Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Хрустальная вода»

Поиск

Детям предлагается присесть, представить, что они наби­рают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить ее на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и...» так долго, насколько они смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента — колоколь­чику «Волшебный ветер» (или к треугольнику, гонгу, гитаре, фортепиано). Прислушиваться до тех пор, пока звук его не за­тихнет.

Медитация по своему характеру может быть директивной и недирективной. Выше приведены примеры директивной меди­тации, т. е. с заранее заданным содержанием. Прослушивание различных по характеру музыкальных произведений в форме «музыкальных снов» является вариантом недирективной меди­тации. Она, так же как и содержание сновидений, дает психо­терапевту богатый материал для проведения последующего пси­хологического анализа, нахождения конфликта и его изжива­ния.

«Недирективная медитация имеет место тогда, когда слуша­тель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального со­держания» (20). В процессе этого у них возникает катарсическая разрядка подавленных переживаний.

Недирективные «музыкальные сны» должны быть свобод­ными, без заданной темы. Пациент, слушая музыку, погружа­ется в собственный внутренний мир, он представляет себе все, что хочет. Затем он рассказывает о том, что он видел, слышал, чувствовал. На основе этого рассказа и последующей беседы ведется психотерапевтическая работа. Музыкальные ассоциа­ции, музыкальные базовые формы вызывают к жизни архети­пы подсознания. Музыка действует напрямую, проявляя нео­сознанные проблемы, стремления, переживания пациента.

«То, что видят пациенты в музыкальных образах, представ­ляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зер­кало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов, подобно образам сновидений, представляет для психотерапев­та богатый материал для нахождения в прошлом опыте паци­ента тех зон подавленного конфликта и заблокированных пе­реживаний, которые сказываются на его нынешнем состоянии» (20).

Методика «Зонтик Оле Лукойе» (Ворожцова О. А.)

Для индивидуальной работы с детьми от четырех лет.

Начинается сеанс с заинтересовывающего момента. К ре­бенку в гости приходит Оле Лукойе — сказочный гном снов. Можно использовать тростевую куклу или би-ба-бо. Он при­нес с собой свой волшебный зонтик. На зонтике подвешены металлические пластинки, колокольчики, имеющие приятный негромкий звук. Оле Лукойе предлагает ребенку закрыть гла­за и внимательно прислушаться. Зонтик вращается, колоколь­чики звенят. Оле Лукойе выбирает сон, который он подарит ребенку. В этот момент идет настройка на медитативное со­стояние. Когда зонтик останавливается, колокольчики зати­хают.

Ребенок вслушивается до тех пор, пока звук не прекратится полностью. После этого Оле Лукойе дарит ребенку свой сон. Ему предлагается смотреть его внимательно и запоминать. Пос­ле этого звучит музыка, заранее отобранная для МПТ. Ребенок слушает с закрытыми глазами. После окончания музыки ребе­нок рассказывает Оле, какой сон он видел. Психотерапевт про­водит с ним беседу.

Дополнительные вопросы:

• Кому еще мог бы присниться сон, похожий на эту музыку? Опиши его.

• Этот сон приснился тебе ночью или во время дневного сна?

• Ты хотел бы, чтобы этот сон увидела твоя мама, друзья?
И т. д.

«Волшебный горшочек» (Ворожцова О. А.)

Методика аналогична выше приведенной. Как заинтере­совывающий момент здесь используется горшочек с колоколь­чиками (по мотивам сказки Г. X. Андерсена «Свинопас»). По­мимо диагностической ценности ассоциаций, вызванных му­зыкой в соответствии с явлением психорезонанса, задание раз­вивает интонационный слух детей. Используется для работы с малыми группами.

Детей просят послушать музыку, которую наигрывает гор­шочек, и ответить на вопрос: о чем поет горшочек? Использу­ются короткие музыкальные фрагменты, специально отобран­ные и соответствующие состоянию детей.

Л. С. Выготский говорил о том, что смысл произведения ис­кусства человек конструирует сам из своих воспоминаний, ас­социаций. Музыка и образность могут заставить нас погрузить­ся в наш собственный мир. Музыкотерапевт Хелен Бонни раз­работала в своей психологической практике метод лечения «один на один». Она обнаружила, что музыка помогает пациентам вос­становить контроль над собой и полностью погрузиться в свой опыт, разбудить эмоции и поддерживать сознание в течение дли­тельного времени.

Метод подразумевает «слушание в расслабленном состоя­нии избранных музыкальных фрагментов для того, чтобы сбро­сить оковы с творческой фантазии, символического мышления и глубоких чувств, которые возникают из глубокого осознания самого себя... Во время сеансов терапевт помогает клиенту — «путешественнику» исследовать образы по мере их появления, вместо того чтобы интерпретировать символику и ставить ди­агноз. Самый главный диагноз терапевта здесь – поддерживать поток сознания, последовательность образов, которые появ­ляются из глубин сознания, и поощрять «путешественника» выражать свои эмоции»(11).

