Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыка в логопедическом детском саду↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
От автора На музыкальных занятиях в логопедическом детском саду также, как и в обычном детей учат петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Малышей мудрые талантливые педагоги вводят «заручку» в храм великой волшебницы Музыки, знакомят с азами музыкальной грамоты, с шедеврами музыкального искусства. В логопедическом детском саду наряду с этими задачами существуют и другие, подчиненные необходимости научить ребенка говорить, а для этого нужно научить его слушать и двигаться. К великому сожалению, музыкальные воспитатели не знакомы даже с азами логопедии, и поэтому не по злому умыслу, а по неведению оказывают логопедам «медвежью» услугу, требуя от детей невыполнимые речевые задачи, тем самым, перечеркивая всю работу по коррекции. Особенно это касается пения, при обучении которому музыкальные воспитатели решают такие же, как и логопед задачи: развитие дикции, выразительности и интонации. Данное методическое пособие предназначено как для логопедов, так и для музыкантов. Хотелось бы познакомить логопедов с тем, какую помощь в их работе может оказать им музыка, а музыкантам дать в руки практический материал по коррекционной работе над артикуляцией, выразительностью, голосом, развитием ритмического чувства на занятиях по пению с детьми, которые имеют выраженные речевые расстройства. Хочется выразить огромную благодарность коллегам, включившимся в сложную работу по отбору музыкального и речевого материала, апробации его, которая проводилась в условиях Павловского центра психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции «ЛОГОС» Ленинградской области для детей с тяжелыми нарушениями речи, возглавляемого заслуженным учителем РФ Р. Г. Гуменюк. Особая благодарность заместителю директора по коррекционной работе, заслуженному учителю РФ, логопеду высшей квалификационной категории Т. Б.Сащенко, музыкальным руководителям - дефектологам О. В. Ельясовой, К. Г. Жаворонковой, а также заслуженному учителю РФ логопеду Центра развития и коррекции ребенка - детского сада №29 г. С.-Петербурга Н. И. Гридчиной за оказанную творческую помощь и поддержку. Пение и логопедия Есть звуки жужжащие, есть и свистящие, Есть звуки рычащие, есть и звенящие, И в речи и в музыке звуков не счесть, — Их можно шепнуть, прокричать и пропеть. Введение Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в период внутриутробного развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и возможно, уже тогда формирует его вкусы и предпочтения. В первые же месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Поэтому важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить к сопереживанию музыке. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался мудрый взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. С давних пор музыка признавалась важным средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие способствует общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенствованию мышления, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнятся впоследствии. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. В процессе приобщения к музыке ребенок осваивает определенные внешние, практические действия, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, память, воображение). Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время наряду со значительным уменьшением рождаемости возросла доля детей с различными видами патологии. Согласно статистическим данным, из десяти новорожденных только один ребенок является абсолютно здоровым, треть детей имеет различные микроорганические поражения и почти две трети детей — выраженную патологию. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи. Проблемой этих детей, как правило, бывает некоторое отставание в развитии, которое желательно преодолеть к началу их обучения в школе. Возникает необходимость по-новому рассмотреть ключевые вопросы коррекции и возможности оптимальной организации помощи этим детям. В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека.
