Музыка как средство коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка как средство коррекции



Искусство следует понимать как общую пси­хологическую потребность человека в вырав­нивании своего сознания с миром...

Н. Я. Джинджихашвили. Бессознательное

 

Музыкотерапия, или в более узком смысле - музыкальная психотерапия широко используется в настоящее время как один из эффективных методов психотерапии.

Музыкальная психотерапия представляет собой метод, ис­пользующий музыку в качестве средства коррекции. О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты.

Для антисоциальной личности восприятие музыки и само­стоятельное музицирование связаны с развитием самодисцип­лины и способностью выполнять определенные требования. Человеку же излишне закрепощенному, не позволяющему себе «слабостей», музыкальное самовыражение в процессе сеанса музыкальной психотерапии (далее МПТ) может давать благо­творное переживание состояния творческой свободы. Для пес­симиста, убежденного в том, что он не может ничему научиться, оно может служить доказательством его возможностей, для им­пульсивной личности — может быть связано с возможностью самосовершенствования, для замкнутого человека — стать одним из этапов на пути к установлению вербального контакта, для агрессивного человека — дать выход его деструктивным тен­денциям, для человека, отягощенного чувством вины, оно пре­вращается в ту задачу, которую он может решать бесконечно.

В своей книге «К вопросу о психологической необходимо­сти искусства» известный психолог Н. Я. Джинджихашвили пишет о том, что психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать пережи­ванием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного.

«Задача музыкального психотерапевта заключается в помо­щи пациенту в изживании его отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструиро­вании когнитивной сферы - правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей» (20).

В ряде зарубежных методик достаточно успешно применя­ются методы воздействия на пациентов средствами музыкаль­ного искусства и музыкального самовыражения.

Например, известный метод музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса широко использует методы «невербальной ком­муникации». Он состоит в том, что патологические нарушения психоэмоционального характера, агрессивные тенденции, фо­бии спонтанно и легко выражаются в музыке. Это музыкаль­ный творческий подход, в котором делается акцент на уникаль­ную роль «живой» музыки как средства коммуникации. Паци­енты всех уровней вовлекаются в процесс создания музыки со­вместно с терапевтом через использование музыкальных инструментов.

Выбираются те инструменты, которые, будучи достаточно вы­разительными, чтобы должным образом вознаграждать усилия клиента, не требуют специальной подготовки для игры на них.

Музыкальный инструмент подбирается соответственно за­мыслу, но чаще берется барабан — инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков и в то же время обла­дающий большой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, литав­ры. Их звонкость вносит разнообразие в игру и делает ее более выразительной.

В процессе терапии сочиняются инструментальные пьесы и песни, используется игра на музыкальных инструментах, игры и драматические импровизации. Существуют специальные ме­тодики для детей, подростков и взрослых,

В рамках музыкальной терапии можно использовать при­емы игровой психотерапии, а на занятиях по игровой терапии — широчайшие возможности музыки и музыкального самовы­ражения.

На сеансах музыкальной психотерапии широко применяют­ся те приемы и методы, которые были найдены в ряде других психотерапевтических подходов. Здесь могут быть использова­ны элементы психоанализа, методы гештальттерапии и группы встреч, биоэнергетики и танцевальной терапии. Комплекс при­меняемых психотерапевтом методов позволяет ему воздейство­вать на все струны душевной и физической жизни пациентов.

Правомерно говорить также и о сочетании музыкальной те­рапии с приемами игровой психотерапии, которая в основном используется в работе с детьми.

