Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования

Поиск

Е.Л. Толчинская

Музыкальная терапия является одной из областей лечебной практики. К Брусциа определяет ее как целенаправленный процесс, «...в ходе которого психотерапевт помогает клиенту улучшить, со­хранить или восстановить свое психическое здоровье, используя для этого музыкальный опыт и психотерапевтические отношения, которые, развиваясь в ходе занятий, выступают движущим фактором психических изменений» (Bruscia, 1989). В настоящее время в Рос­сийской Федерации накоплен определенный опыт лечебного и здо-ровьесберегающего использования музыки, отраженный, в частности, в работах Л.С. Брусиловского (Брусиловский, 1973), М.Л. Лазарева (Лазарев, 1993), В.И. Петрушина (Петрушин, 1997), СВ. Шушарджа-на (Шушарджан, 1998), В.М. Элькина (Элькин, 2000), А.Г. Юсфина (Юсфин, 2001). Проблемам музыкальной терапии посвящены также книги таких авторов, как К. Рюгер (Рюгер, 1998) и Г.-Г. Декер-Фойгт (Декер-Фойгт, 2003).

В некоторых случаях музыка в ее импрессивных (прослушивание музыки) и экспрессивных (исполнение музыки) формах использует­ся в ходе занятий арт-терапией и психотерапии искусством. В книге


Е.А. Толчинская

А.И. Копытина «Тренинг коммуникации: арт-терапия» (Копытин, 2006) предлагаются различные техники, игры и упражнения, предпо­лагающие применение музыки в комплексе с творческим самовыраже­нием в других модальностях — рисунком, драматизацией, движением и танцем. Это позволяет предполагать, что сочетание музыки с иными экспрессивными формами повышает терапевтические возможности программы.

Известны примеры использования музыки в работе с беремен­ными (Лазарев, 1993; Юсфин, 2001). М.Л. Лазарев указывает на три фактора лечебного, гармонизирующего воздействия музыки на орга­низм беременной женщины: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); физиологический (воздействие на различные функции организма); физический, или вибрационный (вибрационное воздействие на клетки плода, приводящее к активизации биохимичес­ких процессов) (Лазарев, 1993). Д. Кэмпбелл отмечает, что музыка влияет на биохимические процессы организма: «Музыкальная сти­муляция увеличивает выделение эндорфина и лимфоцитов, которые повышают сопротивляемость организма болезням» (Кэмпбелл, 1999, с. 89). Психологическое объяснение целебности музыкального вли­яния дает Г.-Г. Декер-Фойгт: «Музыка способна "поднять со дна" те слои переживаний, которые образовались в предвербальное время, т. е. задолго до того, как человек научился говорить» (Декер-Фойгт, 2003, с. 180).

Несмотря на многочисленные эмпирические свидетельства целебного, гармонизирующего воздействия музыки, его механизмы пока явно недостаточно изучены с применением современных методов научного исследования. Это, в частности, относится и к такой быстро развивающейся области психологической и психотерапевтической практики, как перинатальная психология и психотерапия.

Нами была построена программа психологической коррекции самочувствия беременных женщин средствами музыки. Реализация данной программы позволила изучить некоторые эффекты ее воздейс­твия на беременных женщин, а также определить связь этих эффектов с особенностями музыкального восприятия, личностными свойствами и психическим состоянием пациенток.


Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Задачи, материал и методы исследования

Задачи исследования включали:

• изучение личностных свойств и особенностей психического состояния беременных женщин;

• уточнение критериев подбора музыки, используемой с целью коррекции самочувствия беременных женщин, с учетом их личностных свойств и особенностей психического состояния;

• выбор формы организации психологической помощи беремен­ным женщинам средствами музыки;

• исследование влияния программы музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние женщин;

• изучение диагностических возможностей восприятия музыки беременными женщинами;

• анализ динамики психического состояния беременных женщин под влиянием музыкальной коррекции;

• изучение влияния музыкальной коррекции на течение родов и психофизиологическое развитие детей.

