Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчествоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Детское творчество, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет место во всех видах музыкальной деятельности. Если вы размышляли над параграфами, посвященными проблеме отбора репертуара для слушания и исполнительства, то, видимо, уже определили, какой потенциал для развития творчества имеют произведения, рекомендуемые для детей. Содержание данного параграфа в большей степени раскрывает особенности репертуара, который будет развивать детское музыкальное творчество как в условиях группы, так и в процессе самостоятельной деятельности дошкольника. Рассмотрим характеристику принципов отбора репертуара. 1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа в данном случае предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура — уже есть результат самовыражения ребенком внутреннего мира, уже есть творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющийся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации детей могут стать тем репертуаром, который будет стимулировать развитие детского творчества. 2. Принцип учета деятельностной природы ребенка. Реализация данного принципа предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой. Конечно, проектирование подобной развивающей среды происходит с учетом интересов детей и успешности в том или ином виде музыкальной деятельности. 3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка. Творческие пробы, своего рода «экспериментирование» в сочинении музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества. 4. Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества. Реализация данного принципа предусматривает составление педагогом монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно: · как деятельность ребенка-композитора; · как деятельность ребенка-дирижера; · как деятельность ребенка-музыкального актера; · как деятельность ребенка-режиссера музыкальных игр. 5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе стимулирования детского творчества. Реализация данного принципа обеспечивается в первую очередь отношением педагога к детскому творчеству как процессу открытия ребенком себя и своих возможностей. Поэтому круг задач, которые могут решаться в процессе организации музыкального творчества, практически неисчерпаем. Каким же может быть репертуар, стимулирующий творческую музыкальную деятельность ребенка? Самостоятельные творческие проявления ребенка в большей степени могут касаться: · музыкально-игровой деятельности; · музыкально-театрализованной деятельности; · музыкально-сочинительской деятельности. Репертуар для самостоятельной музыкально-игровой деятельности хорошо описан в методических пособиях. Хотелось бы обратить ваше внимание на не совсем традиционное использование музыки в игровой деятельности детей. Ю. Р. Бьёркволл. С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004. Кленов А. Там, где музыка живет. — М., 1994. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2000. Фольклор—музыка—театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. — М., 1997. Так, например, многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня — одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие мультипликационные и художественные фильмы: 1. м/ф «Кот Леопольд»: «Песня Мышей» (В. Шаинский — М. Пляцковский) 2. «Неприятность эту мы переживем (В. Шаинский — М. Пляцковский) 3. «Дорожная Леопольда» (В. Шаинский — М. Пляцковский) 4. «Если добрый ты» (В. Шаинский — М. Пляцковский) 5. м/ф «Крокодил Гена» «Песня Шапокляк» (В. Шаинский — Э. Успенский) 6. «Чебурашка» (В. Шаинский — Э.Успенский) 7. «Песня крокодила Гены» (В. Шаинский — А. Тимофеевский) 8. «Голубой вагон» (В. Шаинский — А. Тимофеевский) 9. «Бременские музыканты»: «Песня атаманши» (Г. Гладков — Ю. Энтин) 10. «Песня охраны» (Г. Гладков — Ю. Энтин) 11. «Песня друзей» (Г. Гладков — Ю. Энтин) 12. х/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»: «33 коровы» (М. Дунаевский — Н. Олев) 13. «Брадобрей» (М.Дунаевский — Н. Олев) 14. «Ветер перемен» (М. Дунаевский — Н. Олев) 15. «Полгода плохая погода» (М. Дунаевский — Н. Олев) 16. х/ф «Приключения Буратино»: «Песня черепахи Тортилы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин) 17. «Песня Кота и Лисы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин) 18. «Бу-ра-ти-но!» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин) Репертуар следует постоянно обновлять примерно раз в месяц. Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу. Песни о животных: «Песня волка» (А. Рыбников — Ю. Михайлов) «Песенка про кузнечика» (В. Шаинский — Н. Носов) «Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) «Песня лисы» (И. Якушенко — М. Айзенберг) «Диалог волка и козлят» (А. Рыбников — Ю. Энтин) Песни о временах года: Зима — «Три белых коня» (Е. Крылатов — Л. Дербенев) Весна — «Крылатые качели» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) Лето — «Песенка о лете» (Е. Крылатов — Ю. Энтин) Осень — «Чему учат в школе» (В. Шаинский — М. Пляцковский) Сюжетно-ролевая игра «Больница»: «На прививку, третий класс!» (И. Матвеев — С. Михалков) Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: «На дачу» (С. Никитин — Ю. Мориц) Обратите внимание, какой творческий потенциал заложен в практически не задействованных программой детского сада песнях С. Никитина: · «Ваня-Пастушок», «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Пони», «Сон-кино» (стихи Ю. Мориц); · «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный пирог», «Врун», «Бульдог и таксик» (стихи Д. Хармса); · «Мохнатая азбука», «Жираф», «Шавка», «Лев» (стихи Б. Заходера); · «Шел трамвай десятый номер», «Дятлы», «Снег», «Под Новый год» (стихи С. Михалкова). Репертуар для самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности. Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства — опера и балет — интересны детям. Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка». В мировой музыкальной практике есть уникальный опыт развития специальных музыкальных театров для детей. Чувство чрезвычайной гордости можно испытывать за то, что создателем первого в мире такого театра является отечественный педагог, музыкант, режиссер — Н. И. Сац (см. приложение 9). Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Перечислим некоторые из них. Оперы: М. Красев. «Морозко» М. Коваль. «Волк и семеро козлят» Э. Колмановский. «Белоснежка и семь гномов» М. Раухвергер. «Красная Шапочка» Я. Солодухо. «Город мастеров» Т. Хренников. «Мальчик-великан» И. Морозов. «Золотой ключик» М. Минков. «Волшебная музыка» Э. Хагагортян. «Шапка с ушами» Г. Шедль. «Свинопас» Ш. Чалаев. «Джунгли» («Маугли») М. Зеленая. «Снова Винни-Пух» Балеты: Л. Половинкин. «Негритенок и обезьяна» И. Сац, М. Раухвергер. «Синяя птица» К. Дебюсси. «Ящик с игрушками» Е. Ларионова. «Комар и самовар» М. Раухвергер. «Колобок» Репертуар для самостоятельной музыкально-сочинительской деятельности. Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются: · яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность; · конкретность образа; выразительность образа. Для развития музыкальных (певческих и танцевальных) импровизаций можно рекомендовать следующие произведения. Программные произведения: Э. Григ. «Песня сторожа», «Танец эльфов», «Колыбельная», «Танец с прыжками», «Бабочка», «Одинокий странник», «Птичка», «Весной»; П. Чайковский. «Детский альбом»: «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармошке играет», «Нянина сказка», «Баба-яга», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»; П. Чайковский. «Времена года»: «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песнь косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки»; А. Вивальди. «Времена года»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; М. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»), «Старинный замок». Жанровые произведения: Э. Григ: «Ариетта», «Вальс», «Народная мелодия», «Мелодия», «Элегия», «Родная песня»; В. А. Моцарт. «Немецкие танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (фа мажор), № 3 (си-бемоль мажор), № 5 (соль мажор), № 8 (до мажор); А. Дворжак. «Славянские танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (ми минор), № 3 (ля мажор), № 7 (до мажор), № 8 (соль минор), № 10 (ми минор); И. Брамс. «Венгерские танцы»: № 1 (соль минор), № 5 (соль минор), № 6 (ре мажор), № 17 (фа минор), № 20 (ми минор). Детские песни: «Дружат дети всей земли». Музыка. Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова; «Будет горка во дворе». Музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко; «Яблонька». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Забилы; «Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели, слова С. Богомазова; «Наш огород». Музыка В. Витлина, слова А. Пассовой; «Прогулка». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой; «Деревца». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой. Этот, весьма примерный перечень музыкального материала, еще раз показывает широту возможностей подбора произведений в стимулировании музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста. § 27 Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста Данный параграф является еще одним подтверждением тезиса о том, что каждому виду музыкально-художественной деятельности присуще творческое начало. В связи с этим можно говорить о вариативных технологиях организации музыкальной деятельности дошкольников, которые инициируют и развивают субъектные проявления ребенка в музыкальном творчестве. Подчеркнем еще раз, что в процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства — творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.). Результатом реализации таких технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что, по мнению Н. А. Ветлугиной, является апофеозом музыкального развития в дошкольном детстве, одним из показателей его успешности. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 169—196, 200—206. Воспитываем дошкольников самостоятельными. — СПб., 2000. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989. — С. 205—233. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —С. 168—182. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1980. Семенова Т. С., Лукашевич Т. П. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // Новые исследования в психологии. — 1984. — № 2 (31). — С. 37—41. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 37—44. Теперь конкретизируем принципы, на которых базируются педагогические технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников. 1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-творческой деятельности. Этот принцип свидетельствует о том, что развитие детского музыкального творчества — процесс интересный и увлекательный прежде всего для самого ребенка, ведь создание чего-то нового — это большая ценность для детского сообщества. Для создания продукта деятельности необходимы знания, умения и определенное эмоционально-ценностное отношение. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы. 3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе музыкально-творческой деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в данной деятельности. 4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе, организации музыкально-творческой деятельности, означающий свободу ребенка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по ее ходу и результатам, 5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-творческой деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. Данный принцип также подразумевает содействие в развитии музыкального творчества, становлении креативности каждого ребенка. 6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка (в контексте проблем музыкального 7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки и исполнительства в развитии детского музыкального творчества, означающий, что именно эта цель преследуется воспитателем в процессе организации детского восприятия и исполнительской деятельности. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, пониманию (декодированию) его, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к нему, интерпретации и созданию новых музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности. 8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации детской музыкально-творческой деятельности, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для развития детского музыкального творчества. Данные критерии, их вариативность представлены в предыдущем параграфе данного раздела. 9. Принцип продуктивности музыкально-творческой деятельности дошкольников, означающий, что данный процесс имеет некий творческий продукт — относительно новый музыкальный образ, воплощенный ребенком в художественной деятельности. 10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития детского музыкального творчества в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать, отображать и создавать музыкальные образы. 11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкально-творческой деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкального творчества дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкально-творческой деятельности воспитанников. Рассмотрим некоторые технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников (на примере песенного творчества) с учетом выделенных принципов. Педагогическая технология развития песенного творчества старших дошкольников Цель: развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста. Этапы технологии 1 этап — ознакомление родителей и педагогов с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников. 2 этап — обогащение музыкального опыта детей. 