Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первым шагом в раскрытии концепции, лежащей в основе проектирования и организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, станет определение феномена ребенка как субъекта музыкальной деятельности. Обоснование линии развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности в качестве ведущей целевой ориентации педагогического процесса было дано в ходе освещения теоретических основ данной концепции. При необходимости вы можете еще раз обратиться к этому материалу. Изложенный в данном параграфе материал позволит ответить на ряд интересующих нас вопросов. Обратите внимание на выделенные характеристики субъектности. 1. В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности? Субъект — это источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Субъектность человека проявляется прежде всего в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом: · эмоциональный компонент выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; · эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность; · деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: · ценностное отношение; · интерес; · избирательная направленность; · инициативность; · свобода выбора; · самостоятельность, автономность, творчество. Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте? Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Принципиальным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Своего Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными слонами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие. Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные. Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.). На первый взгляд может показаться, что избирательность присуща только детям старшего дошкольного возраста. Однако будьте наблюдательны! Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное развитие! Деятелъностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности. Самым простым способом определения проявлений ребенка как субъекта музыкальной деятельности является следующий. Понаблюдайте за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. А если в практике педагогического процесса детского сада такая картина чрезвычайно редка, то подумайте, почему это происходит? Что, по-вашему, может самостоятельно делать ребенок в музыке? Таким образом, у ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: · интерес к музыке; · избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности; · инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; · самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности; · творчество в интерпретации музыкальных произведений. 2. В чем специфика детской музыкальной деятельности и каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте? Конечно, нелепым будет выглядеть предположение о том, что результаты музыкальной деятельности взрослого и музыкальной деятельности ребенка идентичны. Музыкальная деятельность ребенка в чем-то гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности — он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно! Понаблюдайте, так ли это. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. Тарасова К. В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-дошкольников. Сообщение 1. Об уровне развития музыкальности у младших дошкольников (не обучавшихся музыке) // Новые исследования в психологии. — 1979. — № 1 (20). — С. 59—64. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988. Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс. Напомним, что тип отношения к миру у дошкольника формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для того или иного возрастного периода деятельности ребенок выражает собственное отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует самостоятельно (см. табл. 6). Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов: 1 этап — музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков. 2 этап — музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе: · источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; · увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка — игра; · содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума. 3 этап — музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: · слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; · исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора); · сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.). Таблица 6. Направленность отношения и характер музыкальной деятельности ребенка в дошкольном детстве
Таким образом, генезис развития музыкальной деятельности в период дошкольного детства можно схематично представить следующим образом (схема 4). Схема 4. Генезис детской музыкальной деятельности 3. Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности и последовательную смену этапов его музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности? Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт — содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт — важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности. Опыт предопределяет субъектность человека, поскольку «мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону» (СНОСКА: Гусинский Э., Турчанинова Ю. Образование личности: Пособие для преподавателей. — М., 1994. — С. 60). Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает: · опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке; · опыт знания музыки; · опыт умений взаимодействовать с музыкой; · опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность. Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта. Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, дифференцированных музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке. Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции. Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений: 1-я группа — умения, которые в свое время были точно названы Н.А. Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: · адекватно реагировать на характер музыки; · осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; · понимать (декодировать) музыкальный образ; · деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; · интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности; 2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические — певческие, инструментальные, танцевальные. Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella. Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос—ответ», с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических особенностей строения детского голосового аппарата. В сотворчестве взрослого и ребенка рождаются звуковые образные импровизации. Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на ее характер, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3 — 4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными. Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах — дудке, барабане, бубне и т.д. Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4 — 5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, движениями, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, танца, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения, чтобы сохранить у ребенка интерес к музыке как средству самовыражения. Задачи в области музыкального восприятия — слушания — интерпретации: · воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; · развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки; · развитие музыкального слуха — интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты. На основе сформировавшегося метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации. Дети 4 — 5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), распознавать двухи трехчастную форму музыкальных произведений, понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. Они уже осознают, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает — внешний. Освоенные в младшем дошкольном возрасте простейшие понятия о звуке позволяют перейти к азам музыкальной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными детям названиями. В играх путем ассоциаций дети овладевают музыкальными представлениями об интервалах, например секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («кит»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»). Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества: · развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков; · освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах; · освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-двигательных образов в играх и драматизациях; · стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. Благодаря введению приемов сольмизации дошкольники могут начинать попевку от любой ступени, соответственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом» (пять пальцев руки). У них уже достаточно развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, построенном на умении расслаблять голосовые связки. Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором, знакомятся с двухголосным звучанием. Различать звучание одновременно двух голосов им помогает игра двумя палочками на металлофоне. Метроритмические навыки укрепляются с помощью чтения ритмослогов с поддержкой ударных инструментов (бубен, ксилофон). Соответственно музыкальному образу дети самостоятельно выбирают выразительные средства, инструмент, наиболее подходящий для передачи характера, находят нужные движения под ту или иную музыку, подбирают адекватную песенную интонацию. У детей этого возраста появляется важнейшее умение — переносить полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду, например использовать его в домашнем музицировании, пении. Все это свидетельствует об уровне освоения музыкальной культуры. Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь важно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими музыкальное развитие дошкольника. Задачи в области музыкального восприятия — слушания — интерпретации: · обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке; · накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов; · обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности; · развитие умений творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности. Старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации. Таким образом, ребенок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества: · развитие умения чисто интонировать в пении a cappella; · освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования; · стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок; · развитие навыка сотворчества в условиях коллективной музыкальной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста охотно участвует в играх на ритмическое многоголосие; слышит двухи трехдольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей; владеет приемами игры на ложках, «копытце», ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных, клавишно-духовых, духовых и струнных инструментах. Пяти-шестилетним детям особенно нравится импровизировать в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, сочинять оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемый текст; соединять движения в танец; создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах они выступают сочинителями сюжетов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр. Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством. Данная глава явилась стержневой для нашего учебного пособия благодаря определению философско-психолого-педагогических и искусствоведческих основ музыкального воспитания и развития в дошкольном возрасте. Само же описание концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности будет способствовать разработке методических подходов к организации педагогического процесса в ДОУ. В предложенной вам концепции: · определены предпосылки, позволяющие рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности; · охарактеризованы эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные проявления ребенка в музыкальной деятельности; · показан генезис детской музыкальной деятельности, обусловленный общими закономерностями развития дошкольника; · раскрыта взаимообусловленность субъектных проявлений ребенка и процесса обогащения музыкального опыта; · показано содержательное наполнение компонентов музыкального опыта: эмоционально-ценностного отношения к музыке, знаний о музыке, умений взаимодействовать с музыкой, творческой деятельности. Выделенные характеристики ребенка как субъекта музыкальной деятельности позволили определить цели и задачи музыкального воспитания и развития детей. Конкретизация обобщенных целей по возрастам помогает более наглядно представить картину становления музыкальной деятельности в дошкольном возрасте, ориентироваться в выборе педагогических задач. Темы для обсуждения 1. Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной 2. Субъектные проявления ребенка в музыкальной деятельности. 3. Характеристика личностных качеств ребенка — субъекта музыкальной деятельности. 4. Генезис детской музыкальной деятельности. 5. Проблема взаимосвязи процессов обогащения музыкального опыта и становления ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности. 6. Содержание музыкального опыта ребенка дошкольного возраста. 7. Цели и задачи музыкального развития ребенка в разных возрастных группах. 8. Принципы проектирования педагогического процесса музыкального развития ребенка. Индивидуальные задания 1. Составьте поведенческую характеристику ребенка как субъекта деятельности на основе наблюдений за его поведением (выбор деятельности осуществите самостоятельно). Критерии оценки и самооценки: следование выделенным показателям наблюдения; целостность портрета; наглядность описания; качество интерпретации результатов; удовлетворенность собственным результатом. 2. Разработайте карту-схему наблюдения за субъектными проявлениями ребенка в музыкальной деятельности. Критерии оценки и самооценки: соответствие концептуальным положениям; выделение критериев наблюдения; наличие показателей оценки полученных результатов; удобство использования карты-схемы; удовлетворенность собственным результатом. 3. На основе определенных в § 9 компонентов музыкального опыта ребенка составьте примерную иллюстративную модель, характеризующую опыт гипотетического ребенка одной из возрастных групп. Критерии оценки и самооценки: полнота модели, отражение всех компонентов музыкального опыта; сообразность модели данному возрасту; полнота, разнообразие музыкального материала; удовлетворенность собственным результатом. 4. Охарактеризуйте свои педагогические успехи и неудачи письменно: Ребенок поет, танцует на музыкальном занятии, но после занятия интереса к музыке нет. Педагогические успехи: Педагогические неудачи: Ребенок пассивен на занятии. После занятия рисует услышанную музыку, пытается драматизировать разученную песню. Педагогические успехи: Педагогические неудачи: Критерии оценки и самооценки: понимание концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности; логичность, компетентность объяснений; глубина анализа; установление причин поведения ребенка; выраженность педагогической позиции; удовлетворенность собственным результатом. 5. Составьте таблицу, отражающую особенности развития музыкальной деятельности, цели, задачи, принципы и условия проектирования процесса музыкального воспитания и развития ребенка определенной возрастной группы. Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость компонентов таблицы; соответствие выделенных задач, принципов и условий логике развития музыкальной деятельности ребенка; направленность задач, принципов и условий на развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности; компактность таблицы, удобство пользования; удовлетворенность собственным результатом. Задание для подгруппы Разработайте проект программы развития ребенка определенного возраста как субъекта детской музыкальной деятельности. В программе отразите: · ведущие теоретические идеи (философские, культурологические, психолого-педагогические), на которых базируется программа; · концептуальные положения программы; · цели и задачи программы; · принципы проектирования педагогического процесса; · характеристику условий реализации программы. Критерии оценки и самооценки: · концептуальность, взаимосвязь структурных элементов программы; · реалистичность, ориентированность проекта на практику; · новизна, оригинальность проекта; · наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность; · удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе. Контрольные вопросы и задания 1. Субъектные качества личности — это ситуативные или внеситуативные проявления? 2. Распространяются ли характеристики субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности на другие виды художественной деятельности? 3. Раскройте содержание художественного опыта ребенка на примере другого вида искусства. 4. Какие психологические методики и тесты можно использовать с целью изучения субъектных проявлений ребенка? 5. Как связаны генезис музыкальной деятельности ребенка и задачи музыкального развития детей в разных возрастных группах? 6. Какие условия необходимы для успешного развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности?
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.012 с.) |