку, через звук, ребенок проявляет свои личностные качества, мы можем увидеть его отношение к окружающим людям и к миру. Мы можем узнать, как он себя оценивает, как представляет свое «Я». Таким образом, можно вполне говорить о диагностической ценности музыкальной экспрессии в плане познания бессознательного. «Музыкальный сквиггл» По аналогии с обычным сквигглом можно предложить ребенку сквиггл на музыкальных инструментах. На столе перед ребенком разложены несколько музыкальных инструментов, звучащих предметов (погремушки из металлических крышек, бумажные султанчики, деревянные бусы и т. д.). Терапевт начинает играть на одном музыкальном инструменте, а ребенок продолжает на том, на котором хочет. Можно импровизировать на одном инструменте, например, на фортепиано. Участники также рассказывают о том, что они озвучивают, излагают содержание своих импровизаций. «Музыкальные каракули, или «Музыкальная сказка» Эту технику можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Дети могут обладать минимальными навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности. Подготовительный этап (для индивидуальной работы). Психотерапевт предлагает ребенку поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков — музыкальную фразу или просто продолжая тот фрагмент, который начат предыдущим участником. Психотерапевт также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, который понравиться ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков. Первый этап (для групповой работы). В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психотерапевт просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты. Второй этап. Психотерапевт просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если дети затрудняются, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз. Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Терапевт дает положительную оценку творчеству детей, говорит что-нибудь хорошее о самом процессе творчества и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись. Основные моменты обсуждения: • какие инструменты чаще использовались; • что можно сказать о звуках, которые преобладают в импровизации, описать их; • какие еще звуковые сочетания запомнились; • можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка; • о чем, по их мнению, рассказывает музыка, ими созданная; • отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотношения; • что привнес в коллективное творчество каждый ребенок; • как прозвучал его инструмент; • как его музыка повлияла на ход и результат общей работы и т. д. Четвертый этап. Используется в качестве альтернативы предыдущему или как дополнение. Терапевт спрашивает ребенка или одного из участников группы, что может происходить в их музыкальном произведении, каков его сюжет, содержание. Или о том, что может сопровождать эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похожа их музыка. Он предлагает детям придумать на этой основе какую-нибудь историю, сочинить музыкальную сказку, которую озвучивала бы записанная на пленку детская музыка. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая «эстафету» по кругу. Вариант: дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку. На следующем занятии дети прослушивают запись музыкальной сказки, песни, обсуждают ее. Терапевт предлагает дополнить ее, сыграть на других музыкальных инструментах, сочинить другие слова или подправить старые. Музыка в работе со страхами
Многие дети испытывают самые разнообразные страхи. Необходимо сделать проблему или предмет страхов ребенка более понятными. Некоторые дети нуждаются в помощи для обозначения своих чувств, и психотерапевт должен в этом случае использовать язык и представления, доступные пониманию ребенка. При этом надо помнить, что не только изобразительная, но и звуковая экспрессия очень близка детям. Самая главная задача для психотерапевта — конкретизировать для ребенка воображаемую угрозу. После этого источник угрозы, страха становится доступным для осознания. Конкретизация страха может происходить в процессе рисования, игры и музицирования. Чем более зримым, а также слышимым и конкретным становится образ, тем более успешно им можно манипулировать. Когда неясные чувства получают определенное обозначение, ребенок вырабатывает способность к их трезвой оценке и «изоляции» аффекта. «Материализованные» тревоги и страхи, оказавшиеся перед ним на столе, а также получившие звуковое, музыкальное оформление, позволяют ему спокойно их оценить и произвести с ними определенные манипуляции. Очень важно создать среду, в которой ребенок может быть спонтанным, в кабинете должно быть большое количество привлекательных, разнообразных музыкальных инструментов и предметов, с помощью которых можно издавать самые разнообразные звуки: от барабана до шуршащей бумаги, от блок-флейты до медного таза. Они должны быть доступны для ребенка и находиться повсюду. «Испугай свой страх» Первый этап работы над страхами. Психотерапевт обучает ребенка идентифицировать предмет страхов и тревоги. Если ребенок не в состоянии вербализовать свои переживания, можно использовать игровые или арт-терапевтические, в том числе музыкально-терапевтические приемы. Ребенка просят изобразить свой страх на бумаге или вырезать его из бумаги (вырежи «маску» своего страха). «Как звучит твой страх? От каких звуков тебе также страшно?». Терапевт подробно обсуждает с ребенком каждую из названных им проблем. Второй этап. Терапевт предлагает ребенку фиксировать каждый случай появления чувства тревоги и страха любым приемлемым для него образом — делая записи, зарисовки, извлекая звуки из определенного музыкального инструмента или предмета. Таким образом, составляется перечень ряда проблем ребенка около 5-10 пунктов. Музицирование ребенка, звукоизвлечение записывается на магнитофон. Третий этап. С каждой проблемой и с каждым страхом производится та или иная манипуляция. Это может быть разрезание магнитофонной пленки, на которую записаны результаты озвучивания своего страха ребенком. Психотерапевт может убрать рисунок в «волшебную коробочку» (сундучок, чемодан), где страх превращается во что то доброе и красивое. Превращение сопровождается музыкой. Ребенку предлагается также испугать свой страх громкими, резкими, устрашающими звуками (барабаны, металлические тарелки, гонг, железная бочка, крышки от кастрюль и т. д.) Для работы с детьми, испытывающими ночные страхи, используется игровая техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгра (13). Эта методика учит ребенка тому, что каждый человек в известной мере сам «создает» свои сновидения, и поэтому мы можем изменять их по своему желанию. У ребенка появляется уверенность в своих возможностях. Ребенка просят рассказать о своем сне, а потом представить и нарисовать его благоприятное окончание или предложить изменения, которые хотелось бы в этот сон внести. При следующем пересказывании, при приближении к страшному эпизоду ребенок с помощью «включения кнопки» меняет ход своего сна, пересказывая положительный финал и представляя картинку, которую он нарисовал. Визуальные образы можно связать с музыкой, вызывающей положительные эмоции, с музыкой радостной, светлой, бодрой, бравой, наконец, с музыкой, с которой ребенку просто спокойно и комфортно (знакомые и любимые песни, песни, которые поет мама, и т. д.). Музыка сопровождает рисование сна с положительным финалом, усиливая этот эффект. В дальнейшем, когда ребенок повторно пересказывает свой сон и приближается к критическому эпизоду, включается этот же музыкальный фрагмент, что помогает ребенку перестроиться и представить положительный исход сна. Визуальные образы подкрепляются здесь слуховыми. Музыка усиливает эффект и служит сигналом для ребенка. Повторяя это упражнение дома, ребенок вспоминает не только свой рисунок, но и музыку, которая его сопровождала. Музыка и чувства
Ребенок должен научиться понимать, сколь разнообразными могут быть человеческие чувства, с какими обстоятельствами они связаны, а также сформировать способность к словесному описанию своих чувств. Понимая, насколько важно побуждать ребенка к вербальной экспрессии по мере его взросления, психотерапевты стремятся разработать средства работы, предполагающие определенный игровой элемент и в то же время стимулирующие вербальную экспрессию. Музыкальная терапия пользуется в этом случае различными музыкальными играми или играми, содержащими элементы музыкальной экспрессии. В этих играх музыка определенного характера делает содержание чувства более понятным для ребенка и стимулирует его к вербальным оценкам эмоционального переживания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.01 с.) |