Психоанализ и музыкальная психотерапия

 

Явление психорезонанса используется и в других методах МПТ. Американская школа МПТ основывается на идеях тра­диционного психоанализа. Психотерапевт во время сеанса стре­мится добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоциональ­но травмировавшие его ситуации, и при помощи музыки дово­дит их до катарсической разрядки. Тем самым он облегчает со­стояние пациента.

Если в свое время переживание оказалось слишком слож­ным для человека, непереносимым для достигнутого на то вре­мя уровня развития психики, известно, что его образ вытесня­ется в бессознательные слои... Однако еще 3. Фрейд доказал, что подобные вытесненные комплексы обладают огромным потенциалом и словно ждут удобного момента для мощного энергетического всплеска.

Музыкальное произведение, близкое по сути вытесненно­му комплексу, также провоцирует актуализацию образа. Он словно поднимается из глубины бессознательных структур ближе к порогу осознания. Но очень часто существующие пси­хические барьеры препятствуют его проявлению в области сознания.

«Сильнейший энергетический заряд бессознательного об­раза вызывает эмоционально-двигательную реакцию такой силы, что сознание невольно регистрирует необыкновенную мощь этой косвенной проявленности. Процесс сопровождает­ся чувством острейшего беспокойства, вызванного непонима­нием причин столь сильной психической реакции. До осознания вытесненного образа здесь остается один шаг: у человека должно хватить мужества задать себе вопрос: чем именно он так обеспокоен? В ответ вытесненный образ может преодолеть барьеры и проявиться в области сознания» (21).

Здесь уместна помощь психотерапевта. Это может быть и точное, вовремя сказанное слово, выразительный жест или взгляд, умело предложенная форма для фиксации проявляю­щегося образа (например, запечатлеть в рисунке).

Большое значение для МПТ имеет подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необ­ходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей пос­ледующий анализ мог бы выяснить природу подавленного кон­фликта.

Музыка и фантазия

 

Музыку с успехом можно использовать в методе направлен­ных фантазий В. Оклендер (18). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое сред­ство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.

Этот метод помогает детям выразить достаточно безопас­ным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Часто ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы. Метафорическая сила музыки помо­гает ему в этом.

Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку пред­лагают закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубо­ких вдохов и выдохов и затем уже представить что-то. Этому, как уже говорилось выше, может способствовать соответству­ющая музыка.

Затем психотерапевт стимулирует детское воображение воп­росами, предлагает различные варианты и возможности форми­рования образа. Обычно скованные дети, отличающиеся сильны­ми защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи для начала полета творческой фантазии. Музыка может послужить здесь отправной точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее эмоциональное состоя­ние, которое поможет родиться визуальным образам.

Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с зак­рытыми.

К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки, природа (фильмы, звуки при­роды).

Придуманные детьми истории излагаются:

• в виде импровизированных сценок-спектаклей с участием детей;

• в устной форме — в виде рассказа;

• в письменном виде;

• в виде кукольных представлений с использованием различных видов кукольного театра;

• в рисунке, лепке;

• в виде импровизации на различных музыкальных инстру­ментах, звучащих предметах;

• в виде импровизированного пения.

После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т. д.

Фантазия «Пещера»

Проводится с закрытыми глазами. Музыка — фон.

Терапевт вводит ребенка в медитативное состояние (текст примерный, его можно дополнять, обогащать): «Вы путешеству­ете через лес, горы. Встречаете пещеру. Там вы видите дверь со своим именем. За дверью — ваш дом. Вы перешагиваете — что вы там видите? Как вы себя там чувствуете? Хорошо? Нет?».

После этого ребенок выражает свои чувства по отношению к этому месту.

Дополнительное задание:

Детей просят ответить на вопрос: «Где (как) вы изобразите себя в этой фантазии?»

Ребенок изображает свое место с помощью тех же средств (музицирование, рисунок, куклы и т. д.)

Затем дети обязательно поясняют, что они изобразили. Обя­зательно дают название своей импровизации.

Фантазия «Крылья»

Проводится с открытыми глазами. Музыка — фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлитесь?»

Фантазия «Животные»

Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фан­тазию: «Представьте, что вы — животные (дети выбирают по желанию). Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как они».

Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими музыкальными отрывками, которые иллю­стрируют данных животных, сопровождает показ детей различ­ными подходящими музыкальными инструментами или звуча­щими предметами.

Дополнительное задание:

Детей просят продемонстрировать, как поют те или иные животные, которых они изображают, как они звучат? Показать на музыкальных инструментах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.112 (0.007 с.)