Музыкотерапия и музыкальная педагогика Особый интерес вызывает использование в коррекционной педагогике различных средств лечения искусством (арттерапии), в частности, музыкой, что получило название музыкотерапии (Брусиловский Л. С, 1979; Медведева Е. А., Левченко И. Ю., 2001). В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой: пения, танцев, музицирования — выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогом задачами. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю,. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. приводятся данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему (ЦНС), дыхание, кровообращение, газообмен. Проблема влияния воздействия музыки на функциональное состояние ЦНС человека привлекла внимание нейрофизиологов и клиницистов. Музыка рассматривается ими как комплексный раздражитель, оказывающий большое влияние на эмоциональное и физиологическое состояние человека. В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции. Основой терапевтического воздействия музыки на организм человека, как показывают экспериментальные данные, является воздействие на ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связанные с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей, в том числе музыкальных, ритмы работы мозга можно изменять. В частности, изменение ритмов позволяет увеличивать или уменьшать активность мозга, в том числе позволяет изменять настроение человека (Гол ьдварг И. А., 1968; КазариноваА. С, 1976; Гиль-бухЮ. 3., 1979). В России была учреждена специальная комиссия, целью которой ставилось изучение влияния музыки на живой организм и на человека. Академик В. М. Бехтерев выступал на заседании этой комиссии с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», опубликовал ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки, организовал комитет по изучению лечебного влияния музыки, в который вошли видные врачи и представители музыкального мира. Согласно классификации Chr. Schwabe (1976) имеются три направления использования музыки: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое. Специфика каждого направления определяется целью использования музыки. Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, — нервно-психических расстройств. Эмоциональная реакция человека — это сложный психофизиологический акт, моторные и вегетативные компоненты которого тесно связаны между собой, поэтому музыку стали использовать в качестве катализатора различных эмоциональных проявлений и с ее помощью стали учить людей рефлексии, распознаванию приближения тех или иных состояний. Многочисленные музыкальные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве ведущего лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Благодаря этим качествам, музыка и была выделена в специальный раздел психотерапии — музыкотерапию. При применении музыкальных стимулов в лечебных целях (в музыкотерапии) преобладающими являются недирективные методы воздействия на пациента, идущие «от пациента», помогающие ему раскрыть и осознать свои проблемы, а затем найти способы их преодоления. Значительную роль в этом случае играет элемент спонтанности, свободного проявления действий и эмоций. При этом могут быть использованы активные формы музыкотерапии, к которым относятся: вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия, где важная роль отводится самостоятельному участию человека в планировании и осуществлении различных форм поведения, сопровождаемых музыкой. Но и пассивные формы музыкотерапии позволяют решать существенные задачи, среди которых следует выделить установление контакта с пациентом (коммуникативная музыкотерапия), помощь в разрешении психологического конфликта (реактивная музыкотерапия и снятие мышечного и эмоционального напряжения, регулирующая музыкотерапия). Музыка в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости стала называться функциональной и использоваться в основном в промышленности. В связи с ростом капиталистического производства, для повышения интенсивности труда рабочих стали использовать музыку как внешний ритмический раздражитель. Теоретическим основанием этого направления была теория А. А. Ухтомского о способности мозга изменять свои ритмы в зависимости от навязываемого темпа воздействия раздражителей. Пик расцвета этого направления пришелся на начало ХХ-го века. Позже функциональная музыка также стала использоваться в педагогике для решения трех основных задач: психофизиологической (сохранение здоровья и повышения работоспособности учащихся); социологической (увеличение привлекательности и заинтересованности во время занятия) и экономической (улучшение и увеличение производительности труда во время урока). Третье направление использования музыки — педагогическое. Оно опирается на директивные методы, строгую нормированность занятий, активный тренинг, навязывание форм поведения и определенных эмоциональных состояний, дидактику. Основоположник музыкальной дошкольной педагогики Н. А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности, доступных для дошкольников: слушание, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах), творчество и музыкальную грамоту. Она отмечает особую важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают формировать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт детей, прививают знания, развивая интеллект и культуру ребенка. При этом акцентируется внимание на наличие определенной связи между ними, например, между слушанием и игрой на простейших музыкальных инструментах, между слушанием и выполнением ритмических движений, между пением и развитием речи. Также как в музыкотерапии, в педагогике выделяют активные и пассивные формы работы. Первые заключаются в пении, танцах, ритмических упражнениях, игре на музыкальных инструментах, вторые — в слушании музыкальных произведений. По мнению большинства музыкальных педагогов, самым важным видом музыкальной деятельности является «слушание» музыки. Теоретик и музыковед Б. В. Асафьев считал необходимым использовать слушание для «гимнастики музыкального чувства и сознательного восприятия музыки». Наблюдения
