Музыка и проективные методики. Художественная экспрессия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка и проективные методики. Художественная экспрессия



 

В ходе различных проективных методик, связанных с ри­сованием, лепкой, конструированием, хорошо использовать соответствующий музыкальный фон. Импульсивных, неусид­чивых детей музыка настроит на работу, поможет им сконцен­трироваться. Слишком скованных, депрессивных детей рас­слабит, подтолкнет к работе, освободит эмоционально.

Для того чтобы познать самих себя, мы должны принять и понять свое бессознательное. Г. Фурт утверждает, что оно при­ходит к нам в символическом обличье снов, рисунков и фанта­зий. Образы и фантазии, рожденные в состоянии бодрствова­ния и запечатленные в рисунках, отражают разные грани це­лостного «Я», сознания и тела. Рисунок тесно связан с воспо­минаниями.

А. Адлер утверждает, что среди разнообразных проявлений психической жизни воспоминания, по-видимому, можно счи­тать одними из самых диагностичных. Они говорят о личнос­ти, ее сильных и слабых сторонах и о том, как она восприни­мает окружающих. Воспоминания не случайны. Среди бесчис­ленного множества разнообразных впечатлений, накопленных человеком на протяжении его жизни, он вспоминает лишь те, которые так или иначе связаны с ключевыми проблемами его бытия.

Свои ранние воспоминания дети могут передавать либо в рисунках, либо в играх с куклами и марионетками, а также в музыкальной и звуковой экспрессии. Рисунок наиболее бли­зок к бессознательному. Рисунки содержат дополнительную информацию о неосознаваемых психических проявлениях. Это очень важно в отношении детей, так как им очень часто в силу разных причин сложно выразить свои чувства и мысли вербально.

Восприятие музыки, как было рассмотрено выше, так же архетипично, глубоко уходит корнями в бессознательное. Та­ким образом, изобразительная экспрессия и восприятие му­зыки очень близки в своих глубинных процессах. Музыка спо­собствует оживлению визуальных образов.

Музыка может иллюстрировать процесс рисования детей, она может служить отправной точкой для фантазии, для про­буждения переживаний и мыслей. Музыка также поможет сконцентрировать внимание или, наоборот, расположить ско­ванных детей к работе над рисунком.

«Ваш мир в красках, формах и линиях»

Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, раз­ных цветов) и формы, ничего конкретного.

Музыка — фон, подобранный в соответствии с детской ауди­торией (успокаивающий, стабилизирующий или, наоборот, активизирующий).

«Спонтанное рисование под музыку»

Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока зву­чит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно вы­ражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д. Музыка — яркая, эмоционально богатая, не гром­кая, не более 60-65 ударов в минуту.

«Сквиггл»

В процессе этого упражнения возникает огромное количе­ство способов общения. Сквиггл — изображение на листе бу­маги беспорядочных знаков, обычно черного цвета.

Психотерапевт и ребенок садятся напротив друг друга за стол, положив перед собой два карандаша и бумагу. Терапевт изображает сквиггл и просит ребенка превратить его во что-нибудь. Ребенок дополняет рисунок и просит терапевта про­должить и т. д. По ходу игры участники рассказывают о содер­жании своих картинок и обо всем, что они думают. Это задание можно выполнять под музыку. Музыка может служить фоном, а может, как таймер, фиксировать время рисования каждого из участников.

Методы художественной экспрессии, такие, как «Работа с глиной» В. Оклендер и «Песочница» Дж. ДеДоменико (13), являют­ся мощным средством самовыражения и коммуникации, позво­ляющим затронуть значимые темы и внутрипсихические кон­фликты, плохо осознанные как клиентом, так и психотерапев­том. Работа с глиной, как считает В. Оклендер, позволяет затро­нуть наиболее ранние, скрытые психические процессы.

Восприятие музыки также основано на глубоких, изна­чальных пластах человеческой психики. Музыкальный язык способен пробудить и подтолкнуть эмоциональные пережи­вания, помочь проявлению глубинных подсознательных процессов.

Исходя из всего сказанного выше, можно утверждать, что целесообразно, а иногда даже необходимо стимулировать твор­ческую экспрессию детей с помощью специально подобранной музыки. Музыка здесь может быть и фоном, настраивающим на работу, расслабляющим или, наоборот, активизирующим, помогающим сконцентрироваться. Музыкальное сопровожде­ние может быть иллюстрацией детской работы, ярко характе­ризующей и подчеркивающей персонажей, объекты и их дей­ствия, делая их более зримыми и понятными. Музыкальный терапевт импровизирует на различных музыкальных инструмен­тах и звучащих предметах, следуя за творческими проявления­ми ребенка. Музыка может задавать ритм работы, одновремен­но давая выход детским эмоциям.

