Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие по игровой терапии с использованием приемов музыкальной терапии.

Поиск

«Волшебный клад»

 

В заключение автор приводит примерный план занятия, где в комплексе используются приемы игровой психотерапии и приемы МПТ.

1. «Знакомство с картой». Дети знакомятся с картой. На кар­те изображен путь к волшебному кладу с рисунками тех пре­пятствий, которые предстоит преодолеть детям. Карта может быть в виде лабиринта. В начале лабиринта изображен «Паро­воз», в конце — «Клад». Кто первый пройдет по лабиринту, тот будет «паровозом».

2. «Отбор пассажиров на поезд». Детей просят подумать и подойти к психотерапевту — сначала тех, у кого имя начинается на букву «С», затем тех, у кого в одежде есть красный цвет, и т. д.

3. «Паровоз». Паровоз двигается в соответствии с изменением ритма и динамики ударных инструментов, которые сопровож­дают движение детей. Используются барабан, пластмассовая бутылка, пластмассовая канистра из-под воды, бубен. Дети идут громко — тихо, быстро — медленно. Если дети начинают двигаться не в соответствии со звуковым сопровождением, то «семафор» показывает им красный свет, если правильно — то зеле­ный свет (зеленый и красный картонные круги).

4. «Пещера». «Паровоз» привозит детей к «пещере». Дети выходят из поезда и пролезают в «пещеру» (матерчатая «киш­ка» или постройка из блоков). Музыка — фон «Веревка с колокольчиком». В пещере спит дракон. Не­обходимо пройти мимо него и не разбудить. Около дракона — веревка. Веревка натянута на уровне середины бедра ребенка. К веревке привязан валдайский колокольчик (более сложный вариант — «волшебный ветер»). Задание — перепрыгнуть, пе­решагнуть через веревку и не задеть ее. Колокольчик не должен зазвенеть. Если он зазвенел, то задание выполняется сно­ва. Дети помогают друг другу.

5. «Дракон». Дракон проснулся. Дети становятся «парово­зиком». Первый — голова дракона (на голове шапочка или мас­ка), последний держит за один конец гирлянду из гремящих коробочек. Первый ребенок должен поймать «хвост дракона» — схватить гирлянду за другой конец. Если тело «дракона» разрывается, задание возобновляется.

6. «Спуск с гор». Дракон остается в пещере. Дети благопо­лучно выходят из пещеры, двумя ногами прыгают в обручи. Приземляются на поляне. Музыка — фон.

7. «Ковер-самолет». На поляне детей ожидает ковер-самолет. Дети «летят» на ковре-самолете, глаза закрыты, звучит музыка. Психотерапевт не произносит никаких вербальных установок. Единственное условие — закрытые глаза и удобная не­подвижная поза. Затем, сидя на ковре, дети рассказывают о том, что каждый из них видел, над чем «пролетал» ковер-самолет, что им снилось. При этом они передают друг другу зажженную свечу; если кто-то пропустит свою очередь — свеча гаснет.

8. «Водопад и ручей». Ковер-самолет приземляется около ручья, который заканчивается водопадом. Звучит запись шума водопада и ручья. Дети сравнивают эти звуки. Чем они похожи, чем отличаются?

9. «Перекричи водопад». Перебраться через водопад невозможно. Его необходимо остановить. Кто крикнет громче всех и перекричит водопад, — тот остановит его. Дети кричат волшебное слово, которое должно остановить водопад. Водопад превращается в ручей.

10. «Бутылка». В ручье все замечают плывущую бутылку. Дети за веревку подтягивают бутылку из моря (озера) или дос­тают ее крючком. В бутылке лежат карточки с незавершенны ми рисунками. Их испортила вода. Необходимо их дорисовать. Дети дорисовывают их. В бутылке также находится рассказ о следующем задании.

11. «Гонг». Дети делятся на две команды. Бросают кашта­ны (мешочки с горохом) в гонг. Чья команда чаще будет по­падать, та выиграет и получит ключ от волшебной двери. Выигравшая команда должна поделиться своим успехом со второй командой и пригласить их войти в открытую дверь вместе с ними.