Нами были использованы следующие методы исследования:

• опросник С. Будасси для определения акцентуаций характера;

• опросник Айзенка;

• 16-факторный опросник Р. Кеттелла;

• самоотчеты беременных женщин;

• методика САН;

• тест Люшера;

• измерение физиологических параметров (частота сердечных со­кращений [ЧСС]; частота дыхания [ЧД]; контрольная пауза дыха­ния [КП] — показатель выносливости человека, проявляющийся в способности некоторое время обходиться без кислорода);

• методика изучения цветомузыкальных ассоциаций.

Работа осуществлялась нами на протяжении восьми лет на базе одной из поликлиник г. Сыктывкара. Музыкальная коррекция была проведена с 233 женщинами. Были также обследованы дети первого


Е.А. Толчинская

года жизни (35 человек), родившиеся от матерей, участвовавших в про­грамме музыкальной коррекции. В контрольную группу вошли 100 рес­понденток из числа женщин, посещавших дневной стационар женской консультации, но не принимавших участия в программе музыкальной коррекции. Мы также изучили особенности развития детей 35 женщин, составивших контрольную группу, в течение первого года жизни.

Структура и содержание сеансов музыкальной коррекции

Сеансы музыкальной коррекции проводились два раза в не­делю и длились по полтора часа. Курс включал от 5 до 16-18 занятий, в зависимости от срока беременности. В ходе каждого сеанса дважды проводились тестирование и замеры физиологических параметров (в начале и в конце сеанса).

Затем женщинам предлагались для прослушивания четыре произве­дения в «живом» фортепианном исполнении (исполнителем выступала автор исследования): шедевры классической музыки, народные песни и романсы без участия голоса и текста. Последовательность предъяв­ления произведений была следующей: вначале звучало произведение, образно-эмоциональный строй которого соответствовал настроению слушателей, а затем исполнялись произведения, способствующие оптимизации состояния и созданию светлого мироощущения в конце сеанса. Некоторые занятия могли включать разучивание и исполнение женщинами колыбельных, а также песен, тексты которых описывают уход за детьми.

Во время звучания музыки женщины заполняли анкету, оценивая свое состояние по пятибалльной шкале. Им также предлагалось указать цветовые ощущения, возникающие у них при восприятии музыки.

Нередко первая часть сеанса включала рисование в качестве до­полнительного диагностического и коррекционного средства, однако музыка рассматривалась как основной фактор психокоррекционного воздействия. Рисунки создавались в основном на фоне звучания классической и духовной музыки. Нередко женщинам предлагались


Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

темы для рисования: «Мой ребенок», «Я и мой ребенок», «Моя семья», «Рождение». В отдельных случаях создавались работы на свободную тему. Обсуждение рисунков, как правило, было непродолжительным и проводилось с целью уточнения ассоциаций, связанных с рисунком и его элементами.

Иногда во время сеансов женщинам предлагалась такая форма работы, как движение под музыку с целью общей активизации. Однако движения при этом были относительно спокойными и соответствовали характеру музыки.

Вторая часть сеанса была посвящена выполнению упражнения, развивающего навыки релаксации. На фоне звучания медитативной музыки в магнитофонной записи ведущим произносился текст кор-рекционной направленности.

Результаты исследования

Анализ показателей, отражающих личностные свойства и са­мочувствие беременных женщин, свидетельствует о том, что в начале курса в экспериментальной группе преобладали женщины подвижной (65,7% обследуемых) и чувствительной (31,4%) акцентуаций харак­тера. Экстраверты составили 40%, интроверты — 31,4% обследуемых. 54,2% женщин обладали повышенным нейротизмом. Около трети беременных (28,3%) имели неудовлетворительное самочувствие; низ­кая активность наблюдалась у большинства (56,6%), при этом 59,4% обследуемых отличались хорошим настроением.

В ходе работы изучалась динамика состояния женщин на протя­жении всего курса музыкальной коррекции, а также в течение каждого занятия. По итогам занятий снижение ЧСС наблюдалось в среднем у 54,2% женщин, что могло говорить о достижении ими состояния ре­лаксации. ЧД уменьшалась в среднем у 25,5% обследуемых. У осталь­ных эти показатели были неустойчивы. КП увеличивалась в течение сеанса у 61,2% женщин.