Рассматривая музицирование как игру, можно смело утвер­ждать, что оно играет большую роль в развитии коммуникатив­ных навыков и построении психотерапевтических отношений. Музыка снимает все барьеры, она — великий связной. Различ­ные виды музицирования становятся излюбленным видом со­вместной деятельности ребенка и психотерапевта. Например, игра на музыкальных инструментах может применяться в каче­стве психотерапевтического средства в работе с детьми. Так счи­тают многие специалисты, и в частности Роберт Фриман. Он пишет о том, что игра на музыкальных инструментах допускает интеракцию. Психотерапевт может играть на них вместе с ре­бенком, тем самым, обеспечивая ему поддержку. Варианты интеракции различны: участие психотерапевта может быть связа­но с его попыткой «разогреть» ребенка путем совместного исполнения гамм или отдельных звуков, а также исполнением в дуэте целых пьес. Совместная игра на музыкальных инстру­ментах является метафорой психотерапевтического процесса — совместной работы клиента и психотерапевта, направленной на достижение определенных изменений в их состоянии. Совместное музицирование может быть своеобразным ритуалом, используемым на каждом занятии, средством укрепления от­ношений между ребенком и психотерапевтом.

Музыка на сеансах игровой психотерапии и музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы:

• она позволяет преодолеть психологическую защиту ребен­ка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

• помогает установить контакт между психотерапевтом и клиентом;

• помогает развить коммуникативные и творческие возмож­ности клиента;

• повышает самооценку на основе самоактуализации;

• способствует отреагированию чувств;

• помогает пережить катарсис;

• развивает эмпатические способности;

• помогает укрепить отношения с психотерапевтом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;

• формирует ценные практические навыки — игру на музыкальных инструментах, умение петь и т. д.;

• помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкаль­ными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми:

1. Улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут кон­центрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость.

2. Прослушивание музыки Моцарта детьми в США, страдаю­щими дефицитом концентрации внимания (ДКВ) и суперак­тивным дефицитом концентрации внимания (СДКВ), пока­зало хорошие результаты. Исследователи сообщают, что у под­ростков, слушавших музыку Моцарта, снижалась активность тета-волн мозга в полном соответствии с ритмами исполняе­мой музыки, повышалась сосредоточенность, снижалась им­пульсивность, и возрастал уровень социальных навыков. Непродолжительное музицирование на каждом занятии хо­рошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные на­грузки.

3. Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воз­действие на большинство гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанны­ми и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использо­вания мелодической интонации для обучения речи детей с афазией.

4. Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнару­живают хорошие способности к тому, чтобы без труда обу­читься игре на простых инструментах, пению и другим про­стым способам музицирования. Они получают от этого удо­вольствие. В случаях отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты. Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные за­нятия с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП, за­держка психического развития, слабовидящие). Используя карельский народный инструмент кантеле, педагог из Каре­лии С. Я. Стангрит проводил с детьми занятия в пассивной форме, включающей в себя знакомые мелодии, импровиза­ции на образ, идею, рисунок или графику, на состояние, а также в активной форме, подразумевающей поглаживание струн, спонтанные импровизации, вербально-музыкальные импровизации, ансамблевые и сольные произведения. Он заметил, что кантеле-терапия дает положительные результа­ты в занятиях с детьми ДЦП — значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. У слепого с рождения Э. повысилась чувствительность поду­шечек пальцев рук. «У всех детей после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус» (25). Улучшается сенсомоторная функция: дети с плохой коор­динацией движений прикладывают больше усилий, для того чтобы научиться работать пальцами. (В этих случаях психо­терапевт предлагает им «говорить своим пальчикам, что нуж­но делать».) Постепенно координация таких детей совер­шенствуется.

5. С успехом используется игра на музыкальных инструмен­тах в работе с детьми с плохим зрением. Они постепенно осваивают технику игры и получают огромное удовольствие, научившись исполнять простые пьесы. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, нена­вязчив, индивидуализирован... снимает страхи, напряжен­ность... Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.

6. Опубликованные в прошлом году исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений. В журнале «Не­врологические исследования» приведены данные о том, ка­кое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что бу­дущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34% превышаю­щие средневозрастные.

7. Ребенок испытывает положительное переживание достиг­нутого успеха при освоении различных способов музици­рования, развиваются его интересы.

8. Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом.

9. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента, способствуя тем са­мым лечению психосоматических заболеваний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.011 с.)