Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Хрустальная вода»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Детям предлагается присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить ее на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и...» так долго, насколько они смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента — колокольчику «Волшебный ветер» (или к треугольнику, гонгу, гитаре, фортепиано). Прислушиваться до тех пор, пока звук его не затихнет. Медитация по своему характеру может быть директивной и недирективной. Выше приведены примеры директивной медитации, т. е. с заранее заданным содержанием. Прослушивание различных по характеру музыкальных произведений в форме «музыкальных снов» является вариантом недирективной медитации. Она, так же как и содержание сновидений, дает психотерапевту богатый материал для проведения последующего психологического анализа, нахождения конфликта и его изживания. «Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания» (20). В процессе этого у них возникает катарсическая разрядка подавленных переживаний. Недирективные «музыкальные сны» должны быть свободными, без заданной темы. Пациент, слушая музыку, погружается в собственный внутренний мир, он представляет себе все, что хочет. Затем он рассказывает о том, что он видел, слышал, чувствовал. На основе этого рассказа и последующей беседы ведется психотерапевтическая работа. Музыкальные ассоциации, музыкальные базовые формы вызывают к жизни архетипы подсознания. Музыка действует напрямую, проявляя неосознанные проблемы, стремления, переживания пациента. «То, что видят пациенты в музыкальных образах, представляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зеркало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов, подобно образам сновидений, представляет для психотерапевта богатый материал для нахождения в прошлом опыте пациента тех зон подавленного конфликта и заблокированных переживаний, которые сказываются на его нынешнем состоянии» (20). Методика «Зонтик Оле Лукойе» (Ворожцова О. А.) Для индивидуальной работы с детьми от четырех лет. Начинается сеанс с заинтересовывающего момента. К ребенку в гости приходит Оле Лукойе — сказочный гном снов. Можно использовать тростевую куклу или би-ба-бо. Он принес с собой свой волшебный зонтик. На зонтике подвешены металлические пластинки, колокольчики, имеющие приятный негромкий звук. Оле Лукойе предлагает ребенку закрыть глаза и внимательно прислушаться. Зонтик вращается, колокольчики звенят. Оле Лукойе выбирает сон, который он подарит ребенку. В этот момент идет настройка на медитативное состояние. Когда зонтик останавливается, колокольчики затихают. Ребенок вслушивается до тех пор, пока звук не прекратится полностью. После этого Оле Лукойе дарит ребенку свой сон. Ему предлагается смотреть его внимательно и запоминать. После этого звучит музыка, заранее отобранная для МПТ. Ребенок слушает с закрытыми глазами. После окончания музыки ребенок рассказывает Оле, какой сон он видел. Психотерапевт проводит с ним беседу. Дополнительные вопросы: • Кому еще мог бы присниться сон, похожий на эту музыку? Опиши его. • Этот сон приснился тебе ночью или во время дневного сна? • Ты хотел бы, чтобы этот сон увидела твоя мама, друзья? «Волшебный горшочек» (Ворожцова О. А.) Методика аналогична выше приведенной. Как заинтересовывающий момент здесь используется горшочек с колокольчиками (по мотивам сказки Г. X. Андерсена «Свинопас»). Помимо диагностической ценности ассоциаций, вызванных музыкой в соответствии с явлением психорезонанса, задание развивает интонационный слух детей. Используется для работы с малыми группами. Детей просят послушать музыку, которую наигрывает горшочек, и ответить на вопрос: о чем поет горшочек? Используются короткие музыкальные фрагменты, специально отобранные и соответствующие состоянию детей. Л. С. Выготский говорил о том, что смысл произведения искусства человек конструирует сам из своих воспоминаний, ассоциаций. Музыка и образность могут заставить нас погрузиться в наш собственный мир. Музыкотерапевт Хелен Бонни разработала в своей психологической практике метод лечения «один на один». Она обнаружила, что музыка помогает пациентам восстановить контроль над собой и полностью погрузиться в свой опыт, разбудить эмоции и поддерживать сознание в течение длительного времени. Метод подразумевает «слушание в расслабленном состоянии избранных музыкальных фрагментов для того, чтобы сбросить оковы с творческой фантазии, символического мышления и глубоких чувств, которые возникают из глубокого осознания самого себя... Во время сеансов терапевт помогает клиенту — «путешественнику» исследовать образы по мере их появления, вместо того чтобы интерпретировать символику и ставить диагноз. Самый главный диагноз терапевта здесь – поддерживать поток сознания, последовательность образов, которые появляются из глубин сознания, и поощрять «путешественника» выражать свои эмоции»(11). Психоанализ и музыкальная психотерапия
