Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка и игра в детской психотерапии↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
О. А. Ворожцова МУЗЫКА И ИГРА В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Музыкальная арт-терапия для детей Введение В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия. Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинно-мозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм. Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы. В данной работе автора интересует использование гармонизирующей силы музыки в психотерапевтической работе с детьми дошкольного возраста. Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все возрастающие негативные воздействия среды, включая плохую экологию и напряженность в человеческом обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и на тесно связанное с ним физическое здоровье детей. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов за 1999 г., около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания: за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения. Врожденные дефекты — неотъемлемая часть нашего бытия. По данным журнала «Ньюсуик», по-прежнему из каждых ста младенцев трое рождаются с аномалиями, серьезно влияющими на их здоровье. Открытия, сделанные в генетике и эмбриологии за последние 25 лет, так и не снизили эти три процента. Ребенок, который родился вполне здоровым, может иметь серьезные отклонения в личностном развитии в результате неблагоприятного семейного окружения. Формированию психопатических черт личности и невротических проявлений способствуют внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные воздействия, ранняя изоляция ребенка от семьи. Нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что в пятилетнем возрасте 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. А к десяти годам количество нервных детей достигает 56%. Причинами столь высокой заболеваемости в школьном возрасте становятся школьная тревожность, психогенная школьная дезадаптация и др. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов. Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. Представьте себе, какое колоссальное воздействие звуки могут оказывать на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм. Звуки формируют нас подобно тому, как горшечник на гончарном круге лепит посуду различных форм» (11). Автор работы находит, что использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усилит положительное воздействие. Часть 1 ИГРА И МУЗЫКА
Игра и музыка в психологии Игровая деятельность — чрезвычайно важная сторона жизни ребенка. Совершенно очевидно, что дети занимались играми с доисторических времен. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки разных эпох и культур. Интерес к игре в настоящее время способствует активному развитию методов игровой психотерапии. Игра является средством, помогающим установить контакт с ребенком и понять особенности его мышления. Игра протекает в «пространстве» между внутренней и внешней реальностью, а потому ведет к способности взаимодействовать с ними обеими. Игра есть деятельная форма психической активности, позволяющая контролировать объекты. Кроме того, она способствует развитию коммуникативных навыков и может рассматриваться как основа для построения психотерапевтических отношений. Психотерапия протекает в месте соединения двух «областей» игры... Одна из них является «областью» для игры психотерапевта, другая — клиента. Исходя из этого, психотерапию можно определить как совместную игру двух людей. Э. Эриксон рассматривал игру как важнейшее средство изучения бессознательного. По его мнению, в игре ослабляется «цензура» сознания и активизируется фантазия. Он был убежден в том, что пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него внутри психические конфликты так или иначе проявляются в игре. Игра имеет богатые диагностические возможности. Игровые техники выступают либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент психотерапии, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия, в том числе и музыкальных. Существуют некоторые общие особенности детской психики, делающие применение игровых методов, в том числе и с использованием музыки и музыкального самовыражения, наиболее подходящими для работы с детьми: 1. Дети во многих случаях затрудняются словесно описать свои переживания. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов игровой деятельности, конструктивных и пластических материалов, а также музыкальных инструментов и разнообразных звучащих предметов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. 2. Дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые. Их переживания проявляются в игровой, изобразительной и музыкальной деятельности непосредственнее, не проходя «цензуру» сознания. 3. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому он использует игру, рисование, музицирование и манипуляцию с различными материалами как способ осмысления действительности. Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов сделает игру ярче и занимательнее, поможет проявиться детской индивидуальности. Игра в свою очередь будет способствовать полноценному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых не имеет еще опоры в прошлом опыте детей. Именно благодаря такой музыке обогащается и расширяется опыт эмоциональных переживаний ребенка. «Необходимую ситуацию можно смоделировать с помощью игровых приемов. Главная функция игры как вида деятельности как раз и заключается в отработке тех отношений и переживаний, которые по определенным причинам детям недоступны. Воображаемая обстановка, моделируемая неизвестность обостряют внимание к телесным реакциям. И если музыкальными средствами композитору удается выразить образ правдиво и рельефно, то через обостренное внимание к уровню телесности образ может быть прочувствован и осознан с большей степенью адекватности» (21). Часть 2 Музыка – это звук Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему. Дж. Гершвин
Основа музыки – звук. Это необходимо помнить при рассмотрении механизмов воздействия ее на человека. Звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. Это изменение может быть объяснено «как резонансными влияниями на заинтересованные внутриклеточные структуры, так и электромагнитным полевым воздействием» (25). Другими словами, звук оказывает влияние на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность. Это влияние названо «неспецифическим акустико-биорезонансным эффектом» (25), который является одной из реакций организма человека на музыкальное, звуковое воздействие. Другими, не менее важными реакциями на звук являются слуховая и вибротактильная рецепция или восприятие. Восприятие музыки осуществляется в основном через слуховую систему. «Древнейшие истоки слухового, а, следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который, информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению к разнообразным внешним воздействиям. Всякий звук для древнего человека, прежде всего семантичен: он несет информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку - гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада — все взывает к ответной реакции, побуждает к ответному действию, на которое человека настраивает его непосредственная эмоциональная реакция на звуковую информацию. Эти фундаментальные качества слухового восприятия, которые отмечают многие авторы, лежат в основе древнейших музыкальных сигналов, из которых впоследствии возникло музыкальное искусство»(12). Вибротактильное восприятие основано на работе тактильного анализатора. Он воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и те, которые возникают во время музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами он помогает организму ориентироваться в окружающей среде.