Предметы и оборудование, используемое при работе с гли­ной: глина, вода, набор различных инструментов и предметов, толстая доска. Чем меньше предмет приспособлен для работы с глиной, тем лучше. Это может быть, например, резиновая колотушка, толкушка для картофеля и др.

Дети могут работать как с открытыми глазами, так и с зак­рытыми.

Работа с глиной проходит под музыку. Музыка служит фо­ном. Можно сопровождать работу детей отбиванием ритма на барабане и других ударных инструментах. Дети отбивают, от­щипывают и шлепают глину в такт музыке.

Создать соответствующее настроение и задать ритм работы музыка поможет и при применении методики «Глиняные кара­кули» Ричарда Френкеля (13), когда дети лепят из глины, сидя за круглым столом и передавая свои изделия по кругу, дополняя к ним все новые и новые детали.

Методы музыкальной экспрессии могут использоваться как самостоятельные приемы МПТ. Выражая себя через музыку, через звук, ребенок проявляет свои личностные качества, мы можем уви­деть его отношение к окружающим людям и к миру. Мы можем узнать, как он себя оценивает, как представляет свое «Я». Таким образом, можно вполне говорить о диагностической ценности музыкальной экспрессии в плане познания бессознательного.

«Музыкальный сквиггл»

По аналогии с обычным сквигглом можно предложить ре­бенку сквиггл на музыкальных инструментах. На столе перед ребенком разложены несколько музыкальных инструментов, звучащих предметов (погремушки из металлических крышек, бумажные султанчики, деревянные бусы и т. д.). Терапевт на­чинает играть на одном музыкальном инструменте, а ребе­нок продолжает на том, на котором хочет. Можно импровизи­ровать на одном инструменте, например, на фортепиано. Учас­тники также рассказывают о том, что они озвучивают, излага­ют содержание своих импровизаций.

«Музыкальные каракули, или «Музыкальная сказка»

Эту технику можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в группо­вой, индивидуальной и семейной работе. Дети могут обладать минимальными навыками игры на музыкальных инструмен­тах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к это­му виду деятельности.

Подготовительный этап(для индивидуальной работы). Пси­хотерапевт предлагает ребенку поиграть с любым понравившим­ся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков — музыкальную фразу или просто продолжая тот фрагмент, который начат предыдущим участником.

Психотерапевт также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, который понравиться ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков.

Первый этап(для групповой работы). В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкаль­ные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предме­ты. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Психо­терапевт просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.

Второй этап.Психотерапевт просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если дети затрудняются, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз.

Третий этап.Весь процесс создания музыкальной импро­визации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, терапевт предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Терапевт дает по­ложительную оценку творчеству детей, говорит что-нибудь хо­рошее о самом процессе творчества и предлагает детям обсу­дить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.

Основные моменты обсуждения:

• какие инструменты чаще использовались;

• что можно сказать о звуках, которые преобладают в импровизации, описать их;

• какие еще звуковые сочетания запомнились;

• можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка;

• о чем, по их мнению, рассказывает музыка, ими созданная;

• отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотношения;

• что привнес в коллективное творчество каждый ребенок;

• как прозвучал его инструмент;

• как его музыка повлияла на ход и результат общей работы и т. д.

Четвертый этап. Используется в качестве альтернативы предыдущему или как дополнение. Терапевт спрашивает ребенка или одного из участников группы, что может происходить в их музыкальном произведении, каков его сюжет, содержание. Или о том, что может сопровождать эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похожа их музыка. Он предлагает детям придумать на этой основе какую-нибудь историю, сочи­нить музыкальную сказку, которую озвучивала бы записанная на пленку детская музыка. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая «эстафету» по кругу.

Вариант:дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку. На следу­ющем занятии дети прослушивают запись музыкальной сказ­ки, песни, обсуждают ее. Терапевт предлагает дополнить ее, сыграть на других музыкальных инструментах, сочинить дру­гие слова или подправить старые.

Музыка в работе со страхами

 

Многие дети испытывают самые разнообразные страхи. Необходимо сделать проблему или предмет страхов ребенка более понятными. Некоторые дети нуждаются в помощи для обозначения своих чувств, и психотерапевт должен в этом слу­чае использовать язык и представления, доступные пониманию ребенка. При этом надо помнить, что не только изобразитель­ная, но и звуковая экспрессия очень близка детям.

