Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка как средство коррекцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Искусство следует понимать как общую психологическую потребность человека в выравнивании своего сознания с миром... Н. Я. Джинджихашвили. Бессознательное
Музыкотерапия, или в более узком смысле - музыкальная психотерапия широко используется в настоящее время как один из эффективных методов психотерапии. Музыкальная психотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. Для антисоциальной личности восприятие музыки и самостоятельное музицирование связаны с развитием самодисциплины и способностью выполнять определенные требования. Человеку же излишне закрепощенному, не позволяющему себе «слабостей», музыкальное самовыражение в процессе сеанса музыкальной психотерапии (далее МПТ) может давать благотворное переживание состояния творческой свободы. Для пессимиста, убежденного в том, что он не может ничему научиться, оно может служить доказательством его возможностей, для импульсивной личности — может быть связано с возможностью самосовершенствования, для замкнутого человека — стать одним из этапов на пути к установлению вербального контакта, для агрессивного человека — дать выход его деструктивным тенденциям, для человека, отягощенного чувством вины, оно превращается в ту задачу, которую он может решать бесконечно. В своей книге «К вопросу о психологической необходимости искусства» известный психолог Н. Я. Джинджихашвили пишет о том, что психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного. «Задача музыкального психотерапевта заключается в помощи пациенту в изживании его отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы - правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей» (20). В ряде зарубежных методик достаточно успешно применяются методы воздействия на пациентов средствами музыкального искусства и музыкального самовыражения. Например, известный метод музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса широко использует методы «невербальной коммуникации». Он состоит в том, что патологические нарушения психоэмоционального характера, агрессивные тенденции, фобии спонтанно и легко выражаются в музыке. Это музыкальный творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль «живой» музыки как средства коммуникации. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс создания музыки совместно с терапевтом через использование музыкальных инструментов. Выбираются те инструменты, которые, будучи достаточно выразительными, чтобы должным образом вознаграждать усилия клиента, не требуют специальной подготовки для игры на них. Музыкальный инструмент подбирается соответственно замыслу, но чаще берется барабан — инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков и в то же время обладающий большой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, литавры. Их звонкость вносит разнообразие в игру и делает ее более выразительной. В процессе терапии сочиняются инструментальные пьесы и песни, используется игра на музыкальных инструментах, игры и драматические импровизации. Существуют специальные методики для детей, подростков и взрослых, В рамках музыкальной терапии можно использовать приемы игровой психотерапии, а на занятиях по игровой терапии — широчайшие возможности музыки и музыкального самовыражения. На сеансах музыкальной психотерапии широко применяются те приемы и методы, которые были найдены в ряде других психотерапевтических подходов. Здесь могут быть использованы элементы психоанализа, методы гештальттерапии и группы встреч, биоэнергетики и танцевальной терапии. Комплекс применяемых психотерапевтом методов позволяет ему воздействовать на все струны душевной и физической жизни пациентов. Правомерно говорить также и о сочетании музыкальной терапии с приемами игровой психотерапии, которая в основном используется в работе с детьми. Рассматривая музицирование как игру, можно смело утверждать, что оно играет большую роль в развитии коммуникативных навыков и построении психотерапевтических отношений. Музыка снимает все барьеры, она — великий связной. Различные виды музицирования становятся излюбленным видом совместной деятельности ребенка и психотерапевта. Например, игра на музыкальных инструментах может применяться в качестве психотерапевтического средства в работе с детьми. Так считают многие специалисты, и в частности Роберт Фриман. Он пишет о том, что игра на музыкальных инструментах допускает интеракцию. Психотерапевт может играть на них вместе с ребенком, тем самым, обеспечивая ему поддержку. Варианты интеракции различны: участие психотерапевта может быть связано с его попыткой «разогреть» ребенка путем совместного исполнения гамм или отдельных звуков, а также исполнением в дуэте целых пьес. Совместная игра на музыкальных инструментах является метафорой психотерапевтического процесса — совместной работы клиента и психотерапевта, направленной на достижение определенных изменений в их состоянии. Совместное музицирование может быть своеобразным ритуалом, используемым на каждом занятии, средством укрепления отношений между ребенком и психотерапевтом. Музыка на сеансах игровой психотерапии и музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы: • она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; • помогает установить контакт между психотерапевтом и клиентом; • помогает развить коммуникативные и творческие возможности клиента; • повышает самооценку на основе самоактуализации; • способствует отреагированию чувств; • помогает пережить катарсис; • развивает эмпатические способности; • помогает укрепить отношения с психотерапевтом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; • формирует ценные практические навыки — игру на музыкальных инструментах, умение петь и т. д.; • помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д. Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми: 1. Улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость. 2. Прослушивание музыки Моцарта детьми в США, страдающими дефицитом концентрации внимания (ДКВ) и суперактивным дефицитом концентрации внимания (СДКВ), показало хорошие результаты. Исследователи сообщают, что у подростков, слушавших музыку Моцарта, снижалась активность тета-волн мозга в полном соответствии с ритмами исполняемой музыки, повышалась сосредоточенность, снижалась импульсивность, и возрастал уровень социальных навыков. Непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки. 3. Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией. 4. Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых инструментах, пению и другим простым способам музицирования. Они получают от этого удовольствие. В случаях отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты. Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП, задержка психического развития, слабовидящие). Используя карельский народный инструмент кантеле, педагог из Карелии С. Я. Стангрит проводил с детьми занятия в пассивной форме, включающей в себя знакомые мелодии, импровизации на образ, идею, рисунок или графику, на состояние, а также в активной форме, подразумевающей поглаживание струн, спонтанные импровизации, вербально-музыкальные импровизации, ансамблевые и сольные произведения. Он заметил, что кантеле-терапия дает положительные результаты в занятиях с детьми ДЦП — значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. У слепого с рождения Э. повысилась чувствительность подушечек пальцев рук. «У всех детей после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус» (25). Улучшается сенсомоторная функция: дети с плохой координацией движений прикладывают больше усилий, для того чтобы научиться работать пальцами. (В этих случаях психотерапевт предлагает им «говорить своим пальчикам, что нужно делать».) Постепенно координация таких детей совершенствуется. 5. С успехом используется игра на музыкальных инструментах в работе с детьми с плохим зрением. Они постепенно осваивают технику игры и получают огромное удовольствие, научившись исполнять простые пьесы. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован... снимает страхи, напряженность... Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми. 6. Опубликованные в прошлом году исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений. В журнале «Неврологические исследования» приведены данные о том, какое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что будущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34% превышающие средневозрастные. 7. Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы. 8. Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом. 9. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.250.221 (0.01 с.) |