Музыка и телесные реакции
Слуховое, вибротактильное восприятие, а также биорезонансный эффект сопровождается в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. «Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов» (25). Одной из причин физиологического воздействие музыки на человека является то, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. «Основой системного анализатора ритма является двигательный моторный аппарат человека. Мускульные, двигательные ощущения, представления, сопереживания - это и есть база ритмического восприятия» (25). Наиболее ясно ритмически ощущаются частоты, свойственные движениям человека. Диапазон частот колебательных движений в природе, воспринимаемых человеком, огромен: от годичного цикла до рентгеновских и гамма-лучей. Но наиболее ясно мы ощущаем периодичность частот, соответствующих биоритмам нашего организма — ритмам дыхания, сердечного пульса, ходьбы, бега. Именно этим частотам соответствует музыкальная метроритмика, и именно они наиболее подвержены перестройке. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. В своей книге, где собрано множество интереснейших фактов, Д. Кемпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холестериновый обмен. Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу... Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки. Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен. Она «регулирует выделение гормонов, снижающих стресс... уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку» (25). Музыкальное удовольствие — ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки, является результатом высвобождения эндорфина - «собственного опиума». Эндорфин вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный подъем. Различные научные эксперименты подтвердили, что музыка оказывает влияние и на деятельность человеческого мозга. По мнению академика М. Н. Ливанова, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга. Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мысфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа-волнами, которые распространяются на частоте от 8 до 13 герц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем, С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета-волн в направлении альфа-диапазона, повысив, таким образом, общее самочувствие и внимательность... Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга — взаимообмен мыслями является основой творчества - на это указывает и Д. Кемпбелл. Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. «При слушании музыки у человека возникают реальные мышечные пульсации в самых различных областях: в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани» (28). Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное тактирование рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. «Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков» (28). Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы. Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата, как бы примеряя воспринимаемое внутренним подпеванием. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах. Все сказанное выше показывает, что картина неосознаваемых двигательных и вегетативных реакций человека при восприятии музыки богата и уникальна. Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение с музыкой, когда слушаем ее. Но музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и поведения. Музыка и движение
Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным. Это, очевидно, следует из того, какое воздействие оказывает музыка на телесную, двигательную сферу человека. Образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов. При восприятии музыки возникающие двигательные реакции тесно связаны с сопутствующими им эмоциональными и коммуникативными проявлениями и пространственно-временными представлениями. Взаимосвязь музыки и движения имеет глубокие онто- и филогенетические корни. В древнейших музыкальных культурах музыка неотделима от сопровождающих ее танцевальных, трудовых, ритуальных движений. То же можно сказать и о детских музыкальных играх и припевках, непременно сопровождающихся разнообразными квазитеатральными игровыми ситуациями. При этом коммуникативная направленность музыки ощущается не только через музыкальную интонацию, но и «показывается», приобретает видимые очертания. Музыкальное общение в древнейших видах музицирования и в детской музыкальной практике неизбежно насыщено разнообразными жестами, отражающими все эмоциональное богатство невербальной коммуникации» (12). При восприятии музыки моторная активность присутствует в сознании как органическая составляющая. «...Восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (26). Моторно-двигательный компонент в слуховом восприятии играет роль связующего звена между слуховой модальностью и другими модальностями. «Моторно-двигательный компонент здесь окажется слепком всего того, что является неизбежным следствием звучания. Здесь и ощущение определенного мышечного усилия или расслабления, ритма дыхания, шага, пульсации — все это эквиваленты переживания музыкального времени; или чувство плотности и разреженности, близости или удаленности музыкального объекта, представление о музыкальных линиях, их пересечениях, о пространственных пластах, находящихся в определенных соотношениях, — эти пространственные образы также можно представить как следствие перевода звукоотношений в другую модальность» (12). Возникающий под влиянием слуховых ощущений образ является сложной интермодальной ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Это единство есть не что иное, как образ движения. Итак, образ музыки в сознании воспринимающего представляет собой образ движения, созданный следующими компонентами: эмоционально-коммуникативной направленностью интонации, ее моторно-двигательным эквивалентом и связанными с ним пространственными представлениями. Музыка и память
С моторно-двигательной реакцией на музыку связано и оживление в памяти прошлого опыта. «Каждая реакция, каждая эмоциональная оценка образуют свою характерную нейродинамическую связь в тканях мозга. При повторных воздействиях эта связь укрепляется, образуя хорошо «проторенный путь»... Если резонансная подстройка двигательных реакций проходит близко к одному из таких проторенных путей, то оживляются связанные с ним образы прошлого опыта» (21). Изменения на телесном уровне, произошедшие в результате восприятия музыки, вызывают в свою очередь соответствующую эмоциональную реакцию у человека, а эмоция вызывает из памяти образы прошлого. Произошедшие в результате восприятия музыки изменения на телесном уровне вызывают соответствующую эмоциональную реакцию у человека, а эмоция вызывает из памяти образы прошлого. Этот механизм используется в ряде музыкальных психотерапевтических методик. В процессе восприятия музыки актуализируются образы пережитых ранее психологических ситуаций. Таким образом, музыка служит ключом для получения доступа к системам памяти. Здесь следует отметить, что оживление образов прошлого может происходить не только под непосредственным воздействием музыки, но и под воздействием воспоминания о прослушанной музыке. Неоднократно отмечалось, что эквивалентность запечатленного в памяти слухового образа и непосредственных следов восприятия сохраняется. Работая с испытуемыми с помощью снятия электроэнцефалограмм, исследователи заметили, что одно только воспоминание о музыке дает такую же ответную реакцию, как и в реальном восприятии. Музыка и синестезия
Восприятие музыки синестетично. Образ музыки, по сути, есть образ движения, который является интермодальной ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Восприятие музыки обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Г. Нейгауз пишет о синестетическом восприятии музыки: «…Я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка... Ведь у нас в мозгу работает некий «фотоэлемент» (думаю, что всякий знает об этом чудо-аппарате), умеющий переводить явления одного мира восприятий в другой. Ведь синусоида, начерченная на пленке, звучит! Неужели человеческий дух должен быть беднее и тупее им же созданного аппарата?!» (17). Д. Кабалевский, вспоминая о «Фантастической» симфонии Берлиоза, утверждал, что, когда мы слушаем эту музыку, полную не передаваемой словами поэтичности и живописности, в нашем сознании начинает вырисовываться целая картина. Мы видим ее своим внутренним зрением, которое, как вы уже знаете, существует у каждого из нас точно так же, как существует у каждого и внутренний слух... Слуховое восприятие музыки будет обогащено и зрительным восприятием всего, что предстанет перед нашими глазами... Когда мы все это и увидим и услышим, художественное впечатление наше неизмеримо возрастет. Зрительные образы помогут глубже воспринять музыку, а сами благодаря музыке станут и острее, и словно наполнятся человеческими чувствами. Трем великим композиторам - Вагнеру, Римскому-Корсакову, Скрябину звучащая музыка часто представлялась совершенно определенно окрашенной в тот или иной цвет. Скрябин даже попытался осуществить свою мечту о слиянии музыки с цветом в симфонической поэме «Прометей» и «Поэме огня». Музыка Скрябина на протяжении всей поэмы разрастается как огонь: от неясного мерцания до нестерпимо яркого пламени. На основе синестетического восприятия музыки и цвета построены методики цветомузыкальной терапии. Наряду с разнообразными зрительными образами пространственно-временные отношения также хорошо ощущаются при восприятии музыки. В психологической литературе музыкальные способности принято связывать с пространственными. Музыку сравнивают с геометрией, движущейся во времени. Из всего сказанного можно сделать вывод, что восприятие музыки во время сеансов игровой терапии и в процессе музыкальной психотерапии будет более эффективным, если сочетать его с другими видами искусства — живописью, литературой, хореографией, театром. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького пациента. Музыка и речь