Наиболее неустойчивым показателем был уровень тревожности и энергии. У относительно небольшого числа женщин (17%) коэффи-


Е.А. Толчинская

циент вегетативной неустойчивости (определяемый с использованием теста Люшера) и коэффициент тревожности (также по цветовому тесту) менялись положительно. По результатам курса музыкальной коррекции уменьшение тревожности наблюдалось у 40% обследуемых, а отсутствие динамики в уровне тревожности — у 32%.

Поскольку одним из критериев оценки эффективности курса музыкальной коррекции служили качество родов и исход беремен­ности, мы сравнили эти показатели в экспериментальной и конт­рольной группах. Оказалось, что при большем количестве случаев вынашивания в условиях психотравм, в экспериментальной группе (в экспериментальной группе таких случаев было 9,5%, а в контроль­ной группе — 6,4%) необходимость применения операции кесарева сечения и иных медицинских вмешательств была намного ниже, чем у женщин контрольной группы. Напротив, у женщин эксперименталь­ной группы роды протекали нормально в 2,4 раза чаще, чем у женщин контрольной группы. Применить сформированные на занятиях навыки релаксации при родах смогли больше половины женщин, входивших в экспериментальную группу (52,3%).

Другим важным показателем эффективности курса музыкальной коррекции было постнатальное развитие детей в экспериментальной и контрольной группах. Сравнение их характеристик в обеих группах показало, что количество детей, развитие которых соответствует воз­растной норме или опережает ее, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Опережение в развитии у детей экспериментальной группы проявлялось в более раннем вставании, хождении и появлении речи, ярко выраженной реакции на музыкальные звуки. Отставание в развитии детей в экспериментальной группе наблюдалось в 5 раз реже, чем в контрольной (2,8% и 14,2% соответственно). Последствия родовых травм у детей экспериментальной группы проявлялись реже, чем у детей контрольной группы (25,7% и 45,7% соответственно). Большинство детей экспериментальной группы обнаружило особую восприимчивость к музыкальным стимулам (71,4%), чего нельзя сказать о детях контрольной группы (2,8%).Такая восприимчивость проявлялась в наличии заметной концентрации внимания и появлении улыбки при звуках музыки.

Зависимость особенностей восприятия музыки беременными женщинами от их личностных свойств и психического состояния представлена в таблицах 1, 2 и 3.


Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Таблица 1

Зависимость особенностей восприятия беременными женщинами музыки

от их личностных свойств

 

Особенности восприятия музыки Личностные свойства
Положительная реакция на глубокое эмоцио­нально-образное содержание музыки Интровертность, музыкальность, богатый опыт музыкального восприятия
Отрицательная реакция на глубокое эмоцио­нально-образное содержание музыки Гипертимность, экстравертность при небога­том опыте музыкального восприятия
Приемлемость малопонятной по «языку» му­зыки Высокий уровень слуховой культуры, креатив­ность, профессиональные музыканты
Широкий круг музыкальных предпочтений Развитое воображение, креативность, му­зыкальность, большой опыт музыкального восприятия, профессиональные музыканты
Отрицательная реакция на «поверхностную» музыку, популярные мелодии Развитое воображение, опыт музыкального восприятия, профессиональные музыканты

Таблица 2

Зависимость особенностей восприятия музыки беременными женщинами

от их психического состояния

 

Особенности восприятия музыки Психическое состояние
Повышенная чувствительность к громкой музыке Психогенные реакции, невротическое состо­яние, повышенная тревожность
Отрицательная реакция на диссонансные и драматические звучания Психогенные реакции, невротическое состо­яние, повышенная тревожность
Катарсическая реакция на волнующую, дра­матическую музыку Напряженность, психогенные реакции

Важную информацию о состоянии и личностных особенностях женщин несли в себе рисунки. В то же время изучение связи между содержательными и формальными особенностями рисунков бере­менных женщин с их состоянием и личностными характеристиками не являлось задачей нашего исследования. Поэтому мы ограничимся демонстрацией нескольких рисунков, считая их показательными примерами работ беременных женщин. Эти рисунки свидетельс­твуют, в частности, о положительном отношении женщин к ребенку,