Самая главная задача для психотерапевта — конкретизиро­вать для ребенка воображаемую угрозу. После этого источник угрозы, страха становится доступным для осознания. Конкре­тизация страха может происходить в процессе рисования, игры и музицирования. Чем более зримым, а также слышимым и кон­кретным становится образ, тем более успешно им можно мани­пулировать. Когда неясные чувства получают определенное обо­значение, ребенок вырабатывает способность к их трезвой оцен­ке и «изоляции» аффекта. «Материализованные» тревоги и стра­хи, оказавшиеся перед ним на столе, а также получившие звуковое, музыкальное оформление, позволяют ему спокойно их оценить и произвести с ними определенные манипуляции. Очень важно создать среду, в которой ребенок может быть спонтанным, в кабинете должно быть большое количество при­влекательных, разнообразных музыкальных инструментов и предметов, с помощью которых можно издавать самые разно­образные звуки: от барабана до шуршащей бумаги, от блок-флейты до медного таза. Они должны быть доступны для ре­бенка и находиться повсюду.

«Испугай свой страх»

Первый этап работы над страхами. Психотерапевт обучает ребенка идентифицировать предмет страхов и тревоги. Если ребенок не в состоянии вербализовать свои переживания, мож­но использовать игровые или арт-терапевтические, в том числе музыкально-терапевтические приемы. Ребенка просят изобра­зить свой страх на бумаге или вырезать его из бумаги (вырежи «маску» своего страха). «Как звучит твой страх? От каких звуков тебе также страшно?». Терапевт подробно обсуждает с ре­бенком каждую из названных им проблем.

Второй этап. Терапевт предлагает ребенку фиксировать каж­дый случай появления чувства тревоги и страха любым прием­лемым для него образом — делая записи, зарисовки, извлекая звуки из определенного музыкального инструмента или пред­мета. Таким образом, составляется перечень ряда проблем ре­бенка около 5-10 пунктов. Музицирование ребенка, звукоизвлечение записывается на магнитофон.

Третий этап.С каждой проблемой и с каждым страхом про­изводится та или иная манипуляция. Это может быть разреза­ние магнитофонной пленки, на которую записаны результаты озвучивания своего страха ребенком. Психотерапевт может уб­рать рисунок в «волшебную коробочку» (сундучок, чемодан), где страх превращается во что то доброе и красивое. Превраще­ние сопровождается музыкой.

Ребенку предлагается также испугать свой страх громкими, резкими, устрашающими звуками (барабаны, металлические тарелки, гонг, железная бочка, крышки от кастрюль и т. д.) Для работы с детьми, испытывающими ночные страхи, ис­пользуется игровая техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгра (13). Эта методика учит ребенка тому, что каждый человек в известной мере сам «создает» свои сновидения, и поэтому мы можем из­менять их по своему желанию. У ребенка появляется уверен­ность в своих возможностях.

Ребенка просят рассказать о своем сне, а потом предста­вить и нарисовать его благоприятное окончание или предло­жить изменения, которые хотелось бы в этот сон внести. При следующем пересказывании, при приближении к страшному эпизоду ребенок с помощью «включения кнопки» меняет ход своего сна, пересказывая положительный финал и представляя картинку, которую он нарисовал.

Визуальные образы можно связать с музыкой, вызывающей положительные эмоции, с музыкой радостной, светлой, бодрой, бравой, наконец, с музыкой, с которой ребенку просто спокой­но и комфортно (знакомые и любимые песни, песни, которые поет мама, и т. д.). Музыка сопровождает рисование сна с положительным финалом, усиливая этот эффект. В дальнейшем, когда ребенок повторно пересказывает свой сон и приближается к кри­тическому эпизоду, включается этот же музыкальный фрагмент, что помогает ребенку перестроиться и представить положитель­ный исход сна. Визуальные образы подкрепляются здесь слухо­выми. Музыка усиливает эффект и служит сигналом для ребен­ка. Повторяя это упражнение дома, ребенок вспоминает не толь­ко свой рисунок, но и музыку, которая его сопровождала.

Музыка и чувства

 

Ребенок должен научиться понимать, сколь разнообразны­ми могут быть человеческие чувства, с какими обстоятельства­ми они связаны, а также сформировать способность к словес­ному описанию своих чувств. Понимая, насколько важно побуждать ребенка к вербальной экспрессии по мере его взрос­ления, психотерапевты стремятся разработать средства рабо­ты, предполагающие определенный игровой элемент и в то же время стимулирующие вербальную экспрессию. Музыкальная терапия пользуется в этом случае различными музыкальными играми или играми, содержащими элементы музыкальной экс­прессии. В этих играх музыка определенного характера делает содержание чувства более понятным для ребенка и стимулиру­ет его к вербальным оценкам эмоционального переживания.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.012 с.)