Вариант. Кто громче ударит в гонг, бросив в него мешочек с каштанами. Гонг находится на другом берегу реки, поэтому нельзя подойти к нему и ударить просто рукой. От самого гром­кого удара должна открыться волшебная дверь. Через ручей перекидывается мостик. Дети проходят по нему. Выигравший приглашает всех войти в дверь.

12. «Загадки волшебника». За дверью детей ожидает волшеб­ник. Он достает мешочки с загадками, за каждую отгаданную загадку — ключик. В мешочках находятся различные предметы (вода, песок, камешки, деревянные пуговицы, скрепки и мо­нетки, стеклянные бусинки, фасоль и т. д.). Дети только по звуку определяют, что находится в мешочках. В случае затруднения волшебник подсказывает с помощью стихов, загадок, на­ водящих вопросов.

13. «Шляпа волшебника». Волшебник надевает шляпу-невидимку и уходит от детей. На нем оказывается шляпа с колоколь­чиками — «шляпа волшебника», остальным участникам игры завязывают глаза. Волшебник стал невидимкой. Слышно лишь, как звенят колокольчики на его шляпе. Дети двигаются по звуку колокольчиков за волшебником. Они должны поймать его. Волшебник приводит детей к нескольким дверям. Дети откры­вают все двери теми ключиками, которые они выиграли, разгадывая загадки волшебника. За одной из дверей находится «Клад».

14. «Клад». В результате дети находят «клад», сюрприз. Сундук (красивая коробка), в которой лежит декорация к куколь­ному спектаклю «Щелкунчик» — город Конфитюренберг». Декорацию достают, звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Детям раздают конфеты, которые прислали жители этого города.

Музыкальный материал:

1, 2, 7 — В. А. Моцарт, концерт для скрипки и оркестра №3, аллегро.

3 — Без музыки, сопровождение звуком ударных инстру­ментов.

4 — П. И. Чайковский, фрагмент из балета «Щелкунчик», «Украшение елки».

5 — Без музыки.

6 — С. С. Прокофьев, фрагмент из балета «Ромео и Джуль­етта», «Игра масок».

8 — Н. Н. Римский-Корсаков, фрагмент из сюиты «Садко», «Песнь индийского гостя».

9— «Ниагарские водопады», «Река в джунглях», сборники природных шумов.

10 — «Ниагарские водопады».

11 — В. А. Моцарт, концерт для скрипки и оркестра № 4, аллегро грациозо.

12, 13, 14— без музыки.

15 — П. И. Чайковский, фрагмент из балета «Щелкунчик», «Прибытие Маши и Щелкунчика в Конфитюренберг»

Литература:

1. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.

2. Аристотель. Политика. М., 1911.

3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998.

4. Бегли Ш. Как развивать мозг ребенка // Журнал «Итоги», специальный выпуск совместно с «Ньюсуик». М., 1998.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.

6. Данилова Н. Н. Психофизиология. М., 2000.

7. Денеш 3. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.

8. Джинджихашвили Н. Я. К вопросу о психической необходимости искусства. Бессознательное: природа, функции, методы исследо­вания. Тбилиси, 1978.

9. Дилео Дж. Детский рисунок. М., 2001.

10. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. Пермь, 1974.

11. Кемпбелл Д. Эффект Моцарта. Минск, 1999.

12. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М., 1997.

13. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. С-Пб., 2001.

14. Медушевский В. В. Музыкальное мышление и логос жизни. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследова­ния. Киев, 1989.

15. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

16. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

17. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.

18. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 2000.

19. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2001.

20. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М., 2000.

21. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001.

22. Проблемы музыкального мышления /Под ред. М. Г. Арановского. М., 1974.

23. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия. /Составители В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. С-Пб., 2001

24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М., 2001.

25. Тезисы и доклады: I Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 1998.

26. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1985.

27. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. М., 1994.

28. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.

29. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., 1994.

30. Эмоциональные нарушения а детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990.

31. Экслайн В. Игровая терапия. М., 2000.

32. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М., 1993.

33. Яссман Л. В., Данюков В. Н. Основы детской психопатологии. М., 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.103 (0.009 с.)