Е.А. Толчинская

Таблица 3

Зависимость особенностей восприятия музыки беременными женщинами

от их личностных свойств и психического состояния

 

Особенности восприятия музыки Личностные свойства и психическое состояние
Положительная реакция на грустную музыку Чувствительность, дистимность, депрессив­ное состояние
Отрицательная реакция на грустные, печаль­ные образы в музыке Гипертимность, повышенная тревожность, психотравма
Положительная реакция на печальную и дра­матическую музыку Музыкальность, творческая направленность личности, профессиональные музыканты, зре­лость, психофизиологическое благополучие
Положительная реакция на веселую, энер­гичную музыку Экстравертность, гипертимность, психофизи­ологическое благополучие
Отрицательная реакция на веселую, энергич­ную музыку Невроз, депрессивное состояние, тревожные интроверты
Неадекватность эмоциональных и цветовых реакций на музыку Повышенная тревожность, напряженность, психическая травма, гипертимность
Высокая потребность в созвучности музыки своему состоянию Психическая травма, невроз

переживании материнских чувств, восприятии беременности как гармоничного, ресурсного состояния. Приводимые в качестве приме­ра работы также могут рассматриваться в качестве особого средства символической, образной коммуникации женщины с ребенком. Есть основания предполагать, что как в процессе, так и после их создания женщины могли вести с ребенком некий «внутренний диалог», стара­ясь выразить свои чувства и мысли в «общении» с ним.

Анжела Т. (беременность 27 недель, второй ребенок) представи­ла три работы: «Рождение», «Мой ребенок» и рисунок без названия. На первом рисунке изображено гнездо с вылупившимися птенцами, обогреваемыми оранжево-красным солнцем.

Второй рисунок выполнен с использованием основных цветов. Оранжево-желтое солнце ровным теплом согревает ребенка в ладони матери. Изображение оставляет впечатление зрелого материнства.


Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин




 


 


Рис. 1. Первый рисунок Анжелы


Рис. 3. Третий рисунок Анжелы


 



Рис. 2. Второй рисунок Анжелы



Е.А. Толчинская

На третьем рисунке изображено яблоневое дерево с цветами и плодами. Крона нежно-зеленого цвета, яблоки — золотисто-жел­тые, а цветы — розовые и пурпурные. Рисунок передает ощущение чувственного полнокровия, представление о плодородии и благодати. Мощный ствол производит впечатление устойчивости, хорошей связи с землей и в то же время — устремленности ввысь.

Татьяна П. (беременность 30 недель, третий ребенок) при со­здании работы на тему «Мой ребенок» (рисунок 4) использовала основные цвета (красный, желтый, синий). Хотя рисунок, на первый взгляд, имеет отвлеченно-символический характер, на нем угадыва­ется изображение детородного органа с плацентой (более крупный элемент композиции снизу, изображенный всеми тремя основными цветами), а также самого ребенка (округлый элемент композиции сверху, изображенный желтым цветом). Связь между матерью и ре­бенком представлена в виде устремленной ввысь конструкции в виде треугольника розового цвета. Обращают на себя внимание размытые контуры элементов рисунка, нежное «перетекание» одного цвета в другой при сохранении их чистоты и полупрозрачности. Возможно и иное «прочтение» символических элементов рисунка.

Рис. А. Рисунок Татьяны

Как Анжела, так и Татьяна по завершении курса музыкальной коррекции обнаружили психологическую готовность к родам. Роды прошли без осложнений, дети развиваются нормально.


Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Заключение

Нами была создана методика осуществления коррекции психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и изучены некоторые эффекты ее воздействия. В результате проведенных исследований с использованием набора психологичес­ких методик и физиологических замеров было показано, что сеансы музыкальной терапии оказывают благотворное воздействие на физио­логические показатели, что позволяет говорить о достижении многими женщинами в ходе занятий состояния релаксации. Хотя уровень тре­вожности и энергии (определяемый с использованием теста Люшера) в ходе сеансов был неустойчив, преобладала тенденция к снижению тревожности и возрастанию энергии.