3 этап — организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников. В ходе работы на 1-м этапе решается задача привлечения педагогов и родителей к содействию в обогащении песенного опыта детей. Так, с родителями можно провести беседу на тему «Наши музыкальные таланты», где будет рассказано о влиянии музыки на человека, и о том, что песенное творчество способствует гармоническому развитию личности. «Послушайте, — предлагает музыкальный педагог, — какие оригинальные песни сочинили ваши дети (родителям предоставляется возможность прослушать детские сочинения). Обратите внимание, какие же таланты — ваши малыши. Музыкальные умения детей станут намного совершеннее, если мы не позволим загасить искры их таланта». Такая беседа стимулирует родителей к содействию в развитии детского песенного творчества. Далее родители вместе с детьми приглашаются в город песен «Музыкальный Песенбург». Для этого в раздевалке группы на импровизированном стенде (это может быть ширма, изготовленная в виде паровозика и нескольких вагончиков) помещается информация, позволяющая оценить влияние музыкального искусства на становление детской личности, определить специфику детского песенного творчества. Здесь же вниманию родителей предложены задания, направленные на развитие песенного творчества их ребенка. Например, задание «Наш гимн» заключается в подборе родителями совместно с ребенком песни, которая может стать гимном семьи. Выбранные песни располагаются на стенде «гимнов» в группе детского сада. Выученная ребенком мелодия семейного гимна становится как бы пропуском в «страну музыки». В ходе работы на 2-м этапе решаются следующие задачи: · знакомство детей с песенным жанром; · введение песен в повседневную жизнь детей в детском саду; · обогащение музыкального уголка группы. Для решения первой задачи проводится серия вводных бесед с детьми на тему «Песня — лучший друг твой навсегда». Перед беседой звучит в записи песня Аркадия Островского на слова С. Острового «Песня остается с человеком». Приведем слова этой замечательной песни: Ночью звезды вдаль плывут по синим рекам, Утром звезды гаснут без следа, Только песня остается с человеком, Песня — лучший друг твой навсегда. Припев: Через годы, через расстояния, На любой дороге, в стороне любой Песне ты не скажешь: «До свидания», Песня не прощается с тобой. Наши песни носим в сердце с колыбели, С песней всюду вместе мы идем. Сколько песен мы любимым нашим спели! Сколько мы еще с тобой споем! Припев. В лютый холод песня нас с тобой согреет, В жаркий полдень будет как вода. Тот, кто песни петь и слушать не умеет, Тот не будет счастлив никогда. Припев. Содержание этой песни позволяет познакомить детей с песенным жанром, с потребностью человека в нем, отметить, что песня издавна сопровождает любую человеческую деятельность и может передавать отношения и чувства человека ко всему окружающему. Одна из бесед серии посвящена детскому песенному репертуару, в ходе которой воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что многие композиторы сочиняют песни специально для детей. Так появились детские песни: «Песенка мамонтенка» (В. Шаинский — Д. Непомнящая), «Мы — маленькие дети» (Е. Крылатов — Ю. Энтин), «Бабушка и внучек» (В. Шаинский — Э. Успенский). Дети слушают эти песни в записи. Затем воспитатель приглашает детей в «Музыкальный Песенбург» (осуществляется переход к решению второй задачи данного этапа технологии): «В музыкальном городе Песенбурге постоянно звучат песни. Они сопровождают нас всюду: и когда мы играем, и когда рисуем, и когда учимся, или моем руки, или собираемся ложиться спать». Для беседы подбираются песни, в которых отражается режим дня ребенка в детском саду (см. § 22). Репертуар песен следует обновлять примерно раз в месяц, учитывая освоенность детьми предложенного материала. Для решения 3-й задачи второго этапа в музыкальном уголке группы рекомендуется оформить выставку иллюстраций к детским песням, на которых изображены главные герои детских мультипликационных и художественных фильмов. Под иллюстрацией располагается текст песни. Желательно, чтобы шрифт был крупным, цветным. Подготовить фланелеграф по типу нотного стана и прилагающихся к нему нот, разбитых на ритмические группы. Фланелеграф может использоваться детьми в игровой деятельности, например в сюжетно-ролевой игре «Музыкальное занятие». В музыкальный уголок необходимо поместить синтезатор, с помощью которого можно разучивать с детьми простейшие песни или наигрывать им мелодии из детского репертуара. Важно разрешить детям пользоваться синтезатором, магнитофоном и кассетами с мелодиями тех песен, которые постоянно звучат в группе. Это — своего рода центр караоке, использование которого помогает заучиванию слов и мелодий. Дети должны уметь включать магнитофон, вставлять кассету и т.