Музыкальная арт-терапия для детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная арт-терапия для детей



Введение

В настоящее время все большую популярность приобрета­ют интегративные методы восстановления, укрепления и со­хранения физического и психического здоровья человека. Од­ним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

Музыкальная терапия — это контролируемое использова­ние музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспита­нии детей и взрослых, страдающих от соматических и психи­ческих заболеваний.

Музыкальную терапию широко применяют во многих стра­нах мира для лечения и профилактики широкого спектра нару­шений, включая отклонения в развитии, эмоциональную не­стабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинно-мозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, пси­хические отклонения, афазию, аутизм.

Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.

В данной работе автора интересует использование гармони­зирующей силы музыки в психотерапевтической работе с деть­ми дошкольного возраста.

Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все возрастающие негативные воздействия среды, включая плохую экологию и напряженность в человеческом обществе. Небла­гоприятные факторы влияют не только на психическое, но и на тесно связанное с ним физическое здоровье детей.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов за 1999 г., около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические за­болевания: за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, в 4 раза увеличивается количество наруше­ний психического здоровья, в 3 раза увеличивается число де­тей с заболеваниями органов пищеварения.

Врожденные дефекты — неотъемлемая часть нашего бытия. По данным журнала «Ньюсуик», по-прежнему из каждых ста младенцев трое рождаются с аномалиями, серьезно влияющи­ми на их здоровье. Открытия, сделанные в генетике и эмбрио­логии за последние 25 лет, так и не снизили эти три процента.

Ребенок, который родился вполне здоровым, может иметь серьезные отклонения в личностном развитии в результате не­благоприятного семейного окружения.

Формированию психопатических черт личности и невроти­ческих проявлений способствуют внутрисемейные конфлик­ты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитатель­ные воздействия, ранняя изоляция ребенка от семьи.

Нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дош­кольном возрасте. Исследования показывают, что в пятилет­нем возрасте 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. А к десяти годам количество нервных детей дос­тигает 56%. Причинами столь высокой заболеваемости в школь­ном возрасте становятся школьная тревожность, психогенная школьная дезадаптация и др.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Про­низывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является обще­понятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Музыка возвышается над всеми слоями населения незави­симо от доходов, социальной принадлежности и образования. «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобре­тать физическую форму и контуры, которые способны воздей­ствовать на наше здоровье, сознание и поведение.

Представьте себе, какое колоссальное воздействие звуки могут оказывать на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем про­странстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм. Звуки формируют нас подобно тому, как гор­шечник на гончарном круге лепит посуду различных форм» (11).

Автор работы находит, что использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообраз­но, но и необходимо и может принести хорошие результаты. А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усилит поло­жительное воздействие.

Часть 1

ИГРА И МУЗЫКА

 

Игра и музыка в психологии

Игровая деятельность — чрезвычайно важная сторона жиз­ни ребенка. Совершенно очевидно, что дети занимались игра­ми с доисторических времен. Об этом свидетельствуют много­численные археологические раскопки разных эпох и культур.

Интерес к игре в настоящее время способствует активному развитию методов игровой психотерапии. Игра является сред­ством, помогающим установить контакт с ребенком и понять особенности его мышления.

Игра протекает в «пространстве» между внутренней и внеш­ней реальностью, а потому ведет к способности взаимодейство­вать с ними обеими. Игра есть деятельная форма психической активности, позволяющая контролировать объекты. Кроме того, она способствует развитию коммуникативных навыков и может рассматриваться как основа для построения психотера­певтических отношений.

Психотерапия протекает в месте соединения двух «облас­тей» игры... Одна из них является «областью» для игры психо­терапевта, другая — клиента.

Исходя из этого, психотерапию можно определить как со­вместную игру двух людей.

Э. Эриксон рассматривал игру как важнейшее средство изу­чения бессознательного. По его мнению, в игре ослабляется «цензура» сознания и активизируется фантазия. Он был убеж­ден в том, что пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него внутри психические конфликты так или иначе проявляются в игре. Игра имеет богатые диагностические воз­можности.

Игровые техники выступают либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент психотерапии, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия, в том числе и музыкальных.

Существуют некоторые общие особенности детской психи­ки, делающие применение игровых методов, в том числе и с использованием музыки и музыкального самовыражения, наи­более подходящими для работы с детьми:

1. Дети во многих случаях затрудняются словесно описать свои переживания. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов игровой деятельности, конструктивных и пластических материалов, а также музыкальных ин­струментов и разнообразных звучащих предметов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при на­личии у ребенка определенных речевых нарушений.

2. Дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые. Их переживания про­являются в игровой, изобразительной и музыкальной деятель­ности непосредственнее, не проходя «цензуру» сознания.

3. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мыш­ление взрослого, поэтому он использует игру, рисование, му­зицирование и манипуляцию с различными материалами как способ осмысления действительности.

Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов сделает игру ярче и занимательнее, поможет проявиться детской индивиду­альности. Игра в свою очередь будет способствовать полноцен­ному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых не имеет еще опоры в прошлом опыте детей. Именно благодаря такой музыке обогащается и расширяется опыт эмо­циональных переживаний ребенка. «Необходимую ситуацию можно смоделировать с помощью игровых приемов. Главная функция игры как вида деятельности как раз и заключается в отработке тех отношений и переживаний, которые по определенным причинам детям недоступны. Воображаемая обста­новка, моделируемая неизвестность обостряют внимание к те­лесным реакциям. И если музыкальными средствами компо­зитору удается выразить образ правдиво и рельефно, то через обостренное внимание к уровню телесности образ может быть прочувствован и осознан с большей степенью адекватности» (21).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.005 с.)