Явление психорезонанса используется и в других методах МПТ. Американская школа МПТ основывается на идеях традиционного психоанализа. Психотерапевт во время сеанса стремится добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, и при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки. Тем самым он облегчает состояние пациента. Если в свое время переживание оказалось слишком сложным для человека, непереносимым для достигнутого на то время уровня развития психики, известно, что его образ вытесняется в бессознательные слои... Однако еще 3. Фрейд доказал, что подобные вытесненные комплексы обладают огромным потенциалом и словно ждут удобного момента для мощного энергетического всплеска. Музыкальное произведение, близкое по сути вытесненному комплексу, также провоцирует актуализацию образа. Он словно поднимается из глубины бессознательных структур ближе к порогу осознания. Но очень часто существующие психические барьеры препятствуют его проявлению в области сознания. «Сильнейший энергетический заряд бессознательного образа вызывает эмоционально-двигательную реакцию такой силы, что сознание невольно регистрирует необыкновенную мощь этой косвенной проявленности. Процесс сопровождается чувством острейшего беспокойства, вызванного непониманием причин столь сильной психической реакции. До осознания вытесненного образа здесь остается один шаг: у человека должно хватить мужества задать себе вопрос: чем именно он так обеспокоен? В ответ вытесненный образ может преодолеть барьеры и проявиться в области сознания» (21). Здесь уместна помощь психотерапевта. Это может быть и точное, вовремя сказанное слово, выразительный жест или взгляд, умело предложенная форма для фиксации проявляющегося образа (например, запечатлеть в рисунке). Большое значение для МПТ имеет подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы выяснить природу подавленного конфликта. Музыка и фантазия
Музыку с успехом можно использовать в методе направленных фантазий В. Оклендер (18). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом. Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку предлагают закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и затем уже представить что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать соответствующая музыка. Затем психотерапевт стимулирует детское воображение вопросами, предлагает различные варианты и возможности формирования образа. Обычно скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее эмоциональное состояние, которое поможет родиться визуальным образам. Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с закрытыми. К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки, природа (фильмы, звуки природы). Придуманные детьми истории излагаются: • в виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей; • в устной форме — в виде рассказа; • в письменном виде; • в виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного театра; • в рисунке, лепке; • в виде импровизации на различных музыкальных инструментах, звучащих предметах; • в виде импровизированного пения. После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д. Фантазия «Пещера» Проводится с закрытыми глазами. Музыка — фон. Терапевт вводит ребенка в медитативное состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешествуете через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим именем. За дверью — ваш дом. Вы перешагиваете — что вы там видите? Как вы себя там чувствуете? Хорошо? Нет?». После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту. Дополнительное задание: Детей просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой фантазии?» Ребенок изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование, рисунок, куклы и т. д.) Затем дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обязательно дают название своей импровизации. Фантазия «Крылья» Проводится с открытыми глазами. Музыка — фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлитесь?» Фантазия «Животные» Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фантазию: «Представьте, что вы — животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как они». Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими музыкальными отрывками, которые иллюстрируют данных животных, сопровождает показ детей различными подходящими музыкальными инструментами или звучащими предметами. Дополнительное задание: Детей просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.112 (0.007 с.) |