Влияние музыки на человеческую психику объясняется целым рядом факторов, хотя многое в этой области остается еще непознанным и не доказанным. Несомненно, одной из причин восприимчивости человека к музыке является ее родство с такой определяющей человеческую психику реальностью, как речь. Речь - важнейшая из знаковых видов деятельности человека. Музыка также является знаковой или семиотической деятельностью. Музыкальное искусство — продукт культуры и важнейшая составная часть культурного багажа человечества. Пути, которыми человек идет к освоению музыки, тесно переплетаются с исторически выработанными операциями человеческого сознания по освоению культурных богатств. И первым в ряду этих операций стоит превращение орудия в знак, которое Л. С. Выготский считал важнейшим шагом в развитии психики. В современной науке часто рассматривают разные виды знаковой деятельности в одном ряду под названием «symbolic skills», разумея под ними такие виды деятельности, как речевая, графическая, музыкальная и математическая. Все они объединены наличием означаемого, к которому тем или иным путем отсылает означающее - дискретная последовательность слов, звуков, математических символов или пространственных изображений. Виды деятельности, продукты которых содержат план содержания и план выражения, могут быть названы также семиотическими. Таким образом, музыка - семиотическая деятельность. Человеческая речь вполне могла бы быть психологическим прототипом музыки, равно как и всех остальных семиотических систем. Общие закономерности объединяют музыкальное и речевое восприятие. Психологическое родство музыки и речи подтверждается также близостью онтогенетических и филогенетических процессов, связанных с функционированием музыки в древнейших обществах и в развитии детского интеллекта. «Наблюдение за онтогенетическим развитием наглядно показывает, что первооснова и речи и музыки — интонирование. Прежде всего ребенок усваивает значения интонации как средоточия волевых, аффективных намерений окружающих, и через интонацию он выражает свои пока еще немые чувства и желания. Так получает подтверждение мнение об особом интимном характере музыкального искусства, связанном с глубинами человеческого существа» (12). Английский исследователь Р. Шутер сообщает, что у музыкально одаренных детей первые попытки общения с окружающим миром связаны не с лепетом, а с пением. Пение выступает для них в функции речи. «В рамках древнейших форм музицирования совершался путь семантизации музыкального языка - от напева, связанного с поэтическим словом и ритуальным действом, к образованию «обратной» связи напева с подразумеваемым словом и действием. Таким образом, сам процесс образования знаков в речи и в музыке происходил сходным путем: ситуация деятельности рождала знаки, с ней связанные, а затем сами знаки напоминали о ней. Естественно, при этом характер связи знака с породившей его ситуацией был в речи более определенным и однозначным, а в музыке — более свободным, опирающимся на воображение и сопереживание. Здесь мы можем полноправно говорить о «музыкальном языке» и о «музыкальной речи» (12). Еще одно доказательство родства речи и музыки заключается в том, что основополагающие процессы музыкального мышления - звукосмысловое свертывание и звукосмысловое развертывание — носят речемыслительный характер. Эти процессы работают на музыкальном материале. Психологической опорой этих операций служат способность к селекции и способность к комбинации (анализ и синтез). Первый из них опирается на закономерности внутренней речи (свернутое сообщение, закодированная переданная информация, хранящаяся в сознании), второй проявляется в умении составлять последовательность языковых элементов согласно определенной логике. Взаимосвязь музыки и речи находит опору также и в физиологии человека, строении его органов и мозга. Это подтверждает обращенность и речи, и музыки к одному и тому же органу чувств - слуху; использование голоса как общего «инструмента» речи и пения; общие зоны в мозге. Интонация, ритм, громкость, высота - все это характеристики как речи, так и музыки. Заключения же, которые можно сделать из нейропсихологической литературы, таковы: музыкальная деятельность, как и языковая, рассредоточена в разных областях мозга. Многие эксперименты подтверждают глубокую связь на нейропсихологическом уровне между левополушарным мышлением, природа которого восходит к языковым процессам, и музыкально-творческой деятельностью. Все это позволяет нам говорить о том, что музыка и речь — взаимно влияющие друг на друга субстанции. И механизмы их взаимодействия с успехом можно использовать в психотерапевтической работе с детьми.