показывают, что научение детей активному слушанию музыки является сложным и трудоемким процессом. Задача заключается в том, чтобы добиться от ребенка активного, творческого восприятия, так как «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю». Слушание — это сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать содержание музыкального произведения. Ребенок как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение — это еще не все, важно осмыслить идею произведения. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения. Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности ребенка, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). Идея произведения воспринимается им как нечто сокровенное. Именно поэтому все исследователи детского музыкального творчества утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее, — это напряженная работа сердца и ума и особое творчество. Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе котором успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке. Обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а затем и творческое воображение в музыке. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Чтобы сориентировать детей в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Импровизация имен, звукоподражаний, импровизация музыкальных вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, попевок контрастного характера, завершение мелодии — это и есть проявление творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой. Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные ритмические упражнения, танцы, сюжетно-образ-ные движения используются как средства для ее более глубокого восприятия и понимания. Дети учатся оценивать собственные движения, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинировать различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. Импровизация движений в хороводах и музыкальных играх развивает творческое воображение и фантазию детей. Игра на детских музыкальных инструментах — это один из видов индивидуальной и коллективной исполнительской деятельности учащихся. Как показывает практика, на уроках музыки дети любят использовать ритмические инструменты: барабаны, бубны, маракасы, ложки, треугольники, звуковысотные: металлофоны (диатонические и хроматические); духовые инструменты: свистульки, дудочки, свирели. На занятиях малыши выполняют творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения простых мелодий. Важно давать задания в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение детей поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить музыкальную деятельность различными чувствами. Игра на детских музыкальных инструментах зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении учителя, другие действуют более самостоятельно. Аранжировка учителем наиболее удачных сочинений детей придает «произведениям» законченный вид, радует, стимулирует их воображение и фантазию. Упражнения на силу голоса При слабом голосе можно использовать протяжное пропевание гласных, с разной силой звука. Очевидно, что если ребенок будет петь, а динамику, то есть f (громко) или р (тихо) будет показывать руками, то и его голос будет «подчиняться» этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижерским жестом. Таким образом, определяется важность более глубокой и систематической работы по развитию модуляций голоса (по силе, высоте). Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения: Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:
1. Самолеты 3. Кукушка Ку ку; Ку ку; Ку ку; Ку ку Пропевание слов на f и р в разных характерах с разными тембрами. Пение колыбельной голосами — мамы, бабушки, девочки и т.д. Баю-Баю. 4. Баю 5. Лап Пай собаки (изобразить голос старого барбоса, голос щенка, голос Артемона из сазки «Буратино» и т. д.) Пропевание слов и словосочетаний на crescendo и diminuendo (с постепенным увеличением и уменьшением силы звучания) по восходящим и нисходящим секвенциям.
б. Оханье Пение glissando помогает работать над ощущением высоких и низких нот. При этом обязательно высоту звуков показывать руками: Мяуканье (кошка) - пропевание секвенций из квинт с разными нюансами: con anima (с душой), con espresslone (с выражением), con grazia (с грацией), dolce (нежно) Мяуканье (Кот) Пропевание секвенций из восходящих терций с разными нюансами: con forza (с силой), con brio (с оживлением), mesto (грустно, печально), maestoso (величественно). Соня Слова М. Лепилиной на муз. О. Насонова Соня очень любит спать. Соней Соню стали звать. Соня-соня спит весь день, Погулять ей даже лень. Посмотри-ка, Сонюшка; На дворе-то солнышко. Коза Слова Н. И. Гридчиной За-за-за-за Прибежала к нам коза. Зы-зы-зы-зы Ой, беда у козы Зо-зо-зо-зо Не поют козлята «Зо» Зу~зу-зу-зу Надо выручить козу. Первые занятия посвящены знакомству детей с «миром цветных звуков». Осознание красоты окружающих звуков природы, животного мира, тембров человеческих голосов и своего в том числе, создает оптимальную мотивацию ребенка к активному осознанию и изменению своего голоса и работе над интонацией, тембром и произношением. Занятия по пению в начале года посвящаются прослушиванию детьми различных звуков (шумов, бытовых, музыкальных и речевых) с целью выработки у них способности дифференцировать их. Этот первый опыт активного слухового восприятия позволяет ребенку впервые сосредоточиться на слуховом образе и почувствовать своеобразие и богатство «звучащего» вокруг него мира. Непосредственная вокальная работа начинается с рассказа в доступной детям сказочной форме об устройстве голосового аппарата и технике звукоизвлечения. Дети полезно рассказать сказку о «Прекрасной нимфе Сиринге и любви к ней бога лесов Пана», о том, как нимфа превратилась в тростник, а Пан сделал из него волшебную свирель из семи трубочек разной величины. Свирель получилась необыкновенная: она плакала человеческим голосом, могла изображать шелест волн и петь голосом всех лесных птиц. Педагог