д. Для диагностики знаний детьми песен, используемых в этой части работы, воспитателям предлагается провести следующие музыкально-дидактические игры. «Угадай мелодию». Цель: развитие музыкально-слухового опыта. Игровой материал: магнитофон, кассета с музыкой известных детям песен, флажки, жетоны. Ход игры: у каждого играющего в руках флажок. Звучит музыка. Угадавший ее ребенок поднимает флажок. За правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот ребенок, который наберет больше жетонов. «Спой о том, что я делаю». Цель: закрепление представлений детей о содержании песен. Ход игры: воспитатель делит участников игры на две команды. Одна команда придумывает какую-нибудь деятельность и импровизирует ее. Другая команда должна угадать эту деятельность и постараться подобрать соответствующую ей песню. «Музыкальный магазин». Цель: закрепление умений и навыков пения. Игровой материал: проигрыватель с набором пластинок, на каждую пластинку должна быть наклеена картинка, отображающая содержание песни. Ход игры: из числа играющих выбирается продавец, который предлагает покупателям купить пластинку. Покупатель просит продавца дать ему прослушать мелодию. Продавец «ставит» пластинку, «включает» проигрыватель, т. е. сам исполняет песню. От выразительности исполнения песни, чистого ее звучания будет зависеть, понравится ли песня покупателю. «Волшебный волчок». Цель: закрепление песенного материала. Игровой материал: картонный круг, вдоль края которого наклеиваются иллюстрации к песням. В центре — вращающаяся стрелка. Ход игры: песня звучит в записи. Один из детей указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню, или говорит, из какого она мультфильма. Или: ведущий указывает стрелкой на картинку и дети поют песню, соответствующую содержанию картинки. «Музыкальная шкатулка». Цель: закрепление песенного материала. Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни). Ход игры: в шкатулку помещаются 5 — 6 карточек. Дети по очереди выбирают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. За правильным ответом следует исполнение песни (без музыкального сопровождения). Результатом работы на этом этапе будет свободное использование детьми предложенных песен, ориентирование в их содержании, понимание значения песен в жизни человека. 3-й этап технологии включает разнообразные игры и упражнения, развивающие песенное творчество детей, и предполагает решение следующих задач: · развитие творческих способностей и воображения дошкольников; · развитие музыкальных способностей и песенного творчества детей. Для решения 1-й задачи третьего этапа с детьми в свободное от занятий время проводятся следующие задания. Предложите ребенку прослушать любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности — это могут быть произведения А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского и М. Мусоргского. Затем происходит обсуждение прослушанного произведения: какой был характер музыки в начале, изменялся ли он, громкие или тихие звуки преобладали в музыке, грустная или веселая она была. Далее детям предлагается отразить свои впечатления в рисунке или сделать коллаж, аппликацию, вылепить что-нибудь из пластилина. В ходе выполнения задания звучит музыка. Слушая музыкальные произведения, ребенок чертит на листе бумаги разные линии, например плавные, волнообразные — под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые — под решительную; прерывистые — под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Упражнение «Времена года в цвете и музыке». Материал к упражнению: краски, кисточки и прямоугольники (по четыре вида на каждого ребенка). Ход упражнения: дети, слушая музыку из цикла «Времена года» А. Вивальди, закрашивают каждый имеющийся у них прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному фрагменту. Таким образом, прямоугольники получат свои названия: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Ребенок должен определить, какой прямоугольник к какой мелодии и к какому времени года относится. Упражнение «Что случилось?» Понадобятся: игрушечный грузовик, кукла и Буратино. Воспитатель представляет детям следующую картину: грузовик перевернут, кукла лежит на боку; чуть поодаль — Буратино с разведенными руками. Дети должны придумать объяснение этой истории: что было до аварии, почему она произошла, кто виноват, что было после, что надо сделать и т.д. Каждый ребенок должен взять в руки шумящий или звучащий инструмент. Воспитатель предлагает детям воспроизвести посредством звучания музыкальных инструментов (возможно — самодельных) отправление, прибытие и остановки поезда. Детям предлагается сочинить волшебную сказку. Начинает воспитатель. Его задача — остановиться на самом интересном месте, передав ребенку право продолжить сказку. По ходу выполнения задания воспитатель изменяет сюжет так, чтобы у детей была возможность полнее выразить свою фантазию. Для решения второй задачи воспитатель использует нетрудные задания музыкального характера в свободной деятельности детей. Предложите ребенку уложить куклу спать, напевая ей колыбельную «баю, баю»; затем на слог «ля» напойте любую другую мелодию, сопровождающую танец куклы. Дети запоминают четверостишие: Как на бережок Налетел снежок. И до леса и до речки Не видать дорог. Воспитатель пропевает его, но не до конца, предлагая детям допеть недостающие в конце звуки. Воспитатель произносит текст для импровизации, дети запоминают его наизусть, затем поют каждый свой вариант сочинения. Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии на данный текст, можно упростить задание, предлагая найти лишь мелодическое окончание: Мама Катеньку качала И, качая, напевала: А-а-а, а-а-а. Воспитатель просит ребенка повторить ритмический рисунок. Задания даются в постепенном усложнении. Ребенку необходимо запомнить и воспроизвести его с помощью любого музыкального инструмента. В дальнейшем ребенок может отразить услышанный ритм в мелодии собственного сочинения. Воспитатель исполняет какую-либо незатейливую песенку, последний звук которой «потерялся». Задача ребенка — завершить незаконченную мелодию необходимым тоническим звуком, найти «потерянный» звук. Предложенные на 3-м этапе технологии задания можно изменять, заменять, усложнять и варьировать. Важное условие — добровольное участие ребенка, поэтому оно должно предлагаться в игровой форме. Результатом работы на третьем этапе методического сопровождения будет являться умение детей правильно оценивать характер музыкальных произведений и соотносить их со своими творческими фантазиями; чистота интонирования в пении; правильность дыхания; тренировка голосового аппарата и становление других певческих навыков, а также интерес к музыкальным импровизациям. 4-й этап технологии связан с организацией самостоятельной деятельности детей в песенном творчестве. Этот этап предполагает проведение цикла занятий, направленных на создание детьми песен собственного сочинения. Занятие по музыкальному воспитанию. Тема «Мелодия моей песни». Музыкальный руководитель знакомит детей с традиционной структурой песни: запев + припев = куплет. Дошкольники упражняются в сочинении мелодий для своих будущих песен. Занятие по изобразительной деятельности (рисование). Тема «Название моей песни». Цель: настроить детей на обдумывание содержания будущей песни. Дети вспоминают несколько известных песен, их главных героев. Воспитатель объясняет, что название песни во многом определяет ее содержание. Далее дети рисуют образ будущей песни. Свой рисунок они выполняют на первой странице сложенного пополам белого листа формата А4, выбрав любое средство для изображения. В заключение они рассказывают о том, кто будет главным героем их песни, и какое у нее название. Занятие по изобразительной деятельности (аппликация). Тема «Ноты моей песни». Цель: сформировать у детей представление о музыкальном письме и об особенностях записи музыкальных произведений. Воспитатель говорит о том, что сочиненную композитором музыку может сыграть любой человек, который знаком с музыкальным письмом — нотами. Ноты — это буквы музыки, как алфавит — это буквы русского языка. Следует показать детям отдельные элементы нотного письма — ноты, ритмические длительности, паузы, нотный стан и другие музыкальные обозначения. Далее дети пробуют сконструировать свою мелодию, т. е. «пишут» музыку на готовом нотном стане, разлиненном на развороте того листа, который был использован на рисовании. Имея вырезанные ранее кружочки — ноты черного цвета, ребенок наклеивает их по образцу и по всем правилам музыки. В конце занятия дети объясняют, в каком направлении движется их музыка, грустная она или веселая и какой у нее характер. Серия занятий по развитию речи (1 — 2 занятия). Тема «Стихи моей песни». Цель: знакомство детей с законами стихосложения. В первой части занятия детям предлагают прослушать стихотворение, определить на его примере особенности рифмования. Дети тренируются в подборе рифмы, например: Бегемот, бегемот, Открывай пошире рот. Дождик песенку поет, Нас на улицу зовет. Далее воспитатель говорит о том, что любое стихотворение может стать песней, если подобрать к нему музыку. На следующем занятии воспитатель предлагает детям сочинить стихотворение (2 или 4 рифмованные строчки) для своих будущих песен. Для этого ребенку необходимо представить себе, о ком или о чем будет его песня, придумать главного героя песни, ее название, характер и попытаться сочинить на эту тему стихотворение. Воспитатель подписывает текст придуманного ребенком стихотворения под изображением нот. Итогом работы на последнем этапе является проведение музыкального досуга: «Я — композитор». Цель: вызвать у детей положительные эмоции, хорошее настроение и удовольствие от самостоятельного сочинения песен. На музыкальном досуге дети вместе с родителями приглашаются в «Музыкальный Песенбург», где будет звучать музыка, дети будут петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Однако при входе стоит контролер, который не пропустит посетителей, пока каждый из них не исполнит песню — гимн своей семьи. Когда же гости соберутся и все вместе споют замечательную детскую песню «Улыбка» (В. Шаинский — М. Пляцковский), им будет объявлено, что в «Музыкальном Песенбурге» сегодня особое торжество — день
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.017 с.) |