Музыка и общение
Музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, оно было инструментом диалога между индивидом и социумом. Многочисленные данные этномузыкознания говорят о том, что музыкальная деятельность древнего человека была неразрывно связана с опытом социального общения: в ходе разнообразных ритуалов, праздников, церемоний музыка служила обобщенным коммуникативным сигналом — знаком, значение которого расшифровывалось в контексте данной культуры. Социальный смысл ситуации, в рамках которой музыка звучала и получала определенную интерпретацию, обусловливал и значение музыки. Музыка переживалась в качестве своеобразного эмоционального стимула, свертывающего на себе значение социальной ситуации. Изучая онтогенетические условия формирования способности к музыкальному восприятию, психологи делают вывод, что музыкальное общение всегда диалогично и воспринимается как часть ситуации, связанной с жизнью ребенка, - это и игра, и убаюкивание, и инициация подростка при вхождении его во взрослую жизнь... Интонации детской музыки не связаны с вербальным содержанием, а обусловлены бытовыми ситуациями общения, которые в свою очередь определяют характер произнесения, а вместе с тем и музыкального интонирования. Наиболее типичны для детского фольклора интонации-обращения, обладающие диалогической направленностью... Музицируя, ребенок общается - он обращается к слушателям — соучастникам диалога и воспринимает их музыкальное поведение как осмысленные, обращенные в свой адрес реплики. Так основы музыкального интеллекта закладываются в ходе социального общения посредством музыки. При восприятии музыки происходит и общение личности слушающего с личностью автора произведения. «Несмотря на множество стадий опосредования, лежащих между коммуникативными сигналами доисторических музы кальных эпох и высокоразвитыми музыкальными культурами, сквозь множество смысловых слоев для слушателя проступает коммуникативное намерение автора - слушатель интуитивно ощущает музыкальную речь как обращенное к нему осмысленное высказывание» (12). В процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имеет большое значение для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружением. И музыка может дать достойные примеры для подражания. Слушая прекрасные образцы музыкального искусства, ребенок станет высокоразвитой, гармоничной личностью. Музыка связывает воедино личность и духовный опыт человечества. На этом уровне происходит общение со всем культурным багажом человечества. Здесь мы можем говорить об общении в самом широком смысле этого понятия. «Музыка пробуждает, актуализирует одухотворяющие ее культурные смыслы в субъекте-слушателе, являясь своего рода посредствующим звеном между ними» (12). Музыка как внешняя причина внутренних психологических переживаний оказывается «каналом связи между внутренним миром личности и духовным опытом человечества. Во время звучания музыка как бы «погружается» в личность, и все психологические события разворачиваются именно там, во внутреннем мире человека... Именно здесь кроется механизм восприятия музыки как откровения. Самое истинное, самое сокровенное привносится в человека словно извне. Душа раскрывается, принимая духовный опыт, принадлежащий другим людям, человечеству. Такова самая ценная форма общения через искусство» (21). Таким образом, в музыке заложены широчайшие возможности общения. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению. Музыка – это метафора
Большое значение для детской психотерапии имеет тот факт, что музыка заключает в себе метафорический смысл. Сама музыка есть метафора. «Музыкальное мышление метафорично, поскольку оно не равно себе, а непременно отсылает к чему-то значимому и содержательному. Организованные звуковые структуры не есть самодостаточная ценность, а некий способ выразить зашифрованный в них смысл... К символу звуковому из глубин сознания извлекается и «подшивается» соответствующий дешифрующий его символ культурный, насыщенный жизненной и образной конкретикой» (12). Усилие по нахождению этого аналога звуковой структуре способствует развитию не только музыкального мышления, но и мышления вообще, что имеет большое значение в детском возрасте. «Вопрос к воспринимающему сознанию, «вычитавшему» в музыке некий более общий культурно-эстетический слой, можно сформулировать так: «Откуда это ясно? Как в вашем слушательском сознании возникло именно такое понимание произведения?.. Совершаемый при прослушивании музыки метафорический скачок, обращающий звук в смысл, обращает одновременно восприятие в мышление, делает пассивное активным, превращает созерцание во внутреннее действие» (12). Метафоричность музыки можно успешно использовать в работе с детьми, требующими особого подхода, когда обычный язык и обычные способы воздействия не работают. Например, достаточное количество детей от 3 до 7 лет не умеют контролировать свои двигательные реакции. Обычно такие нарушения называют гиперактивным поведением с нарушением внимания. Это расстройство также сопровождается повышенной тревожностью и другими эмоциональными нарушениями. Такие дети крайне неохотно рассказывают о своих проблемах, поэтому для работы с ними используются методики, развивающие их экс прессивные возможности и определенным образом организующие их двигательные, невербальные реакции. Опираясь на эти реакции, дети выражают свои чувства, используя метафорический язык, в том числе и музыкальный. Учитывая также близость музыки и двигательной сферы человека, нетрудно предположить, что двигательные, невербальные реакции будут легче проявляться под воздействием музыки. Метафорический язык близок детям и может быть легко ими понят, независимо от возраста. «Другое достоинство метафор заключается в том, что они «безопасны» для ребенка, вызывают у него интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.185.25 (0.014 с.) |