Сравнение исходов беременности в экспериментальной и конт­рольной группах позволяет сделать вывод о том, что участие в сеансах музыкальной коррекции снижает необходимость применения операции кесарева сечения и иных медицинских вмешательств при родах. Однако мы не можем утверждать, что положительные эффекты были достигнуты исключительно благодаря применению музыки. Поскольку в ходе сеансов женщины обучались навыкам релаксации, которые многие из них активно использовали в дальнейшем, в том числе при родах, профилактическое воздействие занятий можно связать с комплексом факторов.

Нельзя также не учитывать положительного влияния изобрази­тельной деятельности на состояние женщин, поскольку многие из них в ходе сеансов рисовали. Создание рисунков позволяло участницам выразить и упорядочить свои чувства и представления, связанные с бе­ременностью, предстоящими родами и ребенком, и во многих случаях служило своеобразным средством «общения» с ним.

Сравнение характеристик постнатального развития детей в экс­периментальной и контрольной группах позволяет говорить о благо­приятном воздействии сеансов музыкальной коррекции не только на женщин, но и на них.

Проведенное исследование позволяет говорить о некоторых осо­бенностях восприятия музыки будущими мамами. Так, мы обратили внимание на то, что все они предпочитают лирические, мелодичные, негромкие мелодии. Большинство женщин отвергают громкие, диссо-нансные композиции, печальную и трагическую музыку.


Е.А. Толчинская

В то же время некоторые женщины положительно реагируют на грустную, драматичную, печальную и тревожную музыку Однако мы не можем сказать, какую терапевтическую ценность имеет прослуши­вание такой музыки и какие потребности женщин она удовлетворяет. Неадекватные реакции на музыку, проявляющиеся в несоответствии цветовых ассоциаций и чувств женщин эмоциональному и образному строю музыки, были характерны для психологически травмированных, тревожных женщин, а также пациенток, протекание беременности которых осложнено.

Результаты проведенного исследованиея позволяют сделать вы­вод о том, что особенности музыкального восприятия в какой-то мере могут служить одним из критериев оценки состояния слушателей. Однако нельзя не признать, что механизмы музыкального восприятия имеют комплексный характер. Эмоциональные и ассоциативные реак­ции на музыку могут быть опосредованы как психофизиологическим состоянием, так и особенностями личности слушателей, их культур­ным опытом, навыками музыкального восприятия, а если речь идет о специально организованных сеансах музыкальной коррекции или музыкальной терапии — то и от условий, в которых они проводятся, отношений участников сеансов с ведущим и иных факторов.

Проводимые нами занятия по целому ряду причин не могут быть отнесены к музыкальной терапии в строгом смысле этого слова: мы не прибегали к обстоятельному обсуждению чувств и ассоциаций женщин, вызываемых музыкальным материалом. Работа со сложными в психоло­гическом отношении состояниями не входила в задачи нашей работы, хотя мы признаем, что многие беременные женщины, переживающие такие со­стояния, нуждаются в психологической помощи, котороая может включать в себя в том числе и применение элементов музыкальной терапии.

Литература

Брусиловский Л.С. Музыка в системе восстановительного лечения психи­чески больных. Дисс....канд. мед. наук. Л.: Ленинградский НИИ им. В.М. Бехтерева, 1973.

Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003.


Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин

Копытин А.И. Тренинг коммуникации: арт-терапия. М.: Изд-во института психотерапии, 2006.

КэмпбеллД. Эффект Моцарта. Минск: БАСК, 1999.

Лазарев МЛ. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М., 1993.

Петрушип В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1997.

Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Шушарджан СВ. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998.

Элъкин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб., 2000.

Юсфин А.Г. Музыкальное восприятие в перинатальном периоде: проблема начала // Сборник материалов конференции по перинатальной пси­хологии и медицине. 25-27 мая 2001 г. СПб., 2001.

Bruscia К. Defining music therapy. Sporing City, PA: Spring House Books, 1989.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.016 с.)