рассказывает детям, что инструмент только тогда покажет все свои возможности и будет хорошо петь, когда звуки из него извлекают нежно и бережно. Если играть слишком громко, то инструмент может не выдержать и сломаться. Дети слушают, как поет дудочка-свирель, трогают ее во время звучания, ощущая вибрацию инструмента. Затем они сравнивают свой голос с этим духовым инструментом, слушают его и «трогают» свой собственный голос, положив тыльную сторону ладошки на переднюю поверхность шеи. С первых занятий дети усваивают, что громкое форсированное звучание наносит вред голосу. На следующем занятии детям вновь демонстрируется флейта Пана (музыкальный инструмент «panflute» или народный инструмент «най»), которая состоит из семи тростинок-трубочек разной длины. Дети слушают ее звуки и соотносят высоту звучания с длиной трубочек. Чем толще трубочка, тем звук более низкий и грубый, чем тоньше — тем выше и звонче. Красота и ценность звучания детского голоса не в силе, а в его звонкости, полетности, эмоциональности. Например, полезно на одном из первых занятий попытаться «нарисовать» свой голос. Высокие голоса изображают тонкими линиями, низкие — толстыми. Затем дети дают качественную оценку слышимым голосам, то есть изобразить тембр голоса конкретного человека: педагога, мамы, папы и других взрослых. Дети по своему усмотрению выбирают цвет голоса. Так, звонкий, красивый голос изображают желтым, зеленым, красным или синим. Хриплый, или голос с носовым оттенком, рисуют черным., коричневым или серым цветом. Только после этого они пробуют изобразить свой собственный голос. Рисуя свой голос в виде цветка, они часто называют его тонким, звонким, красивым, а голос папы могут изобразить в виде большой волосатой гусеницы, называя его толстым, грубым и колючим. Графическое моделирование музыки — также является доступным и эффективным методом музыкального обучения и активизации творческих способностей детей в процессе восприятия музыки. Различные графические модели могут отражать и сугубо музыкальные параметры восприятия музыки. Многолетняя практика работы показала, что наиболее доступным для детей является метод фиксации динамических характеристик эмоционального переживания, в ситуации слушания - метод линеограмм. Впервые этот метод включил в экспериментальную практику В.Вундт при исследовании пространственных характеристик эмоциональных состояний и пришел к выводу о том, что испытуемые способны выразить различные эмоциональные состояния и их динамику с помощью линий различной формы. Метод линеограмм — динамичный по своей основе и соответствует специфике музыки как виду искусства, для которой интонационная система выразительных движений является одной из генетических основ. Процесс осознания переживаний, связанных с восприятием музыки у детей, идет через кинестетику собственных, непосредственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В результате фиксации этих движений с помощью «соисполнения» музыки дети цветными карандашами на бумаге наглядно свидетельствуют о процессе переживания. В «рисунках» детей интуитивно отражаются: различные признаки эмоционального переживания — знак (цвет карандаша и направление линии вверх или вниз, горизонтально); активность (резкие и плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша), динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линии); различные средства выразительности музыки — регистр (положение линии), сила звучания (нажим карандаша)! темп (характер движения), звуковысотная линия мелодии (направление линии), ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыкального звучания — форма, построение музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий). На занятии полезно «изображать» песню на листе бумаги с помощью линий -линеограммы, то есть своего рода элементарногое сольфеджирования, не требующего знания нотных знаков. Перед детьми ставится только одна задача, например: — нарисуй мелодию; — нарисуй ритм песни, где короткие ноты обозначаются точками, а длинные — — нарисуй разными карандашами мелодию, темными грустную, а яркими - — рисуй, не отрывая карандаша, столько, сколько будет звучать музыка, старай Содержание Рецензия............................................................................................. 3 От автора...........................................................................................,4 Введение............................................................................................. 5 Музыкотерапия и музыкальная педагогика,............................... 6 Музыка в логопедическом детском саду.................................... 9 Пение как средство коррекции и развития музыкальных способностей................................... 15 Диагностика музыкальных способностей дошкольников...... 18 Обучение пению в логопедическом детском саду.................. 22 Т. Овчинникова ПЕНИЕ И ЛОГОПЕДИЯ Учебно-методическое пособие для педагогов-логопедов, музыкальных руководителей детских садов и родителей Музыкальный редактор Е. Фоменко Макет изготовлен при участии издательства "Библиополис" ЛР № 065683 от 19.02.1998 г. Подписано в печать 05.11.2009 г. Формат 60x90 1/8. Тираж 5000 экз. (Второй завод- 500 экз.) Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург От автора На музыкальных занятиях в логопедическом детском саду также, как и в обычном детей учат петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Малышей мудрые талантливые педагоги вводят «заручку» в храм великой волшебницы Музыки, знакомят с азами музыкальной грамоты, с шедеврами музыкального искусства. В логопедическом детском саду наряду с этими задачами существуют и другие, подчиненные необходимости научить ребенка говорить, а для этого нужно научить его слушать и двигаться. К великому сожалению, музыкальные воспитатели не знакомы даже с азами логопедии, и поэтому не по злому умыслу, а по неведению оказывают логопедам «медвежью» услугу, требуя от детей невыполнимые речевые задачи, тем самым, перечеркивая всю работу по коррекции. Особенно это касается пения, при обучении которому музыкальные воспитатели решают такие же, как и логопед задачи: развитие дикции, выразительности и интонации. Данное методическое пособие предназначено как для логопедов, так и для музыкантов. Хотелось бы познакомить логопедов с тем, какую помощь в их работе может оказать им музыка, а музыкантам дать в руки практический материал по коррекционной работе над артикуляцией, выразительностью, голосом, развитием ритмического чувства на занятиях по пению с детьми, которые имеют выраженные речевые расстройства. Хочется выразить огромную благодарность коллегам, включившимся в сложную работу по отбору музыкального и речевого материала, апробации его, которая проводилась в условиях Павловского центра психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции «ЛОГОС» Ленинградской области для детей с тяжелыми нарушениями речи, возглавляемого заслуженным учителем РФ Р. Г. Гуменюк. Особая благодарность заместителю директора по коррекционной работе, заслуженному учителю РФ, логопеду высшей квалификационной категории Т. Б.Сащенко, музыкальным руководителям - дефектологам О. В. Ельясовой, К. Г. Жаворонковой, а также заслуженному учителю РФ логопеду Центра развития и коррекции ребенка - детского сада №29 г. С.-Петербурга Н. И. Гридчиной за оказанную творческую помощь и поддержку. Пение и логопедия Есть звуки жужжащие, есть и свистящие, Есть звуки рычащие, есть и звенящие, И в речи и в музыке звуков не счесть, — Их можно шепнуть, прокричать и пропеть. Введение Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в период внутриутробного развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и возможно, уже тогда формирует его вкусы и предпочтения. В первые же месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Поэтому важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить к сопереживанию музыке. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался мудрый взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. С давних пор музыка признавалась важным средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие способствует общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенствованию мышления, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнятся впоследствии. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. В процессе приобщения к музыке ребенок осваивает определенные внешние, практические действия, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, память, воображение). Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время наряду со значительным уменьшением рождаемости возросла доля детей с различными видами патологии. Согласно статистическим данным, из десяти новорожденных только один ребенок является абсолютно здоровым, треть детей имеет различные микроорганические поражения и почти две трети детей — выраженную патологию. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи. Проблемой этих детей, как правило, бывает некоторое отставание в развитии, которое желательно преодолеть к началу их обучения в школе. Возникает необходимость по-новому рассмотреть ключевые вопросы коррекции и возможности оптимальной организации помощи этим детям. В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека.
Музыкотерапия и музыкальная педагогика Особый интерес вызывает использование в коррекционной педагогике различных средств лечения искусством (арттерапии), в частности, музыкой, что получило название музыкотерапии (Брусиловский Л. С, 1979; Медведева Е. А., Левченко И. Ю., 2001). В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой: пения, танцев, музицирования — выбор которых определяется конкретно стоящими перед педагогом задачами. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю,. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. приводятся данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему (ЦНС), дыхание, кровообращение, газообмен. Проблема влияния воздействия музыки на функциональное состояние ЦНС человека привлекла внимание нейрофизиологов и клиницистов. Музыка рассматривается ими как комплексный раздражитель, оказывающий большое влияние на эмоциональное и физиологическое состояние человека. В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции. Основой терапевтического воздействия музыки на организм человека, как показывают экспериментальные данные, является воздействие на ритмы различных функций организма, включая эмоциональные, тесно связанные с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей, в том числе музыкальных, ритмы работы мозга можно изменять. В частности, изменение ритмов позволяет увеличивать или уменьшать активность мозга, в том числе позволяет изменять настроение человека (Гол ьдварг И. А., 1968; КазариноваА. С, 1976; Гиль-бухЮ. 3., 1979). В России была учреждена специальная комиссия, целью которой ставилось изучение влияния музыки на живой организм и на человека. Академик В. М. Бехтерев выступал на заседании этой комиссии с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», опубликовал ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки, организовал комитет по изучению лечебного влияния музыки, в который вошли видные врачи и представители музыкального мира. Согласно классификации Chr. Schwabe (1976) имеются три направления использования музыки: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое. Специфика каждого направления определяется целью использования музыки. Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, — нервно-психических расстройств. Эмоциональная реакция человека — это сложный психофизиологический акт, моторные и вегетативные компоненты которого тесно связаны между собой, поэтому музыку стали использовать в качестве катализатора различных эмоциональных проявлений и с ее помощью стали учить людей рефлексии, распознаванию приближения тех или иных состояний. Многочисленные музыкальные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве ведущего лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Благодаря эти
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.62.69 (0.017 с.) |